Политика безопасности современного государства (на примере Грузии)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 16:14, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ влияния внешних обстоятельств и угроз на формирование национальной политики современного государства.
Актуальность темы заключается в том, что неправильная политика безопасности государства в современных условиях может повлечь за собой разрушение складывающейся мировой системы, привести к региональным этническим конфликтам, разрушить демократическую систему ценностей и привести в конечном итоге к глобальной катастрофе или войне.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...2
Глава 1 Понятие безопасности, основные определения.
Безопасность личности, общества и государства………………………………….6
1.1. Личность, общество и государство…………………………………………….6
1.2. Факторы и угрозы безопасности……………………………………………...23
1.3 Национальная безопасность…………………………………………………...44
Глава 2. Обеспечение безопасности в системе
государственной политики…………………………………………………………60
2.1. Концепция национальной безопасности……………………………………...60
2.2.Вызовы и угрозы международной безопасности……………………………..67
2.3. Основные направления политики государства
по обеспечению безопасности……………………………………………………...72
2.4. Коллективные механизмы обеспечения безопасности:
механизмы обеспечения в прошлом и настоящем………………………………...85
Заключение
Безопасность Кавказа………………………………………………………………..97
Список Литературы………………………………………………………………...101

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 576.50 Кб (Скачать)

Безопасность личности, которая действует, как независимый актор составляет основу общества и государства, и является одним из главных, если не самым главным, аспектом в направлении политики безопасности государства. Этот факт доказывается тем, что современное вооружённое противостояние использует агрессию против личности для того, чтобы запугать общество. Это приводит к снижению эффективности управления и затормаживает все процессы развития во всех сферах государственной политики.

Если затрагивать тему угроз, то специфичными опасностями  для личности являются:

      • угроза безопасности близких людей
      • угроза безопасности продления рода
      • опасность негативного изменения естественной среды обитания
      • опасность изменения культурно-духовных основ развития личности
      • опасность потери достигнутого социального статуса
      • опасность нестабильности экономического положения
      • опасность введения в заблуждения с целью использования в антиобщественных и антигосударственных действиях, путём информационно-психологического давления
      • опасность давления со стороны других личностей и общества, по поводу расовой, национальной и религиозной принадлежности
      • опасность давления со стороны государства, по поводу политической, идеологической и мировоззренческой принадлежности
      • опасность физического воздействия, использование против личности различного вида методов, средств и оружия, а также уничтожения.
      • опасность здоровью

Остальные угрозы и опасности  следует рассматривать в соотношении  с опасностями угрожающими обществу и государству.

 

Безопасность  общества (социальная безопасность)

В научной литературе общество часто сравнивают с органической системой, в которой действуют  определённые законы, где происходят процессы самоорганизации и самоуправления. Однако в современном мире такого понимания общества недостаточно. Сегодня речь идёт о гражданском обществе, что предполагает высокий уровень ответственности общества перед личностью и государством. Демократические процессы и процессы развития невозможны без должной степени консолидации общества. Исаев отмечает, что первым признаком системы является наличие компонентов, то есть взаимосвязанных частей единого целого. (Политология Исаев СПб. 2005г. Международная политическая система гл.11 стр. 143).

 В этом определении можно усмотреть, что общество, как система может рассматриваться с точки зрения его компонентов, а также с точки зрения их взаимосвязей и взаимодействий.

Безопасность общества зависит не только от безопасности компонентов общественной системы (индивид, семья, малая группа, большая группа...), но также от безопасности связей и взаимодействий между ними. Например, общество, которое функционирует на территории Грузии в высокой степени фрагментировано, а связи между его составными частями фактически разрушены. Структура грузинского общества складывалась на протяжении тысячелетий, впитывая в себя обычаи разных культур, и сохраняя свою культуру. Это сопровождалось вливанием в грузинское общество других этнических групп, которые веками выстраивали свои связи с ним и стали одной из составляющей этого общества. Любое взаимодействие, прежде всего, строиться на основе взаимных интересов. Взаимодействие компонентов общества основано, на стремлении достичь приемлемого для развития и процветания уровня защищённости от любых угроз. Однако очень часто бывает, когда развитие и процветание одного компонента общества представляет угрозу для всего общества. В истории существует множество примеров, когда усиление и процветание одного социального слоя (воинства, дружины, элитарных кругов, дворянства, кулаки, буржуа ) приводило к ещё большему угнетению других слоёв (крестьян, ремесленников, подневольных). Это приводило к революциям и гражданским войнам.

В результате прогресса  и технологического развития индустриальных обществ в истории возникал феномен колонизации, когда одни общества порабощали другие общества и использовали территорию и ресурсы колонизированных обществ, для собственного развития. 

В современном мире, где восторжествовали демократические принципы очень  сложно восстанавливать историческую справедливость и сохранить должный уровень социальной безопасности, особенно в обществах с высокой степенью фрагментированности. Примером могут быть многодневные беспорядки во Франции, этнические войны на Балканах, Кавказе. В Грузии после обретения независимости в течение нескольких лет проходили разрушающие государство гражданские войны. Это произошло не столько по причине вмешательства иностранного государства и его военизированных структур, сколько по причине компактного проживания на территории Грузии представителей других этносов, в том числе и этносов соседних государств (азербайджанцев, армян, русских, северокавказских народностей). Это обстоятельство препятствовало обретению полноценного суверенитета грузинским государством. В современной истории есть ещё один пример трагичных последствий подобного фрагментирования общества это бывшая Югославия.

Череда бескровных революций  охвативших расколотые общества (Украина, Грузия) показывает значительный прогресс в уровне общественного развития, что может служить основой для дальнейшей общественной консолидации.

Примечателен и другой пример. Белорусское общество оказалось  высоко консолидированной системой, поэтому использование иностранными политическими и военными силами одного из его компонентов против всего общества для воздействия на государство трудно осуществимая задача. Именно эта особенность делает практически невозможным условия для «экспортации» революции.

Безопасность общества следует рассматривать с точки  зрения безопасности его компонентов и безопасности их связей и взаимодействий друг с другом. Компонентами грузинского общества являются:

        1. Личность
        2. Семья
        3. Малая группа (родственные связи, содружества, группы интересов, организации...)
        4. Большая группа (классифицируются по демографическим показателям, экономическому, социальному статусу, профессиональной деятельности)
        5. Этнические сообщества

В обществе, состоящем  из многочисленных сообществ объединённых по

национальной и расовой  принадлежности, существует опасность  создания автономных структур взаимодействий. Это значит, что этнические сообщества образуют аналогичную обществу систему компонентов, которая намеренно или непреднамеренно служит помехой для взаимодействия своих «автономных» компонентов с компонентами всего общества. Подобная «автономия» развивается и укрепляется в период слабости и неэффективности государственной политики и всей системы государственного управления. Нарушение взаимодействий между компонентами может привести к:

      • сепаратизму (если сложности проявляются на уровне этнических сообществ)
      • революциям и гражданским волнениям (если кризис взаимодействий касается широких масс и социальных слоёв)
      • росту преступности, репрессиям и проявлению терроризма (если есть кризис во взаимодействиях между личностью, семьёй или малой группы с остальными компонентами общества и государством)

Стоит отметить, что в современном  мире существуют не только внутренние взаимосвязи компонентов общества друг с другом, но и взаимодействия с другими обществами. Эти взаимодействия осуществляются на всех уровнях. Взаимодействие индивидов и семей происходит, благодаря туризму, глобальной сети интернет. Взаимодействие малых групп происходит в рамках экономической и политической активности. А взаимодействие  больших групп и общества в целом происходит посредством СМИ, государства (государственных организаций) и общественных неправительственных организаций в рамках и по поводу соблюдения и развития принципов международного права.

Подобные тесные взаимоотношения  между обществами и их составляющими  выходят за рамки термина международные отношения, которые предполагают наличие государства в качестве посредника. Такая ситуация несёт дополнительную угрозу обществу, в котором нарушена структура взаимодействия между её компонентами, так как деструктивное влияние извне может исходить не только от соседнего государства, но и от его многочисленных компонентов. В данном случае грузинскому обществу. Примером может служить вооружённое противостояние в Абхазии и в Цхинвальском регионе, где имела место поддержка со стороны этнических сообществ иностранного государства сепаратистских движений. Иностранное государство не смогло предотвратить подобное негативное взаимодействие между обществами независимых государств, и, более того, не несёт ответственность за это явление.

Сорокин П. в работе «Человек. Цивилизация. Общество» рассуждает: «Мы живём и действуем, когда  одна форма культуры и общества исчезает, а другая форма лишь проявляется. Кризис чрезвычаен в том смысле, что отмечен необычайным взрывом  войн и революций, анархий и кровопролитий, моральным, экономическим, интеллектуальным хаосом; возрождением отвратительной жестокости, временным разрушением малых и больших ценностей человечества; нищетой и страданием миллионов людей - потрясениями значительно большими, чем хаос и разложением обычного кризиса». (стр. 431-432)

Безопасность общества напрямую связана с безопасностью  личности, и обеспечение безопасности общества является одной из важных функций государства. Однако общество имеет свои механизмы обеспечения  безопасности. Признание того, что каждый компонент общества имеет свои отношения и систему взаимодействий с окружающим миром вынуждает признать и то, что каждый составляющий элемент общества способен как создавать опасность, так и защищаться от него.

Взаимодействия общественной системы происходят на определённых пространствах, которые пересекаются друг с другом. Ими являются:

        1. Культурно-социальное пространство
        2. Экономическое пространство
        3. Политическое пространство

В соответствии с этими пространствами можно определить, какие специфические угрозы воздействуют на общественную систему:

- на культурно-социальном пространстве обществу угрожает:

1. опасность потери  самобытности и традиций 

2. опасность замены  национальных ценностей другими  ценностями не свойственными  данной культуре, путём информационного давления (культурная экспансия)

3. опасность изменения  структуры общества, впоследствии  процессов миграции

4. опасность полной  потери культурной идентичности  путём вырождения (исчезновение  культуры)

5. опасность угрожающая  генофонду

- на экономическом  пространстве

1.опасность незаконного захвата одной группой общественных благ

2.опасность государственного неэффективного регулирования и его деструктивное вмешательство в экономику

3.опасность нестабильности  мировой рыночной системы и нехватка ресурсов (как правило, энергетических)

4.опасность стихийных бедствий и катастроф техногенного характера

- на политическом пространстве

1. опасность монополизации  власти

2. опасность неэффективного  саморегулирования (местное самоуправление)

3. опасность политического  влияния инородного общества  с целью 

проведения своей политики и влияния на государство 

Как уже было отмечено, одним из основополагающих компонентов  общества является человек, индивид, личность, права которого охраняются международным правом. В связи с этим необходимо упомянуть Европейскую Конвенцию о правах и основных свободах человека, вступившая в силу 1965 г., которая предусматривает защиту гражданских и политических прав. А также нужно отметить и Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах, которые включают также: право на достойную жизнь, право на отдых, право на участие в забастовке, право на образование и право на здоровые условия труда. Эта Конвенция существует в рамках Совета Европы, и ссылка на неё является актуальной не только потому, что Грузия ориентирована на интеграцию в Европейское содружество, а ещё и потому что раскрывает сущность социальных прав. Защита социальных, экономических, культурных и политических прав направлена на обеспечение безопасности общества. 

Безопасность  государства

В данной работе неоднократно отмечалась главенствующая роль государства в  обеспечении безопасности общества и личности. Это обстоятельство делает, иногда государство главной целью  для защиты в случаях всеобщего хаоса. На протяжении всей истории наблюдаются многочисленные примеры, когда для защиты государства заключались в тюрьмы и уничтожались личности, имеющие опасные для государства мысли и мнения. Для безопасности государства и режима переселялись и уничтожались целые народы. Как среди политиков, так и в научной среде ведутся споры в отношении того, когда следует считать такие исключительные меры для обеспечения безопасности государственного института оправданными, а когда это рассматривать как преступления против человечества. Как среди общественного мнения, так и в международном праве нет чёткого ответа на этот вопрос. В современной истории существуют разные подходы, которыми руководствуются в международных отношениях. Например, в случае, когда Сербское государство стремилось обеспечить свою безопасность (суверенитет и территориальную целостность), путём военной операции в автономной республике Косово, его попытки завершились разгромом войсками НАТО столицы сербского государства Белграда. А в случае с продолжительными военными действиями в связи с восстановлением конституционного строя в автономной Чеченской республике международного вмешательства, как это было в бывшей Югославии, не последовало. Это означает наличие разных ситуаций, при разрешении которых политики руководствуются индивидуальным подходом...

Информация о работе Политика безопасности современного государства (на примере Грузии)