Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 16:14, дипломная работа
Целью данной работы является анализ влияния внешних обстоятельств и угроз на формирование национальной политики современного государства.
Актуальность темы заключается в том, что неправильная политика безопасности государства в современных условиях может повлечь за собой разрушение складывающейся мировой системы, привести к региональным этническим конфликтам, разрушить демократическую систему ценностей и привести в конечном итоге к глобальной катастрофе или войне.
Введение……………………………………………………………………………...2
Глава 1 Понятие безопасности, основные определения.
Безопасность личности, общества и государства………………………………….6
1.1. Личность, общество и государство…………………………………………….6
1.2. Факторы и угрозы безопасности……………………………………………...23
1.3 Национальная безопасность…………………………………………………...44
Глава 2. Обеспечение безопасности в системе
государственной политики…………………………………………………………60
2.1. Концепция национальной безопасности……………………………………...60
2.2.Вызовы и угрозы международной безопасности……………………………..67
2.3. Основные направления политики государства
по обеспечению безопасности……………………………………………………...72
2.4. Коллективные механизмы обеспечения безопасности:
механизмы обеспечения в прошлом и настоящем………………………………...85
Заключение
Безопасность Кавказа………………………………………………………………..97
Список Литературы………………………………………………………………...101
Проводится модернизация инфраструктуры, вооружения и оптимизация численности вооружённых сил. Следует отметить, что военнослужащие Грузии принимали участие в операциях НАТО в Афганистане, ныне находятся с миротворческой миссией в Косово и Ираке.
Соответственно логике обретение государством социальной стабильности и достаточного уровня обороноспособности должны привести к экономической стабильности, однако для Грузии такой перспективы нет. Остро стоит вопрос об энергетической безопасности. Невозможно говорить ни о какой безопасности и развитии современного государства, если производственные мощности, государственные учреждения, больницы, техника и так далее не обеспечивается энергией и топливом.
В личной встрече с
главой департамента экономической
политики Министерства Экономического
Развития Грузии Георгий Нанобашвили,
я получил исчерпывающую
В Концепции Национальной Безопасности отмечается, что Грузия является частью энергетического коридора Запад-Восток и Север-Юг. Этот фактор имеет большое значение для политической независимости страны и для её экономического развития. Уже действуют нефтепроводы Баку-Суж и Баку Тбилиси-Джейхан, а газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум будет задействован в 2006 году. Грузия принимает активное участие в Европейском энергетическом проекте
Нельзя обойти вниманием глобальный кризис энергоресурсов, с которым столкнулось человечество. Цены на нефть с каждым днём увеличиваются. В связи с этим затраты на производство товаров увеличиваются, что приводит к увеличению себестоимости товаров и услуг как частных корпораций, так и государства. В свою очередь это увеличивает затраты на обслуживание общества, что повышает затраты любого гражданина в любом государстве. В результате, развитые государства, столкнувшиеся с таким кризисом, вынуждены больше уделять своей экономической системы и своим гражданам, что отвлечёт финансовый отток от международной системы и помощь развивающимся странам упадёт. Резкое падение уровня жизни и не способность государства справиться с мировым повышением цен вызовет волну недовольства на всех континентах, где только есть слабые в политическом, экономическом и социальном смысле государства. Кризис суверенитета и не способность международных организаций, по причине огромных затрат, обеспечить надлежащую военную поддержку, может вызвать волну войн. В подобном хаосе деструктивные силы могут воспользоваться ситуацией и проявления геноцида будут, безусловно, более острыми, чем когда-либо. В период современных международных отношений (системы) очень сложно решить любые межгосударственные проблемы без учёта всех сторон, включая международных организаций, поэтому будет иметь тенденция стремления быстро воспользоваться ситуацией пока не восстановлен мировой порядок.
Обретение «энергетической независимости» одно из условий экономической безопасности. Приоритетами политики экономической безопасности Грузии являются: учреждение макроэкономической стабильности путем улучшения бюджетной системы и налогового администрирования, адекватной денежно-кредитной политики, внедрения принципов расходования и эффективной службы государственных долгов.
Другим приоритетом экономической политики является развитие частного сектора и создания рабочих мест с помощью стабильности малого и среднего бизнеса и защиты, прав частного сектора. Проходят мероприятия по улучшение инвестиционного климата в секторе сельского хозяйства и развития земельного рынка; по созданию бизнес среды для развития традиционной и инновационной отраслей промышленности. Создаются условия для уменьшение социального и экономического неравновесия между регионами и столицей. Разрабатываются программы осуществления развития регионов и горной зоны
Особым направлением экономической политики является развитие и полная реализация туристического потенциала Грузии;
Главная надежда не только экономической, но и политической безопасности лежит в сфере развития рыночной инфраструктуры с помощью разработки и реализации транзитных, транспортных и коммуникационных потенциалов страны. Это обстоятельство будет способствовать интегрированию Грузии в глобальной экономике.
Процесс приватизации и
преследование по экономическим
преступлениям вызвали
Все достижения реформ: упрощение процедур регистрации, социально-экономические льготы, осуществление Программы экономического развития и снижения бедности, внедрение модернизированных методов планирования (BBD Basic Direction Document), которые являются весьма гибкими механизмами долгосрочного характера. По словам главы департамента экономической политики Министерства Экономического Развития Грузии Георгий Нанобашвили на данном этапе экономическая политика Грузии направлена:
Экономическая безопасность нации зависит не только от эффективности планирования и достаточности ресурсов, но и от деятельности других стран, которые являются акторами международной политики. От их дружественного или враждебного настроя может зависеть не только экономическая и политическая судьба такой страны как Грузия, но и стабильность всей глобальной системы.
Следующим направлением в национальной политике безопасности государства является информационная безопасность. Достоверность и своевременность подачи необходимой информации является одним из самых главных условий эффективного управления и адекватной системы принятия решений. Обоснованное понимание А. И. Соловьёвым механизма принятия решений, как своего рода многоуровневой конструкции «маятникого типа со смещающимся центром» обусловливают необходимость информированности ответственных за проведение политики национальной безопасности акторов. Характерные для современной Грузии условия способствуют переносу центра принятия решений за пределы национального государства. В ситуации потери контроля государством над своими территориями говорить только о военной интервенции крайне не профессионально. Если проследить и проанализировать сопутствующие грузинскому политическому и экономическому кризису составляющие, то можно ясно обозначить один весьма существенный момент, который позволил центру принятия решения и управления над регионами выйти за пределы Грузии. Этот момент разрыв поступления информации, и её последующая замена другим источником, который находится в другом государстве. Ещё один момент, связанный с опасностью использования информационного давления извне это возможность провоцирования разрыва взаимодействий между обществом и государством при помощи СМИ, которые действуют на территории национального государства, основываясь на принципах международного права
Следуя Концепции национальной безопасности, Грузия серьезное внимание уделяет обеспечению безопасности секретной информации, вопросам безопасности технологий секретной информации, создает соответствующую законодательную базу и инфраструктуру, которая необходима для улучшения технологии информации и охраны, хранения информации. При национальной безопасности создано агентство специальной государственной связи и информации, создается ситуационный центр, который будет способствовать бесперебойной подаче информации, межведомственной координации и координированному управлению кризисной и чрезвычайной ситуацией.
Экологическое направление политики безопасности ставит своей целью охрану безопасности населения и окружающей среды, которая заключается в осуществлении мероприятий против источников загрязнения, очищение территорий от остатков радиоактивных материалов и ракетного топлива. Также остро стоит вопрос об использовании в сельском хозяйстве пестицидов. Совсем недавно в отношениях между Грузией и Россией произошёл кризис по поводу некачественной грузинской продукции, которая поступала на российские рынки (вино, минеральная вода, цитрусовые, зелень). Подобные обстоятельства являются достаточно мощным стимулом для досрочного достижения целей программ в связи с поэтапным переходом к экологическим стандартам ОБСЕ и Евросоюза.
Охрана культурного наследия осознаётся как обязательное условие устойчивого развития и охраны безопасности. Оно характеризуется, заботой об архитектурных и ландшафтных памятниках, созданием соответствующих условий и гарантий охраны культурного наследия для проживания на ее территории национальных меньшинств. Особое внимание уделяется свободе вероисповедания и культурным связям. Недавно в Министерстве Юстиции была зарегистрирована общественное объединение «Рыцарей Чохоносцев», которые содействуют в поддержанию национальных обычаев и традиций.
Перечисленные направления политики по обеспечению национальной безопасности являются универсальными. Во многих концепциях они описываются с точки зрения особенностей того, или иного государства. Наряду с универсальными направлениями политики существуют и особенные. Для Грузии таким направлением является восстановление территориальной целостности. Не останавливаясь ни на истории, ни на причинах конфликта, информацию, о которых красочно и обоснованно мне предоставили сотрудники Департамента внешних отношений правительства Абхазии в изгнании, стоит отметить, что именно неурегулированность этой проблемы мешает не только проблеме восстановления территориальной целостности, но и любым попыткам правящей элиты преуспеть в каком либо из другом направлении политики национальной безопасности. Сотрудники Департамента отметили, что хоть раньше со стороны грузинского правительства не велась работа по консолидации с абхазским сообществом, то в настоящее время разрабатываются Концепции по совместным экономическим проектам реабилитации абхазского региона. В связи с этим направлением политики существуют многочисленные проблемы. Одной из самых важных проблем, является проблема беженцев. Антигосударственные и преступные режимы, захватившие власть в некоторых регионах Грузии угрожают смертью любому грузину, который решится возвратиться в тот двор и тот дом, где веками жили его предки. Монополизация данными режимами ресурсов территорий, захват средств передачи информации, антидемократическая пропаганда, формирование незаконных вооружённых формирований несут огромную угрозу не только взаимодействиям между всеми сообществами грузинского общества, но также как сообществам внутри национального государства, так и сообществам приграничных территорий. Более того, данная ситуация ведёт к региональной нестабильности и нарушению многовековых отношений между соседними государствами. Также эти преступные режимы являются угрозой для национальной безопасности других нерегиональных государств, так как территории и общества подконтрольные им являются «рынком и источником наёмников», готовых осуществлять преступные действия против личности, общества и государства любой нации. Данные территории являются «анклавами» транснациональных преступных и международных террористических организаций, в пределах которых происходит незаконная торговля оружием, наркотических средств, контрабанда, отмывание денег и производство фальшивых денег.
Для консолидации грузинского
общества некоторые неправительственные
организации в условиях невозможности
государственной поддержки
Резюме
Для того чтобы можно было перейти на заключительную часть дипломной работы и раскрыть некоторые аспекты коллективного механизма обеспечения безопасности на данном этапе важно расставить некоторые акценты изложенной выше информации. Подробное перечисление условий, свойств акторов, угроз, а также достаточно высокая доля детализации в объяснении терминов «нация», «национальные интересы», наряду с достаточно подробным изложением сущности концепции национальной безопасности Грузии необходимы для обоснования деятельности каждого актора в направлении своей собственной национальной безопасности. Грузинское общество имеет значительный потенциал, для восстановления своего высоко-духовного уровня. Оно должно способствовать, и способствует воспитанию личности, ориентированной на общечеловеческие ценности, которые присутствуют в любом обществе. А государство должно стремиться создать условия для реализации культурного и духовного потенциала общества, и интеллектуального и физического потенциала личности. Грузинская нация с её многовековой культурой, которую всегда характеризовало веротерпимость, уважение к человеческому достоинству, стремление к свободе и справедливости должна каждый раз доказывать и обосновывать своё существование присущей ей самопожертвовательностью. Стремление возродить страну должно исходить не только от правящей элиты, но от каждой личности, каждого сообщества. Восстановление доверия между грузинскими сообществами должно основываться на непоколебимой воле нации, исходящей из христианских принципов человеколюбия и смирения. Отношения с окружающими странами нужно строить на основах добрососедства и отзывчивости. А бороться с внешними угрозами нужно сообща, продуманно и стремительно. Следование грузинским народом подобным этим принципам обеспечивало покровительством всю страну на протяжении многих веков, и утрата нацией этих ценностей грозит его исчезновением.
В мире, где высока интенсивность межнационального взаимодействия и национальная безопасность зависит от добросовестного исполнения международных соглашений изоляция и отчуждённость нации невозможна. Под угрозой общих вызовов национальным безопасностям существует, как отмечает Прохожев «единственный разумный путь обеспечения внешней безопасности является достижение определённого баланса своих интересов и интересов других стран, определённого компромисса в рамках международной безопасности. Взаимодействие между государствами по поводу достижения компромисса формирует своего рода систему со своими компонентами, связями и средой». (под ред. Прохожев А.А. Общая теория национальной безопасности Москва 2002 стр. 36)
Информация о работе Политика безопасности современного государства (на примере Грузии)