Политика безопасности современного государства (на примере Грузии)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 16:14, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ влияния внешних обстоятельств и угроз на формирование национальной политики современного государства.
Актуальность темы заключается в том, что неправильная политика безопасности государства в современных условиях может повлечь за собой разрушение складывающейся мировой системы, привести к региональным этническим конфликтам, разрушить демократическую систему ценностей и привести в конечном итоге к глобальной катастрофе или войне.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...2
Глава 1 Понятие безопасности, основные определения.
Безопасность личности, общества и государства………………………………….6
1.1. Личность, общество и государство…………………………………………….6
1.2. Факторы и угрозы безопасности……………………………………………...23
1.3 Национальная безопасность…………………………………………………...44
Глава 2. Обеспечение безопасности в системе
государственной политики…………………………………………………………60
2.1. Концепция национальной безопасности……………………………………...60
2.2.Вызовы и угрозы международной безопасности……………………………..67
2.3. Основные направления политики государства
по обеспечению безопасности……………………………………………………...72
2.4. Коллективные механизмы обеспечения безопасности:
механизмы обеспечения в прошлом и настоящем………………………………...85
Заключение
Безопасность Кавказа………………………………………………………………..97
Список Литературы………………………………………………………………...101

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.doc

— 576.50 Кб (Скачать)

В Юридическом энциклопедическом словаре под редакцией Тихомирова (2002 г. Москва стр. 82) безопасность определяется, как состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера, предполагающие установление политической, экономической и социальной стабильности в государстве, безусловное исполнение законов и поддержание правопорядка, развитие международного сотрудничества на основе партнёрства.

В данном определении  предусматривается момент возможности  не совпадения интересов личности, общества и государства. Чтобы полностью раскрыть систему взаимодействия акторов и выявить факторы совпадения и противостояния их интересов, которые влияют на политику обеспечения безопасности, нужно:

      • во-первых, классифицировать виды акторов
      • во-вторых, определить сущность главных акторов
      • в-третьих, определить условия, в которых они находятся

 

Приведённая информация позволяет дать следующую классификацию  акторов, влияющих на состояние безопасности:

      • внутригосударственные (национальные) акторы
      • внешние акторы
      • акторы не действующие в пространстве функционирования международного права.

Внутригосударственные (национальные) акторы это:

      1. Постоянные акторы
      • индивид, личность
      • общество (семья, малые группы, большие группы)
      • государство (органы исполнительной, законодательной и судебной власти)
      1. Ситуативные акторы
      • группы интересов
      • содружества индивидов и личностей, действующих в рамках национального законодательства
      • содружества индивидов и личностей, действующих вне рамок национального законодательства
      • массовые выступления, митинги (общественное мнение)

Внешние акторы:

      1. Международные организации
      2. Государства (органы государственной власти)
      3. Иностранные и транснациональные экономические агенты
      4. Иностранные группы интересов
      5. Международные общественные объединения, физические и юридические лица

Акторы не действующие в пространстве функционирования международного права:

      1. Преступные международные группировки
      2. Террористические организации
      3. Антидемократические политические режимы
      4. Нелегальные переселенцы и иностранные граждане, осуществляющие антиконституционные действия 

Сущность главных акторов:

Индивид (от лат. Individuum — неделимое)

1) Человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт.

  2) Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.

(http://planey.ru/dic/ch/ch_1.htm)

Существование подобного актора обоснованно научным разделением в психолгии понимания особенностей и степени развития человеческого существа. В современной науке широко распространенна формула: «индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают». Из определения видно, что индивид, не приложивший никаких усилий для того, чтобы стать личностью, ею стать не сможет. А также можно уловить мысль о том, что только личность вследствие своего развития имеет ресурсы для того, чтобы достичь состояния индивидуальности, которое будет утрачено, если эти ресурсы иссякнут.

Индивидуальность  — человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомофизиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивида. (http://planey.ru/dic/ch/ch_1.htm)

Индивид является значительным элементом в политике безопасности государства, потому что речь в первую очередь идёт не столько о тех людях, которые не имеют интересов и существуют только для того, чтобы потреблять общественные продукты, сколько о тех, кто не в состоянии обеспечить себя ресурсами для становления личностью. Безусловно, речь идёт в первую очередь о новом поколении и о недееспособных членах сообщества. Безопасность и развитие индивида есть главная задача общества, а после осознания наличия естественных прав и развития либеральных идей в структурах государственного института, является одной из основных задач государства.

Естественное право  это понятие политической и правовой мысли, означающее

совокупность принципов  и прав, вытекающих из природы человека и

независимых от социальных, условий. Идея естественного права получила

развитие в античном мире (Аристотель, Цицерон). Особое социальное

значение естественное право приобрело в 17-18 вв. как идеология  борьбы буржуазии против абсолютизма. Развивалось в произведениях  Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро, А. Н. Радищева и др. (http://planey.ru/dic/ch/ch_1.htm)

Эти права даны каждому  человеку от природы и включают в  себя право на жизнь, свободу и  собственность или, как записано в Декларации прав человека и гражданина, принятой в 1791 году, право на свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. Традиции свободы, провозглашенные в Декларации, основаны на естественном праве, на здравом смысле, а не на исторических традициях и обычаях. И Декларация, и конституция США опираются на естественное право граждан менять или низлагать свое правительство и устанавливать те формы власти, которые им представляются наилучшими.

'Мы считаем очевидными  следующие истины: все люди сотворены  равными, и все они одарены  своим Создателем некоторыми  неотчуждаемыми правами, к числу  которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых. Если же данная форма правительства становится гибельной для этой цели, то народ имеет право изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и с такой организацией власти, какие, по мнению этого народа, всего более могут способствовать его безопасности и счастью''. (Декларация Прав Человека. Конституции и законодательные акты буржуазных государств  XVII-XIX вв. М., 1957. С.167-170.)

Личность:

1) человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности;

2) определяемое включенностью  в социальные связи системное  качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. (http://planey.ru/dic/ch/ch_1.htm)

Данное определение  переносит внимание на другие права  человека, которые он приобретает  в результате взаимодействия с обществом  и государством, по поводу осуществления своих социальных ролей. Личность действует в соответствии с определённой целью, индивидуальной тактикой и стратегией и может осуществлять самостоятельные взаимодействия с обществом и государством, отстаивать свои интересы или выступать в интересах других акторов. Личность может изменять не только групповые установки, но и общественные устои, традиции, более того личность может захватить власть как над обществом, так над государством. В связи с этим в истории есть многочисленные красочные примеры порабощения личностью целого общества и осуществления полного контроля над государством.

Также надо отметить, что  личность развивается в обществе. Взаимодействуя с окружающим миром, сталкиваясь с социальными проблемами, и используя общественные и государственные рычаги для выражения своего мнения, для достижения целей и справедливости, она в значительной мере обусловливает не только структуру общества и уровень его эффективности и развития, но и определяет направление государственной активности.

Общество это совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей и характеризующаяся устойчивостью и целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулируемостью и саморазвитием, достижением такого уровня культуры, когда появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей. Известный современный американский социолог Н.Смелзер определяет общество как "объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную (социально-культурную) идентичность". Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы, общности, семья, социальные нормы и ценности и другие.

В контексте темы данной работы, общество можно рассматривать  как систему взаимодействий многочисленных групп людей и личностей, объединённых общей идеей и обычаями. Внутри неё осуществляется процесс гармонизации своих (личных, групповых) интересов с общественными (то есть с общей идеей, ценностями, традициями, уставом, законом и так далее), для гарантии безопасности своего существования и достижения определённых целей.

В современном мире после  возникновения международного права  и процесса добровольного ограничения  государством своего суверенитета, общество, также как и личность, выходит  за рамки регулирования государства, а значит и снижается фактор территориальности, общей истории и культуры. Наглядный пример формирования американского общества, строительства европейского содружества, а также формирования новых международных, интернациональных сообществ показывает возможность возникновения глобального, мирового, единого общества, где региональные сообщества и общества национальных государств будут его составными частями.

Государство. В Юридической энциклопедии (отв. ред. Б.Н. Топорнин.-М., 2001) определяется как правовая форма политической организации общества. Государство представляет с собой сложный механизм, созданный обществом, для регулирования внутренних и внешних процессов, направленность действия, активность и эффективность которого зависит непосредственно от уровня духовного, интеллектуального и профессионального развития государственного служащего или другими словами от личности. Государство играет основополагающую роль в обеспечении безопасности и развития личности и общества; региональной и международной стабильности, а также своей собственной безопасности. Государство определяется наличием определённых признаков, которые отражены в учебнике Бабаева, где они перечислены в следующем порядке:

1.наличие публичной  власти располагающей специальным

аппаратом принуждения  и управления

2.территориальная организация  населения.

3.государственный суверенитет.

4.всеобщий характер  актов государства.

5.наличие государственной  казны, что связано с существованием  налогообложения и взиманием налогов.

( «Теория государства  и права» 2006 года стр. 55)

В современном мире можно  найти автократические и теократические режимы, монархии и олигархии и  другие, однако государство рассматривается  сквозь призму демократической формы  правления, где принято разделять законодательную, исполнительную и судебную ветвь власти. Государственный институт функционирует благодаря работе и взаимодействию органов выше обозначенных ветвей власти, из которых выделяют: Президент, Правительство, Парламент, Верховный Суд, Министерства. Остальные органы обеспечивают условия эффективной деятельности и полноценного исполнения функций всего государственного механизма. К функциям государства относятся:

Внутренние функции  государства:

1. Экономическая функция: законодательное регулирование

экономических процессов, хозяйственной жизни страны;

обеспечение условий  для развития всех форм собственности;

управление государственным  сектором экономики;

осуществление проектов и программ требующих больших

капитальных вложений и  исключительно важных для общества;

внешнеэкономическая деятельность государства.

2. Социальная функция: реализация положений о правах и

свободах граждан; борьба с безработицей; пенсионное

обеспечение; медицинское страхование; образование и др.

3. Экологическая функция: рациональное использование

природных ресурсов; охрана окружающей среды.

4. Налоговая функция: создание сбалансированного

цивилизованного рынка и развитие экономики, решение

общесоциальных задач  государства, укрепление

государственности и  содержание управленческого аппарата,

создание нормальных жизненных условий для населения  страны.

5. Функция охраны правопорядка, прав и свобод личности,

собственности.

6. Функция организации и развития образования, науки и

культуры.

7. Идеологическая функция.

Внешние функции государства:

1. Функция мирного  сотрудничества с государствами 

мирового сообщества.

2. Функция интеграции  в мировую экономику.

3. Функция обороны.

(Бабаев «теория  гос. и права» 2006 г. стр. 71-73)

 

Условия, определяющие политику безопасности государства:

Условия это совокупность обстоятельств, которые предопределяют действия субъекта, находящегося под их воздействием. Субъект, находящийся в определённых условиях либо старается приспособиться к ним, либо приспособить их, либо преодолеть их давление.

Информация о работе Политика безопасности современного государства (на примере Грузии)