Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 16:14, дипломная работа
Целью данной работы является анализ влияния внешних обстоятельств и угроз на формирование национальной политики современного государства.
Актуальность темы заключается в том, что неправильная политика безопасности государства в современных условиях может повлечь за собой разрушение складывающейся мировой системы, привести к региональным этническим конфликтам, разрушить демократическую систему ценностей и привести в конечном итоге к глобальной катастрофе или войне.
Введение……………………………………………………………………………...2
Глава 1 Понятие безопасности, основные определения.
Безопасность личности, общества и государства………………………………….6
1.1. Личность, общество и государство…………………………………………….6
1.2. Факторы и угрозы безопасности……………………………………………...23
1.3 Национальная безопасность…………………………………………………...44
Глава 2. Обеспечение безопасности в системе
государственной политики…………………………………………………………60
2.1. Концепция национальной безопасности……………………………………...60
2.2.Вызовы и угрозы международной безопасности……………………………..67
2.3. Основные направления политики государства
по обеспечению безопасности……………………………………………………...72
2.4. Коллективные механизмы обеспечения безопасности:
механизмы обеспечения в прошлом и настоящем………………………………...85
Заключение
Безопасность Кавказа………………………………………………………………..97
Список Литературы………………………………………………………………...101
В Юридическом энциклопедическом словаре под редакцией Тихомирова (2002 г. Москва стр. 82) безопасность определяется, как состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера, предполагающие установление политической, экономической и социальной стабильности в государстве, безусловное исполнение законов и поддержание правопорядка, развитие международного сотрудничества на основе партнёрства.
В данном определении предусматривается момент возможности не совпадения интересов личности, общества и государства. Чтобы полностью раскрыть систему взаимодействия акторов и выявить факторы совпадения и противостояния их интересов, которые влияют на политику обеспечения безопасности, нужно:
Приведённая информация позволяет дать следующую классификацию акторов, влияющих на состояние безопасности:
Внутригосударственные (национальные) акторы это:
Внешние акторы:
Акторы не действующие в пространстве функционирования международного права:
Сущность главных акторов:
Индивид (от лат. Individuum — неделимое)
1) Человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт.
2) Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.
(http://planey.ru/dic/ch/ch_1.
Существование подобного актора обоснованно научным разделением в психолгии понимания особенностей и степени развития человеческого существа. В современной науке широко распространенна формула: «индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают». Из определения видно, что индивид, не приложивший никаких усилий для того, чтобы стать личностью, ею стать не сможет. А также можно уловить мысль о том, что только личность вследствие своего развития имеет ресурсы для того, чтобы достичь состояния индивидуальности, которое будет утрачено, если эти ресурсы иссякнут.
Индивидуальность
— человек, характеризуемый со стороны
своих социально значимых отличий от других
людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость.
Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов,
качеств перцептивных процессов. Предпосылкой
формирования человеческой индивидуальности
служат анатомофизиологические задатки,
которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно
обусловленный характер, порождая широкую
вариативность проявлений индивида. (http://planey.ru/dic/ch/ch_1.
Индивид является значительным элементом в политике безопасности государства, потому что речь в первую очередь идёт не столько о тех людях, которые не имеют интересов и существуют только для того, чтобы потреблять общественные продукты, сколько о тех, кто не в состоянии обеспечить себя ресурсами для становления личностью. Безусловно, речь идёт в первую очередь о новом поколении и о недееспособных членах сообщества. Безопасность и развитие индивида есть главная задача общества, а после осознания наличия естественных прав и развития либеральных идей в структурах государственного института, является одной из основных задач государства.
Естественное право это понятие политической и правовой мысли, означающее
совокупность принципов и прав, вытекающих из природы человека и
независимых от социальных, условий. Идея естественного права получила
развитие в античном мире (Аристотель, Цицерон). Особое социальное
значение естественное
право приобрело в 17-18 вв. как идеология
борьбы буржуазии против абсолютизма.
Развивалось в произведениях
Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро,
А. Н. Радищева и др. (http://planey.ru/dic/ch/ch_1.
Эти права даны каждому человеку от природы и включают в себя право на жизнь, свободу и собственность или, как записано в Декларации прав человека и гражданина, принятой в 1791 году, право на свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. Традиции свободы, провозглашенные в Декларации, основаны на естественном праве, на здравом смысле, а не на исторических традициях и обычаях. И Декларация, и конституция США опираются на естественное право граждан менять или низлагать свое правительство и устанавливать те формы власти, которые им представляются наилучшими.
'Мы считаем очевидными
следующие истины: все люди сотворены
равными, и все они одарены
своим Создателем некоторыми
неотчуждаемыми правами, к
Личность:
1) человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности;
2) определяемое включенностью
в социальные связи системное
качество индивида, формирующееся в совместной деятельности
и общении. (http://planey.ru/dic/ch/ch_1.
Данное определение переносит внимание на другие права человека, которые он приобретает в результате взаимодействия с обществом и государством, по поводу осуществления своих социальных ролей. Личность действует в соответствии с определённой целью, индивидуальной тактикой и стратегией и может осуществлять самостоятельные взаимодействия с обществом и государством, отстаивать свои интересы или выступать в интересах других акторов. Личность может изменять не только групповые установки, но и общественные устои, традиции, более того личность может захватить власть как над обществом, так над государством. В связи с этим в истории есть многочисленные красочные примеры порабощения личностью целого общества и осуществления полного контроля над государством.
Также надо отметить, что
личность развивается в обществе.
Взаимодействуя с окружающим миром,
сталкиваясь с социальными
Общество это совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей и характеризующаяся устойчивостью и целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулируемостью и саморазвитием, достижением такого уровня культуры, когда появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей. Известный современный американский социолог Н.Смелзер определяет общество как "объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную (социально-культурную) идентичность". Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы, общности, семья, социальные нормы и ценности и другие.
В контексте темы данной работы, общество можно рассматривать как систему взаимодействий многочисленных групп людей и личностей, объединённых общей идеей и обычаями. Внутри неё осуществляется процесс гармонизации своих (личных, групповых) интересов с общественными (то есть с общей идеей, ценностями, традициями, уставом, законом и так далее), для гарантии безопасности своего существования и достижения определённых целей.
В современном мире после
возникновения международного права
и процесса добровольного ограничения
государством своего суверенитета, общество,
также как и личность, выходит
за рамки регулирования
Государство. В Юридической энциклопедии (отв. ред. Б.Н. Топорнин.-М., 2001) определяется как правовая форма политической организации общества. Государство представляет с собой сложный механизм, созданный обществом, для регулирования внутренних и внешних процессов, направленность действия, активность и эффективность которого зависит непосредственно от уровня духовного, интеллектуального и профессионального развития государственного служащего или другими словами от личности. Государство играет основополагающую роль в обеспечении безопасности и развития личности и общества; региональной и международной стабильности, а также своей собственной безопасности. Государство определяется наличием определённых признаков, которые отражены в учебнике Бабаева, где они перечислены в следующем порядке:
1.наличие публичной власти располагающей специальным
аппаратом принуждения и управления
2.территориальная организация населения.
3.государственный суверенитет.
4.всеобщий характер актов государства.
5.наличие государственной
казны, что связано с
( «Теория государства и права» 2006 года стр. 55)
В современном мире можно
найти автократические и
Внутренние функции государства:
1. Экономическая функция: законодательное регулирование
экономических процессов, хозяйственной жизни страны;
обеспечение условий для развития всех форм собственности;
управление государственным сектором экономики;
осуществление проектов и программ требующих больших
капитальных вложений и исключительно важных для общества;
внешнеэкономическая деятельность государства.
2. Социальная функция: реализация положений о правах и
свободах граждан; борьба с безработицей; пенсионное
обеспечение; медицинское страхование; образование и др.
3. Экологическая функция: рациональное использование
природных ресурсов; охрана окружающей среды.
4. Налоговая функция: создание сбалансированного
цивилизованного рынка и развитие экономики, решение
общесоциальных задач государства, укрепление
государственности и содержание управленческого аппарата,
создание нормальных
жизненных условий для
5. Функция охраны правопорядка, прав и свобод личности,
собственности.
6. Функция организации и развития образования, науки и
культуры.
7. Идеологическая функция.
Внешние функции государства:
1. Функция мирного
сотрудничества с
мирового сообщества.
2. Функция интеграции в мировую экономику.
3. Функция обороны.
(Бабаев «теория гос. и права» 2006 г. стр. 71-73)
Условия, определяющие политику безопасности государства:
Условия это совокупность обстоятельств, которые предопределяют действия субъекта, находящегося под их воздействием. Субъект, находящийся в определённых условиях либо старается приспособиться к ним, либо приспособить их, либо преодолеть их давление.
Информация о работе Политика безопасности современного государства (на примере Грузии)