Основы Кейс-метода

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 09:39, реферат

Описание работы

Речь идет о методе обучения, известном как кейс-метод (Case study) - метод анализа ситуаций. Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Как специфический метод обучения, применяется для решения свойственных ему образовательных задач. Основными проблемами кейс-метода являются технологизация и оптимизация, методологическое насыщение и применение в обучении различных типов и форм.
Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе.

Работа содержит 1 файл

Основы кейс-метода когда возник кейс-метод и как развивался.doc

— 663.00 Кб (Скачать)

На наш взгляд, цель любого обучения можно сформулировать таким образом: подготовка высококвалифицированного специалиста со знаниями, умениями и навыками, которые обеспечат нему конкурентоспособность на рынке труда.

Но для бизнес-образования этого  мало. Для менеджеров и предпринимателей важно не только умение определиться на рынке своего собственного труда, пройдя через специфическую, по сравнению с работниками других профессий, конкуренцию, но и завоевание некоторого рыночного сегмента для осуществления производственной, организационно-управленческой, финансово-экономической и коммерческой работы.

Деятельность современного предпринимателя является принципиально ситуационной, т.е. характеризуется тем, что определяется ситуациями, которые формируются и развиваются на рынке капитала, труда, товаров и услуг. Особенность этих ситуаций заключается не только в том, что они способны быстро изменяться под воздействием рыночной конъюнктуры, но и в том, что они характеризуются полиструктурностью и полифункциональностью, находятся в зависимости от активности действующих субъектов. Не менее важно и то, что для предпринимателя принципиально важны не только знания, но и ценности. Это точно подмечают П. Шеремета и Г. Канищенко, считая, что конечной целью бизнес-образования является трансформация знаний в систему ценностей, выработка необходимого отношения к миру, и естественного способа поведения в изменчивой среде, которая развивается в направлении глобализации.

Другой особенностью деятельности предпринимателя и менеджера  является высокая активность образа жизни. Наиболее успешные предприниматели  – это суперактивные люди, которые  отличаются не только высокой скоростью деловой жизни, но и ведением её на нескольких этажах, в нескольких системах, по нескольким векторам, что увеличивает роль таких методов обучения, которые приводят к ментальным переменам, активизируют жизнедеятельность обучаемых, повышают её эффективность. Конечно же, это невозможно достигнуть традиционными методами обучения, которые пока доминируют в украинском и российском бизнес-образовании.

Теперь можно сформулировать основные задачи бизнес-образования, которые  заключаются в следующем:

· Обретение студентами необходимого системного комплекса профессиональных знаний.

· Подготовка энергичных специалистов, ориентированных на успех.

· Поощрение конструктивного и  критического мышления.

· Ознакомление обучаемых с практической деятельностью предприятий.

· Получение студентами практических навыков (принятие решений, наблюдение, анализа ситуаций) и развитие способностей (лидерских, коммуникационных), которые  потребуются им в дальнейшей карьере.

· Наращивание и активизация  человеческого, интеллектуального и социального капиталов.

· Формирование системы профессиональных, общечеловеческих, моральных, культурных и иных ценностей.

Опыт и тенденции  развития применения кейс-метода в  бизнес-образовании (часть 2)

В бизнес-образовании используются следующие формы ситуационного обучения.

Кейс-метод органически вошел  в практику обучения современных  дисциплин, в частности «Менеджмента», «Управления персоналом», «Основ предпринимательской деятельности». Опыт преподавания подтверждает бесспорную целесообразность использования данного метода.

Следует, однако, подчеркнуть, что  использование кейса-метода в таком  объеме, как, например, в США (где 75% учебного материала подается путем анализа ситуаций), в нашей системе обучения невозможно по ряду причин. Основной из них есть необходимость корректирования учебных программ и педагогической нагрузки. Поэтому кейс-метод используется пока лишь по отдельным темам курсов.

Вместе с тем применение кейс-метода в бизнес-образовании обнаружило определенные особенности и проблемы, а именно:

1. Развитие бизес-образования осуществляется  стихийно, без какой-либо стратегии,  важной составляющей которой  должна быть концепция методических  предпочтений. В этой концепции необходимо обосновать возможности и направления интерактивных методов обучения и в том числе кейс-метода. Этот метод довольно часто выступает как представитель методической контркультуры, а преподаватель считается сумасшедшим инициатором, который нарушает нормативы обучения и мешает учиться студентам.

2. Кейс-метод должен органически  согласовываться с общей методикой  преподавания. И самое главное  в том, что он должен иметь  легитимный статус в учебном  процессе.

3. Чрезвычайно полезными являются использование сквозных, интегративных кейсов, которые охватывают ряд тем учебной дисциплины. Объемные кейсы, предусматривающие заблаговременную подготовку преподавателя и студентов, целесообразно объединять с мини-ситуациями, которые следует использовать постоянно: в каждой лекции, на каждом практическом занятии. Привлекательность мини-ситуаций состоит в том, что они всегда не запланированы, рождаются на глазах у студентов, а часто – самыми студентами. Любой вопрос преподавателя, реплика или воспоминание могут привести к созданию своеобразного мини-куйса. Опыт показывает, что на экзаменах студенты (практически все!) скорее вспоминают эти мини-ситуации, чем учебные вопросы.

4. Важным требованием должно  быть следующее: кейса-метод может  оказывать содействие углублению и лучшему усвоению учебного материала. Кейс – этот всегда подарок, который преподаватель дарит студентам и себе. Тем не менее, есть опасность получить от студентов восхищение подарком и превратить проведение кейсов в самоцель. Кейс теряет свою целесообразность, если отвлекается от программы, выпадает из логики курса. Если студенты просто «поиграли» и даже не поняли, зачем был нужный кейс, какую часть материала они усвоили глубже, какие навыки приобрели, то кейс останется яркой, но бессмысленной игрушкой. Поэтому «золотым правилом» будет вывод: достигает ли кейс учебных целей?

Кейс-метод – типичная именно для  американского бизнеса-образования  учебная методика. В связи с  этим целесообразно привести некоторые  общие замечания относительно особенностей условий поставторитарных стран, которые могут иметь влияние если не на процесс внедрения новых методик, то, по крайней мере, на бизнес-образование в целом.

1. Россия и Украина традиционно  является странами, где ощущается  довольно значительное влияние разнообразных государственных учреждений на экономические процессы. Экономика этих стран представляет собой по сути дела институциональную экономику. Правое поле еще не прочно. Поэтому предпринимательство на постсоветском пространстве – деятельность на собственный страх и риск. И сегодня, и завтра, и в долгосрочной перспективе государство будет иметь влияние на экономику в таких масштабах, которых никогда не знала экономика, например, США. Поэтому рациональные ситуации и их решения из управления бизнесом у нас часто бывают непохожими на решения в аналогичных ситуациях в тех же США.

2. Нельзя недооценивать сложность  процесса становления менеджмента  как системы знания. Это точно  отмечают И.И. Тимошенко и А.С.  Соснин: «К сожалению, ряд ученых  и практиков Украины в сфере управления пошли по упрощённому пути. Они просто поменяли термины, понятия и сущность теории и практики управления, существовавшие у нас ранее, на термин «менеджмент», совершенно не осмыслив, что менеджмент – это одно из направлений общей науки – теории управления, которое совершенно отличается от существовавшей в нашей стране ранее. В менеджменте своя философия, своя технология, принципы, методы, средства, которые значительно отличаются от прошлых теорий и практик управления».

3. Довольно распространенное мнение, которое вскоре во всем мире воцарится один тип бизнеса – американский. Это мнение, кстати, является своеобразным отображением идеологии процесса глобализации на современном этапе. Но есть и другая мысль. Украинский или российский бизнес никогда не станет полностью похожим на американский. От национальной специфики, как доказывает история, уйти никогда не удается без потерь для общества. Можно согласиться с точкой зрения о том, что «освоить и внедрить менеджмент сходу и с чужого плеча очень трудно и это многим не удается сделать» [там же]. Национальный бизнес формируется очень медленно, сталкиваясь с целым комплексом проблем: значительное господство административно-командной системы в государственном секторе, высокий возраст руководителей, склонных к авторитарному стилю управления, поверхностное восприятие ими зарубежного менеджмента, реальные препятствия для карьеры молодых специалистов и менеджеров.

4. Национальное бизнес-образование  сосредоточено преимущественно  в высших учебных заведениях как государственной, так и негосударственной формы собственности. Абсолютное большинство этих учреждений проводит образовательную деятельность в рамках регламентированной правительством программы подготовки специалистов с высшим образованием по бизнес-специальностям (менеджмент, маркетинг, управленческий учет и т.п.). Этой программой предусмотрен довольно жесткий учебный план. Учебные заведения имеют ограниченные права и возможности относительно формирования образовательных параметров. Если учебное заведение захочет большей свободы в этих вопросах, его может не аккредитовать Министерство образования и, соответственно, оно не будет иметь права выдавать государственные дипломы. В Украине престижность диплома определяется не на основе конкуренции между высшими учебными заведениями - решающее значение имеют гарантии государства в виде диплома государственного образца. Это – правило. Из него есть, конечно, исключения, но незначительные.

5. Значительное количество преподавателей  менеджмента и маркетинга – бывшие преподаватели технических дисциплин. Они имеют высокий уровень квалификации, хорошую научную подготовку, но, в некоторой мере, критические подходы и к преподаванию, и к видению курсов бизнеса в целом. И это не вредит преподаванию деловых дисциплин, а, наоборот, привносит четкую научную ориентированность и исследовательскую скрупулезность. В данном случае кейс-метод хорошо послужит полной реализации потенциала этой категории преподавателей. Гораздо хуже, если преподают бизнес-дисциплины преподаватели - выходцы из марксистско-ленинских учебных предметов: истории КПСС, научного коммунизма и политэкономии. Далеко не все из них способны к мировоззренческим переменам, смене своего мировоззрения как относительно содержания, так и особенно методов преподавания.

6. Есть определенные трудности,  связанные с написанием кейсов  на базе отечественного материала.  Сам отечественный материал очень  неустойчив, поскольку отражает  не столько рыночную, сколько  переходную к рыночной экономику.  Это создает значительные трудности для создания «долгоиграющих» кейсов, которые можно было бы применять в течение нескольких лет, постоянно методически совершенствуя их содержание. Кроме того, существенно мешает конструированию кейсов нежелание руководителей и собственников предприятий в ряде случаев предоставлять фактический материал для их написания. Это приводит к тому, что нередко называют кейсом то, что на самом деле им не является, а представляет собой некоторую умозрительную модель предприятия.

Опыт и тенденции  развития применения кейс-метода в бизнес-образовании (часть 3)

Особенно ценным на современном  этапе качеством менеджера является владение методами анализа информации, инновационным подходом к технологиям, современными принципами управления, ориентацией на оптимизацию структур управления, приемами повышения эффективности функционирования организации, а также накопления и реализации человеческого капитала. Важен не только сам факт наличия этих качеств, но и уровень их сложности. Например, владение анализом предполагает его системность, объективность, конкретность, количественную определенность, сопоставимость показателей; владение множеством конкретных методов анализа; понимание конкретных задач; и, самое главное, умение использовать результаты анализа в практической деятельности.

Отсюда можно выделить основные темы кейсов, которые могут помочь, на наш взгляд, формированию выделенных качеств:

1. Поведение менеджера в условиях  изменяющейся рыночной конъюнктуры. 

2. Кейсы в концептуальных границах  антикризисного управления и антикризисного менеджмента.

3. Конфликты в организации и  внешней среде. 

4. Инновационные процессы и их  осуществление. 

5. Реализация человеческого капитала.

6. Процессы структурно-функциональной  оптимизации. 

7. Принятие управленческих решений  в условиях неопределенности.

8. Особенности деятельности менеджера  в условиях переходной экономики. 

9. Деятельность менеджера в конкретных  и весьма специфических сферах (производство, сбыт, финансы, торговля, сфера услуг, социальная защита  и рекреация и т.п.).

10. Кейсы по составным элементам  совокупной деятельности менеджера  (управление, контроль, организация,  работа с персоналом и т.п.).

Следует обратить внимание и на то обстоятельство, что важными характеристиками современного менеджера являются его  моральные, ценностные, мировоззренческие характеристики, которые в условиях использования технологий человеческого и интеллектуального капитала все сильнее «впрессовываются» в профессионализм. Поэтому особую ценность в бизнес-образовании приобретают не узкопрофессиональные кейсы, а те, которые воздействуют на морально-психологическую структуру личности, вырабатывают навыки поведения в усиливающейся динамике коммуникаций, роста различных нагрузок.

Образ жизни современного успешного  предпринимателя столь сложен и ситуативен, что требует специального освоения. Это особенно важно потому, что традиция образа жизни предпринимателя оказалась в бывших социалистических странах прерванной. По сути дела, с нуля начали формироваться его стандарты, ценности, мотивы и установки. Специфика условий исторического развития такова, что происходит медленное становление предпринимательской этики, в обществе утверждается далеко не веберовский тип рационального и морального предпринимателя. Отсюда следует, что воспитательная составляющая кейсов в бизнес-образовании, по всей видимости, даже более значима, чем их обучающее воздействие.

Информация о работе Основы Кейс-метода