Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 09:39, реферат
Речь идет о методе обучения, известном как кейс-метод (Case study) - метод анализа ситуаций. Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Как специфический метод обучения, применяется для решения свойственных ему образовательных задач. Основными проблемами кейс-метода являются технологизация и оптимизация, методологическое насыщение и применение в обучении различных типов и форм.
Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе.
На наш взгляд, цель любого обучения можно сформулировать таким образом: подготовка высококвалифицированного специалиста со знаниями, умениями и навыками, которые обеспечат нему конкурентоспособность на рынке труда.
Но для бизнес-образования
Деятельность современного предпринимателя является принципиально ситуационной, т.е. характеризуется тем, что определяется ситуациями, которые формируются и развиваются на рынке капитала, труда, товаров и услуг. Особенность этих ситуаций заключается не только в том, что они способны быстро изменяться под воздействием рыночной конъюнктуры, но и в том, что они характеризуются полиструктурностью и полифункциональностью, находятся в зависимости от активности действующих субъектов. Не менее важно и то, что для предпринимателя принципиально важны не только знания, но и ценности. Это точно подмечают П. Шеремета и Г. Канищенко, считая, что конечной целью бизнес-образования является трансформация знаний в систему ценностей, выработка необходимого отношения к миру, и естественного способа поведения в изменчивой среде, которая развивается в направлении глобализации.
Другой особенностью деятельности предпринимателя и менеджера является высокая активность образа жизни. Наиболее успешные предприниматели – это суперактивные люди, которые отличаются не только высокой скоростью деловой жизни, но и ведением её на нескольких этажах, в нескольких системах, по нескольким векторам, что увеличивает роль таких методов обучения, которые приводят к ментальным переменам, активизируют жизнедеятельность обучаемых, повышают её эффективность. Конечно же, это невозможно достигнуть традиционными методами обучения, которые пока доминируют в украинском и российском бизнес-образовании.
Теперь можно сформулировать основные задачи бизнес-образования, которые заключаются в следующем:
· Обретение студентами необходимого системного комплекса профессиональных знаний.
· Подготовка энергичных специалистов, ориентированных на успех.
· Поощрение конструктивного и критического мышления.
· Ознакомление обучаемых с практической деятельностью предприятий.
· Получение студентами практических навыков (принятие решений, наблюдение, анализа ситуаций) и развитие способностей (лидерских, коммуникационных), которые потребуются им в дальнейшей карьере.
· Наращивание и активизация человеческого, интеллектуального и социального капиталов.
· Формирование системы профессиональных, общечеловеческих, моральных, культурных и иных ценностей.
Опыт и тенденции развития применения кейс-метода в бизнес-образовании (часть 2)
В бизнес-образовании
Кейс-метод органически вошел в практику обучения современных дисциплин, в частности «Менеджмента», «Управления персоналом», «Основ предпринимательской деятельности». Опыт преподавания подтверждает бесспорную целесообразность использования данного метода.
Следует, однако, подчеркнуть, что использование кейса-метода в таком объеме, как, например, в США (где 75% учебного материала подается путем анализа ситуаций), в нашей системе обучения невозможно по ряду причин. Основной из них есть необходимость корректирования учебных программ и педагогической нагрузки. Поэтому кейс-метод используется пока лишь по отдельным темам курсов.
Вместе с тем применение кейс-метода в бизнес-образовании обнаружило определенные особенности и проблемы, а именно:
1. Развитие бизес-образования
2. Кейс-метод должен органически
согласовываться с общей
3. Чрезвычайно полезными являются использование сквозных, интегративных кейсов, которые охватывают ряд тем учебной дисциплины. Объемные кейсы, предусматривающие заблаговременную подготовку преподавателя и студентов, целесообразно объединять с мини-ситуациями, которые следует использовать постоянно: в каждой лекции, на каждом практическом занятии. Привлекательность мини-ситуаций состоит в том, что они всегда не запланированы, рождаются на глазах у студентов, а часто – самыми студентами. Любой вопрос преподавателя, реплика или воспоминание могут привести к созданию своеобразного мини-куйса. Опыт показывает, что на экзаменах студенты (практически все!) скорее вспоминают эти мини-ситуации, чем учебные вопросы.
4. Важным требованием должно
быть следующее: кейса-метод
Кейс-метод – типичная именно для
американского бизнеса-
1. Россия и Украина традиционно является странами, где ощущается довольно значительное влияние разнообразных государственных учреждений на экономические процессы. Экономика этих стран представляет собой по сути дела институциональную экономику. Правое поле еще не прочно. Поэтому предпринимательство на постсоветском пространстве – деятельность на собственный страх и риск. И сегодня, и завтра, и в долгосрочной перспективе государство будет иметь влияние на экономику в таких масштабах, которых никогда не знала экономика, например, США. Поэтому рациональные ситуации и их решения из управления бизнесом у нас часто бывают непохожими на решения в аналогичных ситуациях в тех же США.
2. Нельзя недооценивать
3. Довольно распространенное мнение, которое вскоре во всем мире воцарится один тип бизнеса – американский. Это мнение, кстати, является своеобразным отображением идеологии процесса глобализации на современном этапе. Но есть и другая мысль. Украинский или российский бизнес никогда не станет полностью похожим на американский. От национальной специфики, как доказывает история, уйти никогда не удается без потерь для общества. Можно согласиться с точкой зрения о том, что «освоить и внедрить менеджмент сходу и с чужого плеча очень трудно и это многим не удается сделать» [там же]. Национальный бизнес формируется очень медленно, сталкиваясь с целым комплексом проблем: значительное господство административно-командной системы в государственном секторе, высокий возраст руководителей, склонных к авторитарному стилю управления, поверхностное восприятие ими зарубежного менеджмента, реальные препятствия для карьеры молодых специалистов и менеджеров.
4. Национальное бизнес-
5. Значительное количество
6. Есть определенные трудности,
связанные с написанием кейсов
на базе отечественного
Опыт и тенденции развития применения кейс-метода в бизнес-образовании (часть 3)
Особенно ценным на современном
этапе качеством менеджера
Отсюда можно выделить основные темы кейсов, которые могут помочь, на наш взгляд, формированию выделенных качеств:
1. Поведение менеджера в
2. Кейсы в концептуальных
3. Конфликты в организации и внешней среде.
4. Инновационные процессы и их осуществление.
5. Реализация человеческого
6. Процессы структурно-
7. Принятие управленческих
8. Особенности деятельности
9. Деятельность менеджера в
10. Кейсы по составным элементам
совокупной деятельности
Следует обратить внимание и на то обстоятельство, что важными характеристиками современного менеджера являются его моральные, ценностные, мировоззренческие характеристики, которые в условиях использования технологий человеческого и интеллектуального капитала все сильнее «впрессовываются» в профессионализм. Поэтому особую ценность в бизнес-образовании приобретают не узкопрофессиональные кейсы, а те, которые воздействуют на морально-психологическую структуру личности, вырабатывают навыки поведения в усиливающейся динамике коммуникаций, роста различных нагрузок.
Образ жизни современного успешного предпринимателя столь сложен и ситуативен, что требует специального освоения. Это особенно важно потому, что традиция образа жизни предпринимателя оказалась в бывших социалистических странах прерванной. По сути дела, с нуля начали формироваться его стандарты, ценности, мотивы и установки. Специфика условий исторического развития такова, что происходит медленное становление предпринимательской этики, в обществе утверждается далеко не веберовский тип рационального и морального предпринимателя. Отсюда следует, что воспитательная составляющая кейсов в бизнес-образовании, по всей видимости, даже более значима, чем их обучающее воздействие.