Основы Кейс-метода

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 09:39, реферат

Описание работы

Речь идет о методе обучения, известном как кейс-метод (Case study) - метод анализа ситуаций. Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Как специфический метод обучения, применяется для решения свойственных ему образовательных задач. Основными проблемами кейс-метода являются технологизация и оптимизация, методологическое насыщение и применение в обучении различных типов и форм.
Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе.

Работа содержит 1 файл

Основы кейс-метода когда возник кейс-метод и как развивался.doc

— 663.00 Кб (Скачать)

«Ситуации учителя», среди  которых выделяются ситуации по оценке поведения учащихся и ситуации выбора варианта поведения, используются для обучения будущих педагогов. Что касается «ситуаций учащихся», то они применяются учителями в учебно-воспитательном процессе. При этом учителя моделируют отношения между самими учащимися, их отношения к родителям и отношения к другим людям. Наконец, смешанные ситуации включают отношения между учителями и учащимися, а также отношения между учителями, учащимися и другими людьми.

С точки зрения содержания мир педагогических ситуаций очень многообразен. К наиболее интересным среди них относятся такие:

- ситуации создания успеха и  обеспечения роста достижений; самооценки; самокритики и самосозерцания;

- ситуации выдержки и проявления  вежливости в отношениях, пренебрежения  и неуважения других;

- ситуации выбора профессии;  стимулирования к самостоятельным суждениям и оценкам; стимулирования самостоятельности в разрешении конфликта; воспитания самостоятельности принятия решений; стимулирования к самовоспитанию; стимулирования ко лжи; соперничества;

- ситуации выбора наиболее преемлемого варианта действия и др.

Рассмотрим ситуацию создания успеха и обеспечения роста достижений, которую приводят А.А. Реан, Н.В. Боровская  и С.И. Розум в своем учебнике «Педагогика и психология»:

«Однажды из всех желающих пойти  ответить по карте географ Олег Иванович выбрал Кузина Мишу. Ученик был мальчиком старательным, но не всегда успевал хорошо приготовиться к уроку. К тому же был неповоротлив, неуклюж и мешковат...

Вопрос ему учитель задал  нетрудный: найти на карте Австралию. Услышав, что его вызывают, Миша так растерялся, что еле-еле встал из-за стола. Робко подойдя к столу учителя, он виновато поглядел на него и повернулся к карте.

Учитель, видя его состояние, подошел  к нему, положил руку на плечо  и ласково произнес:

«Не волнуйся, все будет хорошо. Вот указка, начинай смелее! Ты же знаешь...», — Олег Иванович старался внушить подростку уверенность.

Кузин медленно направился к карте. Но вместо Восточного полушария... он оказался у Западного. В классе нарастал шум.

«Минуточку, друзья, не будем мешать человеку, — сказал учитель. — Миша сейчас сам разберется. Только, пожалуйста, спокойнее...»

Но Кузин стоял на прежнем  месте. С ним явно происходило  что-то неладное. Потом мальчик будет  клясться и божиться, что он видел  на карте не два, а одно полушарие...

Между тем Олег Иванович вел себя выдержанно. Другой бы на его месте  сделал бы за время этой нелепой  сцены не одно замечание, кое на кого прикрикнул бы и посадил Мишу на место. Но лицо учителя было по-прежнему спокойным, взгляд внимательным, но не строгим.

Успокоив класс жестом, он подозвал к себе Мишу и сказал:

«Такие случаи бывают, Миша. Человек  хочет рассказать очень важное, он хорошо подготовлен, но ему что-то мешает, скорее всего, волнение. Такое случалось  даже со знаменитыми артистами: зная наизусть роль, они, едва выйдя на сцену, почему-то ее забывали, и положение спасал только суфлер... Пойдем к карте и хорошо подумаем...»

Взяв мальчика за руку, Олег Иванович подвел его к карте полушарий  и сказал:

«Ответь-ка сначала, сколько полушарий? Ты же это наверняка знаешь...»

«Два — Западное и Восточное», — ответил Кузин.

«Вот видишь, хорошо! Я не сомневался, что ты ответишь. А теперь вспомни, в каком полушарии больше частей света?» 

«В Восточном полушарии», — сказал Миша.

«Правильно. Подумай теперь, где нам искать Австралию? К какому из полушарий нужно подойти?»

Как впоследствии признавался Миша, только после этих слов перед глазами  у него появились два круга, раскрашенных разными цветами, выплыла зеленая  Австралия, которую он безуспешно искал  в Западном полушарии.

И тут Кузин заговорил, заговорил  как никогда бойко и уверенно... Олег Иванович, не двигаясь с места  до конца ответа, чтобы не отвлечь  его и не помешать, слушал Мишу с  большим вниманием. Он не скрывал  своей радости за успех Миши. Когда  ученик закончил свой рассказ, Олег Иванович громко сказал:

«Молодец! Вот умница! Ты же все  отлично знаешь, даже больше, чем  написано в учебнике. Спасибо за ответ!» 

Миша, раскрасневшийся, счастливый, смущенно глядел на носки своих ботинок. На перемене он ходил по коридору настоящим героем.

Вопросы и задания:

1. Опишите состояние школьника  в данной ситуации.

2. Дайте мотивированную оценку  характера взаимодействия педагога  со школьником.

3. Зависит ли манера поведения  и стиль отношений педагога  от его возраста и стажа работы? Дайте аргументированный ответ.

4. Какое влияние на учеников  класса может оказать такой  стиль деятельности педагога?». 

Данная ситуация представляет собой  модель такого поведения учителя, которое  обеспечивает «сотворение» школьнику  успеха, выступающего двигательной силой развития личности. Модель носит демонстративный характер и в обучении она выступает предметом поиска ответов на сформулированные вопросы и выполнения предлагаемых заданий.

Гуманитарное  образование как сфера применения кейс-метода (часть 2)

Благодатным полем ситуационного  обучения выступают науки об обществе: философия, социология, политология  и история.

Изучение философии посредством  анализа ситуаций имеет, пожалуй, самую  древнюю традицию, которая слабо  поддерживается в наше время. В античном мире наиболее эффективно использовали анализ ситуаций Сократ и Пифагор.

Что касается Пифагора, то он создавал целую систему препятствий при  отборе своих учеников. Чаще всего  новичка вводили в зал, где  сидели ученики, которые всячески оскорбляли его. Если новичок вел себя достойно, не терял самообладание, то Пифагор принимал его к себе в ученики. А если не сдерживал себя, то прогонял. Но и после этого, как свидетельствует Диоген Лаэртский, жизнь принятых в учение была нелегкой: «Пять лет они проводили в молчании, пока не проходили испытания; и лишь затем они допускались в его жилище и к его лицезрению» [38, с. 335]. Создание и анализ ситуации использовались здесь в качестве средства педагогической диагностики, отбора наиболее спокойных и выдержанных абитуриентов.

Сократ же использовал ситуационный подход для овладения искусством полемики, для получения новых  знаний.

Философская система Сократа, основу которой составляли проблемы этики, когда для изложения требовалось  привлекать всё многообразие жизни, была очень благодатной основой для его протоситуационного обучения.

В наше время многим преподавателям философии не хватает того, что  было с избытком у Сократа –  личности, а также видения действительности через свою собственную философскую доктрину. Поэтому преподавание философии носит абстрактный, схоластический характер. В свое время Фрэнсис Бэкон (1561-1626) утверждал, что «знания можно передавать либо в форме утверждений, сопровождаемых доказательствами, либо в форме вопросов, за которыми следуют определения». Типичным вариантом обучения философии в современных вузах является передача знания в форме утверждений, но без доказательства, в форме вопросов, но без определений. Это приводит к исключительно малой эффективности философского образования, особенно в инженерных вузах.

Современное философское образование  утратило методическую ситуационную традицию, которая была характерна для русской  философской и религиозной мысли. Примеры развитого ситуативного подхода можно найти в древнерусских литературных памятниках. Например, наиболее популярным памятником афористической мысли на Руси в ХІІІ веке была «Пчела», содержащая сентенции различных античных и христианских авторов, приложимые к осмыслению различных житейских ситуаций.

Ныне потребность в ситуационном обучении философии становится все более рельефной, ибо в условиях ХХ1 века – века качественных перемен общества, становления информационной цивилизации, когда возрастает роль мировоззрения, философское знание превращается в мощный ориентир в безбрежном океане информации и многообразия жизни.

Гуманитарное  образование как сфера применения кейс-метода (часть 3)

Главной проблемой преподавания социологии является абстрактность преподаваемого знания. Это ощущается в преподавании практических всех тем курса «Социология». Само обучение здесь сводится к тому, что студенты запоминают понятия, краткое содержание социологических теорий и приводят примеры. Такое знание изначально поверхностно. Оно формирует представления об обществе как о статичном и жестком образовании. Самое главное, однако, в том, что при таком обучении реальная социальная жизнь и представления, которые дают о ней, почти полностью расходятся. Обучение существенно не влияет на мировоззрение студента. Поэтому социология, как вузовская дисциплина интересна для студентов, но не нужна им. При таком преподавании судьба усвоенного знания студентом плачевна: оно должно быть быстро забыто в силу неприменимости в практической жизни.

Существенной проблемой социологического образования является низкое качество учебников и учебных пособий по социологии. Многие из них напоминают помесь научных монографий с эссе и словарями социологических терминов. Такие учебники отличаются сухостью, неэмоциональностью, - они неинтересны. Причины этого вполне понятны. Дело в том, что вузовское социологическое образование на Западе насчитывает более сотни лет, в то время как массовое преподавание социологии в большинстве стран - выходцев из СССР началось только в 90-е годы.

По мере того, как реформирование общества начинает все сильнее захватывать социальную сферу и сказываться на потребностях гражданина в социальном знании, нарастает и потребность в качественном обновлении социологического образования. По-нашему мнению, оно должно пойти по следующим направлениям:

1) Создание учебников, написанных  в свете требований вузовской  дидактики, их ориентации на  формирования не только знаний, но и навыков оценки и анализа  социальных явлений и процессов. 

2) Разработка ситуационных заданий,  упражнений и полноценных кейсов  по основным, ключевым темам социологии.

3) Подготовка WEB-учебников по социологии, которые обеспечили бы дистанционное  обучение.

4) Включение в учебный процесс  обучения и участия студентов  в реальных социологических исследованиях  с целью выработки соответствующих умений и навыков.

5) Увеличение объемов вузовских  курсов социологии, введение дополнительных  социологических спецкурсов, которые  обеспечивали бы социологически  соответствующие специальности. 

Как видим, в структуре совершенствования  преподавания социологии ключевую роль играет кейс-метод. Это ощущают наиболее перспективно мыслящие преподаватели-социологи. Начинают появляться учебные пособия, построенные с использованием ситуационного анализа. Рассмотрим, например, фрагмент «Охота на рабов», заимствованный из учебного пособия А.И. Кравченко «Основы социологии»:

«ОХОТА НА РАБОВ 

Рабский труд в бывшем СССР уже  не сенсация. О рабстве писали газеты и даже снят фильм "Камышовый рай". Наш корреспондент побеседовал  с реальным рабом...

Г. Максимову всего 40 лет, а на вид все 70. За 5 лет paбства в Чечено-Ингушетии он ссохся и сгорбился. Шея навек искривлена ошейником, на котором его держали в сарае. На руках не хватает пальцев: за каждую потерянную овцу - отрубали. Туберкулез, от которого он умирает в больнице под Санкт-Петербургом, он получил во время второго побега. А когда его поймали в первый раз, то сначала намертво отбили почки, а потом несколько недель топили в навозной яме. Его и других рабов в семье Юсупа кормили тухлой похлебкой, сваренной из внутренностей дохлых животных. Тех, кто умирал, не выдержав непосильный труд, сбрасывали в ущелье или оставляли шакалам. В них вбили: рабство пожизненно. А чтобы не сомневались — выжигали клеймо. Одному приложили к щеке раскаленную подкову, у другого клеймо выжгли на голове...

Рабство появилось в конце 50-х  годов. Первыми на охоту за рабами отправились дети сосланных в  Казахстан чеченов. На сибирских  вокзалах обещаниями сладкой жизни  они заманивали бичей в Казахстан. Бичи попадали в настоящий концлагерь в тростниковых пампасах, удаленных на тысячи километров от жилья. Они изготовляли из тростника строительные блоки. Затем появились рабы на чабанских стоянках Северного Кавказа, на хлопковых плантациях Узбекистана и Туркмении. Конец 80-х годов — рабский труд применяется на выращивании наркотиков. Сегодня использование рабского труда становится массовым. По данным красноярских социологов, ежегодно только из Восточной Сибири похищается несколько тысяч человек. Появляются новые отрасли: рабыни-проститутки, рабы-доноры для трансплантации органов. Невольничьи поселения сегодня называют семейными фермами. Постороннему вход туда заказан. А коррумпированные местные власти определяют их как возврат к исконным национальным традициям.

(Источник: Московские новости.  —1991. — № 42. — С. 15.)

Информация о работе Основы Кейс-метода