Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 09:39, реферат
Речь идет о методе обучения, известном как кейс-метод (Case study) - метод анализа ситуаций. Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Как специфический метод обучения, применяется для решения свойственных ему образовательных задач. Основными проблемами кейс-метода являются технологизация и оптимизация, методологическое насыщение и применение в обучении различных типов и форм.
Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе.
Кейс-метод в обучении государственных служащих: опыт и проблемы продвижения методики (часть 1)
Расширению сферы применения кейс-метода способствует ряд факторов, наиболее важными среди которых выступают, прежде всего, общесоциальные процессы украинского общества, которые представляют собой переходные процессы формирования рыночной экономики с её стохастическими вероятностными механизмами, развитием политической демократии и индивидуальной свободы человека.
Человек перестает жить статической
жизнью. Поток постоянно меняющихся
событий заставляет приспосабливаться,
балансировать и достигать
Вместе с тем, на распространение
кейс-метода воздействуют и сдерживающие
факторы. Среди них, прежде всего, выделяется
сложность трансформационных
Обучение государственных служащих посредством кейс-метода также находится в тисках противоречий между необходимостью и возможностью, между благоприятными и сдерживающими факторами. Среди дополнительных факторов по отношению к приведенным выше факторам благоприятствования здесь следует отнести:
1. Наличие у государственных
служащих, обучающихся в институтах
Украинской Академии
2. Государственные служащие испытывают необходимость в модернизации и пополнении имеющегося знания, а также в системном овладении демократическим мировоззрением, новыми ценностями, деятельной мотивацией, т.е. хотят обрести действительное интеллектуальное богатство, которое невозможно получить в традиционалистской системе образования.
3. Государственные служащие и
служащие местного
Вместе с тем при обучении государственных служащих действуют факторы, которые сдерживают применение кейс-метода.
1. Известный консерватизм
2. Отсутствие в обучении
3. В структуре учебного времени
наблюдается доминирование
Кейс-метод в обучении государственных служащих: опыт и проблемы продвижения методики (часть 2)
Что же нужно сделать для расширения ситуационной методики в обучение государственных служащих?
Прежде всего, необходимо изменить саму стратегию обучения государственных служащих, которая должна быть ориентирована не на получение некоторых знаний, а на выработку навыков активного и эффективного поведения в реальных ситуациях. По сути дела в основе подготовки государственных служащих лежит доктрина доукомплектации, т.е. государственных служащих нужно всего лишь доукомплектовать с точки зрения недостающих знаний, которые в реальной жизни им весьма сложно получить. Нужна принципиально иная доктрина – доктрина модернизации личности государственного служащего.
Измененная стратегия
Решение первой задачи потребует качественного изменения в формах обучения, что предполагает существенное увеличение доли времени практических занятий, в основе которых должен лежать кейс-метод. При этом сокращение лекционного материала должно сопровождаться его уплотнением с точки зрения изложения понятийного аппарата, методологии, основных концептуальных подходов, тенденций и закономерностей, анализа и оценки передового опыта и т.п. А увеличение времени практических занятий должно происходить обоснованно, только при полном освоении отводимого учебного времени кейсами.
Вторая задача более сложна. Её решение предполагает построение модели государственного служащего с точки зрения знаний, умений, навыков и определяющих её мировоззренческих позиций, отношения к карьере, ценностей, установок и мотивов деятельности. Здесь принципиально важно развить:
· активность, высокий профессионализм;
· гражданскую позицию, понимание и осознание своего гражданского долга;
· способность к саморазвитию, самоменеджменту, регулированию мотивации;
· сознательное отношение к карьере, её планированию и реализации.
Применение кейс-метода при подготовке государственных служащих эффективно только тогда, когда оно затрагивает внутренний мир учащегося, систему его ценностных ориентаций, помогает в карьерном продвижении, осознании жизненных планов. Здесь слабо действуют внешние стимулы. Слушателя нельзя заставить учиться. При силовом давлении на него он быстро включает мотив занятости и ставит учебу на последний план, а наиболее высокопоставленный и амбициозный слушатель начинает искать обходные пути, либо управу на преподавателя. Он слабо реагирует на оценку, которая совсем не влияет на его карьеру. Украинский студент – это не американский студент, стремящийся увеличить свои конкурентные возможности. Украинский студент в процессах обучения хорош только тогда, когда он осознает свои интересы и возможности их реализации благодаря обучению.
Примером такого подхода может быть использование кейс-метода при чтении автором данной книги модуля по подготовке и написанию магистерских работ. Отличительной особенностью этого модуля является его инструментальность. В нем практически нет такого знания, которое отражало бы конкретную сферу деятельности государственного служащего. Модуль методологичен. Он должен помочь слушателю, с одной стороны, организовать самого себя на подготовку и написание магистерской работы, а, с другой стороны, - упорядочить теоретический, эмпирический материал и опыт непосредственно при подготовке работы.
Основной трудностью применения здесь кейс-метода является невозможность построения такого кейса, который основывался бы на содержании магистерской работы. Поэтому анализ ситуаций здесь лучше всего использовать в виде моделирования процесса формирования основных параметров будущей магистерской работы, определения её названия, объекта, предмета, проблемы, целей, задач работы, обоснования методов исследования, структуры и т.п.
В лекционном материале слушатели получали знания по этим составляющим методологии, изложение которых требует не так много времени. Но если оно не подкрепляется практическим занятием, работой преподавателя с каждым слушателем и привлечением к этой работе окружающих, то лекционные знания не усваиваются слушателями, преподавание теряет всякий смысл. Поэтому здесь не разрабатывается кейс, а формируется некоторый алгоритм, стержень ситуационного обучения.
На первых этапах до слушателей доводятся смысл подготовки магистерской работы, которая должна обеспечить карьерные продвижения слушателя. Затем идет выбор направления работы. После этого каждый слушатель публично, с помощью своих товарищей формирует основные параметры магистерской работы. Опыт проведения таких ситуационных занятий показывает, что после второго-третьего обсуждения проходит страх обучаемых «потерять лицо», резко увеличивается активность обмена мнениями, нарастает мышление по аналогии, начинает полнее использоваться лекционный материал. Самое главное в том, что слушатели получают личностный и прагматический результаты от анализа ситуаций. Магистерская работа превращается для них в существенную ценность, средство карьеры, крепнет позитивная мотивация относительно качества её подготовки, а после занятия у каждого складывается довольно четкое о ней представление.
Проблемами, которые играют исключительно важную роль в обучении государственных служащих и которые необходимо разрешать посредством использования в преподавании кейс-метода являются:
1) Поведение государственных служащих в сложных и экстремальных ситуациях, которые связаны с авариями и катастрофами, социальными конфликтами, давлением вышестоящих руководителей и организаций.
2) Действие государственных
3) Владение разнообразием стилей управления, умение их применения соответственно управленческой ситуации.
4) Взаимодействие служащих с
общественностью, территориальн
5) Освоение норм и ценностей
европейского сообщества, продвижение
их в экономические,
6) Владение технологиями анализа ситуаций различной природы, их диагностики, осмысления, выработки практических изменений.
7) Формирование чувствительности
к нововведениям, умения
8) Навыки обнаружения механизмов торможения при принятии и реализации управленческих решений, внедрении нововведений, осуществлении партнёрства и т.п.
9) Карьерное продвижение,
10) Знания и умения выражать, продвигать и защищать интересы государства и людей, преодоление конфликта личных и общественных интересов.
11) Анализ поведения служащих
в девиантных ситуациях,
Таким образом, расширение сферы применения кейс-метода при обучении государственных служащих сдерживается в значительной мере не только типичными факторами общества и образования, но и обусловлено несовершенством самой системы подготовки государственных служащих. Эффективность кейс-метода требует реализации здесь принципиально новой образовательной концепции, использования этого метода как метода модернизации личности, сосредоточение его на ключевых проблемах государственной службы и деятельности органов местного самоуправления.
Гуманитарное
образование как сфера
Гуманитарное образование
Наибольший опыт ситуативного обучения накоплен в педагогической науке. При этом все педагогические ситуации могут быть трех видов: ситуации, в которые попадает педагог, ситуации, в которых оказывается учащийся и смешанные ситуации. Предлагаем вам классификацию педагогических ситуаций.