Основы Кейс-метода

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 09:39, реферат

Описание работы

Речь идет о методе обучения, известном как кейс-метод (Case study) - метод анализа ситуаций. Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Как специфический метод обучения, применяется для решения свойственных ему образовательных задач. Основными проблемами кейс-метода являются технологизация и оптимизация, методологическое насыщение и применение в обучении различных типов и форм.
Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе.

Работа содержит 1 файл

Основы кейс-метода когда возник кейс-метод и как развивался.doc

— 663.00 Кб (Скачать)

Кейс-метод  в обучении государственных служащих: опыт и проблемы продвижения методики (часть 1)

Расширению сферы применения кейс-метода способствует ряд факторов, наиболее важными среди которых выступают, прежде всего, общесоциальные процессы украинского общества, которые представляют собой переходные процессы формирования рыночной экономики с её стохастическими вероятностными механизмами, развитием политической демократии и индивидуальной свободы человека.

Человек перестает жить статической  жизнью. Поток постоянно меняющихся событий заставляет приспосабливаться, балансировать и достигать своих  целей. Стремление остановить мгновение, овладеть ситуацией постепенно становится признаком развитости личности, характеристикой индивидуального и командного успеха.

Вместе с тем, на распространение  кейс-метода воздействуют и сдерживающие факторы. Среди них, прежде всего, выделяется сложность трансформационных процессов  в обществе, связанная с возвратными  его движениями, возрождением элементов и подсистем авторитаризма, усталостью людей от неопределенности как общества в целом, так и каждого индивидуально, стремлением к порядку, который нередко сводится к однозначности и предопределенности жизни.

Обучение государственных служащих посредством кейс-метода также находится в тисках противоречий между необходимостью и возможностью, между благоприятными и сдерживающими факторами. Среди дополнительных факторов по отношению к приведенным выше факторам благоприятствования здесь следует отнести:

1. Наличие у государственных  служащих, обучающихся в институтах  Украинской Академии государственного  управления при Президенте Украины,  высшего образования. Образовательная  база требует более высоких  подходов в обучении при получении  квалификации магистра государственного управления. Поэтому у слушателей изначально присутствует негативное отношение к школярству, надоевшей традиционной вузовской методике обучения, прослушиванию лекций, включающих в себя известные слушателям положения.

2. Государственные служащие испытывают необходимость в модернизации и пополнении имеющегося знания, а также в системном овладении демократическим мировоззрением, новыми ценностями, деятельной мотивацией, т.е. хотят обрести действительное интеллектуальное богатство, которое невозможно получить в традиционалистской системе образования.

3. Государственные служащие и  служащие местного самоуправления  представляют собой развитые  личности, обладающие значительным  объемом информации о функционировании  государства и его подсистем, навыками административно-управленческой деятельности, огромным управленческим и жизненным опытом. Их многообразные личностные качества требуют динамики, постоянного выхода, для проверки, самоутверждения и т.п., что невозможно сделать при традиционном обучении. Если это не обеспечивается, то падает деятельный тонус личности, как при артериосклерозе, происходит своеобразная закупорка информационных потоков, снижается реакция на ситуации, которая сводится к стереотипным действиям.

Вместе с тем при обучении государственных служащих действуют факторы, которые сдерживают применение кейс-метода.

1. Известный консерватизм государственных  служащих, нормативный и часто  нетворческих тип мышления, стремление  обходится в обучении минимальными  затратами сил, получать готовые «разжеванные» ответы на интересующие вопросы, боязнь показать публично глубину своего незнания, поскольку это может быть чревато статусными утратами.

2. Отсутствие в обучении государственных  служащих какой-либо системы воспитания  с её принципами, концепцией, формами и методами воспитательной работы. Жизнь показывает настоятельную необходимость выработки системы ценностей государственных служащих, современной философии и идеологии государственной службы как основы мировоззрения и деятельностной активности. Процесс обучения осуществляется без работы с мотивацией вообще и с мотивацией карьерного продвижения в частности. Всякий раз, когда обостряется проблема создания этой системы, находится отговорка: «Ну, о каком вы воспитании говорите? Это же взрослые люди! Мы им должны помочь своими знаниями, требовательностью….»

3. В структуре учебного времени  наблюдается доминирование лекций, которые читаются на потоках.  Семинарским и практическим занятиям  в учебных планах отводится  очень мало времени. Использование кейс-метода на лекции весьма затруднительно, а практические занятия нередко сводятся к объяснению задания для аттестации. Такая структура обучения определяется многими причинами: устоявшейся традицией, нехваткой аудиторного фонда и т.д. Она ограничивает возможность широкого применения кейс-метода.

Кейс-метод  в обучении государственных служащих: опыт и проблемы продвижения методики (часть 2)

Что же нужно сделать для расширения ситуационной методики в обучение государственных  служащих?

Прежде всего, необходимо изменить саму стратегию обучения государственных служащих, которая должна быть ориентирована не на получение некоторых знаний, а на выработку навыков активного и эффективного поведения в реальных ситуациях. По сути дела в основе подготовки государственных служащих лежит доктрина доукомплектации, т.е. государственных служащих нужно всего лишь доукомплектовать с точки зрения недостающих знаний, которые в реальной жизни им весьма сложно получить. Нужна принципиально иная доктрина – доктрина модернизации личности государственного служащего.

Измененная стратегия потребует  решения двух важнейших задач: во-первых, изменения содержания, форм и методов  учебного процесса, а, во-вторых, создания концепции, программы и организационной  схемы воспитания, которая должна быть ориентирована на формирование современного типа государственного служащего.

Решение первой задачи потребует качественного  изменения в формах обучения, что  предполагает существенное увеличение доли времени практических занятий, в основе которых должен лежать кейс-метод. При этом сокращение лекционного материала должно сопровождаться его уплотнением с точки зрения изложения понятийного аппарата, методологии, основных концептуальных подходов, тенденций и закономерностей, анализа и оценки передового опыта и т.п. А увеличение времени практических занятий должно происходить обоснованно, только при полном освоении отводимого учебного времени кейсами.

Вторая задача более сложна. Её решение предполагает построение модели государственного служащего с точки зрения знаний, умений, навыков и определяющих её мировоззренческих позиций, отношения к карьере, ценностей, установок и мотивов деятельности. Здесь принципиально важно развить:

· активность, высокий профессионализм;

· гражданскую позицию, понимание и осознание своего гражданского долга;

· способность к саморазвитию, самоменеджменту, регулированию мотивации;

· сознательное отношение к карьере, её планированию и реализации.

Применение кейс-метода при подготовке государственных служащих эффективно только тогда, когда оно затрагивает внутренний мир учащегося, систему его ценностных ориентаций, помогает в карьерном продвижении, осознании жизненных планов. Здесь слабо действуют внешние стимулы. Слушателя нельзя заставить учиться. При силовом давлении на него он быстро включает мотив занятости и ставит учебу на последний план, а наиболее высокопоставленный и амбициозный слушатель начинает искать обходные пути, либо управу на преподавателя. Он слабо реагирует на оценку, которая совсем не влияет на его карьеру. Украинский студент – это не американский студент, стремящийся увеличить свои конкурентные возможности. Украинский студент в процессах обучения хорош только тогда, когда он осознает свои интересы и возможности их реализации благодаря обучению.

Примером такого подхода может  быть использование кейс-метода при  чтении автором данной книги модуля по подготовке и написанию магистерских работ. Отличительной особенностью этого модуля является его инструментальность. В нем практически нет такого знания, которое отражало бы конкретную сферу деятельности государственного служащего. Модуль методологичен. Он должен помочь слушателю, с одной стороны, организовать самого себя на подготовку и написание магистерской работы, а, с другой стороны, - упорядочить теоретический, эмпирический материал и опыт непосредственно при подготовке работы.

Основной трудностью применения здесь  кейс-метода является невозможность  построения такого кейса, который основывался  бы на содержании магистерской работы. Поэтому анализ ситуаций здесь лучше всего использовать в виде моделирования процесса формирования основных параметров будущей магистерской работы, определения её названия, объекта, предмета, проблемы, целей, задач работы, обоснования методов исследования, структуры и т.п.

В лекционном материале слушатели получали знания по этим составляющим методологии, изложение которых требует не так много времени. Но если оно не подкрепляется практическим занятием, работой преподавателя с каждым слушателем и привлечением к этой работе окружающих, то лекционные знания не усваиваются слушателями, преподавание теряет всякий смысл. Поэтому здесь не разрабатывается кейс, а формируется некоторый алгоритм, стержень ситуационного обучения.

На первых этапах до слушателей доводятся  смысл подготовки магистерской работы, которая должна обеспечить карьерные продвижения слушателя. Затем идет выбор направления работы. После этого каждый слушатель публично, с помощью своих товарищей формирует основные параметры магистерской работы. Опыт проведения таких ситуационных занятий показывает, что после второго-третьего обсуждения проходит страх обучаемых «потерять лицо», резко увеличивается активность обмена мнениями, нарастает мышление по аналогии, начинает полнее использоваться лекционный материал. Самое главное в том, что слушатели получают личностный и прагматический результаты от анализа ситуаций. Магистерская работа превращается для них в существенную ценность, средство карьеры, крепнет позитивная мотивация относительно качества её подготовки, а после занятия у каждого складывается довольно четкое о ней представление.

Проблемами, которые играют исключительно  важную роль в обучении государственных  служащих и которые необходимо разрешать  посредством использования в  преподавании кейс-метода являются:

1) Поведение государственных служащих в сложных и экстремальных ситуациях, которые связаны с авариями и катастрофами, социальными конфликтами, давлением вышестоящих руководителей и организаций.

2) Действие государственных чиновников  в правовом поле, когда возникает  соблазн применения административного ресурса, «телефонного права», психологического давления и т.п.

3) Владение разнообразием стилей  управления, умение их применения  соответственно управленческой  ситуации.

4) Взаимодействие служащих с  общественностью, территориальным сообществом, местным самоуправлением, средствами массовой информации, различными элитными группами.

5) Освоение норм и ценностей  европейского сообщества, продвижение  их в экономические, социальные, политические и духовные структуры. 

6) Владение технологиями анализа ситуаций различной природы, их диагностики, осмысления, выработки практических изменений.

7) Формирование чувствительности  к нововведениям, умения работать  с ними.

8) Навыки обнаружения механизмов  торможения при принятии и  реализации управленческих решений, внедрении нововведений, осуществлении партнёрства и т.п.

9) Карьерное продвижение, преодоление  сложностей на службе, противоречий  между семейными и производственными  ролями, развитие навыков самоменеджмента. 

10) Знания и умения выражать, продвигать и защищать интересы государства и людей, преодоление конфликта личных и общественных интересов.

11) Анализ поведения служащих  в девиантных ситуациях, которые  предопределяют деформации государственного  управления, коррупцию, снижение доверия населения к власти (взятки, поборы, бюрократизм, злоупотребление властью).

Таким образом, расширение сферы применения кейс-метода при обучении государственных  служащих сдерживается в значительной мере не только типичными факторами  общества и образования, но и обусловлено несовершенством самой системы подготовки государственных служащих. Эффективность кейс-метода требует реализации здесь принципиально новой образовательной концепции, использования этого метода как метода модернизации личности, сосредоточение его на ключевых проблемах государственной службы и деятельности органов местного самоуправления.

Гуманитарное  образование как сфера применения кейс-метода (часть 1)

Гуманитарное образование является естественной сферой применения кейс-метода. Оно ориентировано на обучения знаниям о человеке и среде его обитания. Среди гуманитарных вузовских дисциплин выделяются философия, политология, социология, педагогика, психология, культурология, исторические, правовые и литературоведческие дисциплины. Особенность этих дисциплин заключается в том, что их знание характеризуется отсутствием жесткой обусловленности. Для него свойственна неоднозначность и ситуативность. Действительно, человеческая и общественная жизнь отличается вероятностью, стохастичностью, многовариантностью реализации.

Наибольший опыт ситуативного обучения накоплен в педагогической науке. При  этом все педагогические ситуации могут  быть трех видов: ситуации, в которые  попадает педагог, ситуации, в которых  оказывается учащийся и смешанные  ситуации. Предлагаем вам классификацию педагогических ситуаций.

Информация о работе Основы Кейс-метода