Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 09:39, реферат
Речь идет о методе обучения, известном как кейс-метод (Case study) - метод анализа ситуаций. Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Как специфический метод обучения, применяется для решения свойственных ему образовательных задач. Основными проблемами кейс-метода являются технологизация и оптимизация, методологическое насыщение и применение в обучении различных типов и форм.
Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе.
В функционировании и развитии сложных систем проявляются ситуационные аспекты. Их состояния выступают результатом взаимодействия многих факторов. При этом каждая ситуация может определяться своим набором и силой действующих факторов. Понять все ситуации и все варианты факторов просто не представляется возможным, поэтому лучше всего подвергнуть анализу типичные, например, ситуации равновесия, кризиса, перестройки и т.п.
Их изучение, при котором затруднительно строгое математическое описание, требует использования кейс-метода, который позволяет прочувствовать специфику этих систем. Кейс в этом случае представляет собой некоторое описание сложной системы. Его анализ предполагает ознакомление студентов с реальными сложными системами.
Отсюда можно сделать вывод о том, что кейс-метод как метод обучения пригоден далеко не для всех изучаемых в вузах естественнонаучных и технических дисциплин. А лишь для тех, которые отходят, с одной стороны, от принципов классической науки с её однозначностью истины, а, с другой стороны, дают описания таких объектов, которые отличаются многообразием состояний. Именно в этих случаях для того, чтобы понять действительное, настоящее состояние объекта или процесса, его будущее, и применяется кейс-метод.
Оценка возможностей кейс-метода в преподавании естественнонаучных и технических дисциплин (часть 2)
Среди физических дисциплин наиболее
благоприятными для применения кейс-метода
являются термодинамика, физика микромира.
В химии существенный интерес
представляет аналитическая химия.
Само решение аналитических
Кейс-метод применим также и в тех случаях, когда недостаточно сведений о состоянии системы. Это состояние получило название в кибернетике «черного ящика», когда сведения о строении системы отсутствуют, и «серого ящика», когда сведения о системе представлены не полностью. Кейс здесь может быть построен на основной идее теории систем - взаимообусловленности содержания, структуры и функций.
При этом могут быть два варианта построения. Первый предполагает восстановить её структуру по заданным функциям технической или кибернетической системы. Такой подход называется конструктивным, и на нём основываются все инженерные дисциплины. А второй подход предполагает построение или оптимизацию функций, которые базируются на заданной структуре.
Современный инженер работает со сложными техническими системами. Его деятельность связана с их конструированием и проектированием, диагностикой, налаживанием, а также разрушением и выводом из эксплуатации. Все эти виды деятельности отличаются многовариантностью осуществления, неоднозначностью результата, взаимодействием между собой факторов различной природы, силы и длительности действия. Важно то, что инженерные системы создаются и функционируют в аспекте интересов людей.
Широкое развитие в современном обществе получили различные виды инженерной или технической диагностики, которая основывается на дефектоскопии инженерных конструкций: мостов, путепроводов, плотин и других сооружений, разрушение которых грозит значительными потерями и даже гибелью людей. По всей видимости, проблема техногенных катастроф является проблемой нашего времени, свойственной всем странам. По причине недостаточного вложения средств в основные фонды в поставторитарных странах эта проблема особенно обострится в 2005-2015 годах. Поэтому уже сегодня в образовании, особенно при подготовке кадров высшей квалификации, необходимо обращать особое внимание на кейсы, имитирующие техногенные и природные катастрофы и способы уменьшения и преодоления их негативных последствий. Логико-аналитическая деятельность здесь должна дополняться воспитанием воли, стремления брать на себя ответственность, способности к оперативной деятельности в экстремальной ситуации.
Естественнонаучное
При этом наиболее важными областями их деятельности выступают: научно-исследовательская и инженерная деятельность, управление, политика, образование, сфера информации, услуги и предпринимательства. В каждой из этих сфер возникает потребность в соответствующих качествах специалистов.
Каждое необходимое для
Оценка возможностей кейс-метода в преподавании естественнонаучных и технических дисциплин (часть 3)
Довольно значительной является потребность во многих сферах деятельности в умении представить, презентовать проект, результаты работы, саму личность. Возникает также необходимость выразить в процессе разработки и применения кейсов специфику презентации в той сфере деятельности, в которой собираются работать студенты после окончания вуза.
К числу наиболее ценных качеств специалистов, на наш взгляд, относятся способность к анализу, принятию решений и продвижению. Способность к анализу позволяет специалисту любой сферы разобраться в потоках информации и выработать наиболее эффективный вариант поведения в той или иной ситуации.
Способность к принятию управленческих решений выступает как базовая характеристика управленца. Вместе с тем это качество ценно практически во всех сферах. Дело в том, что в бизнесе и предпринимательстве, например, выделяются в соответствии с целями и методами, средствами, технологиями принятия, контроля и реализации три группы решений.
1) организационные решения,
2) системные и ситуационные
3) аналитические,
Как видим, владение многообразием управленческих решений предпринимательской сферы создает для специалиста определенные возможности деятельности и в других сферах. Например, в науке, где каждый день приходится иметь дело с принятием гносеологических решений в условиях неоднозначных ситуаций и информационной неопределенности.
Что касается способности к продвижению, то она включает в себя две составляющие: способность к развитию и продвижению своей личности, а также способность к продвижению дела, его результатов.
Основная проблема здесь заключается в том, чтобы добиться гармоничности этих составляющих. Ведь все люди, с точки зрения этой способности, делятся на три группы:
§ люди «быть», которые профессионально делают дело;
§ люди «казаться», непрофессиональные, они лишь продвигают самих себя;
§ люди «быть и казаться», которые не только профессиональны и плодовиты, но и продвигают дело и свою личность.
Другой аспект применения кейсов обусловлен спецификой запросов сферы самореализации специалиста. Для формирования навыков научного исследования эффективны кейсы, которые имитируют структуру и процесс научного исследования, применение тех или иных методов к решению задач.
Инженерная деятельность трудно представима
без проектировочной и конструи
Таким образом, преподавание естественнонаучных и технических дисциплин, несомненно, более эффективно при использовании кейс-метода, который позволяет повысить интерес к учебе, сформировать те качества специалистов, потребность в которых нарастает в соответствующих сферах деятельности специалистов.
Г.Л. Багиев, В.Н. Наумов
ГЛАВА I. Кейсовый метод в системе обучения на практических занятиях (методика организации)
1.1. Понятие и сущность кейсового метода
Кейсовый метод обучения начал применяться
еще в начале XX века в области права и медицины.
Ведущая роль в распространении кейсового
метода принадлежит Гарвардской Школе
Бизнеса. В период с 1909 по 1919 гг. обучение
происходило по схеме, когда учеников-практиков
просили изложить конкретную ситуацию
(проблему), а затем дать анализ проблемы
и соответствующие рекомендации. Первый
сборник кейсов был издан в 1921 г. (Dr. Copeland,
Dean Donhman).
Впоследствии, особенно в последнее время,
кейсовый метод нашел широкое применение
на Западе в области изучения менеджмента
и маркетинга [ 18 ] .
Однако, специалистами-преподавателями,
практикующими кейсовый метод по разному
понимается его сущность.
Например, упомянутая выше Гарвардская
Школа Бизнеса так определяет метод кейсов:
"Метод обучения, при котором студенты
и преподаватели участвуют в непосредственном
обсуждении деловых ситуаций или задач.
Эти кейсы, обычно подготовленные в письменной
форме и составленные исходя из опыта
реальных людей, работающих в сфере предпринимательства,
читаются, изучаются и обсуждаются студентами.
Эти кейсы составляют основы беседы класса
под руководством преподавателя. Поэтому
метод кейсов включает одновременно и
особый вид учебного материала, и особые
способы использования этого материала
в учебном процессе".
Задача преподавателя, как следует из
данного определения, состоит в подборе
соответствующего реального материала,
а студенты должны разрешить поставленную
проблему и получить реакцию окружающих
(других студентов и преподавателя) на
свои действия. При этом нужно понимать,
что возможны различные решения проблемы.
Поэтому преподаватель должен помочь
студентам рассуждать, спорить, а не навязывать
им свое мнение. Студенты должны понимать
с самого начала, что риск принятия решений
лежит на них, преподаватель только поясняет
последствия риска принятия необдуманных
решений.
Роль преподавателя состоит в направлении
беседы или дискуссии, например, с помощью
проблемных вопросов в контроле времени
работы, в побуждении студентов отказаться
от поверхностного мышления, в вовлечении
всех студентов группы в процесс анализа
кейса.
Периодически преподаватель может обобщать,
пояснять, напоминать теоретические аспекты
или делать ссылки на соответствующую
литературу.
Технология работы при использовании
кейсового метода приведено в табл. 1.
Таблица 1. Подготовка и обучение кейсовым
методам
Фаза работы |
Действия преподавателя |
Действия студента |
До занятия |
1. Подбирает кейс |
1. Получает кейс и
список рекомендуемой |
Во время занятия |
1. Организует предварительное
обсуждение кейса |
1. Задает вопросы, углубляющие
понимание кейса и проблемы |
После занятия |
1. Оценивает работу
студентов |
1. Составляет письменные отчет о занятии по данной теме |
Следует также отметить
другую трактовку методов кейсов,
данную профессором Р.Мерри из Гарварда:
"Под методом кейсов я понимаю изучение предмета
студентами путем рассмотрения большого
количества кейсов в определенных комбинациях.
Такое обучение и попытки управления различными
административными ситуациями развивает
в студенте, зачастую бессознательно,
понимание и способность мышления на языке
основных проблем, с которыми сталкивается
управляющий в определенной сфере деятельности".
Метод кейсов способствует развитию умению
анализировать ситуации, оценивать альтернативы,
выбирать оптимальный вариант и составлять
план его осуществления. И если в течение
учебного цикла такой подход применяется
многократно, то у студентов вырабатывается
устойчивый навык решения практических
задач.
Это обстоятельство использовано в методике,
на которой базируется настоящее учебное
пособие. Не смотря на то, что рассматривается
один кейс как базовая ситуация, при изучении
каждой темы студенты повторяют приемы
кейсового метода. Для повышения интенсивности
работы группа разбивается на подгруппы,
т.е. используется прием модерации, дополнительно
повышающий эффективность кейсового метода.
В заключение, после рассмотрения достоинств
кейсового метода укажем на проблемные
подходы, развиваемые специалистами в
области нетрадиционного обучения, связанные
с использованием кейсов.
1. Что входит в метод кейсов?
Одна из основных причин неопределенности
кроется в вопросе: включает ли сам по
себе метод кейсов использование других
методов (например, в нашем случае, метод
модерации). Одни специалисты полагают,
что метод кейсов включает все активные
методы обучения. Другие убеждены, что
нужно метод кейсов отделить от других
активных методов.
2. Предполагает ли метод кейсов особый
стиль обучения?
Здесь речь идет о роли преподавателя
- насколько последний должен вмешиваться
в процесс обучения?
Большинство специалистов высказываются
за активное участие преподавателя в работе
студентов и в этом смысле метод кейсов
не очень отличается от известных методов
активного обучения (ролевые игры, деловые
ситуации).
3. Требует ли метод кейсов определенного
минимального количества кейсов?
В принципе многие специалисты согласны
с тем, что эффект от кейсового метода
достигается только тогда, когда число
кейсов достаточно велико, правда, конкретное
число при этом не указывается. Допускается
такая ситуация, когда метод кейсов используется
на всех занятиях данного курса.
4. Каков принцип применения метода кейсов
- используется ли он в рамках курса, программы
или учебного заведения?
Если неоднократное использование кейсов
в процессе обучения не вызывает особых
дискуссий, то обозначенный выше уровень
применения (курс, программа, учебное заведение)
не находят пока сколько-нибудь убедительных
аргументов в пользу какого-либо одного
уровня.
Оптимальное сочетание числа кейсов должно
дать синергический эффект, который может
отчетливо проявиться, например, при подготовке
и защите дипломных работ.