Основы Кейс-метода

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 09:39, реферат

Описание работы

Речь идет о методе обучения, известном как кейс-метод (Case study) - метод анализа ситуаций. Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Как специфический метод обучения, применяется для решения свойственных ему образовательных задач. Основными проблемами кейс-метода являются технологизация и оптимизация, методологическое насыщение и применение в обучении различных типов и форм.
Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе.

Работа содержит 1 файл

Основы кейс-метода когда возник кейс-метод и как развивался.doc

— 663.00 Кб (Скачать)

4. Высказанные идеи разрешается  заимствовать и как угодно  комбинировать, а также видоизменять, улучшать.

5. Исключается критика, можно  высказывать любые мысли без  боязни, что их признают плохими,  критикующих лишают слова.

6. Не имеют никакого значения  социальные статусы участников. Это абсолютная демократия и  одновременно авторитаризм сумасшедшей  идеи.

7. Все идеи записываются в  протокольный список идей.

8. Время высказываний не более  1-2 минут. 

Третья фаза представляет собой творческий анализ идей с целью поиска конструктивного решения проблемы по правилам:

1. Анализировать все идеи без  дискриминации какой-либо из них. 

2. Найти место идее в системе  и найти систему под идею.

3. «Не умножай сущностей без  надобности» («Бритва Оккама»).

4. Не должна нарушаться красота  и изящество полученного результата.

5. Должно быть принципиально  новое видение. 

6. Ищи жемчужину в навозе.

В кейс-методе мозговая атака применяется  при возникновении у группы реальных затруднений в осмыслении ситуации, представляется средством повышения активности студентов. В этом смысле она представляется не как инструмент поиска новых решений, хотя и такая её роль не исключена, а как своеобразный запал к бомбе познавательной активности.

Дискуссия занимает центральное место в кейс-методе. Ее целесообразно использовать в том случае, когда обучаемые обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Но самое главное, что важнейшей характеристикой дискуссии является уровень её компетентности, который складывается из компетентности её участников. Неподготовленность студентов к дискуссии делает её формальной, превращает её в процесс вытаскивание ими информации у преподавателя, а не самостоятельное её добывание.

Моделирование представляет собой  специфический способ познания сложных  объектов посредством некоторого их упрощения. Его базовым понятием является понятие "модели". Несмотря на то, что в науке нет однозначного понимания сущности модели, и насчитывается около трех десятков различных транскрипций этого понятия, большинство авторов сходятся в понимании модели как любого мысленного или знакового образа моделируемого объекта (оригинала), некоторого представителя объекта, который обладает тремя свойствами

Во-первых, он отражает оригинал, но не во всех его качествах, а лишь в  тех, которые наиболее существенны  с точки зрения целей и задач  исследования.

Во-вторых, он обладает свойством замещения, т.е. модель подменяет объект в процессе манипулирования им. Способность к замещению опирается на общность объекта и оригинала.

В-третьих, знания, полученные посредством  исследования модели, могут быть перенесены на оригинал.

Мир моделей очень многообразен. Они бывают предметные (физические тела или системы) и мысленные. Классифицируются также по видам патронируемых наук: математические, физические, химические, социологические, экономические и другие модели. По характеру отражения динамики можно выделять статические и динамические модели, по уровню сложности – простые и сложные.

Метод моделирования представляет собой построение и использование  модели как некоторого представителя  объекта, тождественного ему в существенных основных характеристиках. Но модель проще  оригинала, поэтому и появляется возможность её изучения. Структуру моделирования можно представить на основании раскрытия его внутренней логики следующим образом:

Метод моделирования имеет три стороны:

А) Гносеологическую, т.е. форму и  сущность отражения объекта некоторым  его заменителем – моделью.

Б) Логическую, т.е. совокупность мыслительных операций и приемов, умозаключений  по аналогии, которые определяют связь  между моделью и оригиналом.

В) Функциональную, т.е. роль модели в  сборе, систематизации и объяснении фактов, ее эвристическая функция.

Метод моделирования в анализе  ситуаций выполняет несколько ролей:

1. Он выступает средством представления  кейса как модели некоторой  реальной ситуации, которая характерна для определенной сферы общества. Чем ближе эта модель к реальной ситуации, тем ценнее кейс. Важной проблемой в этой функции модели выступает степень и характер отражения в кейсе реальности. При этом кейс должен отражать реальность с точки зрения наиболее важных ее характеристик и отвлекаться от всех остальных. Поэтому, как модель ситуации, кейс проще самой ситуации, что и делает его принципиально познаваемым. Кейс в этом смысле выступает праксеологической моделью, т.е. моделью действительности.

2. Кейс выступает также моделью  преподаваемой учебной дисциплины, её определенного раздела и  тем. Он должен быть таким,  чтобы позволял использовать  и открывать для студента неоднозначное  знание. Отсюда кейс выступает  познавательной или гносеологической моделью. В нем представлено знание, с одной стороны, нормативное, а, с другой стороны, неоднозначное, вероятностное, стохастическое знание, которое вытекает не из закономерности, а из варианта реализации ситуации. Именно первое, нормативное знание задает практическую сферу кейса, накладывает ограничения на него как на праксеологическую модель. Второй вид знания по сути дела моделирует процессы познавательного творчества студентов.

3. Метод моделирования выступает  средством не только конструирования, но и изучения кейса. Анализируя ситуацию, студент вырабатывает свои варианты решения кейса, которые представляют собой процесс стохастического моделирования, постепенного приближения к истине посредством выработки и перебора вариантов, углубления наиболее предпочтительных вариантов. По сути, здесь происходит моделирование по принципу дерева решений, когда конечный ответ не является однозначным решением, а некоторым «пространством» вариантов, близких по сути.

В мышлении участников дискуссии модели выступают как средства познания, когда знание формируется:

во-первых, посредством  сравнения с реальной ситуацией;

во-вторых, путем сравнения  с содержанием модели кейса;

в-третьих, на путях сравнения  с теми моделями, которые выдвигаются  другими участниками дискуссии.

Обсуждение кейса с  точки зрения модельной методологии  представляет собой сложную совокупность так называемых «модельных», «мысленных»  экспериментов, в которых неточное, гипотетическое знание, представленное, например, студентом в его модели уточняется другими участниками обсуждения.

 

Имитационные  игры и кейс-метод

Под игрой обычно понимают занятие  с целью развлечения, основанное на известных условиях и предполагающее подчинение определенным правилам. Обычно игру считают непродуктивным занятием, следствием которого не является производство какого-либо продукта. Но подобный подход совершенно не объясняет то, что игры издавна выполняли очень важные роли в обществе. Игра является непродуктивным видом деятельности формально. Она не создает реальный продукт, но, несомненно, воздействует на играющего. И в этом смысле игра очень продуктивна.

Любая игра имеет два результата. Вторичный её результат связан с  выигрышем или проигрышем участников, с возможным наказанием или наградой. Часто более ценен первичный результат игры, который заключается в её воздействии на участников, когда игра выступает в виде специфической формы социализации людей, обретения ими опыта, знаний и навыков.

Изучение игры учеными позволяет  демокомпозировать «эффект игры»  на составляющие.

· Игра дает свободу: она не задача, не долг, не закон. Это свободное  развлекательное действие. По приказу  играть нельзя, игра идёт только добровольно.

· Игра разрушает надоевшую повседневность, с ее утилитаризмом, с ее монотонностью, с ее жесткой детерминацией образа жизни. Игра это неординарность.

· Игра дает выход в другое состояние  души. Она снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает человек  в реальной жизни, и заменяет его  добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил.

· Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество порядок, очень  ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире.

· Игра создает гармонию. Формирует  стремление к совершенству. Игра имеет тенденцию становиться прекрасной. Хотя в игре существует элемент неопределенности, но противоречия стремятся к разрешению.

· Игра дает увлеченность. В игре нет  частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.

· Игра дает возможность создать  и сплотить коллектив. Привлекательность  игры столь велика и игровой контакт  людей друг с другом столь полон  и глубок, что игровые содружества  обнаруживают способность сохраняться  и после окончания игры, вне  ее рамок.

· Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных  решений.

· Игра дает понятие о чести. Для  нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство. Игра дает понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только "сыгранный" коллектив добьется успеха и совершенства в игре.

· Игра дает компенсацию, нейтрализацию недостатков действительности. Противопоставляет жесткому миру реальности иллюзорный гармоничный мир - антипод. Игра дает романтизм.

· Игра дает развитие воображения, поскольку  оно необходимо для создания новых  миров, мифов, ситуаций, правил игры.

· Игра дает стойкий интерес к  знанию, поскольку ролевая игра создается  методом его моделирования.

· Игра дает возможность развить  свой ум, поскольку необходимо выстроить  интригу и реализовать ее.

· Игра дает развитие психологической пластичности. Это не одно лишь состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца.

· Игра дает радость общения с  единомышленниками. Она представляет собой способ группового воспитания и образования.

· Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно мысленно.

· Игра дает психологическую устойчивость. Вырабатывает активное отношение к  жизни и целеустремленность в  выполнении поставленной цели.

Деловая игра представляет собой имитационный управленческий процесс, т.е. процесс выработки и принятия решения для конкретной ситуации в условиях поэтапного уточнения необходимых факторов, анализа информации, дополнительно поступающей и вырабатываемой в ходе игры. Наиболее важными признаками деловой игры выступают:

Типичность, т.е. она отражает, моделирует типичные ситуации, случающиеся в  практике. Это и определяет её практическую ценность.

Проблемность, т.е. отражение реальных трудностей, встречающихся в практике, проблем вплоть до конфликтов.

Использование скрытых резервов, их мобилизация. Речь идет по сути дела о  двух видах резервов. Прежде всего, игра вскрывает резервы в управляемой  системе (материальные, финансовые и  др.). Но эти резервы мобилизуются и используются благодаря резервам самой личности, которая посредством игры повышает свой профессиональный потенциал и расширяет поле своих возможностей.

Имитационная игра представляет собой  модель реальной типичной проблемной ситуации. Она представляется не просто моделью, а такой моделью, с которой идет экспериментирование. По сути дела она является модельным экспериментом. Обычно имитационные игры могут преследовать две цели. Либо они проводятся с целью познания и ситуаций, либо применяются в качестве эффективного средства обучения.

Свойственная для игровых технологий полифункциональность приводит к постоянному  нарастанию их многообразия. При этом наибольший интерес представляют инновационные, деятельностные, обучающие, организационно-мыслительные, проективные игры.

Деловая игра представляет собой многоструктурное образование. В ней можно выделить, по крайней мере, шесть взаимосвязанных и взаимообусловленных структур.

1. Ролевая структура игры, которая  включает в себя: роли, моделирующие  профессиональную деятельность  лиц, входящих в имитируемую социально-производственную систему; роли, необходимые для оперативного управления ходом игры (руководитель, группа обеспечения, посредники); роли, вводимые в игру для повышения эмоционального напряжения участников; роли экспертов, которые необходимы для преодоления трудностей с оцениванием.

2. Временная структура игры, представляет  собой разчленение её на некоторые  временные этапы: подготовительный  этап, вводная часть, собственно  деловая игра и анализ результатов. 

3. Методическая структура игры, в которую входят методика проведения игры (сценарий), руководство по применению системы оценивания деятельности участников, технические средства обучения и наглядные пособия. В методологической структуре деловой игры сочетаются методы управленческого консультирования и методы групповой динамики. При этом консультанты по управлению предлагают участникам игры специальные вопросники, поддерживают наиболее перспективные высказывания и идеи относительно ситуации, а групповые психологи обеспечивают активизацию участников через стимулирование их ролевой деятельности.

Информация о работе Основы Кейс-метода