Основы Кейс-метода

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 09:39, реферат

Описание работы

Речь идет о методе обучения, известном как кейс-метод (Case study) - метод анализа ситуаций. Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Как специфический метод обучения, применяется для решения свойственных ему образовательных задач. Основными проблемами кейс-метода являются технологизация и оптимизация, методологическое насыщение и применение в обучении различных типов и форм.
Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе.

Работа содержит 1 файл

Основы кейс-метода когда возник кейс-метод и как развивался.doc

— 663.00 Кб (Скачать)

Вопросы к тексту:

1. Почему газетный материал назван "охотой на рабов", а, скажем, не "рабство в СССР"?

2. Где еще применялся труд  рабов, которые официально не  являлись рабами? Речь идет об  истории СССР.

3. Сравните статус раба в античной Греции и статус холопа на Руси. В чем сходство и различие? Сравните их с современными рабами».

Эмоциональность данного текста не только помогает понять всю трагичность  проблемы рабства в наше время, но и выступает чувственной основой  для освоения такой сложной темы социологии, как «Социальная стратификация». Вместе с тем, следует отметить, что данное ситуационное упражнение можно было бы превратить в кейс. Для этого нужно внести проблему в текст, например, спор о том, существует ли рабство в наше время. Для целостного восприятия проблемы современного рабства необходимы дополнительные сведения относительно использования труда заключенных ГУЛАГа, а также бесправия нынешних эмигрантов россиян и украинцев в Европе. В этом случае проблема рабства обрела бы комплексность, обеспечила бы дискуссию между студентами, например, по вопросу насколько классические признаки античного раба применимы к рабству нашего времени.

Гуманитарное  образование как сфера применения кейс-метода (часть 4)

Бесспорна эффективность кейса при изучении правовых дисциплин. Наиболее важными направлениями разработки кейсов могут быть такие проблемы, как:

1. Статьи законов и механизм  их реализации;

2. Права человека с пути их  защиты;

3. Правовые аспекты труда; 

4. Социальная защита нетрудоспособных;

5. Правовые вопросы предпринимательской  деятельности;

6. Судебный процесс и его составляющие;

7. Проблемы формирования правовой  культуры граждан. 

Например, значительно активизирует процесс обучения при изучении

вопросов семейного законодательства кейс «Не ходите, девки, замуж!», разработанный под научным руководством автора данной книги магистром государственного управления Викторией Савенко.

Этот кейс наиболее продуктивен  при изучении модулей «Гуманитарная  политика», «Государственная политика и управление в образовании. Молодежная политика», «Основы семейной и демографической политики». Но особенно эффективно его применение при овладении материалом по модулю «Гражданское право», где кейс позволяет усвоить наиболее сложные вопросы жилищного законодательства.

Не ходите, девки, замуж!

Кто же в юности не мечтал о том, что у него будет крепкая благополучная  семья, уютное жилье, хорошая и любимая  работа, прекрасные дети, и… все такое  прочее. Каждый мечтал, а со временем пытался воплотить свои мечты в жизнь.

Сразу после окончания школы  Валентина покинула отчий дом, что  остался в городке Гайворон, и  отправилась получать знания в вузе города Донецка. Там она встретила  свою «половину» - Николая. Они были молоды и счастливы. Семья возникла быстро, сама собой.

Все бы хорошо, да вот не было у молодых  своего жилья. Пока были только вдвоем, снимали дом, а с появлением дочери Кати пришлось возвращаться к матери Николая. В тесноте, да не в обиде! Вместе прожили два года.

И, наверное, долго пришлось бы ещё тесниться двум семьям в одной квартире, если бы не случилась авария на шахте, где работал Николай. По вине предприятия он частично утратил трудоспособность и стал инвалидом. Решением профсоюзного комитета шахты семья Николая через год после случившегося получила трехкомнатную квартиру. Почему трехкомнатную? Семья молодая, перспективная, - где счастлив один ребёнок, - там и второй может появиться.

Стали обживаться, вить своё гнёздышко. Но не все стало ладиться в семье. И раньше Николай встречался с  «зеленым змием», а теперь так вообще стал ему закадычным другом. После работы успокаивал таким образом нервную систему. Правда, вместо успокоения приходило излишнее буйство, желание «почесать» кулаки… И всё пошло кувырком! Ни уговоры, ни просьбы, ни ласка, - ничего не стало помогать.

Валентина закончила вуз, нашла  работу по душе. Малышка пошла в  школу. А в квартире, некогда такой  желанной, воцарилось «осадное» положение. Семья как единое целое перестала  существовать. Сначала фактически, а потом и юридически.

Неотвратимо встал вопрос: как и где, жить уже двум отдельным семьям? Валентина пыталась подыскать варианты обмена, но Николай на них не соглашался. Почти год длилось «осадное положение».

Иногда мерцала искорка надежды, что всё в их жизни образуется, ведь Катюше так надо, чтобы рядом были и папа, и мамам. Но, как видно, разбитую чашку уже не склеишь. Николай стал все реже появляться дома. Говорят, что живёт в квартире своего брата с какой-то женщиной. А когда приходил в свою квартиру, то всегда устраивал такие выяснения отношений с Валентиной и Катей, что тошно становилось!

Ничего другого Валентина не могла предпринять, как забрать  часть вещей (всё заранее оговаривали  с Николаем), забрать Катю и отправиться  в свой родной Гайворон к родителям. Дочь пошла в школу. Со временем друзья нашли работу для Валентины. Правда, не по специальности, но выбора не было.

После отъезда Валентины с дочерью, Николай вместе со своей сожительницей  переходит жить в свою квартиру. Сожительница, её звали Алла, сразу  почувствовала себя хозяйкой положения. Да, ей это уже не в первый раз. Трижды была замужем, четверо детей воспитывается в интернате. Жилищный вопрос её очень интересовал, т.к. со своим последним мужем имела неразделенную пятикомнатную квартиру. Дабы защитить свои права в отношении жилья, Валентина смогла убедить Николая изменить договор найма квартиры, в результате чего квартира из изолированной превратилась в коммунальную, где две комнаты принадлежали Валентине с дочерью и одна – Николаю.

Беспокоясь о физическом и психическом состоянии себя и дочери, Валентина решила никогда не возвращаться в эту квартиру. С помощью родителей погасила задолженность по квартирной плате и решила приватизировать свою часть жилья. С этим вопросом обратилась в отдел по приватизации при ЖЭКе. Однако неожиданно получила отрицательный ответ. Работники ЖЭКа сообщили ей, что коммунальные квартиры могут приватизироваться лишь при обоюдном согласии всех квартиросъемщиков, если у них отсутствует задолженность по квартирной плате. Дело в том, что Николай живет в квартире, не погасив задолженность по квартплате. Поэтому Валентина и её дочь не могут воспользоваться своим правом на жильё.

Что же делать? Жить в квартире в  месте с Николаем и Аллой? Но это  не жизнь! Продать? Но как? Менять…? Бросить  всё…?» .

Значительны возможности политологии  для применения кейс-метода. Политическая наука относится к числу тех  наук, в которых значительную роль играют ситуационные теории.

Ситуационная теория может быть эффективна при построении кейсов, анализирующих продвижение в политическую элиту, ситуации на выборах, становление партий. Они могут помочь при осмыслении биографий известных политических деятелей.

Ситуационный подход в настоящее  время выступает одним из методологических принципов и методов политической науки, которая становится ближе к политической практике, поскольку оперативно реагирует на происходящие политические процессы. Такие понятия, как «политическая ситуация», «конфликтная ситуация», «экстремальная ситуация» наиболее популярны в выступления в СМИ различных политических обозревателей, которые публично анализируют политические ситуации.

Интересный материал для кейсов, конечно же, дает сама жизнь. При  этом наиболее продуктивны следующие  политические процессы:

1. Происходящее в поставторитарных  странах формирование многопартийной системы, партийное строительство. Эти процессы отличаются политической и психологической напряженностью, конфликтностью и многовариантностью

2. Выборы президентов, депутатов  парламентов, депутатов местных  органов власти и мэров  городов. Они показывают происходящие в обществе дифференциацию и интеграцию различных политических сил, драматизм выбора.

3. Работа законодательных, судебных  и исполнительных органов власти, которая дает сотни примеров  сложных юридических, правовых  и судебных ситуаций, беспомощности нынешнего законодательства.

4. Функционирование и развитие  местного самоуправления, которое  характеризуется появлением законодательных  актов местного уровня, например, уставов городов, постепенным  и противоречивым нарастанием  активности местных общин, конфликтами между органами местного самоуправления и органами государственной власти.

5. Конфликты в обществе и миротворческая  деятельность, которые проявляются  во многих сферах жизни поставторитарных  стран, требуют выработки не  только принципов, законодательства, но и стратегий их регулирования.

6. Кризисные процессы, преодоление  которых требует овладения антикризисными  технологиями, применения кейс-метода  с целью своевременной диагностики  кризисов.

7. Политические и избирательные технологии, которые приобретают значительное разнообразие, проявляет себя их нетворческое заимствование, несоответствующее природе избирательной ситуации.

Нарастающая динамика политической жизни  дает богатый материал для кейсов. Довольно велик потенциал публицистики, СМИ, художественной литературы, научных публикаций, которые отражают многообразные аспекты политики.

Нельзя недооценивать и то обстоятельство, что ситуационный анализ в его  бытовой форме в последние  годы получает широкое распространение  в деятельности средств массовой информации. На телеэкранах появились телепередачи, в основе которых лежат бытовые кейсы. Наиболее рельефно проявляется тенденция использования кейсов в «Большой стирке» А. Малахова, «Моей семьи» В. Комиссарова и других программах.. Ситуационные разборки в них оказывают воспитательное воздействие на телезрителей: заставляют внимательнее относиться к проблемам жизни, показывают их сложность и неоднозначность.

Оценка возможностей кейс-метода в преподавании естественнонаучных и технических дисциплин (часть 1)

Первая мысль, которая приходит в голову относительно заголовка  этого раздела книги такова: естественнонаучное и техническое образование оперирует  детерминированным знанием, а поэтому  говорить о применении кейс-метода здесь нельзя, или, по крайней мере, очень затруднительно. Так ли это на самом деле? Естественнонаучные дисциплины представляют знание, которое отражает природные явления и процессы. Его нельзя считать однозначно детерминированным, т.е. построенным по принципу строгой причинности.

Одним из наиболее общих понятий, которые  применяются в естественных науках, является понятие «состояние». В  физике оно служит для обозначения  многообразия конкретных физических состояний, примерами которых выступают  фазы вещества, устойчивость и динамический характер механических и различных других физических систем, различные тепловые, электрические и магнитные состояния, состояния возбуждения (или отсутствие такового) у квантово-механических систем и т.д. В химии существенное значение имеет анализ состояния химического равновесия. В теории растворов важнейшее значение имеет анализ состояний диссоциации и гидратации ионов, которые характеризуются соответствующими параметрами и константами. Живой организм, как целое, характеризуется состоянием метаболизма; живые системы (биоценозы) находятся в состоянии динамического равновесия: определенные состояния характеризуют поведение животных и человека. Состояние материальной системы задается с помощью пространства состояний, каждое из которых характеризуется своими параметрами.

Для каждого объекта свойственна  некоторая совокупность возможных  его состояний. Это свойство объектов У.Р. Эшби определил как принцип  необходимого разнообразия. Реализация этого принципа для объектов различной  природы отличается определенной спецификой. Для механических объектов состояние отличается минимумом всего многообразия состояний системы, а для объектов микромира картина несколько иная. Здесь господствует принцип максимума одновременной реализации действительных состояний системы.

Теперь становится понятным, что  мир объектов природы определяется не только причинно-следственной детерминантой, но и связью состояний, корреляцией.

Значительная часть естественнонаучного  знания базируется на теории сложных  систем. Деление систем на простые и сложные довольно условно. Дело в том, что сложность понимается как объективное, так и субъективное явление. Объективная сложность присуща системам независимо от познающего их субъекта. Субъективная же сложность обусловлена характером восприятия системы субъектом, обусловлена недостатком знаний и интеллекта. Конечно, эти два типа сложности тесно взаимодействуют друг с другом, особенно тогда, когда та или иная система только включена в познавательный процесс. Но базисной основой выступает объективная сложность систем.

Сложные системы характеризуются  тем, что они одновременно интегрируют  в себе природные и социальные составляющие, естественное и искусственное. Например, телефонная сеть включает в  себя значительное число абонентов, телефонные станции, коммуникации, обслуживающий персонал и т.п. Они очень многообразны и многолики. Это касается технических, кибернетических, человеко-машинных систем, сложных явлений природы и общества.

Информация о работе Основы Кейс-метода