Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 09:39, реферат
Речь идет о методе обучения, известном как кейс-метод (Case study) - метод анализа ситуаций. Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Как специфический метод обучения, применяется для решения свойственных ему образовательных задач. Основными проблемами кейс-метода являются технологизация и оптимизация, методологическое насыщение и применение в обучении различных типов и форм.
Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе.
Вопросы к тексту:
1. Почему газетный материал
2. Где еще применялся труд рабов, которые официально не являлись рабами? Речь идет об истории СССР.
3. Сравните статус раба в антично
Эмоциональность данного текста не
только помогает понять всю трагичность
проблемы рабства в наше время, но
и выступает чувственной
Гуманитарное
образование как сфера
Бесспорна эффективность кейса при изучении правовых дисциплин. Наиболее важными направлениями разработки кейсов могут быть такие проблемы, как:
1. Статьи законов и механизм их реализации;
2. Права человека с пути их защиты;
3. Правовые аспекты труда;
4. Социальная защита нетрудоспосо
5. Правовые вопросы
6. Судебный процесс и его
7. Проблемы формирования
Например, значительно активизирует процесс обучения при изучении
вопросов семейного законодател
Этот кейс наиболее продуктивен при изучении модулей «Гуманитарная политика», «Государственная политика и управление в образовании. Молодежная политика», «Основы семейной и демографической политики». Но особенно эффективно его применение при овладении материалом по модулю «Гражданское право», где кейс позволяет усвоить наиболее сложные вопросы жилищного законодательства.
Не ходите, девки, замуж!
Кто же в юности не мечтал о том, что у него будет крепкая благополучная семья, уютное жилье, хорошая и любимая работа, прекрасные дети, и… все такое прочее. Каждый мечтал, а со временем пытался воплотить свои мечты в жизнь.
Сразу после окончания школы Валентина покинула отчий дом, что остался в городке Гайворон, и отправилась получать знания в вузе города Донецка. Там она встретила свою «половину» - Николая. Они были молоды и счастливы. Семья возникла быстро, сама собой.
Все бы хорошо, да вот не было у молодых своего жилья. Пока были только вдвоем, снимали дом, а с появлением дочери Кати пришлось возвращаться к матери Николая. В тесноте, да не в обиде! Вместе прожили два года.
И, наверное, долго пришлось бы ещё тесниться двум семьям в одной квартире, если бы не случилась авария на шахте, где работал Николай. По вине предприятия он частично утратил трудоспособность и стал инвалидом. Решением профсоюзного комитета шахты семья Николая через год после случившегося получила трехкомнатную квартиру. Почему трехкомнатную? Семья молодая, перспективная, - где счастлив один ребёнок, - там и второй может появиться.
Стали обживаться, вить своё гнёздышко. Но не все стало ладиться в семье. И раньше Николай встречался с «зеленым змием», а теперь так вообще стал ему закадычным другом. После работы успокаивал таким образом нервную систему. Правда, вместо успокоения приходило излишнее буйство, желание «почесать» кулаки… И всё пошло кувырком! Ни уговоры, ни просьбы, ни ласка, - ничего не стало помогать.
Валентина закончила вуз, нашла работу по душе. Малышка пошла в школу. А в квартире, некогда такой желанной, воцарилось «осадное» положение. Семья как единое целое перестала существовать. Сначала фактически, а потом и юридически.
Неотвратимо встал вопрос: как и где, жить уже двум отдельным семьям? Валентина пыталась подыскать варианты обмена, но Николай на них не соглашался. Почти год длилось «осадное положение».
Иногда мерцала искорка
Ничего другого Валентина не могла предпринять, как забрать часть вещей (всё заранее оговаривали с Николаем), забрать Катю и отправиться в свой родной Гайворон к родителям. Дочь пошла в школу. Со временем друзья нашли работу для Валентины. Правда, не по специальности, но выбора не было.
После отъезда Валентины с дочерью, Николай вместе со своей сожительницей переходит жить в свою квартиру. Сожительница, её звали Алла, сразу почувствовала себя хозяйкой положения. Да, ей это уже не в первый раз. Трижды была замужем, четверо детей воспитывается в интернате. Жилищный вопрос её очень интересовал, т.к. со своим последним мужем имела неразделенную пятикомнатную квартиру. Дабы защитить свои права в отношении жилья, Валентина смогла убедить Николая изменить договор найма квартиры, в результате чего квартира из изолированной превратилась в коммунальную, где две комнаты принадлежали Валентине с дочерью и одна – Николаю.
Беспокоясь о физическом и психическом состоянии себя и дочери, Валентина решила никогда не возвращаться в эту квартиру. С помощью родителей погасила задолженность по квартирной плате и решила приватизировать свою часть жилья. С этим вопросом обратилась в отдел по приватизации при ЖЭКе. Однако неожиданно получила отрицательный ответ. Работники ЖЭКа сообщили ей, что коммунальные квартиры могут приватизироваться лишь при обоюдном согласии всех квартиросъемщиков, если у них отсутствует задолженность по квартирной плате. Дело в том, что Николай живет в квартире, не погасив задолженность по квартплате. Поэтому Валентина и её дочь не могут воспользоваться своим правом на жильё.
Что же делать? Жить в квартире в месте с Николаем и Аллой? Но это не жизнь! Продать? Но как? Менять…? Бросить всё…?» .
Значительны возможности политологии для применения кейс-метода. Политическая наука относится к числу тех наук, в которых значительную роль играют ситуационные теории.
Ситуационная теория может быть эффективна при построении кейсов, анализирующих продвижение в политическую элиту, ситуации на выборах, становление партий. Они могут помочь при осмыслении биографий известных политических деятелей.
Ситуационный подход в настоящее
время выступает одним из методологических
принципов и методов
Интересный материал для кейсов, конечно же, дает сама жизнь. При этом наиболее продуктивны следующие политические процессы:
1. Происходящее в
2. Выборы президентов, депутатов
парламентов, депутатов
3. Работа законодательных,
4. Функционирование и развитие
местного самоуправления, которое
характеризуется появлением
5. Конфликты в обществе и
6. Кризисные процессы, преодоление
которых требует овладения
7. Политические и избирательные технологии, которые приобретают значительное разнообразие, проявляет себя их нетворческое заимствование, несоответствующее природе избирательной ситуации.
Нарастающая динамика политической жизни дает богатый материал для кейсов. Довольно велик потенциал публицистики, СМИ, художественной литературы, научных публикаций, которые отражают многообразные аспекты политики.
Нельзя недооценивать и то обстоятельство, что ситуационный анализ в его бытовой форме в последние годы получает широкое распространение в деятельности средств массовой информации. На телеэкранах появились телепередачи, в основе которых лежат бытовые кейсы. Наиболее рельефно проявляется тенденция использования кейсов в «Большой стирке» А. Малахова, «Моей семьи» В. Комиссарова и других программах.. Ситуационные разборки в них оказывают воспитательное воздействие на телезрителей: заставляют внимательнее относиться к проблемам жизни, показывают их сложность и неоднозначность.
Оценка возможностей кейс-метода в преподавании естественнонаучных и технических дисциплин (часть 1)
Первая мысль, которая приходит
в голову относительно заголовка
этого раздела книги такова: естественнонаучное
и техническое образование
Одним из наиболее общих понятий, которые применяются в естественных науках, является понятие «состояние». В физике оно служит для обозначения многообразия конкретных физических состояний, примерами которых выступают фазы вещества, устойчивость и динамический характер механических и различных других физических систем, различные тепловые, электрические и магнитные состояния, состояния возбуждения (или отсутствие такового) у квантово-механических систем и т.д. В химии существенное значение имеет анализ состояния химического равновесия. В теории растворов важнейшее значение имеет анализ состояний диссоциации и гидратации ионов, которые характеризуются соответствующими параметрами и константами. Живой организм, как целое, характеризуется состоянием метаболизма; живые системы (биоценозы) находятся в состоянии динамического равновесия: определенные состояния характеризуют поведение животных и человека. Состояние материальной системы задается с помощью пространства состояний, каждое из которых характеризуется своими параметрами.
Для каждого объекта свойственна некоторая совокупность возможных его состояний. Это свойство объектов У.Р. Эшби определил как принцип необходимого разнообразия. Реализация этого принципа для объектов различной природы отличается определенной спецификой. Для механических объектов состояние отличается минимумом всего многообразия состояний системы, а для объектов микромира картина несколько иная. Здесь господствует принцип максимума одновременной реализации действительных состояний системы.
Теперь становится понятным, что мир объектов природы определяется не только причинно-следственной детерминантой, но и связью состояний, корреляцией.
Значительная часть
Сложные системы характеризуются тем, что они одновременно интегрируют в себе природные и социальные составляющие, естественное и искусственное. Например, телефонная сеть включает в себя значительное число абонентов, телефонные станции, коммуникации, обслуживающий персонал и т.п. Они очень многообразны и многолики. Это касается технических, кибернетических, человеко-машинных систем, сложных явлений природы и общества.