Основы Кейс-метода

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 09:39, реферат

Описание работы

Речь идет о методе обучения, известном как кейс-метод (Case study) - метод анализа ситуаций. Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Как специфический метод обучения, применяется для решения свойственных ему образовательных задач. Основными проблемами кейс-метода являются технологизация и оптимизация, методологическое насыщение и применение в обучении различных типов и форм.
Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе.

Работа содержит 1 файл

Основы кейс-метода когда возник кейс-метод и как развивался.doc

— 663.00 Кб (Скачать)

Работа в аудитории в значительной мере определяется теми методическими советами, которые разрабатываются преподавателем для студентов. Подготовка методических советов может рассматриваться как интегральная часть написания ситуационных упражнений. Методические рекомендации обсуждения кейса в аудитории можно свести к следующим положениям:

1. Для хорошей подготовки к  обсуждению в аудитории необходимо  решить процедурные проблемы: порядок  и регламент выступлений, вопросов  и ответов. Студенты должны  получить ответы на такие вопросы: 

· Как включиться в процесс обсуждения?

· Какие формы взаимодействия со студентами и преподавателям использовать?

· Какую роль (роли) избрать и  как их играть?

· Как быть инициативным?

2. Преподавателю нужно избегать  преподавательских ловушек, которые  сводятся к тому, что возникает  желание детально объяснить ситуацию, ускорив анализ.

3. Студенты сами должны дорасти  интеллектуально до решения ситуации. Знания они должны приобретать,  а не получать.

4. Отношения между преподавателем  и студентами должны быть партнерскими.

5. Атмосфера на занятиях должна быть творческой.

6. Обсуждение в аудитории нужно  концентрировать вокруг трех  позиций: 

· проблемы, которые содержатся в  кейсе;

· альтернативы, направленные на решение  этих проблем;

· рекомендации относительно деятельности в данной ситуации.

Таким образом, осмысление деятельности преподавателя, использующего кейс-метод, отличается тем, что он осуществляет информационно-коммуникатитвное взаимодействие студентов, формирует и поддерживает поле знаний, т.е. преподаватель выступает как руководитель, коммуникатор и активный участник познавательного коллективного процесса.

Методика обучения посредством анализа ситуаций (часть 1)

Обучение посредством анализа  представляет собой сложный процесс, большинство из которых не поддаются  полной алгоритмизации. Поэтому представленная ниже схема описывает лишь те операции, которые формально представимы. Что касается творческих действий, то их алгоритмизировать весьма затруднительно.

Ознакомление студентов с текстом  кейса чаще всего делается за несколько  дней до его обсуждения. Обычно время  на подготовку определяется объемом  и сложностью кейса. Если он небольшой, то его обсуждение вкрапливается  в учебный процесс, и с ним  студенты знакомятся здесь же на занятиях. Принципиально важным в этом случае является то, чтобы теоретический курс, на котором базируется кейс, был студентами прочитан и проработан.

Организация обсуждения предполагает формулирование перед студентами вопросов, акцентирование их внимания на обсуждении кейса, включение их в дискуссию. При этом вопросы кейса обычно подготавливают заранее и предлагают студентам вместе с самим кейсом. В начале занятия они определяют содержание обсуждения, знакомят студентов с вопросами кейса.

Подведение итогов дискуссии предполагает анализ её хода и оценивание участников.

Оценивание участников осуществляется двумя способами. Первый предполагает подсчет активных проявлений участников и их фиксирование на специальном  бланке, а второй ориентирован на оценку содержания выступлений отдельных участников. Проблема оценивания здесь представляется не сама по себе. Обычно преподаватель довольно быстро обретает навык оценивания участников дискуссии. Для этого нужно четко их дифференцировать, знать имена и фамилии. Дело в том, что пространство обучения оказывается заполненным настолько плотно, а деятельность преподавателя столь насыщена, что оценивание может выпадать из неё.

Представленная выше схема анализа  проблемы носит формальный характер, т.е. она отражает основные этапы технологии обучения, не затрагивая содержания собственно аналитической деятельности. Поэтому возникает необходимость содержательного представления технологии кейс-метода, представленного на схеме.

Методика обучения посредством анализа ситуаций (часть 2)

Работа студента с кейсом распадается  на две фазы. Первая фаза представляет собой внеаудиторную работу, цель которой состоит в подготовке ко второй фазе – аудиторному анализу кейса.

Начинается работа обычно с внимательного  прочтения текста и всех прилагаемых  материалов. Далее идет собственно анализ. Первоначальный его этап предполагает выделение основного существенного  содержания и несущественных его аспектов, которые нередко маскируют основные черты проблемной ситуации.

Довольно часто кейс по форме  представляет собой художественно-публицистическое произведение, которое содержит все  атрибуты своего жанра: действующего субъекта, порой конкретного человека с его внутренним миром, переживаниями, размышлениями, мотивами. Кроме того, в кейсах часто даются описания ближайшего окружения и взаимоотношений его героев. Социально-психологический, эмоциональный и деятельный контексты кейса «напускают такого тумана», что бывает очень трудно уловить хотя бы очертания проблемы. Довольно часто в этом тумане намечаются контуры ложных, отвлекающих проблем. Поэтому успех последующей работы над кейсом зависит именно от успешного рассеивания напущенного автором тумана.

Второй шаг студента должен быть направлен на диагностику проблемной ситуации. Обычно под диагностикой понимается специфический процесс деятельности, связанный с определением состояния объекта с целью осуществления последующего корректирующего воздействия и изменения его состояния или режима работы.

В кейс-методе используется диагностика  ситуаций. По сути дела, она сводится к классификации проблемных ситуаций и выделению их существенных черт по основаниям классификации. Далее  развертывается подробная характеристика всех сторон проблемной ситуации. Основная задача здесь заключается в том, чтобы из содержания кейса выловить все параметры конкретной проблемной ситуации.

По степени формализации можно  выделить диагностику формальную, которая  носит количественный характер и предполагает процессы измерения, и диагностику качественную, которая ориентирована на получение общего впечатления об объекте.

В структуре диагностики выделяется три блока операций.

Первый блок представляет собой  описание реального состояния объекта в соответствии с выбранными параметрами.

Второй блок ориентирован на определение  должного состояния объекта по этим же параметрам.

Третий блок предполагает сравнение  реального и должного состояний. Если различия между этими состояниями  нет, то можно продолжить практическую деятельность с данным объектом. Если же различия имеются, то определяется тип «болезни» объекта и формируются направления и способы коррекции объекта.

Следующий шаг аналитической деятельности направлен на выработку возможных  альтернатив разрешения проблемной ситуации. По сути дела начинается принципиально новая фаза аналитической деятельности, которую можно назвать программирующей аналитикой. Задача этого этапа выявить все возможные варианты разрешения проблемы, сформировав поле альтернатив. В конечном итоге внимание должно остановиться на нескольких приемлемых альтернативах, осмысление которых определяет дальнейших ход дискуссии.

Постановка проблемы необходима не сама по себе. Она не является самоцелью, а выступает предварительным этапом для последующего ее разрешения. Кейс-метод также имеет эту ориентацию. Отсюда принципиально значение имеет поиск способов разрешения проблемы. Эти способы можно классифицировать следующим образом.

По видам средств решения  проблемы способы делятся на финансовые, экономические, юридические и идеологические. При разрешении реальных проблем часто приходится использовать многоплановые, комплексные способы.

В соответствии с характером преобразования системы можно выделить структурные, функциональные и структурно-функциональные способы. Структурный способ ориентирован на изменение структуры объекта, функциональный ограничивается функциями. Структурно-функциональный способ ориентирован на одновременное изменение структурных и функциональных характеристик.

По степени новизны решения  проблемы могут быть новаторскими, традиционными и тривиальными. Особенность  новаторских способов заключается  в том, что они отличаются высокой  эффективностью, но признание получают с большим трудом. Мешает консерватизм социального окружения. Традиционные способы тем хороши, что они проверены и привычны для людей. Тривиальные способы представляются обычно настолько простыми, что применять их не приходит даже в голову.

Проблема может решаться на теоретическом, познавательном уровне, когда дается понимание её сущности. Существует и конструкторский способ её решения, при котором создается некоторая модель разрешения ситуации, которая, естественно, нуждается в проверке и последующем внедрении. Практический способ решения представляет собой решение её на основании имеющегося практического опыта.

Деление способов решения проблемы по происхождению особенно важно  при обосновании той модели, согласно которой происходит преобразование. Быстрее всего можно сделать  что-то путем заимствования. Но заимствованный способ решения часто не в полной мере или вовсе не отвечает особенностям конкретной ситуации. Поэтому заимствование всегда нуждается в обосновании.

По степени обоснованности можно  выделить целесообразные и допустимые. Целесообразные способы решения проблемы не лучшие с точки зрения результата. Но если они не применяются, то ситуация может стать значительно хуже. Это тот случай, когда лучше действовать как-то, чем никак. Допустимые способы предполагают наилучшие варианты решения проблемы. Здесь действие осуществляется наилучшим образом.

По степени конструктивности способы  решения проблемы делятся на конструктивные и деструктивные. Конструктивные способы  обязательно предполагают некоторую  созидательную модель и ориентированы  на реформирование той или иной подсистемы. Деструктивные способы предполагают ликвидацию самой системы – носителя проблемы.

После уточнения и коррекции  программы проводится мысленный  эксперимент, в котором проверятся эффективность разрешения ситуации при последовательной реализации разработанной программы. Если ситуация разрешается, то после соответствующей коррекции, осуществляется легитимизация данной программы, превращение ее в управленческую технологию.

 

Опыт и тенденции развития применения кейс-метода в бизнес-образовании (часть 1)

Бизнес-образование является старейшей  сферой применения кейс-метода: именно он наибольшей мерой отвечает задачам  управленческого образования. Кейс-метод  оказывает содействие развитию умения решать проблемы с учетом конкретных условий и при наличии фактической информации. Он развивает такие квалификационные характеристики, как способность к проведению анализа и диагностики проблем, умение четко формулировать и высказывать свою позицию, умение общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать информацию, которая поступает в вербальной и невербальной форме.

В некоторой смысле этот метод оказывает  содействие формированию личностных свойств. Он формирует чувство уверенности  в себе, способствует преодолению  излишней боязливости или избыточной самоуверенности.

Бизнес-образование представляет ныне в поставторитарных странах  одну из наиболее интенсивно развивающихся  отраслей образования. Отсутствие своего собственного опыта такого образования  как массового и многопланового институционального явления приводит к тому, что, вполне естественно, наблюдаются копирования зарубежного опыта бизнес-образования, как в аспекте его организации, учебного планирования, так и технологий обучения.

В копировании зарубежных методических схем и подходов есть смысл только с точки зрения овладения передовым опытом. Далее неизбежно возникает проблема «исторической памяти», т.е. осмысление хотя и не столь масштабного, но своего собственного опыта такого образования с использованием анализа ситуаций и деловых игр.

Наконец, стратегической задачей, которую предстоит решить в ближайшем будущем, следует считать выработку своей собственной модели бизнес-образования, исторически преемственной и учитывающей достижения мировых лидерских вузовских центров.

Специфика работы менеджеров, финансистов в современных условиях требует существенным образом изменить процесс их подготовки в высших учебных заведениях. Речь идет, в частности, об использовании разнообразных методов обучения, гибкости преподавания, учете состава аудитории, состояния духа и реакций, способности воспринимать тот или другой материал. От преподавателей требуется применение импровизаций в учебном процессе, максимальное приближение студентов к реальным ситуациям и принятию адекватные управленческие решения.

Важнейшим недостатком в становлении бизнес-образования является то, что медленно идёт определение его целей, специфики форм и методов.

Информация о работе Основы Кейс-метода