Основы Кейс-метода

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 09:39, реферат

Описание работы

Речь идет о методе обучения, известном как кейс-метод (Case study) - метод анализа ситуаций. Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Как специфический метод обучения, применяется для решения свойственных ему образовательных задач. Основными проблемами кейс-метода являются технологизация и оптимизация, методологическое насыщение и применение в обучении различных типов и форм.
Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе.

Работа содержит 1 файл

Основы кейс-метода когда возник кейс-метод и как развивался.doc

— 663.00 Кб (Скачать)

4. Организационная структура игры, в которую входят система подготовки  к проведению деловой игры (подготовка  руководства игры, методического  и технического обеспечения, формирования  состава групп); управление деловой игрой (создание состязательности, творчества, отработка навыков работы в группе, оперативное изменение структуры игры, управление графиком игры и т.д.). Кроме того, сюда входит деление участников на различные группы и подгруппы с целью получения наибольшего эффекта при решении конкретной задачи.

5. Логическая структура деловой  игры, которая включает в себя  логику анализа ситуации, выделения  комплекса актуальных проблем,  разработку проектов желаемых  и возможных перемен, определение программы реализации проекта.

6. Коммуникативная структура деловой  игры, которая включает в себя  различные виды обязательных  и желательных коммуникаций между  игроками и наблюдателями. 

В отличие от социальной деятельности, которая ставит своей задачей  преобразование социальной реальности, игра имеет совершенно иное назначение. Она выполняет тренировочную, исследовательскую и проверочную функции. Социальный смысл её заключается в том, что она готовит субъекта к социальной деятельности, к преобразованию общества. Это и определяет роль в обществе игровых технологий.

Необходимость разработки этих технологий диктуется усложнением социальной деятельности, возрастанием опасности  деформаций и потерь от непрофессионализма, стремлением повысить эффективность  деятельности. Игровые технологии позволяют «тренировать» самые различные качества субъекта, формируют умения и навыки поведения в экстремальных ситуациях, дают возможность лучше понимать и ощущать действия, исправлять ошибки, получать новые знания об объекте и среде его обитания. Наиболее значимой сферой применения игр является обучение управленческих кадров.

Технология имеет отношения  к деловым или имитационным играм  в двух ее проявлениях: как технология разработки игр, которая представляет собой разновидность творческой проектировочной технологии, и технология применения игры в обучающей деятельности, которая обычно моделируется сценарием игры. Проектирование игры представляет собой довольно сложный творческий процесс, при котором определяются участники, цели и задачи, правила, проблемы, стратегия и тактика игры.

Деловая игра является довольно эффективным  методом обучения. Она требует  значительного времени и средств  на подготовку и проведение, как  правило, проводится в несколько  этапов и состоит из пленарных  заседаний по каждому из них. В ходе пленарных заседаний заслушиваются сообщения групп (количество групп и их участников зависит от содержания и сложности проблемы, которая решается) с обязательным использованием аудиовизуальных средств, проводится рецензирование выполненной работы другими группами и преподавателем.

Комплексная оценка группы включает усредненные значения самооценок, оценок групп-участников и преподавателя  с учетом качества сообщений и  выполненной работы, в общем, использование  аудиовизуальных средств, правильности и полноты ответов на поставленные вопросы, а также этики делового общения. Целесообразно для итоговой оценки приглашать ведущих специалистов из числа бывших студентов. Например, в игре по внешнеэкономической деятельности как эксперты выступают специалисты таможни, брокерской фирмы, отделов больших компаний. В ходе игры студентам представляется необходимый дидактический материал (сценарий и спецификация игры, образцы экспертных писем, методические помощи).

После осмысления сущности деловой игры, рассмотрим взаимодействие кейс-метода и деловых игр. Дадим их сравнительную характеристику.

Как видно из таблицы, деловая игра и кейс-метод являются принципиально родственными методами обучения, что создает благоприятные возможности для их сочетания в процессе обучения. На наш взгляд, возможные варианты такого сочетания таковы:

1. Деловая игра включается в  описание кейса, решение которого  предполагает предварительное проигрывание ситуации с целью получения дополнительной информации.

2. В деловую игру обязательно  включена ситуация или даже  несколько 

ситуаций. В процессе её разыгрывания возникает необходимость формирования описания ситуации, т.е. по сути дела создания кейс-метода. Заранее подготовленный кейс можно использовать в качестве средства, способа введения участников в деловую игру. При этом его осмысление создает своеобразный интеллектуальный, проблемный фон деловой игре.

Интеграция в процессе обучения деловых игр и кейс-метода, несомненно, благотворно сказывается на содержании учебного процесса, придает ему новый потенциал интереса и творчества. Однако, несомненно и то, что такое сочетание требует более высокой квалификации преподавателя и приводит к дополнительной интеллектуальной нагрузке на студентов.

Следует подчеркнуть и то, что  имитационная игра позволяет решать свои образовательные задачи. Если кейс-метод формирует способность  к аналитической деятельности, умение ориентироваться в ситуации, углубляться в её содержание, т.е. своеобразные мыслительные, духовные основы практической деятельности, то имитационная игра выступает еще одной существенной ступенькой при подъёме к практике.

 Она закладывает навыки поведения в ситуациях изменения, вырабатывает динамику ролевого поведения. Игра представляется имитацией практики, а кейс-метод - имитацией ситуации, в которой развертывается практика жизни. Игра акцентирована на умения, навыки, тренинг, а кейс-метод - на поиск проблемы, заложенной в ситуацию и её мысленное разрешение. По сути дела, кейс-метод учит навыкам выработки стратегии поведения, а имитационная игра вырабатывает навыки тактики поведения.

Методические  аспекты презентации и оценки (часть 1)

Презентация, или представление  результатов анализа кейса и его составляющих, выступает очень важным и далеко не формальным аспектом кейс-метода. Дело в том, что умение публично представить интеллектуальный продукт, хорошо его прорекламировать, показать его достоинства и возможные направления эффективного использования, а также выстоять под шквалом критики, представляется очень ценным интегральным качеством современного специалиста.

Презентация оттачивает многие, глубинные  качества личности: волю, убежденность, целенаправленность, достоинство и  т.п. Вместе с тем она вырабатывает навыки публичного общения, формирования своего собственного имиджа.

Виды презентации кейса представлены следующей схемой.

Публичная презентация предполагает представления решений кейса в подгруппах и группе. Она максимально вырабатывает навыки публичной деятельности. Непубличная презентация менее эффектна, но обучающая роль её довольно велика. Чаще всего она выступает в виде подготовки отчета по выполнению задания. Здесь стимулируются такие качества презентующего, как умение подготовить текст, точно и аккуратно составить отчет, не допустить ошибки в расчетах и т.п.

В зависимости от того, чей продукт  представляется, презентация может  быть групповая и индивидуальная. Индивидуальная презентация формирует ответственность, собранность, волю, а групповая - аналитические способности, умения обобщать материал, системно видеть проект.

Презентация бывает и преподавательская, когда он представляет кейс перед  студентами, стараясь заинтересовать их, либо презентует результаты работы группы в целом, если работа над кейсом была длительной, что позволяет студентам системно представить сложную систему. Задача такой презентации состоит в достижении простоты и понятности.

Наконец, целесообразно выделять промежуточную  и конечную презентации. Первая связана  с представлением промежуточного результата, влияет на набираемые студентами баллы  активности, а конечная дает готовое  решение и определяет конечную оценку студента за анализ кейса.

Опыт подсказывает, что при проведении презентаций необходимо придерживаться следующих методических принципов:

1. Органичности содержания и  формы представления материала.  Поэтому оценивать презентацию  нужно не только за решение,  но и за способ его подачи.

2. Доступности и понятности презентации. 

3. Оригинальности решения и его  представления. 

Важной проблемой обучения посредством  применения кейс-метода является проблема оценивания студентов. Проверка и оценка знаний должны проводиться согласно дидактическим принципам обучения. При этом выделяются такие требования к оцениванию:

· объективность (создание условий, в  которых бы максимально точно  выявлялись знания обучаемых, предъявление к ним единых требований, справедливое отношение к каждому);

· обоснованность оценок (их аргументация);

· систематичность (как важнейший  психологический фактор, организующий и дисциплинирующий учащихся, формирующий  настойчивость и устремленность в достижении цели);

· всесторонность и оптимальность [20, с. 145-146].

Оценка выполняет многообразные  функции:

Ш контролирующую, поскольку выявляет знания, умения и навыки;

Ш обучающую, т. к. требует достижения обучаемым определенного уровня обучения;

Ш воспитывающую, поскольку в процессе её получения идет формирование личностных качеств;

Ш организующую деятельность студента;

Ш развивающую мышление и волевые, нравственные качества обучаемых,

Ш методическую, позволяющую совершенствовать преподавание [20, с. 147-148].

Сразу же следует отметить, что  четырехбальная система оценивания плохо приспособлена к работе с кейсами. Главный её недостаток заключается в том, что она, в силу малых величин, не позволяет накапливать баллы за промежуточную работу, оценивать активность студентов, их многократные выступления. Другими словами, эта система не обладает размахом и куммулятивностью. Шире возможности двенадцатибальной системы, применяемой в средних школах Украины. Но лучше всего самому под кейс создавать свои системы исчисления оценки, например, 20-ти, 30-тибальные. Но лучше всего использовать уже применяемую в мире 100-бальную систему. В том случае, если используется соревновательность, лучше всего использовать рейтинговую систему оценки, которая активизирует деятельность студентов, способствует проявлению инициативы и творчества.

Разная методика проведения занятий  требует разных подходов к оцениванию. Следует подчеркнуть, что преподаватель  должен требовать от студентов овладения  теми знаниями и навыками, на которые  нацеливал их во время обучения. Если классическая методика преподавания тяготеет к использованию коллоквиумов, контрольных работ, которые позволяют точнее оценить теоретические знания, соответствующим образом строится и экзамен, то интерактивная методика требует оценивание не столько набора определенных знаний, сколько умение студентов анализировать конкретную ситуацию, принимать решение, логически мыслить. Через это львиную долю задач должны составлять конкретные ситуации, презентации, исследования.

Преподавателю лучше всего использовать многокомпонентный метод формирования итоговой оценки. Её составными будут оценки за:

· участие в занятии, измеренное уровнем активности;

· подготовленные письменные работы.

Физическое присутствие студента в аудитории представляется минимальной  мерой участия в дискуссии. Даже если студент молчит все время, он, в конце концов, непроизвольно, воспринимает мысли, которые высказываются другими, и следит за логикой обсуждения. Просто присутствие на всех занятиях обеспечивает ему положительное минимальное значение оценки за компонентом «активность в обсуждении».

Методические  аспекты презентации и оценки (часть 2)

Оценка участия студентов в  дискуссии предполагает серьезную  работу преподавателя. Конечно, любое  слово, сказанное в аудитории  студентом, нельзя автоматически заносить ему в актив. Нужно оценивать студента за содержательную активность, которая включает в себя следующие составляющие:

1. Выступление, которое характеризует  попытку серьезного предварительного  анализа (правильность предложений,  подготовленность, аргументированность  и т.д.).

2. Обращение внимания на определенный  круг вопросов, которые требуют  углубленного обсуждения.

3. Владение категориальным аппаратом,  стремление давать определения,  выявлять содержание понятий. 

4. Демонстрация умения логически  мыслить, если точки зрения, высказанные раньше, подытоживаются и приводят к логическим выводам.

5. Предложение альтернатив, которые  раньше оставались без внимания.

6. Предложение определенного плана  действий или плана воплощения  решения. 

7. Определение существенных элементов,  которые должны учитываться при анализе кейса.

8. Заметное участие в обработке  количественных данных, проведении  расчетов.

9. Подведение итогов обсуждения, т.е. выступления при подведении  итогов дискуссии. 

Анализ, содержащийся в письменной работе, считается удовлетворительным, если:

· было сформулировано и проанализировано большинство проблем, имеющихся  в кейсе;

· проведено  максимально возможное количество расчетов;

· были сделанные  собственные выводы на основании  информации о ситуации, которые отличаются от выводов других студентов;

· были продемонстрированные адекватные аналитические методы для  обработки информации;

Информация о работе Основы Кейс-метода