Мировая торговля услугами

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа посвящена проблеме развития сферы услуг в современном мире, т.к. она приобретает все более важное как теоретическое, так и практическое значение. Это связано, прежде всего, с определением и переоценкой роли и значения услуг в мировой экономике.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические основы международной торговли услугами……………… 5
1.1 Сущность услуг и их роль в современной мировой экономике………………. 5
1.2 Классификация услуг…………………………………………………………….. 9
1.3 Международный туризм как важнейший сегмент сферы услуг………............. 16
Глава 2. Мировая торговля услугами………………………………………………… 24
2.1 Динамика и структура международной торговли услугами…………………...24
2.2 Государственное и международное регулирование торговли услугами……... 30
2.3 Анализ международного туризма……………………………………………….. 38
Глава 3. Участие России в международной торговле услугами……………………. 52
3.1 Россия на международном рынке туристических услуг………………………. 52
3.2 Рекомендации автора по совершенствованию услуг на российском рынке… 57
Заключение……………………………………………………………………………... 63
Список литературы…………………………………………………………………….. 65

Работа содержит 1 файл

курсовая1.doc

— 445.00 Кб (Скачать)
 
 

     

    Для многих компаний развитых  капиталистических стран все  большее значение приобретает  производство услуг в своих  зарубежных филиалах. В сфере услуг размещено 40% иностранных прямых инвестиций в  мире. Так, американские ТНК производят за рубежом услуг на сумму, примерно в два раза превышающую весь экспорт услуг из этой страны. Да и в этом экспорте доля американских ТНК составляет около 1/2.

    Постепенно возрастает роль в  международной торговле некоторыми  видами услуг и ряда развивающихся  стран, хотя в целом их позиции  остаются слабыми из-за недостаточного  развития сферы услуг в большинстве  из них, низкой концентрации  капитала. Крупными экспортерами услуг в этой группе государств являются: Республика Корея - в области инженерно-консультационных и строительных услуг, Мексика - туристических, Сингапур - финансовых и др.

    Доля стран с переходной экономикой  в мировом вывозе услуг невелика. В настоящее время они выступают на мировом рынке главным образом как импортеры услуг. В частности, Россия в 2004 г. по импорту услуг находилась на 20-м месте в мире. В ближайшее время вряд ли следует ожидать значительного роста экспорта услуг из стран с переходной экономикой, поскольку в них слабо развиты очень многие отрасли этой сферы. Когда же они со временем получат развитие, то будут, по-видимому, нацелены, прежде всего, на покрытие внутреннего неудовлетворенного спроса. 
 
 

Глава 3. Участие России в международной торговле услугами 

3.1 Россия на международном рынке туристических услуг 

     Для большинства стран мира, в настоящее время, туризм - один из основных источников дохода. Туризм занимает первое место в мире среди всех остальных секторов экономики по количеству рабочих мест. Если в 2008 г. в сфере туризма было занято 115 млн чел., то по прогнозу в 2020 году будет создано 550 млн рабочих мест.

    Объем международного туристического потока неуклонно продолжает расти даже в условиях время от времени возникающих проблем в экономическом, политическом, экологическом, энергетическом и ряде других кризисов.

    Почти все регионы мира последние годы демонстрируют быстрый рост объемов туристического потока, но наиболее значительных результатов добился Азиатско-Тихоокеанский регион, где число путешественников стало на 255% больше, чем в 2010 г. Этот успех объясняется активными рекламными кампаниями государств региона, а также поддержанием цен на "кризисном" уровне. Значительных результатов за последние восемь лет достигли так же государства Восточной и Центральной Европы.

Значительные  результаты в туризме в последние  года были достигнуты во многом благодаря  большому числу масштабных событий, таких как, Летние Олимпийские игры в Китае, а также Зимние Олимпийские игры в Канаде, Чемпионат мира по хоккею, Европейский чемпионат по футболу и другие. Более 65% всех передвижений иностранных туристов и 75% создаваемых во всем мире поездок совершаются гражданами промышленно развитых стран.

     Долгосрочные перспективы развития индустрии туризма представляются специалистам оптимистическими. Ожидается, что в 2010 г. в мире будет путешествовать 1 млрд чел., а к 2020 г. - 1,5 млрд чел. и доходы от гостинично-туристских услуг составят примерно 2 трлн долл. 

Таблица 17

Страны - лидеры выездного туризма в 2010 г. 

 
Страна
 
Количество  международных поездок, млн.
 
Доля  рынка,%
 
Германия
 
163,5
 
10,2
 
Япония
 
141,5
 
8,8
 
США
 
123,5
 
7,7
 
Китай
 
100,0
 
6,2
 
Великобритания
 
96,1
 
6,0
 
Франция
 
37,6
 
2,3
 
Нидерланды
 
35,4
 
2,2
 
Канада
 
331,3
 
2,0
 
Россия
 
30,5
 
1,9
 
Италия
 
29,7
 
1,9
 
 
 
 
 
 

Таблица 18

Страны - лидеры въездного  туризма в 2020 г.

 
Страна
 
Количество  прибытий, млн
 
Доля  рынка,%
 
Китай
 
137,1
 
8,6
 
США
 
102,4
 
6,4
 
Франция
 
93,3
 
5,8
 
Испания
 
71,0
 
4,4
 
Гонконг
 
58,3
 
3,7
 
Италия
 
52,9
 
3,3
 
Великобритания
 
52,8
 
3,3
 
Мексика
 
48,9
 
3,1
 
Россия
 
47,1
 
2,9
 
Чехия
 
44,0
 
2,7
 
 

     Анализируя положение в Российской Федерации, можно обозначить, что для нее, как и для большого количества стран Европы, характерны постепенное старение общества, увеличение количества городского населения в сравнении с сельским населением, довольно высокий уровень образованности, большое количество праздничных и выходных дней, возрастающий интерес россиян к людям в других странах и городах. Все эти факторы закладывают хорошие основы для туризма. Однако "тормозящим" фактором для развития въездного и выездного туризма является довольно низкий уровень жизни основного количества граждан страны. Если в ближайшие годы станет возможным переломить эту негативную тенденцию и стимулировать рост доходов, то российский туризм ожидает дальнейший подъем.

В приведенных  выше таблицах можно проследить потоки выездного и въездного туризма в стране за последние годы:

Отметим что в сравнении с 2008 г. в 2009 г. в целом выездной туризм снизился на 15,5%, люди в период кризиса предпочли сэкономить на отдыхе. В то же время въездной туризм снизился лишь на 8,5%.

      Хотя тройка лидеров наиболее предпочтительных для россиян туристических направлений осталась неизменной – это, как и в прошлом году, Египет, Турция и Китай, но произошли довольно значительные изменения и перераспределение российских туристов, выбравших для путешествий эти страны.

     Наибольшие изменения коснулись Китая, который потерял более 51% российских туристов. Как считают эксперты, такое резкое снижение численности россиян, основная масса которых посещают Китай исключительно с целью шопинга, произошло из-за ужесточения таможенного режима с российской стороны и снижения покупательной способности россиян вследствие кризиса.

     Турция потеряла более 11% туристов из России, в основном, из-за нежелания турецких туроператоров и хотельеров снижать цены во время кризиса, в то же время примерно на 13% возросло количество российских туристов, отправившихся отдыхать в Египет, что свидетельствует  о более гибкой политике местных туроператоров и привлекательных для россиян ценах на путевки, особенно в осенне-зимний сезон.

      Отмена визового режима между Россией и Израилем чрезвычайно благоприятно сказалась на туристическом обмене между странами. Несмотря на кризис, число российских туристов посетивших Израиль увеличилось на 36%. Соответственно, на 42% увеличилось число туристов из Израиля, посетивших Россию.

      Также увеличилось количество российских граждан, посетивших Германию, Швейцарию, Великобританию, США, Корею, Нидерланды и Латвию. Во многом, увеличение спроса на путешествие в эти страны является исключительной заслугой их правительств и предпринимаемыми мерами, направленными на преодоление негативного влияния экономического кризиса на развития рынка туристских услуг. Например в Корее для привлечения иностранных туристов разработана государственная программа VISIT KOREA YEAR на 2010-2012 гг., которая предполагает гибкую систему скидок, поощрений и распродаж для туристов, а для российских туроператоров, рекламирующих это направление в СМИ, оплату их расходов на рекламу в размере 70% и выше. Большое значение в привлечении туристов так же играют отмена и упрощение визовых режимов. Планируется отмена визовых режимов с Турцией, ЕС и Египтом, что значительно увеличит поток россиян по данным направлениям.

      Страны не предпринимающие никаких активных действий по увеличению туристического потока, продолжают катастрофически терять русских туристов. Так, от 20% до 90% наших туристов потеряли за 2009 г. Хорватия, Литва, Япония, Норвегия, Мальта, Иордания, Эстония и Канада.

      По въездному туризму, как уже было отмечено, показатели в 2009 г. изменились не так значительно как по выездному, и наша страна, несмотря на кризис, остается привлекательной для иностранцев.

      По-прежнему, наибольшим спросом пользуется Россия у граждан Германии, США, Великобритании, Финляндии, Китая и Италии, причем, если интерес граждан Великобритании и Финляндии к нашей стране повысился, то китайцы и итальянцы немного охладели к путешествиям по России.

      Увеличилось количество визитов в Россию и из таких стран как Израиль, Австрия, Швеция, Швейцария, Египет, Куба и Тунис. Практически не изменилось число туристов из Греции.

     Более чем на 20% по сравнению с 2008 г. снизилось из Турции, Кореи, Польши, Чехии, Кипра, Словакии, Филиппин и ОАЭ.

В 2014 г. планируется значительное количество иностранных туристов в связи  с проведением Зимних Олимпийских  игр в Сочи. 

   3.2 Обзор российского  рынка

   В настоящее время российский рынок  услуг выходит на качественно новый уровень. Все больше людей и организаций отказываются от решения проблем своими силами и прибегают к помощи квалифицированных специалистов. Увеличивается число организаций обслуживания. 
Объем рынка услуг в России оценивается в 400-500 млн. долларов США (по данным игроков рынка). В 2011 году рост рынка составил 5,9% (см. http://www.businessproekt.ru/NewsAMShow.asp?ID=807657). 
 Российский рынок обслуживания во многом своеобразен по отношению к европейскому рынку. Так, в России в сфере обслуживания населения получило распространение не малое частное предпринимательство, не семейный бизнес, как на Западе, а коллективные, кооперативные формы хозяйствования. Владельцами предприятий сферы  услуг являются: трудовые коллективы – 63%, юридические лица – 23% и физические лица – 13% (см. рисунок 1). 
Другая специфичная черта российского рынка обслуживания связана с диверсификацией профильных предприятий, к которой побуждает необходимость выживания в современных условиях.

Рисунок 1

Доли  организаций коллективной и индивидуальной форм собственности  на российском рынке   услуг, %


 

Источник: http://businessproekt.ru/NewsAMShow.com

Информация о работе Мировая торговля услугами