Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:46, курсовая работа
Курсовая работа посвящена проблеме развития сферы услуг в современном мире, т.к. она приобретает все более важное как теоретическое, так и практическое значение. Это связано, прежде всего, с определением и переоценкой роли и значения услуг в мировой экономике.
Введение………………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические основы международной торговли услугами……………… 5
1.1 Сущность услуг и их роль в современной мировой экономике………………. 5
1.2 Классификация услуг…………………………………………………………….. 9
1.3 Международный туризм как важнейший сегмент сферы услуг………............. 16
Глава 2. Мировая торговля услугами………………………………………………… 24
2.1 Динамика и структура международной торговли услугами…………………...24
2.2 Государственное и международное регулирование торговли услугами……... 30
2.3 Анализ международного туризма……………………………………………….. 38
Глава 3. Участие России в международной торговле услугами……………………. 52
3.1 Россия на международном рынке туристических услуг………………………. 52
3.2 Рекомендации автора по совершенствованию услуг на российском рынке… 57
Заключение……………………………………………………………………………... 63
Список литературы…………………………………………………………………….. 65
• Рост общей открытости
• Изменение структуры
• Переход ведущих стран современного мира, а вслед за ними и других стран к современному «новому информационному обществу», в основе которого лежит рост потребления услуг, особенно информационных;
• Растущая взаимосвязанность
международной торговли
В целом же международная
1) Основная часть услуг (особенно услуг со стороны государственных организаций) реализуется внутри стран.
2) Торговля услугами по мере
своего развития требует всё
более высокого технического
оснащения. Однако этот
3) В либерализации международной
торговли товарами в последние
годы были достигнуты
Однако одной из наиболее
• Занижение оценки расходов туристов за рубежом;
• Услуги нередко
• Услуги составляют довольно
значительную часть
• Занижается и оценка
В целом же полнота и
В отраслевой структуре (по основным видам услуг) экспорта услуг до начала 80-х гг. преобладали транспортные услуги, однако в последующие десятилетия они уступили первенство «другим частным услугам» и туризму, которые развивались гораздо быстрее. В начале ΧΧΙ столетия «другие частные услуги» вполне обоснованно заняли 1-е место в экспорте услуг (около 45%), поскольку в их состав входят, в частности, такие динамично развивающиеся виды услуг, как финансовые, информационные, коммуникационные, консультационные услуги.
У России структура экспорта услуг в настоящее время выглядит следующим образом: 42% - туризм, 33% - транспортные услуги и 25% - прочие частные услуги.
Изменяется и географическая
структура международной
Международный обмен услугами осуществляется прежде всего внутри группы промышленно развитых стран. Тенденция в международной торговле услугами, как и в международной торговле товарами, состоит, с одной стороны, в превалировании, а с другой – в постепенном сокращении удельного веса этой группы стран в торговле услугами (до 70% в конце 90-х гг.) в результате активизации в сфере услуг новых индустриальных стран и других развивающихся государств.
По объемам торговли услугами с растущим отрывом от других государств лидируют США (16,0% мирового экспорта и 12,5% мирового импорта услуг в 2003 г., по данным ВТО). На США приходится максимальный объём торговли услугами по каналам ТНК. Характерно при этом, что США с их традиционным дефицитом (отрицательным сальдо) во внешней торговле товарами, имеют значительное положительное сальдо во внешней торговле услугами.
Характерно при этом, что в
отличие от США Германия, Япония,
Канада и Китай больше ввозят
услуги, чем их вывозят, т.е.
являются нетто-импортёрами
Россия на международном рынке
услуг в 2003 г. Занимала 24-е место
в мире по экспорту (0,9%) и 18-е
место по импорту (1,5%). Россия
– нетто-импортёр коммерческих
услуг. По данным ВТО,
Что касается региональной
Региональная структура международной торговли услугами в 1990 и 2006 гг.
Регионы | 1990 | 2006 | ||
экспорт | импорт | экспорт | импорт | |
Мировая торговля | 100 | 100 | 100 | 100 |
Северная Америка | 11,9 | 9,8 | 19,7 | 14,3 |
Латинская Америка | 4,6 | 6,9 | 3,8 | 5,1 |
Азия | 13,0 | 17,3 | 22,7 | 27,5 |
Западная Европа | 56,0 | 49,6 | 45,6 | 43,0 |
Центральная и Восточная Европа | 2,5 | 2,5 | 3,1 | 3,6 |
Африка | 3,1 | 6,7 | 2,1 | 3,0 |
Прочие | 8,9 | 7,2 | 3,0 | 3,5 |
Международный обмен услугами
осуществляется в основном
Таблица 8
Ведущие страны в мировой торговле услугами в 1990 – 2006 гг. (в %)
Страна | Доля в мировом экспорте услуг | Доля в мировом импорте услуг | ||||
1990 | 2008 | 2006 | 1990 | 2008 | 2006 | |
США | 10,1 | 17,0 | 17,5 | 8,4 | 11,8 | 11,6 |
Франция | 10,8 | 9,3 | 6,1 | 8,4 | 7,1 | 4,8 |
Германия | 7,5 | 6,8 | 5,7 | 11,9 | 9.8 | 9,3 |
Великобритания | 8,5 | 6,7 | 6,5 | 6,2 | 5,3 | 5,3 |
Япония | 4,7 | 5,1 | 5,2 | 8,1 | 10,5 | 9,4 |
Италия | 5,1 | 6,1 | 5,5 | 4,1 | 6,0 | 5,4 |
Нидерланды | 4,4 | 3,8 | 3,7 | 4,4 | 3,5 | 3,4 |
Всего | 51,1 | 54,8 | 50,2 | 51,5 | 54,0 | 49,2 |
Крупнейшим экспортером
Можно говорить о
2.2
Государственное
и международное
регулирование торговли
услугами
Ранее, когда масштабы