Мировая торговля услугами

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа посвящена проблеме развития сферы услуг в современном мире, т.к. она приобретает все более важное как теоретическое, так и практическое значение. Это связано, прежде всего, с определением и переоценкой роли и значения услуг в мировой экономике.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические основы международной торговли услугами……………… 5
1.1 Сущность услуг и их роль в современной мировой экономике………………. 5
1.2 Классификация услуг…………………………………………………………….. 9
1.3 Международный туризм как важнейший сегмент сферы услуг………............. 16
Глава 2. Мировая торговля услугами………………………………………………… 24
2.1 Динамика и структура международной торговли услугами…………………...24
2.2 Государственное и международное регулирование торговли услугами……... 30
2.3 Анализ международного туризма……………………………………………….. 38
Глава 3. Участие России в международной торговле услугами……………………. 52
3.1 Россия на международном рынке туристических услуг………………………. 52
3.2 Рекомендации автора по совершенствованию услуг на российском рынке… 57
Заключение……………………………………………………………………………... 63
Список литературы…………………………………………………………………….. 65

Работа содержит 1 файл

курсовая1.doc

— 445.00 Кб (Скачать)

         • Рост общей открытости национальных экономик, в результате чего всё большая часть услуг становится объектом международной торговли;

         • Изменение структуры потребления  населения современного мира, которое  всё больше ориентируется на  потребление услуг;

         • Переход ведущих стран современного мира, а вслед за ними и других стран к современному «новому информационному обществу», в основе которого лежит рост потребления услуг, особенно информационных;

         • Растущая взаимосвязанность  международной торговли различными  видами услуг (многие из которых реализуются вместе – «в одном пакете»).

    В целом же международная торговля  услугами по своим абсолютным  масштабам ещё отстает от международной  торговли товарами. К причинам  этого можно отнести следующее:

              1) Основная часть услуг (особенно услуг со стороны государственных организаций) реализуется внутри стран.

              2) Торговля услугами по мере  своего развития требует всё  более высокого технического  оснащения. Однако этот уровень  (особенно в области телекоммуникационных, информационных, транспортных, туристических услуг) был достигнут относительно недавно.

              3) В либерализации международной  торговли товарами в последние  годы были достигнуты значительно  большие успехи, чем в международной  торговле услугами. Сдвиги, которые  были достигнуты ГАТТ, а затем  ВТО, относились, прежде всего,  к торговле товарами (режим наибольшего благоприятствования, благоприятные условия доступа на внутренние рынки, национальный режим). Услуги же (кроме урегулирования на международном уровне некоторых транспортных и туристических проблем) длительное время оставались в компетенции национальных правительств и не были объектом многостороннего регулирования международной торговли.

    Однако одной из наиболее важных  характеристик современной мировой  торговли является очень динамичный  рост экспорта и импорта услуг.  Многие специалисты полагают, что официально публикуемые данные об объёмах международной торговли услугами занижают действительный стоимостный объём реализуемых в международной торговле услуг. К причинам этого фактического занижения относятся:

         • Занижение оценки расходов туристов за рубежом;

         • Услуги нередко представляются  в комплекте с реализуемыми  за рубежом товарами (а стоимость  услуг при этом часто фиксируется  как часть стоимости товара), вообще  в подобной ситуации бывает  довольно сложно разделить собственно стоимость товара и стоимость услуг;

         • Услуги составляют довольно  значительную часть внутрифирменного  обмена в рамках ТНК, а учитывая  то, что продажа как товаров,  так и услуг в них осуществляется  по так называемым трансфертным  ценам (которые нередко сознательно занижаются), то стоимостная оценка реализуемых при этом услуг также оказывается заниженной;

         • Занижается и оценка банковских  и страховых услуг, поскольку  иногда доходы по этим операциям  реинвестируются (вкладываются) в  тех же зарубежных странах, где они и были получены.

    В целом же полнота и достоверность  статистического учёта международной  торговли услугами остаётся одной  из сложных и до конца не  решённых проблем международной  статистики.

    В отраслевой структуре (по  основным видам услуг) экспорта услуг до начала 80-х гг. преобладали транспортные услуги, однако в последующие десятилетия они уступили первенство «другим частным услугам» и туризму, которые развивались гораздо быстрее. В начале ΧΧΙ столетия «другие частные услуги» вполне обоснованно заняли 1-е место в экспорте услуг (около 45%), поскольку в их состав входят, в частности, такие динамично развивающиеся виды услуг, как финансовые, информационные, коммуникационные, консультационные услуги.

    У России структура экспорта услуг в настоящее время выглядит следующим образом: 42% - туризм, 33% - транспортные услуги и 25% - прочие частные услуги.

    Изменяется и географическая  структура международной торговли  услугами.

    Международный обмен услугами  осуществляется прежде всего внутри группы промышленно развитых стран. Тенденция в международной торговле услугами, как и в международной торговле товарами, состоит, с одной стороны, в превалировании, а с другой – в постепенном сокращении удельного веса этой группы стран в торговле услугами (до 70% в конце 90-х гг.) в результате активизации в сфере услуг новых индустриальных стран и других развивающихся государств.

    По объемам торговли услугами  с растущим отрывом от других  государств лидируют США (16,0% мирового  экспорта и 12,5% мирового импорта услуг в 2003 г., по данным ВТО). На США приходится максимальный объём торговли услугами по каналам ТНК. Характерно при этом, что США с их традиционным дефицитом (отрицательным сальдо) во внешней торговле товарами, имеют значительное положительное сальдо во внешней торговле услугами.

    Характерно при этом, что в  отличие от США Германия, Япония, Канада и Китай больше ввозят  услуги, чем их вывозят, т.е.  являются нетто-импортёрами услуг.  У большинства развивающихся  стран – отрицательное сальдо во внешней торговле услугами.

    Россия на международном рынке  услуг в 2003 г. Занимала 24-е место  в мире по экспорту (0,9%) и 18-е  место по импорту (1,5%). Россия  – нетто-импортёр коммерческих  услуг. По данным ВТО, отрицательное  сальдо России по услугам составляло в 2003 г. 10,8 млрд. долл. (в 2002 г. оно было меньше – 8,6 млрд.).

    Что касается региональной структуры  мировой торговли услугами, то  Северная Америка и Азия более  динамично увеличивали свое участие  в обмене услугами, чем Западная Европа. Хотя Североамериканский и Западноевропейский регионы сохранили экспортную специализацию в этой сфере:                                   Таблица 7

Региональная  структура международной  торговли услугами в 1990 и 2006 гг.

Регионы 1990 2006
  экспорт импорт экспорт импорт
Мировая торговля 100 100 100 100
Северная  Америка 11,9 9,8 19,7 14,3
Латинская Америка 4,6 6,9 3,8 5,1
Азия 13,0 17,3 22,7 27,5
Западная  Европа 56,0 49,6 45,6 43,0
Центральная и Восточная Европа 2,5 2,5 3,1 3,6
Африка 3,1 6,7 2,1 3,0
Прочие 8,9 7,2 3,0 3,5
 

    Международный обмен услугами  осуществляется в основном между  развитыми странами и характеризуется  высокой степенью концентрации. В середине 90-х годов на них приходилось более 70% экспорта и импорта услуг, Лидерами среди развитых стран являются США, Франция, Великобритания, Нидерланды (крупнейшие экспортеры услуг), а также Германия, Япония, Италия (крупнейшие импортеры услуг):                                                                                        

     Таблица 8

           Ведущие страны в мировой торговле услугами в 1990 – 2006 гг. (в %)

Страна Доля  в мировом экспорте услуг Доля  в мировом импорте услуг
  1990 2008 2006 1990 2008 2006
США 10,1 17,0 17,5 8,4 11,8 11,6
Франция 10,8 9,3 6,1 8,4 7,1 4,8
Германия 7,5 6,8 5,7 11,9 9.8 9,3
Великобритания  8,5 6,7 6,5 6,2 5,3 5,3
Япония 4,7 5,1 5,2 8,1 10,5 9,4
Италия 5,1 6,1 5,5 4,1 6,0 5,4
Нидерланды 4,4 3,8 3,7 4,4 3,5 3,4
Всего 51,1 54,8 50,2 51,5 54,0 49,2
 

    Крупнейшим экспортером коммерческих  услуг в 2006 г. являлись США  (их доля в мировом экспорте  составляла 17,5%). Причем с каждым  годом их отрыв от других  стран все более увеличивается.  На США приходятся максимальные объемы торговли услугами по каналам филиалов корпораций (продажа филиалами американских ТНК на международном рынке и продажа услуг иностранными филиалами ТНК в США). Так, объем трансграничной торговли услугами США в 2006 г. в валовом объеме торговли услугами составлял 55%, в то время как соответственно на объемы межфилиальной торговли приходилось 45%.

    Можно говорить о специализации  национальных экономик на экспорте  услуг в системе международного  разделения труда. В промышленно  развитых странах это прежде всего финансовые, телекоммуникационные, информационные, деловые услуги, передовые технологии, а также услуги по образованию, здравоохранению и туризму. Некоторые развивающиеся страны также специализируются на производстве и предоставлении услуг – туристических (Турция, Египет, Таиланд и др.), транспортных (Египет, Панама и другие государства так называемого «открытого судового реестра»), финансовых (оффшорные центры Карибского моря и Тихоокеанских островов). Возрастает роль в международной торговле услугами новых индустриальных государств, Китая и ряда других государств. Россия является нетто-экспортёром транспортных услуг и имеет здесь перспективы использования своего евразийского положения для организации транзита, перспективно развитие услуг в области высоких технологий и международного туризма. 

2.2 Государственное  и международное  регулирование торговли  услугами 

    Ранее, когда масштабы международной  торговли услугами были незначительными,  спектр реализуемых в ней услуг  был весьма ограниченным и неразвитым, а основными субъектами международной торговли услугами были, как правило, малые и средние фирмы, проблемы её регулирования не стояли так остро, как в современных условиях. Очень динамичный (по сути - взрывной) рост международной торговли услугами, резкое расширение спектра реализуемых услуг существенно изменили ситуацию. Кроме того, появление на международном рынке услуг в качестве его субъектов ТНК привело к тому, что диверсификация их деятельности в сфере услуг начала, по существу, «размывать границы» между отдельными видами услуг. Возникли противоречия между ТНК, действующими в сфере услуг, и национальными правительствами (особенно в области предоставления финансовых, информационных и некоторых других услуг). В связи с этим весьма актуальными стали проблемы государственного и международного регулирования международной торговли услугами.

Информация о работе Мировая торговля услугами