Мировая торговля услугами

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа посвящена проблеме развития сферы услуг в современном мире, т.к. она приобретает все более важное как теоретическое, так и практическое значение. Это связано, прежде всего, с определением и переоценкой роли и значения услуг в мировой экономике.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические основы международной торговли услугами……………… 5
1.1 Сущность услуг и их роль в современной мировой экономике………………. 5
1.2 Классификация услуг…………………………………………………………….. 9
1.3 Международный туризм как важнейший сегмент сферы услуг………............. 16
Глава 2. Мировая торговля услугами………………………………………………… 24
2.1 Динамика и структура международной торговли услугами…………………...24
2.2 Государственное и международное регулирование торговли услугами……... 30
2.3 Анализ международного туризма……………………………………………….. 38
Глава 3. Участие России в международной торговле услугами……………………. 52
3.1 Россия на международном рынке туристических услуг………………………. 52
3.2 Рекомендации автора по совершенствованию услуг на российском рынке… 57
Заключение……………………………………………………………………………... 63
Список литературы…………………………………………………………………….. 65

Работа содержит 1 файл

курсовая1.doc

— 445.00 Кб (Скачать)

    Немаловажен тот факт, что иностранный  туризм не связан с вывозом  из страны невозобновляемых естественных  ресурсов. "Экспорт впечатлений  ", в отличие от любого другого  вида продукции, практически неиссякаем.

    Развитие туризма оказывает прямое  и косвенное стимулирующее воздействие  на такие ключевые сектора  экономики, как транспорт, связь,  торговля, строительство, сельское  хозяйство, производство товаров  народного потребления, сувениров  и, с учетом мультипликативного эффекта, составляет одно из наиболее перспективных направлений при структурной перестройки экономики. Более того, согласно оценкам экспертов Всемирной туристской организации, совокупная стоимость продукции и услуг, создаваемых в этих отраслях, почти в два с половиной раза превосходят стоимость самих услуг туризма.

    Располагая огромным туристским  потенциалом, Россия занимает  весьма скромное место на туристском  рынке. Так, если доля туризма  в валовом национальном продукте  в большинстве развитых стран мира составляет от 5 - 10 %, то в России она находится на уровне менее чем 0,01%, во внутреннем валовом продукте России в 2004 году на туроперации пришлось лишь 0,5%. Объясняется это, с одной стороны, изменением геополитической ситуации, падением производства, распадом хозяйственных связей, неразвитостью отечественного туристского рынка, отсталостью материальной базы, дефицитом квалифицированных кадров, а с другой - отсутствием внимания и необходимой поддержки развития туризма со стороны государства. Обычно формы этой поддержки варьируются от прямых инвестиций, направленных на формирование туристской инфраструктуры, расходов на подготовку кадров, научное и рекламно-информационное обеспечение продвижения национального туристского продукта на мировом рынке до налоговых и таможенных льгот, стимулирующих приток инвестиций для целей туриндустрии, развития внутреннего и въездного туризма.

    До последнего времени в РФ  не уделялось должного внимания  этой необычайно выгодной в  экономическом плане и важной в политическом отношении отрасли (потенциал российского рынка используется всего на 5-7%), способной в самые короткие сроки стать серьезным рычагом увеличения валового дохода.

    Масштабы, которые приобрела отрасль  туризма в последние годы, дают  возможность рассматривать ее как достаточно крупный источник бюджетных поступлений позволяющие направлять часть средств на финансирование проектов, связанных с туризмом: развитие инфраструктуры, восстановление памятников истории и культуры, осуществление природоохранных программ, программ социального развития и т.д.

    Опыт стран с наиболее развитым  сектором туризма Западной и  Южной Европы после второй  мировой войны, стран Юго-Восточной  Азии в последнее десятилетие  показал, что для того чтобы  развиваться, эта индустрия нуждается в надлежащей административной, налоговой и социальной структуре, которую обеспечивают либо центральное правительство, либо местные органы власти.

    Россия, переживая переходный период, отказавшись от механизмов централизованного  планирования, по-прежнему нуждается в разработке стратегии развития туризма. Только от государства зависит, будут ли в ближайшем будущем созданы налоговые и иные механизмы стимулирования, совершенствования инфраструктуры туризма, приоритетного развития въездного и внутреннего туризма, равно как и обеспечение прав потребителей туристских услуг, а также их отечественных производителей.

    Освоение новых регионов и  турцентров России невозможно  без

глубокого и всестороннего исследования имеющегося у них туристского потенциала на длительную перспективу, а также создание инфраструктуры для строительства новой материально-технической базы в туристских центрах, ресурсы которых по тем или иным причинам востребуются в настоящее время недостаточно и, следовательно, не могут быть эффективно использованы.

      В то же время за последние  5 лет не наблюдается никакой  тенденции к увеличению доходов  по статье «Туризм». Наоборот, продолжает  увеличивается дефицит платежного  баланса, который по данным  Центрального банка России составил в 2006 г. 2 909 млн. долл., в 2009 3 100 млн. долл., в 2010 - 6 385 млн. долл., 2002 -7 116 млн. долл., а в 2003 году достиг 8,4 млн. долларов США.

      Вместе с тем необходимо отметить, что политическое значение международного  туризма можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, как одно из средств поддержания мира и открытости перед мировым общественным мнением и, во-вторых, в качестве инструмента проведения необходимой государственной политики.

      Растущий спрос на туристические  услуги во всём мире объясняется, прежде всего, социально-экономическими причинами (общий рост доходов и свободного времени, увеличение сроков оплачиваемых отпусков, достаточный уровень пенсионного обеспечения, изменение в составе семей в направлении уменьшения количества детей и т.д.), а также прогрессом в развитии транспорта, его удешевлении и доступности, снятием или ослаблением валютных ограничений, либерализацией визового режима.

      Как и другие отрасли экономики,  международный туризм является  объектом как международного, так и национального регулирования. Ведущей межправительственной организацией, отвечающей за развитие туризма, Генеральная Ассамблея ООН признала Всемирную туристскую организацию, которая действует с 1975 г. как преемница Международного союза официальных туристских организаций. ВТО включает следующие категории членства:

         1) действительные члены (суверенные  государства, в том числе Россия  и большинство стран СНГ);

         2) ассоциированные члены (территории, не несущие самостоятельной ответственности за свою внешнюю политику);

         3) присоединившиеся члены (межправительственные, негосударственные и коммерческие  организации и объединения, действующие  в сфере, представляющей интерес  для туризма).

    ВТО приняла ряд деклараций  и других документов по организации международного туризма, включая Хартию по туризму и Кодекс поведения туриста (1985), издаёт статистические справочники и прогнозы, предлагает информационные банки данных для туристического бизнеса. Ею зафиксирован целый ряд важных для международного туризма понятий (таких как «туризм», «турист» и др.).

    Туризм определяется как активный  отдых, влияющий на укрепление  здоровья и связанный с передвижением  за пределы постоянного места  жительства. В международном туризме  выделяются понятия «турист (посетитель)» и «экскурсант». Международный турист – это любое лицо, которое остаётся на территории другого государства не менее 24 часов, но не более одного года в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях, без занятия в стране временного проживания оплачиваемой деятельностью.

    Таким определением проводится  грань между туризмом и экономической  миграцией. Статус туриста по  международным соглашениям создаёт  для путешественника целый ряд  льгот, которые состоят в упрощённом визовом режиме и скидках по оплате транспортных услуг и проживания. Путешественник, который провёл за границей менее 24 часов, считается экскурсантом, и эта категория широко распространена, прежде всего, в странах Западной Европы и Восточного Средиземноморья.

    Туризм представляет собой целый  комплекс услуг, объединяемых  в туристскую индустрию – совокупность  гостиниц и иных средств временного  размещения (мотели, кемпинги и т.п.), объектов общественного питания,  объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, спортивного и иного назначения. Составной частью туристской индустрии выступает собственно туристический бизнес. В туристическом бизнесе действуют:

       a) туроператоры – фирмы, производящие  туристический продукт (тур) и

       b) турагенты – самостоятельные  фирмы или агенты туроператоров,  которые распространяют туристический  продукт по письменным соглашениям  с туроператорами.

    Туристская индустрия, важнейшим  звеном которой выступают гостиницы  и другие средства размещения, представляет собой капиталоёмкую и трудоёмкую отрасль. По оценке ВТО, к концу 90-х гг. на долю международного туризма приходилось 11% мирового ВВП, 6% мирового экспорта товаров и услуг и около 10% рабочих мест, ежегодное общее число прибытий туристов по всем странам достигло 660 млн. При этом за 10 лет международный туризм (общее число прибытий туристов по всем странам) вырос в 1,5 раза. В 2002 г. этот показатель составлял уже 703 млн., правда, в 2003 г. он снизился до 694 млн. При этом поступления от международного туризма достигли в 2002 г. 480 млрд. долл. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Мировая торговля услугами 

2.1 Динамика и структура  международной торговли  услугами 

    За период 2009 – 2004 гг. торговля услугами возросла в 3 раза, достигнув в 2003 г. 2605 млрд. долларов. В целом за последние два десятилетия темпы роста экспорта товаров и услуг опережали рост мирового валового продукта.

    Таблица 6

Годовые темпы роста мировых  показателей ВВП, экспорта товаров  и услуг (в %)

Показатели 2009 2010 2001 2002 2003 2004
ВВП 3,0 2,0 2,7 2,1 2,6 2,9
Экспорт товаров 4,7 0,1 11,4 19,7 2,6 2,0
Экспорт услуг 5,4 2,5 20,8 13,5 5,0 1,9
 

    Источник: данные ВТО

    Многие виды услуг могут быть  объектами международной торговли. Торговля услугами представляет собой нетоварные коммерческие сделки. В отличие от торговли товарами экспорт или импорт услуг не обязательно означает пересечение ими таможенной границы. Услуга может быть оказана нерезиденту внутри таможенной территории данной страны, в этом случае сделка будет считаться международной. Как и платежи по экспорту и импорту товаров, международная торговля услугами отражается в платёжном балансе. Как зафиксировано в «Бизнес-путеводителе в ГАТС» 2009г., услуга становится предметом международной торговли в том случае, если производитель услуги  и её покупатель – это физические или юридические лица – резиденты разных стран независимо от места совершения сделки между ними.

    Международный экспорт услуг  растёт быстрее международного  экспорта товарами. Экспорт услуг составлял в 1980 г. 402 млрд. долл., а в 2003 г. Он уже составил (по данным ВТО) 1763 млрд. долл., т.е. вырос более чем в 4 раза. Доля экспорта услуг в совокупной международной торговле товарами и услугами составила в 2003 г. 19,5% (в предыдущие годы она составляла более 20%, однако затем она несколько уменьшилась в связи с ростом цен на мировой торговле на топливно-сырьевые ресурсы, и, прежде всего на нефть). Однако этот показатель в целом растёт, и к 2015 г., по оценкам ИМЭМО РАН, он может составить до 30% совокупной международной торговли.

     д763 млрд.ТО()оставлял в 1980 г. 402 млрд  долл.,  между ними.рии данной  страны, в этом случае сделка  будет считаться  По данным  ВТО, российский экспорт коммерческих  услуг в 2003 г. Составил 15,9 млрд. долл. (0,9% мирового экспорта коммерческих услуг, 24-е место). Для сравнения: в 2002 г. Доля России составляла 0,8% мирового экспорта услуг, 29-е место среди ведущих стран – экспортёров услуг, таким образом, положение России среди ведущих стран – экспортёров учлуг несколько улучшилось, хотя в целом доля РФ остаётся незначительной. Импорт коммерческих услуг России, по данным ВТО, в 2003 г. Составлял 26,7 млрд. долл., 1,5% мирового импорта услуг, что означало 18-е место среди ведущих стран – импортёров коммерческих услуг. Для сравнения: в 2002 г. Аналогичные показатели составляли 21,5 млрд. долл., 1,4% мирового импорта коммерческих услуг и 20-е место среди ведущих стран – импортеров коммерческих услуг.

    К числу причин, обусловливающих  динамичный рост международной торговли услугами, можно отнести:

         • НТП и связанные с ним  кардинальные сдвиги в международном  разделении труда (при этом  растут не только масштабы  производства услуг, но и их  многообразие);

Информация о работе Мировая торговля услугами