Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:46, курсовая работа
Курсовая работа посвящена проблеме развития сферы услуг в современном мире, т.к. она приобретает все более важное как теоретическое, так и практическое значение. Это связано, прежде всего, с определением и переоценкой роли и значения услуг в мировой экономике.
Введение………………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические основы международной торговли услугами……………… 5
1.1 Сущность услуг и их роль в современной мировой экономике………………. 5
1.2 Классификация услуг…………………………………………………………….. 9
1.3 Международный туризм как важнейший сегмент сферы услуг………............. 16
Глава 2. Мировая торговля услугами………………………………………………… 24
2.1 Динамика и структура международной торговли услугами…………………...24
2.2 Государственное и международное регулирование торговли услугами……... 30
2.3 Анализ международного туризма……………………………………………….. 38
Глава 3. Участие России в международной торговле услугами……………………. 52
3.1 Россия на международном рынке туристических услуг………………………. 52
3.2 Рекомендации автора по совершенствованию услуг на российском рынке… 57
Заключение……………………………………………………………………………... 63
Список литературы…………………………………………………………………….. 65
В
современных условиях отрасль обслуживания
населения развивается неустойчиво, о
чем, в частности, свидетельствует следующий
факт. Удельный вес услуг в общем объеме
платных услуг населению не имеет тенденции
к росту. В 2006 году он составил 12,6%, в 2007
году – 12,2%, в 2008 году – 11,7%, в 2009 году –
10,7%, в 2010 году – 10,5% (см. рисунок 2). В то
же время степень износа основных фондов
в отрасли «непроизводственные виды
обслуживания населения» в целом по России
снизилась с 37,8% в 1995 году до 34,5% в 2010 году.
Рисунок 2
Динамика доли услуг в общем объеме платных услуг населению
в России в 2006 – 2010 гг., %
Источник: Российский статистический ежегодник: Стат. сб./Росстат. - М., 2011.
Лидирующее положение на российском рынке услуг занимает Москва. Объем реализации услуг в Москве в 2011 году составил порядка 40 миллиардов долл.США. В период с 2006 по 2011 год в отрасль услуг в Москве привлечено порядка 15 миллиардов долл. США., инвестиций. На столичный рынок приходится пятая часть всего объема услуг на российском рынке. По отдельным сегментам рынка услуг доля Москвы существенно больше, чем пятая часть, так, в сегмен.
В
среднем, каждый москвич тратит на
услуги 33300 рублей в год, что в 3 раза больше,
чем средний россиянин (см. http://www.rg.ru/2011/08/02/
Второе
место на российском рынке услуг принадлежит
Подмосковью. По сообщению комитета по
развитию предпринимательства Московской
области, доля труда субъектов малого
предпринимательства в общем объеме
услуг выросла в прошлом году до 87% (см. http://www.garant-center.ru/
По данным Bauman Innovation, целевой аудиторией
для предоставления
В соответствии с неравномерностью спроса на услуги среди населения с различным уровнем дохода одними из основных тенденций производства услуг на современном этапе выступают: снижение предложения по целому ряду услуг в связи с приватизацией и перепрофилированием предприятий, а также в некоторых случаях «вымывание» услуг, производимых по ценам, доступным для малодоходных слоев населения, и увеличение предложения услуг для населения с высокими доходами. Чтобы удержать свои позиции, компаниям, действующим на российском рынке услуг, необходимо организовывать грамотный менеджмент, разрабатывать эффективные бизнес-решения. Бизнес, связанный с предоставлением услуг населению, является одним из наиболее сложных в сфере услуг.
Для российского рынка услуг актуальны некоторые проблемы, среди которых одной из основных является невысокая рентабельность бизнеса. Даже у лидеров рынка рентабельность редко поднимается выше 10%. Одним из основных факторов невысокой рентабельности предприятий услуг выступают длительные сроки окупаемости инвестиционных проектов.
Например, техническое перевооружение фабрики-прачечной обходится в 3 миллиона долларов США, а сроки возврата вложенных средств находятся в пределах 70-ти лет. В первую очередь именно на решение проблемы рентабельности ориентированы сопутствующая и сетевая модели, рекомендуемые экспертами как наиболее эффективные в современных условиях для ведения бизнеса услуг. Примечательно, что проблема низкой рентабельности и высоких издержек не останавливает инвесторов, развивающих различные виды услуг. В частности, наиболее быстрыми темпами в настоящее время развивается сегмент клининга, характеризующийся наиболее высокими издержками на рынке услуг (только в оборудование и подготовку кадров необходимо инвестировать не менее
Среди других актуальных для российского рынка услуг проблем необходимо отметить:
- Низкое качество оказываемых услуг, во многом являющееся следствием таких факторов, как: устаревшее оборудование, низкая квалификация персонала, низкая заработная плата.
- Значительное количество проверок, которые не помогают, а скорее мешают деятельности предприятия.
- Нездоровая конкуренция, например, на предприятиях по ремонту радиоэлектронной аппаратуры. Действует значительное количество мастеров, оказывающих услуги в частном порядке, что является незаконным, так как такие мастера не платят налогов, аренды, коммунальных платежей и в результате получают сверхприбыли.
Для решения актуальных для современного российского рынка услуг проблем, по мнению экспертов, эффективны следующие меры:
-
Совершенствование кредитной
-
Предоставление предприятиям
-
Совершенствование
- И другие меры.
В целом для поднятия и развития услуг в России важна социально-ориентированная государственная политика, в рамках которой предусмотрены значительные расходы на социальную сферу. Экспертами отмечается значимость разработки институционального механизма регулирования рынка услуг, основой для которого, в частности, может выступать германская модель. В рамках этой модели предприятия сферы услуг условно подразделяются на две большие группы: предприятия с «особыми» задачами и предприятия, осуществляющие свою деятельность по законам рынка.
Деятельность первой группы предприятий направлена на решение государственных задач, а получение прибыли на втором месте.
Финансирование этих предприятий зависит от политики государственных органов. К примеру, устанавливаются верхние границы цен, при этом, если предприятие терпит убытки, они покрываются из бюджета. Этим предприятиям представляются многочисленные льготы: денежные кредиты за счет государственных средств, субсидирование государством процентных выплат и т.д.
Предприятия второй группы ориентированы на получение прибыли и являются полноправными экономическими субъектами рынка. Подобная система организации услуг сочетает платность и льготность, открыта для всех потребителей, предоставляя возможность наиболее полного удовлетворения потребностей групп населения с различным уровнем дохода.
Основные выводы по итогам обзора:
• В последние годы российский рынок услуг активно развивается. Объем рынка оценивается в 400-500 млн. долларов США. В 2011 году рост рынка составил 5,9%.
• По отношению к европейскому рынку российский рынок обслуживания во многом своеобразен. Так, в России в сфере обслуживания населения получили распространение коллективные, кооперативные формы хозяйствования (а не малое частное предпринимательство или семейный бизнес, как в странах Евросоюза). Другая специфичная черта российского рынка обслуживания связана с диверсификацией профильных предприятий, к которой побуждает необходимость выживания в современных условиях.
Объем реализации услуг в Москве в 2011 году составил порядка 40 миллиардов доллоров.
Спрос на услуги в последние
годы увеличивается на 25-30% ежегодно.
Однако целевой аудиторией для
предоставления качественных
- Одной из наиболее актуальных проблем для современного российского рынка услуг выступает невысокая рентабельность, величина которой находится в пределах 5-10%. Повышение рентабельности и быстрый рост для компаний, предоставляющих услуги населению, в современных условиях обеспечивают, в частности, постоянная диверсификация бизнеса и экспансия в регионы.
- Одними из наиболее перспективных форм ведения бизнеса, связанного с организацией обслуживания населения, являются сопутствующая и сетевая формы. Сетевая модель бизнеса позволяет игрокам не только выдержать конкуренцию, но и создавать, по сути, новые сегменты рынка услуг. Именно сетевые компании в значительной мере формируют современный рынок услуг в России, в будущем роль этих компаний еще более усилится.
-
В целом для поднятия и развития отрасли
услуг в России важна социально-ориентированная
государственная политика, в рамках которой
предусмотрены значительные расходы на
социальную сферу. На современном этапе
развития рынка услуг в России весьма
актуальна разработка институционального
механизма регулирования рынка, основой
для которого, в частности, может выступать
германская модель.
Заключение
На протяжении двух последних
десятилетий наблюдается