Мировая торговля услугами

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа посвящена проблеме развития сферы услуг в современном мире, т.к. она приобретает все более важное как теоретическое, так и практическое значение. Это связано, прежде всего, с определением и переоценкой роли и значения услуг в мировой экономике.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические основы международной торговли услугами……………… 5
1.1 Сущность услуг и их роль в современной мировой экономике………………. 5
1.2 Классификация услуг…………………………………………………………….. 9
1.3 Международный туризм как важнейший сегмент сферы услуг………............. 16
Глава 2. Мировая торговля услугами………………………………………………… 24
2.1 Динамика и структура международной торговли услугами…………………...24
2.2 Государственное и международное регулирование торговли услугами……... 30
2.3 Анализ международного туризма……………………………………………….. 38
Глава 3. Участие России в международной торговле услугами……………………. 52
3.1 Россия на международном рынке туристических услуг………………………. 52
3.2 Рекомендации автора по совершенствованию услуг на российском рынке… 57
Заключение……………………………………………………………………………... 63
Список литературы…………………………………………………………………….. 65

Работа содержит 1 файл

курсовая1.doc

— 445.00 Кб (Скачать)

    Определение доли экспорта услуг  в торговле услугами наглядно  укажет на страны нетто-экспортеры и импортеры услуг. Так, отрицательное сальдо баланса услуг Германии – крупнейшей участницы мировой торговли услугами – является для нее на протяжении многих лет существенной проблемой.

    Внешнеторговая квота (отношение  торговли услугами к доле сферы услуг в ВВП), а также показатель торговли услугами страны в расчете на душу населения показывают степень открытости экономики во внешнеэкономических связях страны в сфере услуг.

    Достаточно информативным является  коэффициент относительной экспортной специализации стран на торговле услугами, рассчитанный как отношение экспорта услуг страны в ее общем экспорте к доле экспорта услуг страны в мировом экспорте услуг. Он позволяет установить степень специализации стран на экспорте услуг. Так, наименьшее значение этого показателя свидетельствует о высокой степени развитости экономики, в которой сфера услуг и торговля ими растут наряду с ростом производства и товарной торговли.

    Однако сфере услуг, международной  торговле услугами  оказывалось недостаточное внимание учеными, особенно в последние годы. В связи с растущими масштабами мирового обмена услугами возникает необходимость создания международных механизмов регулирования. Наиболее важным направлением является работа по выполнению условий Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС).

    В настоящее время Всемирная  торговая организация ведет список  отраслей услуг, по которым  страны выражают согласие с  либеральным режимом доступа  на национальный рынок для  зарубежных партнеров. Из 12 отраслей, согласно классификации ВТО, к наиболее «открытым» в мире относится туризм. Кроме того, многие страны считают, что положительный эффект может принести либерализация рынка деловых и финансовых услуг. В либерализации рынков услуг заинтересованы  развитые страны, стремящиеся к дальнейшему расширению экспорта.

    В 2007 г. достигнуты соглашения о либерализации рынка телекоммуникаций и информационных технологий (вступило в силу с января 2008 г.) и о либерализации рынка финансовых услуг (с 2009 г.). Режим свободной конкуренции позволит и дальше снижать стоимость услуг телефонной связи (в рамках первой) или страхования (в рамках второго). Однако в сложной ситуации могут оказаться национальные коммуникационные компании, национальные банки и страховые общества.

    Поэтому в сфере регулирования  торговли услугами следует проводить  поэтапную, согласованную политику, чтобы не нарушить экономического  баланса. 

1.2 Классификация услуг 

    Классификация услуг позволяет  улучшить понимание изучаемого  явления, выделить отличительные черты каждого вида услуг, определить специфику.

    Очевидно, что в принципе могут  быть разные подходы классификации  услуг. Самый общий подход предложил  Ловелок. Главное в этой классификации  - на кого (или что) направлены  услуги и являются они осязаемыми или нет.  
 

Таблица 1 

Осязаемые действия, направленные

 на тело  человека  

Здравоохранение,

пассажирский  транспорт,

спортивные заведения,

салоны красоты,

общественное,

питание,

парикмахерские  

Осязаемые действия, направленные

на товары

и другие физические объекты

Грузовой транспорт,

Ремонт и обслуживание, оборудования,

охрана,

бытовые услуги,

ветеринарные  услуги

Неосязаемые действия,

направленные  на сознание человека  

Образование,

радио,

ТВ,

информационные  услуги,

театры, кино, музеи      

Неосязаемые действия с 

неосязаемыми  активами   

Банки,

юридические и  консультационные услуги,

страхование,

операции с  ценными бумагами                                                        

 

Источник: Г.В. Чекмарева, Е.Ю. Коломыцкая, Е.В. Трунова, Л.М. Загорская  «Сервисная деятельность», учебное пособие, 2002 год, 522 стр. 

    Приведенная классификация является  основой классификации услуг  в сфере нематериального производства. Ее можно дополнять и развивать.

    Предприятие может добиться успеха на рынке за счет усиления участия потребителей в производстве услуг. Например, организация продажи товаров по почтовым заказам, магазины и кафе самообслуживания.

    Предлагая потребителю самому  выполнить какую-то часть услуги, предприятие тем самым изменяет и саму природу услуги.

    Одновременно в мире появляется  тенденция диверсификации сферы  услуг. Многие ранее обособленные  виды услуг объединяются в  рамках своей компании. Предлагая  целый комплекс услуг, компания  может повысить свою конкурентоспособность, ослабить возможные риски за счет их диверсификации. Так, банковские, биржевые и посреднические услуги сливаются в единый комплекс финансовых услуг.

    Сфера услуг - сводная обобщающая  категория, включающая воспроизводство  разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами.

      Существует возможность также  классифицировать услуги по сегментам  потребителей, по трудоемкости, по  степени контакта с потребителем.

Таблица 2 

Матрица сегментации услуг (потребителей) 

Потребители услуги  Деловые услуги Личные услуги
Только  услуга трудоустройства Франчайзинг, аудит, безопасность, путешествия и т.д Образование, развлечения, путешествия
слуга, увеличивающая  ценность чего-либо материального Страхование, реклама и дизайн, уборка, ремонт и т.д Ремонт, страхование  и т.д.  
Услуга, дающая что-либо материальное Перевозка, торговля, наем персонала и т.д. Перевозки, торговля   

Услуги  могут классифицироваться в зависимости  от степени участия в обслуживании клиентов и агентов предприятия. 

Таблица 3 

  Степень контакта с клиентом Степень участия  клиентов
  Низкая Высокая
Высокая Услуги самообслуживания Содержание жилья
Низкая Химчистка, телевидение Ремонт бытовой  техники
 

Рынок услуг существует в единстве с товарным рынком и является одной из его разновидностей, развивающейся в рамках общих законов рыночной экономики. Вместе с тем рынок услуг имеет ряд специфических особенностей, обуславливающих особый подход к предпринимательской деятельности. К основным особенностям сферы услуг можно отнести:

    • Высокая степень неопределенности  услуг ставит покупателя в  невыгодное положение, т.е. часто  предоставление услуг требует  особых, специальных знаний и  мастерства, которые покупателю  трудно оценить.

    • Невозможность сравнения двух конкурирующих предложений из-за совместного процесса производства и потребления услуги. Можно сравнить только ожидаемые выгоды и полученные.

    • Инерция покупателя - главный  фактор в обеспечении повторяемости  покупки услуги.

    • Высокая чувствительность к изменениям рыночной конъюнктуры. Она обусловлена невозможностью хранения и транспортировки услуги. Это свойство услуг создает трудности в предпринимательской деятельности, т.к. обуславливает повышенные требования к точности анализа и прогноза спроса на услуги.

    • Специфика организации производства  услуг. Производителями услуг  являются в основном малые  и средние предприятия различного  профиля. Обладая большей мобильностью, они имеют широкие возможности  для гибкого реагирования на изменения рыночной конъюнктуры и они более эффективны в условиях локального рынка.

    • Специфика процесса оказания  услуги. Эта специфика обусловлена  обязательным личным контактом  продавца и покупателя, что увеличивает  требования к профессиональным  качествам, этике и культуре производителя.

    Количество услуг, их роль в  экономике и международной торговле  быстро растёт, прежде всего в  результате НТП, роста международных  экономических связей в целом,  повышения доходов и платёжеспособности  населения во многих странах мира. Поскольку услуги неоднородны, существует несколько их классификаций.

     Классификация услуг, основанная  на Международной стандартизированной  промышленной классификации, принятой  ООН, включает:

    1) коммунальные услуги и строительство;

    2) оптовую и розничную торговлю, рестораны и гостиницы;

    3) транспортировку, хранение и  связь, а также финансовое посредничество;

    4) оборону и обязательные социальные  услуги;

    5) образование, здравоохранение  и общественные работы;

    6) прочие коммунальные, социальные и личные услуги.

    Большая часть услуг по этой  классификации производится и  потребляется внутри страны и  не может быть объектом международной  торговли.

    Классификация МВФ, применяемая  при составлении платёжного баланса,  включает следующие виды услуг, связанные с платежами между резидентами и нерезидентами: 1) транспорт; 2) поездки; 3) связь; 4) строительство; 5) страхование; 6) финансовые услуги; 7) компьютерные и информационные услуги; 8) роялти и лицензионные платежи; 9) другие бизнес-услуги; 10) личные, культурные и рекреационные услуги; 11) правительственные услуги.

    С точки зрения движения факторов  производства услуги делятся  на факторные, возникающие в  связи с международным (межстрановым) перемещением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы, и нефакторные услуги - остальные виды услуг (транспорт, путешествия и прочие нефинансовые услуги).

    К настоящему времени изменились  подходы, связанные с делением  услуг в международной торговле  на торгуемые и неторгуемые. Подписание Генерального соглашения о торговле услугами (ГАТС) явилось результатом не только согласования позиций различных стран по вопросам международной торговли услугами, но и появления новых теоретических и практических подходов к пониманию характера международной торговли услугами. Ранее теоретики и практики делили услуги на торгуемые и неторгуемые в международной торговле по принципу так называемого трансграничного обмена услугами, т.е. такого обмена, при котором производитель и потребитель услуги находились по разные стороны таможенной границы, а обмениваемая услуга эту границу пересекала (по аналогии с торговлей "обычными" товарами). Примерами такого рода трансграничного обмена услугами являются почтовые или телекоммуникационные услуги. Те услуги, которые осуществлялись без такого трансграничного обмена, считались неторгуемыми. Однако в ходе подготовки соглашения ГАТС был сформулирован новый подход к международному обмену услугами, в соответствии с которым этот обмен может быть осуществлён следующими основными способами:

Информация о работе Мировая торговля услугами