К специфическим обязательствам
относится, прежде всего, обязательства
по предоставлению иностранным
поставщикам услуг свободного
доступа или национального режима
на рынке данной страны. В эту
же группу обязательств включаются списки
изъятий из национального режима, которые
государство, присоединившееся к ГАТС,
сможет применять в отношении иностранных
услуг или поставщиков, а также ограничений
в их доступе на национальный рынок. Эти
списки действуют определённый срок и,
в принципе, должны сокращаться. Изъятия
могут иметь различные формы, включая
ограничения количества поставщиков услуг,
объёма торговли данным видом услуг, ограничения
числа операций, количества иностранных
физических лиц, занятых в определённом
секторе услуг. Может быть записано требование
определённой правовой формы учреждения
компании – поставщика услуг. Допускается
ограничение доли иностранного капитала
(максимального процента иностранного
участия) в отдельной компании или в совокупном
капитале всех организаций данного сектора
или вида услуг. Присоединившееся государство,
не зафиксировавшее каких-либо ограничений
в списке специфических обязательств,
не имеет права их применять.
Подписывая ГАТС, государства не
обязаны либерализовать сразу свой
рынок услуг во всех секторах до уровня
предоставления национального режима.
Можно при переговорах о вступлении добиваться
определённой продолжительности переходного
периода применительно к отдельным секторам
услуг с учётом приоритетов национальной
экономической политики и уровня развития.
Дальнейшая либерализация рынка услуг
будет связана с проведением новых многосторонних
переговоров.
Различные виды услуг либерализованы
в разной степени, и различные
группы стран по-разному заинтересованы
в открытости рынка услуг. Но фактически
в большинстве стран – членов ВТО изъятия
из национального режима или даже РНБ
сохраняются. Естественно, что в наибольшей
степени заинтересованы в либерализации
рынка услуг прежде всего развитые государства
и ТНК.
Различные сектора рынка услуг
либерализованы не в одинаковой
степени. К числу наиболее открытых
отраслей относится туризм. В
конце 90-х гг. были заключены
соглашения о либерализации рынка
телекоммуникаций и информационных
технологий, которые не только стремительно
развиваются, но и дешевеют, а также рынка
финансовых услуг, что может привести
и к снижению стоимости страхования и
кредита.
Торговля услугами является одним
из самых сложных направлений
на переговорах о вступлении
России в ВТО. Российское законодательство
по торговле услугами развито ещё в недостаточной
мере. За исключением транспорта, российские
фирмы, торгующие услугами, ещё не сталкивались
с жёсткой конкуренцией на внутреннем
рынке и могут её не выдержать, как это
уже произошло на рынке многих товаров.
Ведя переговоры о вступлении
в ВТО по рынку услуг, Россия
должна будет принять общие
требования ГАТС, представить и
согласовать общие для всех
секторов услуг и специфические
– по отдельным видам услуг
– обязательства. Потребуется
также корректировать или заново формировать
нормативно-правовую базу в соответствии
с требованиями ГАТС и добиться в ходе
переговоров наиболее выгодных для страны
условий либерализации рынка услуг.
2.3
Анализ международного
туризма
Все показатели международного туризма
непрерывно растут и обгоняют по темпам
роста мировой ВВП в целом. Это даёт основания
для прогноза о превращении уже в начале
XXI в. международного туризма в крупнейшую
отрасль мировой экономики. Однако динамика
путешествий очень чувствительна к конъюнктуре
национальных экономик и мирового хозяйства
в целом.
Международный туризм развивается
неравномерно не только по
годам, но и по регионам мира.
К концу 90-х гг. максимальное
количество посетителей приходилось
на страны Европы (около 59%). На
страны Азиатско-Тихоокеанского региона
(АТР) приходилось более 14% посещений туристами
мира. Быстро растёт приток туристов в
некоторые страны Ближнего и Среднего
Востока (Египет, Израиль, ОФЭ), Юго-Восточной
Азии (Таиланд, Сингапур, Индонезия) и некоторые
другие. В первую десятку стран по приёму
иностранных гостей входили: Франция,
Испания, США, Италия, Китай, Великобритания,
Мексика, Канада, Польша, Австрия. По величине
доходов от иностранного туризма (в млрд.
долл.) первая десятка стран включала США,
Италию, Испанию, Францию, Великобританию,
Китай, Австрию, Канаду, Германию и Мексику.
Наибольшее положительное сальдо туристского
баланса имеют Испания, Италия, Франция,
Турция и Мексика, тогда как наибольшее
отрицательное сальдо характерно для
Германии, Японии, Великобритании и государств
Северной Европы.
Туризм в Российской Федерации
регулируется Федеральным законом
от 24 ноября 2006 г. (с изменениями согласно
ФЗ от 10.01.2003 N 15-ФЗ) «Об основах туристической
деятельности» и рядом других нормативных
документов по вопросам лицензирования
туристической деятельности и сертификации
туристических услуг. Закон определяет
принципы государственной политики, направленной
на установление правовых основ единого
туристического рынка в России, и порядок
рационального использования туристических
ресурсов, т.е. природных, исторических,
социально-культурных и иных объектов,
которые способны удовлетворять духовные
потребности туристов и содействовать
восстановлению и развитию их физических
сил.
Все важнейшие понятия системы туризма,
которые употребляются в его российской
правовой базе, соответствуют общепринятым
международным терминам. Закон выделяет
туризм выездной (импорт туристических
услуг) и туризм въездной (экспорт туристических
услуг), которые в сумме составляют международный
туризм России. Кроме того, выделяют внутренний
туризм (путешествия лиц, постоянно проживающих
в РФ, по территории страны), а в его составе
– туризм социальный и самодеятельный.
Закон рассматривает туризм как одну из
приоритетных отраслей экономики страны.
В СССР международный туризм
был жёстко монополизирован в
рамках немногих организаций
в соответствии с государственной
монополией на внешнеэкономическую
деятельность. Въездной (иностранный)
туризм был сосредоточен в
государственной организации «Интурист»,
а выездной – в Центральном совете по
туризму и экскурсиям при Всесоюзном центральном
совете профсоюзов и Бюро международного
молодёжного туризма «Спутник» при ЦК
ВЛКСМ, которые формально находились в
собственности общественных организаций.
Быстрый рост международных поездок
граждан произошёл во второй
половине 80-х гг. В этот период
основной поток международного
обмена осуществлялся между СССР
и странами Центральной и Восточной
Европы. Максимального объёма международный
туризм в России в условиях СССР достиг
в 1989 г. (въезд туристов 2,3 млн. человек,
выезд – 2,2 млн.). Международный туризм
в Российской Федерации в 90-е гг. в целом
стал более динамичным, чем в последние
годы существования СССР в целом. Но даже
в лучшие годы для международного туризма
в России поток российских туристов не
составлял и 1% мирового.
Таблица 9
Международный
туризм в Российской
Федерации (без стран
СНГ, тыс. человек)
Год |
Въездной туризм |
Выездной туризм |
2003 |
1543 |
1577 |
2004 |
915 |
2522 |
2005 |
1787 |
2555 |
2006 |
1716 |
3422 |
2007 |
2290 |
4084 |
2008 |
1940 |
3251 |
2009 |
1924 |
2580 |
2010 |
2215 |
4252 |
Однако в 2002 г., по данным Госкомстата
России, число граждан России, в
качестве туристов выезжавших
за рубеж, впервые превысило
5 млн. человек. При этом россияне
больше всего посещали следующие страны:
Турцию, Польшу, Китай, Украину, Финляндию,
Египет, Испанию, Германию, ОАЭ, Италию.
Популярностью пользуется также Кипр,
Греция, Болгария, Таиланд, Франция. Первые
места, которые занимают Китай, Украина,
Польша, Финляндия, частично Турция и ОАЭ,
в очень большой степени связаны с «челночной»
и приграничной торговлей, а не с оказанием
туристических услуг в их классических
формах. (Например, Польшу с деловыми целями
активно посещают жители Калининградской
области.)
Количество поездок иностранных граждан
в Российскую Федерацию по итогам 2006 года
составило 22486044, что на 1,3% больше, чем в
2005 году, при этом число поездок с целями
туризма выросло на 2%.
Данные о въезде иностранных
граждан в Российскую Федерацию
представлены в таблице 10.
Основной прирост достигнут за
счёт числа туристических поездок
со служебными целями. Эти данные
подтверждают вывод, сделанный
по итогам 9 месяцев прошлого года:
расширение международного сотрудничества
с Россией, развитие в нашей
стране индустрии MICE ведёт к опережающим
темпам роста деловых поездок по сравнению
с другими видами туризма.
Что касается поездок с целью
отдыха, то обращают на себя
внимание значительные темпы
роста поездок из США (44%), Швейцарии
(28%), Японии (17%), Норвегии (12%). В основном,
туристы из этих стран посещают нашу страну
с культурно-познавательными целями, а
за последний год имидж России в этом отношении
значительно улучшился.
Рост въездного туристического
потока (со служебными целями
и целью отдыха) в прошедшем году
продемонстрировали Германия, Великобритания,
Турция, Франция, Нидерланды и некоторые
другие страны.
Таблица
10
Въезд
иностранных граждан
в Россию (поездок)
|
Гражданство |
служебная |
туризм |
частная |
ПМЖ |
транзит |
Все виды
услуг |
653,2 |
853,0 |
1100 |
1260 |
1290 |
Транспорт |
167,4 |
209,2 |
250,4 |
315 |
324 |
Пассажирский |
36,2 |
49,6 |
56,9 |
- |
- |
Фрахт |
83,6 |
103,3 |
125 |
- |
- |
Другие
виды транспорта |
47,7 |
56,3 |
68,1 |
- |
- |
Путешествия |
190,1 |
246,9 |
321,1 |
415 |
422 |
Правительственные
услуги |
43,4 |
47,0 |
49,5 |
- |
- |
Другие
виды услуг |
252,4 |
349,9 |
479,1 |
530 |
544 |
Как
показывают данные Международного
валютного фонда, общий объем
услуг составляет около 25% общей
величины мирового экспорта, причем
в 2007 г. эта величина, по приблизительным
подсчетам, еще увеличится. Услуги
растут более высокими темпами по сравнению
с внешней торговлей; для двукратного
роста потребовалось всего лишь семь-восемь
лет по сравнению с 15 годами, которые были
необходимы для аналогичного увеличения
объема экспорта товаров. Особенно быстро
растет доля услуг, предоставляемых частными
фирмами; за этот период она выросла в
два с половиной раза.
Причины такого роста весьма
разнообразны. Резкое снижение транспортных
издержек увеличило степень мобильности
производителей и потребителей
услуг; новые формы и средства
спутниковой связи и видеотехники в ряде
случаев позволяют вообще отказаться
от личного контакта продавца и покупателя.
Технологический прогресс позволил увеличить
спрос на те услуги, которые раньше имели
товарную форму. Это относится к финансовым
услугам, услугам банков, страховых фирм.
Абсолютная величина суммы услуг,
отраженная в статистике Международного
валютного фонда, является заниженной
по сравнению с реальной величиной.
Заниженными представляются расчеты
расходов туристов, бизнесменов,
дипломатов, студентов во время их пребывания
за рубежом. Весьма затруднительно рассчитать
величину заработной платы, выплачиваемой
иностранным рабочим и переводимой ими
в свою страну.
Трудность подсчета связана с
тем, что, как правило, услуги
предоставляются в комплекте с товарами.
Причем стоимость услуги зачастую составляет
значительную долю цены товара. Часто
услуги фигурируют во внутрифирменном
обмене. В таком случае выразить и определить
их стоимость зачастую оказывается невозможно,
поскольку на эти виды услуг вообще нет
рынка. В некоторых случаях отделение
услуги от товара оказывается невозможным
(например, лечение больного при помощи
лекарств).
Из статистического учета выпадают
доходы по банковским и страховым
операциям, если они реинвестированы
в той же стране, в которой были получены.
В связи с этим, по мнению
ряда ученых, официальная статистика
платежного баланса, в которой
указывается ежегодный оборот
по статье «услуги», не может
дать точного представления о
масштабах международной торговли
услугами, величина которых, по мнению
ряда экспертов, оказывается заниженной
на 40—50%.