Мировая торговля услугами

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа посвящена проблеме развития сферы услуг в современном мире, т.к. она приобретает все более важное как теоретическое, так и практическое значение. Это связано, прежде всего, с определением и переоценкой роли и значения услуг в мировой экономике.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические основы международной торговли услугами……………… 5
1.1 Сущность услуг и их роль в современной мировой экономике………………. 5
1.2 Классификация услуг…………………………………………………………….. 9
1.3 Международный туризм как важнейший сегмент сферы услуг………............. 16
Глава 2. Мировая торговля услугами………………………………………………… 24
2.1 Динамика и структура международной торговли услугами…………………...24
2.2 Государственное и международное регулирование торговли услугами……... 30
2.3 Анализ международного туризма……………………………………………….. 38
Глава 3. Участие России в международной торговле услугами……………………. 52
3.1 Россия на международном рынке туристических услуг………………………. 52
3.2 Рекомендации автора по совершенствованию услуг на российском рынке… 57
Заключение……………………………………………………………………………... 63
Список литературы…………………………………………………………………….. 65

Работа содержит 1 файл

курсовая1.doc

— 445.00 Кб (Скачать)

    К специфическим обязательствам  относится, прежде всего, обязательства  по предоставлению иностранным  поставщикам услуг свободного  доступа или национального режима  на рынке данной страны. В эту же группу обязательств включаются списки изъятий из национального режима, которые государство, присоединившееся к ГАТС, сможет применять в отношении иностранных услуг или поставщиков, а также ограничений в их доступе на национальный рынок. Эти списки действуют определённый срок и, в принципе, должны сокращаться. Изъятия могут иметь различные формы, включая ограничения количества поставщиков услуг, объёма торговли данным видом услуг, ограничения числа операций, количества иностранных физических лиц, занятых в определённом секторе услуг. Может быть записано требование определённой правовой формы учреждения компании – поставщика услуг. Допускается ограничение доли иностранного капитала (максимального процента иностранного участия) в отдельной компании или в совокупном капитале всех организаций данного сектора или вида услуг. Присоединившееся государство, не зафиксировавшее каких-либо ограничений в списке специфических обязательств, не имеет права их применять.

    Подписывая ГАТС, государства не  обязаны либерализовать сразу свой рынок услуг во всех секторах до уровня предоставления национального режима. Можно при переговорах о вступлении добиваться определённой продолжительности переходного периода применительно к отдельным секторам услуг с учётом приоритетов национальной экономической политики и уровня развития. Дальнейшая либерализация рынка услуг будет связана с проведением новых многосторонних переговоров.

    Различные виды услуг либерализованы  в разной степени, и различные  группы стран по-разному заинтересованы в открытости рынка услуг. Но фактически в большинстве стран – членов ВТО изъятия из национального режима или даже РНБ сохраняются. Естественно, что в наибольшей степени заинтересованы в либерализации рынка услуг прежде всего развитые государства и ТНК.

    Различные сектора рынка услуг  либерализованы не в одинаковой  степени. К числу наиболее открытых  отраслей относится туризм. В  конце 90-х гг. были заключены  соглашения о либерализации рынка  телекоммуникаций и информационных  технологий, которые не только стремительно развиваются, но и дешевеют, а также рынка финансовых услуг, что может привести и к снижению стоимости страхования и кредита.

    Торговля услугами является одним  из самых сложных направлений  на переговорах о вступлении  России в ВТО. Российское законодательство по торговле услугами развито ещё в недостаточной мере. За исключением транспорта, российские фирмы, торгующие услугами, ещё не сталкивались с жёсткой конкуренцией на внутреннем рынке и могут её не выдержать, как это уже произошло на рынке многих товаров.

    Ведя переговоры о вступлении  в ВТО по рынку услуг, Россия  должна будет принять общие  требования ГАТС, представить и  согласовать общие для всех  секторов услуг и специфические  – по отдельным видам услуг  – обязательства. Потребуется  также корректировать или заново формировать нормативно-правовую базу в соответствии с требованиями ГАТС и добиться в ходе переговоров наиболее выгодных для страны условий либерализации рынка услуг. 
 

2.3 Анализ международного  туризма 

    Все показатели международного туризма непрерывно растут и обгоняют по темпам роста мировой ВВП в целом. Это даёт основания для прогноза о превращении уже в начале XXI в. международного туризма в крупнейшую отрасль мировой экономики. Однако динамика путешествий очень чувствительна к конъюнктуре национальных экономик и мирового хозяйства в целом.

    Международный туризм развивается  неравномерно не только по  годам, но и по регионам мира. К концу 90-х гг. максимальное  количество посетителей приходилось  на страны Европы (около 59%). На страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) приходилось более 14% посещений туристами мира. Быстро растёт приток туристов в некоторые страны Ближнего и Среднего Востока (Египет, Израиль, ОФЭ), Юго-Восточной Азии (Таиланд, Сингапур, Индонезия) и некоторые другие. В первую десятку стран по приёму иностранных гостей входили: Франция, Испания, США, Италия, Китай, Великобритания, Мексика, Канада, Польша, Австрия. По величине доходов от иностранного туризма (в млрд. долл.) первая десятка стран включала США, Италию, Испанию, Францию, Великобританию, Китай, Австрию, Канаду, Германию и Мексику. Наибольшее положительное сальдо туристского баланса имеют Испания, Италия, Франция, Турция и Мексика, тогда как наибольшее отрицательное сальдо характерно для Германии, Японии, Великобритании и государств Северной Европы.

    Туризм в Российской Федерации  регулируется Федеральным законом  от 24 ноября 2006 г. (с изменениями согласно ФЗ от 10.01.2003 N 15-ФЗ) «Об основах туристической деятельности» и рядом других нормативных документов по вопросам лицензирования туристической деятельности и сертификации туристических услуг. Закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристического рынка в России, и порядок рационального использования туристических ресурсов, т.е. природных, исторических, социально-культурных и иных объектов, которые способны удовлетворять духовные потребности туристов и содействовать восстановлению и развитию их физических сил.

    Все важнейшие понятия системы туризма, которые употребляются в его российской правовой базе, соответствуют общепринятым международным терминам. Закон выделяет туризм выездной (импорт туристических услуг) и туризм въездной (экспорт туристических услуг), которые в сумме составляют международный туризм России. Кроме того, выделяют внутренний туризм (путешествия лиц, постоянно проживающих в РФ, по территории страны), а в его составе – туризм социальный и самодеятельный. Закон рассматривает туризм как одну из приоритетных отраслей экономики страны.

    В СССР международный туризм  был жёстко монополизирован в  рамках немногих организаций  в соответствии с государственной  монополией на внешнеэкономическую  деятельность. Въездной (иностранный)  туризм был сосредоточен в  государственной организации «Интурист», а выездной – в Центральном совете по туризму и экскурсиям при Всесоюзном центральном совете профсоюзов и Бюро международного молодёжного туризма «Спутник» при ЦК ВЛКСМ, которые формально находились в собственности общественных организаций.

    Быстрый рост международных поездок  граждан произошёл во второй  половине 80-х гг. В этот период  основной поток международного  обмена осуществлялся между СССР  и странами Центральной и Восточной  Европы. Максимального объёма международный  туризм в России в условиях СССР достиг в 1989 г. (въезд туристов 2,3 млн. человек, выезд – 2,2 млн.). Международный туризм в Российской Федерации в 90-е гг. в целом стал более динамичным, чем в последние годы существования СССР в целом. Но даже в лучшие годы для международного туризма в России поток российских туристов не составлял и 1% мирового.

    Таблица 9

Международный туризм в Российской Федерации (без стран  СНГ, тыс. человек)

Год Въездной туризм Выездной туризм
2003 1543 1577
2004 915 2522
2005 1787 2555
2006 1716 3422
2007 2290 4084
2008 1940 3251
2009 1924 2580
2010 2215 4252
 

    Однако в 2002 г., по данным Госкомстата  России, число граждан России, в  качестве туристов выезжавших  за рубеж, впервые превысило  5 млн. человек. При этом россияне  больше всего посещали следующие страны: Турцию, Польшу, Китай, Украину, Финляндию, Египет, Испанию, Германию, ОАЭ, Италию. Популярностью пользуется также Кипр, Греция, Болгария, Таиланд, Франция. Первые места, которые занимают Китай, Украина, Польша, Финляндия, частично Турция и ОАЭ, в очень большой степени связаны с «челночной» и приграничной торговлей, а не с оказанием туристических услуг в их классических формах. (Например, Польшу с деловыми целями активно посещают жители Калининградской области.)

    Количество поездок иностранных граждан в Российскую Федерацию по итогам 2006 года составило 22486044, что на 1,3% больше, чем в 2005 году, при этом число поездок с целями туризма выросло на 2%.

    Данные о въезде иностранных  граждан в Российскую Федерацию  представлены в таблице 10.

    Основной прирост достигнут за  счёт числа туристических поездок  со служебными целями. Эти данные  подтверждают вывод, сделанный  по итогам 9 месяцев прошлого года: расширение международного сотрудничества  с Россией, развитие в нашей  стране индустрии MICE ведёт к опережающим темпам роста деловых поездок по сравнению с другими видами туризма.

    Что касается поездок с целью  отдыха, то обращают на себя  внимание значительные темпы  роста поездок из США (44%), Швейцарии  (28%), Японии (17%), Норвегии (12%). В основном, туристы из этих стран посещают нашу страну с культурно-познавательными целями, а за последний год имидж России в этом отношении значительно улучшился.

    Рост въездного туристического  потока  (со служебными   целями  и целью отдыха) в прошедшем году продемонстрировали Германия, Великобритания, Турция, Франция, Нидерланды и некоторые другие страны. 

Таблица 10

Въезд иностранных граждан  в Россию (поездок) 

|

Гражданство служебная туризм частная ПМЖ транзит
Все виды услуг 653,2 853,0 1100 1260 1290
Транспорт 167,4 209,2 250,4 315 324
Пассажирский 36,2 49,6 56,9 - -
Фрахт 83,6 103,3 125 - -
Другие  виды транспорта 47,7 56,3 68,1 - -
Путешествия 190,1 246,9 321,1 415 422
Правительственные услуги 43,4 47,0 49,5 - -
Другие  виды услуг 252,4 349,9 479,1 530 544

 

 Как  показывают данные Международного  валютного фонда, общий объем  услуг составляет около 25% общей  величины мирового экспорта, причем  в 2007 г. эта величина, по приблизительным  подсчетам, еще увеличится. Услуги  растут более высокими темпами по сравнению с внешней торговлей; для двукратного роста потребовалось всего лишь семь-восемь лет по сравнению с 15 годами, которые были необходимы для аналогичного увеличения объема экспорта товаров. Особенно быстро растет доля услуг, предоставляемых частными фирмами; за этот период она выросла в два с половиной раза.

    Причины такого роста весьма  разнообразны. Резкое снижение транспортных  издержек увеличило степень мобильности  производителей и потребителей  услуг; новые формы и средства спутниковой связи и видеотехники в ряде случаев позволяют вообще отказаться от личного контакта продавца и покупателя. Технологический прогресс позволил увеличить спрос на те услуги, которые раньше имели товарную форму. Это относится к финансовым услугам, услугам банков, страховых фирм.

    Абсолютная величина суммы услуг,  отраженная в статистике Международного  валютного фонда, является заниженной  по сравнению с реальной величиной.  Заниженными представляются расчеты  расходов туристов, бизнесменов,  дипломатов, студентов во время их пребывания за рубежом. Весьма затруднительно рассчитать величину заработной платы, выплачиваемой иностранным рабочим и переводимой ими в свою страну.

    Трудность подсчета связана с  тем, что, как правило, услуги  предоставляются в комплекте с товарами. Причем стоимость услуги зачастую составляет значительную долю цены товара. Часто услуги фигурируют во внутрифирменном обмене. В таком случае выразить и определить их стоимость зачастую оказывается невозможно, поскольку на эти виды услуг вообще нет рынка. В некоторых случаях отделение услуги от товара оказывается невозможным (например, лечение больного при помощи лекарств).

    Из статистического учета выпадают  доходы по банковским и страховым  операциям, если они реинвестированы  в той же стране, в которой были получены.

    В связи с этим, по мнению  ряда ученых, официальная статистика  платежного баланса, в которой  указывается ежегодный оборот  по статье «услуги», не может  дать точного представления о  масштабах международной торговли  услугами, величина которых, по мнению ряда экспертов, оказывается заниженной на 40—50%.

Информация о работе Мировая торговля услугами