Мировая торговля услугами

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа посвящена проблеме развития сферы услуг в современном мире, т.к. она приобретает все более важное как теоретическое, так и практическое значение. Это связано, прежде всего, с определением и переоценкой роли и значения услуг в мировой экономике.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические основы международной торговли услугами……………… 5
1.1 Сущность услуг и их роль в современной мировой экономике………………. 5
1.2 Классификация услуг…………………………………………………………….. 9
1.3 Международный туризм как важнейший сегмент сферы услуг………............. 16
Глава 2. Мировая торговля услугами………………………………………………… 24
2.1 Динамика и структура международной торговли услугами…………………...24
2.2 Государственное и международное регулирование торговли услугами……... 30
2.3 Анализ международного туризма……………………………………………….. 38
Глава 3. Участие России в международной торговле услугами……………………. 52
3.1 Россия на международном рынке туристических услуг………………………. 52
3.2 Рекомендации автора по совершенствованию услуг на российском рынке… 57
Заключение……………………………………………………………………………... 63
Список литературы…………………………………………………………………….. 65

Работа содержит 1 файл

курсовая1.doc

— 445.00 Кб (Скачать)

    1. Услуга перемещается через таможенную  границу так же, как и "обычный"  товар, когда производитель и  потребитель находятся по разные  стороны таможенной границы.

    2. Иностранный производитель услуги  сам перемещается на территорию страны, где расположен её потребитель.

    3. Иностранный потребитель услуги  перемещается на территорию страны, где производится услуга.

    4. Через таможенную границу перемещаются  физические лица - резиденты одного  государства, производящие и/или потребляющие услуги в другом государстве (т.е. имеет место комбинация второго и третьего способов международной торговли услугами).

    В результате таких новых теоретических  подходов в категорию торгуемых  (в международной торговле) услуг  перешли большинство видов производимых услуг. В связи с этим новый смысл приобрели некоторые понятия, касающиеся экспорта и импорта услуг. Так, например, экспорт товаров на зафрахтованном иностранном судне означает "экспорт товаров на транспортных импорт-услугах". Туристическая фирма России, отправляющая российских туристов за границу, осуществляет при этом импорт туристических услуг, а фирма, принимающая иностранных туристов, экспортирует туристические услуги. Российский профессор, преподающий в зарубежном университете и переводящий часть своего дохода в Россию, является экспортёром интеллектуальных, образовательных услуг.

    В ходе международных переговоров  в рамках ГАТТ/ВТО учитывается  более 160 видов услуг, разбитых  на 12 секторов:

    1) деловые услуги (46 отраслевых видов услуг);

    2) услуги связи (25 видов);

    3) строительные и инжиниринговые  услуги (5 видов);

    4) дистрибьюторские услуги (5 видов);

    5) общеобразовательные услуги (5 видов);

    6) услуги по защите окружающей  среды (4 вида);

    7) финансовые услуги, включая страхование (17 видов);

    8) услуги по охране здоровья  и социальные услуги (4 вида);

    9) туризм и путешествия (4 вида);

    10) услуги в области организации  досуга, культуры и спорта (5 видов);

    11) транспортные услуги (33 вида);

    12) прочие услуги.

    ГАТС в рамках ВТО классифицирует  международную торговлю услугами  по способу их предоставления. При этом выделяются: 1) трансграничная  торговля услугами; 2) передвижение  потребителя в страну, где потребляется  услуга (потребление за рубежом); 3) учреждение коммерческого присутствия в стране, где должна оказываться услуга; 4) временное перемещение физических лиц в другую страну для предоставления услуги. Наибольший объём услуг (в сумме около 80 %) приходится на первый и третий способы.

    Международная финансовая статистика  МВФ публикует по трём группам  услуг: 1) транспортные услуги; 2) туризм; 3) другие частные услуги. 

1.3 Международный туризм  как важнейший  сегмент сферы  услуг 

    Туризм превратился сегодня в  одну из наиболее высокодоходных и динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Об этом свидетельствует тот факт, что уже сегодня туризм дает свыше 8% от экспорта товаров и услуг. А на долю самого туризма в мировом сегменте экспорта услуг приходится почти 34%. В 2008 году туризм вышел на первое место в мировом экспорте, опередив по стоимостным показателям поставки энергоносителей и автомобилей и других товаров. На сегодняшний день ситуация не изменилась.

    Туризм называют в числе тех  отраслей, которые будут определять развитие экономики стран в нынешнем столетии. Многие эксперты сходятся во мнении, что отрасль туризма будет уступать лишь телекоммуникациям и информационным технологиям.

    Основой динамичного развития  туристской отрасли является  постоянно растущий потребительский спрос на услуги туризма. По оценкам Всемирного Совета по туризму и путешествиям (WTTC) – неправительственной международной организации, объединяющей крупнейшие компании в области туризма, - на туристские услуги в настоящее время приходится свыше 12% всех потребительских расходов.

    Туристская активность достаточно  высока среди жителей стран  Европы, Северной Америки, в странах  Азиатско-Тихоокеанского региона.  Так, по данным Всемирной туристской  организации (WTO), в европейских  странах более 60% населения совершает хотя бы одну поездку в течение года.

    Для многих стран иностранный  туризм превратился в реальный

источник  увеличения доходов и роста национальной экономики. В одной из классических стран туризма – Греции, он составляет 21,6% поступлений от экспорта. Доля его значительна и в других развитых промышленных странах. Например, в США доходы от туризма в экспорте исчисляются 7,4 % , Великобритании – 4% , Германии – 2,1% . Испания, начав развивать массовый иностранный туризм в 50-х годах прошлого столетия, получает от него в настоящее время более 35 % всех поступлений от экспорта. Примеру Испании последовал ряд других стран, в частности Тунис, Польша, ряд стран Азиатско-тихоокеанского региона (Таиланд, Индонезия, Сингапур и др.).

    Таблица 4

Страны-лидеры мирового туристского  рынка

Международные туристские прибытия (млн.)

  2002 2003 Изменение (в %) 2003 Рыночная доля
      02/01 03/02 2003
Мир 703 691 2,8       -1,7 100
Франция 77,0 75,0 2,4 -2,6 10,9
Испания 52,3 51,8 4,5 -1,0 7,5
США 43,5 41,2 -7,2 -5,3 6,0
Италия 39,8 39,6 0,6 -0,5 5,7
Китай 36,8 33,0 11,0 -10,4 4.8
Великобритания 24,2 24,7 5,9 2,2 3,6
Австрия 18,6 19,1 2,4 2,5 2,8
Мексика 19,7 18,7 -0,7 -5,1 2,7
Германия 18,0 18,4 0,6 2,4 2,7
Канада 20,1 17,5 1,9 -12,9 2,5
 

    Источник: Всемирная Туристская  Организация (ВТО) (по состоянию  на 2004 г.)

    На долю 10 ведущих стран мирового  туристского рынка в совокупности  приходится около половины международных  туристских прибытий и доходов  от туризма.

    

 Таблица  5

Доходы  от международного туризма (млрд. долл. США)

  2002 2003 Измерение (в%) Рыночная доля
      02/01 03/02 2003
Мир 480 523 3,8 8,9 100
США 66,7 64,5 -7,2 -3,3 12,3
Испания 33,8 41,8 3,3 23,6 8,0
Франция 32,7 37,0 7,8 13,1 7,1
Италия 26,9 31,2 4,1 16,2 6,0
Германия 19,0 23,0 5,7 21,2 4,4
Великобритания 20,5 22,8 8,9 10,7 4,3
Китай 20,4 17,4 14,6 -14,6 3,3
Австрия 11,2 14,1 9,5 25,2 2,7
Турция 11,9 13,2 18,2 10,9 2,5
Греция 9,7 10,7 2,6 10,0 2,0

Источник: Всемирная Туристская Организация (ВТО) (по состоянию на 2004 г.)

    Международный туризм является  не только стабильным источником  поступления валюты, но и имеет  преимущества перед другими экспортными  отраслями, среди которых - относительно  быстрая окупаемость произведенных  затрат (например, средства, вложенные в строительство отеля, окупаются за 3-5 лет). Не случайно в туристский бизнес всё шире внедряются авиакомпании, промышленные концерны, банки, страховые компании и различные Фонды.

    Туристский бизнес привлекает  также и быстрым поступлением  финансовых средств в оплату за предоставленные услуги. Как правило, производство (предоставление), покупка и оплата услуг происходит практически одновременно. При осуществлении в туризме коммерческих операций на основе договора (например, на приём и обслуживание определённого количества туристов), заключаемого производителем услуг с фирмой - продавцом широко практикуются авансовые платежи.

    Во многих странах иностранный  туризм оказывает значительное  влияние на решение проблемы  занятости населения и создания  рабочих мест на временной и постоянной основе. Более 8% рабочих мест в мире прямо или косвенно связано с индустрией путешествий и туризма. Так, в гостинично-ресторанной сфере Германии занято более 1 млн. человек или 2,5% населения.

Во Франции  в этой сфере только штатных работников трудится более 300 тысяч человек, в Швейцарии - около 190 тыс. человек, в Канаде - свыше 700 тыс. человек. Подсчитано, что в целом занятость в Европе обеспечивается за счёт индустрии путешествий и туризма на 10%. В США, согласно национальной статистике, туристская индустрия создала более 9 млн. рабочих мест, что составляет 9 % от общего количества рабочих мест в стране.

    Характерной особенностью туризма  является то, что создаваемые  им рабочие места позволяют  найти свое применение представителям самых разных профессий и разного уровня квалификации. С одной стороны, широкое использование в отрасли глобальных компьютерных систем, высоко технологичного оборудования требует привлечения квалифицированной рабочей силы, с другой стороны туризм имеет возможность обеспечить работой и значительное число неквалифицированных рабочих. За счёт иностранного туризма во многих странах решаются вопросы развития отдельных провинций, областей и городов, особенно, когда их потенциал не позволяет развивать промышленное или сельскохозяйственное производство.

Информация о работе Мировая торговля услугами