Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:46, курсовая работа
Курсовая работа посвящена проблеме развития сферы услуг в современном мире, т.к. она приобретает все более важное как теоретическое, так и практическое значение. Это связано, прежде всего, с определением и переоценкой роли и значения услуг в мировой экономике.
Введение………………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические основы международной торговли услугами……………… 5
1.1 Сущность услуг и их роль в современной мировой экономике………………. 5
1.2 Классификация услуг…………………………………………………………….. 9
1.3 Международный туризм как важнейший сегмент сферы услуг………............. 16
Глава 2. Мировая торговля услугами………………………………………………… 24
2.1 Динамика и структура международной торговли услугами…………………...24
2.2 Государственное и международное регулирование торговли услугами……... 30
2.3 Анализ международного туризма……………………………………………….. 38
Глава 3. Участие России в международной торговле услугами……………………. 52
3.1 Россия на международном рынке туристических услуг………………………. 52
3.2 Рекомендации автора по совершенствованию услуг на российском рынке… 57
Заключение……………………………………………………………………………... 63
Список литературы…………………………………………………………………….. 65
1. Услуга перемещается через
2. Иностранный производитель
3. Иностранный потребитель
4. Через таможенную границу
В результате таких новых
В ходе международных
1) деловые услуги (46 отраслевых видов услуг);
2) услуги связи (25 видов);
3) строительные и инжиниринговые услуги (5 видов);
4) дистрибьюторские услуги (5 видов);
5) общеобразовательные услуги (5 видов);
6) услуги по защите окружающей среды (4 вида);
7) финансовые услуги, включая страхование (17 видов);
8) услуги по охране здоровья и социальные услуги (4 вида);
9) туризм и путешествия (4 вида);
10) услуги в области организации досуга, культуры и спорта (5 видов);
11) транспортные услуги (33 вида);
12) прочие услуги.
ГАТС в рамках ВТО
Международная финансовая
1.3
Международный туризм
как важнейший
сегмент сферы
услуг
Туризм превратился сегодня в одну из наиболее высокодоходных и динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Об этом свидетельствует тот факт, что уже сегодня туризм дает свыше 8% от экспорта товаров и услуг. А на долю самого туризма в мировом сегменте экспорта услуг приходится почти 34%. В 2008 году туризм вышел на первое место в мировом экспорте, опередив по стоимостным показателям поставки энергоносителей и автомобилей и других товаров. На сегодняшний день ситуация не изменилась.
Туризм называют в числе тех отраслей, которые будут определять развитие экономики стран в нынешнем столетии. Многие эксперты сходятся во мнении, что отрасль туризма будет уступать лишь телекоммуникациям и информационным технологиям.
Основой динамичного развития туристской отрасли является постоянно растущий потребительский спрос на услуги туризма. По оценкам Всемирного Совета по туризму и путешествиям (WTTC) – неправительственной международной организации, объединяющей крупнейшие компании в области туризма, - на туристские услуги в настоящее время приходится свыше 12% всех потребительских расходов.
Туристская активность
Для многих стран иностранный туризм превратился в реальный
источник увеличения доходов и роста национальной экономики. В одной из классических стран туризма – Греции, он составляет 21,6% поступлений от экспорта. Доля его значительна и в других развитых промышленных странах. Например, в США доходы от туризма в экспорте исчисляются 7,4 % , Великобритании – 4% , Германии – 2,1% . Испания, начав развивать массовый иностранный туризм в 50-х годах прошлого столетия, получает от него в настоящее время более 35 % всех поступлений от экспорта. Примеру Испании последовал ряд других стран, в частности Тунис, Польша, ряд стран Азиатско-тихоокеанского региона (Таиланд, Индонезия, Сингапур и др.).
Таблица 4
Страны-лидеры мирового туристского рынка
Международные туристские прибытия (млн.)
2002 | 2003 | Изменение (в %) 2003 | Рыночная доля | ||
02/01 | 03/02 | 2003 | |||
Мир | 703 | 691 | 2,8 | -1,7 | 100 |
Франция | 77,0 | 75,0 | 2,4 | -2,6 | 10,9 |
Испания | 52,3 | 51,8 | 4,5 | -1,0 | 7,5 |
США | 43,5 | 41,2 | -7,2 | -5,3 | 6,0 |
Италия | 39,8 | 39,6 | 0,6 | -0,5 | 5,7 |
Китай | 36,8 | 33,0 | 11,0 | -10,4 | 4.8 |
Великобритания | 24,2 | 24,7 | 5,9 | 2,2 | 3,6 |
Австрия | 18,6 | 19,1 | 2,4 | 2,5 | 2,8 |
Мексика | 19,7 | 18,7 | -0,7 | -5,1 | 2,7 |
Германия | 18,0 | 18,4 | 0,6 | 2,4 | 2,7 |
Канада | 20,1 | 17,5 | 1,9 | -12,9 | 2,5 |
Источник: Всемирная Туристская Организация (ВТО) (по состоянию на 2004 г.)
На долю 10 ведущих стран мирового
туристского рынка в
Таблица 5
Доходы от международного туризма (млрд. долл. США)
2002 | 2003 | Измерение (в%) | Рыночная доля | ||
02/01 | 03/02 | 2003 | |||
Мир | 480 | 523 | 3,8 | 8,9 | 100 |
США | 66,7 | 64,5 | -7,2 | -3,3 | 12,3 |
Испания | 33,8 | 41,8 | 3,3 | 23,6 | 8,0 |
Франция | 32,7 | 37,0 | 7,8 | 13,1 | 7,1 |
Италия | 26,9 | 31,2 | 4,1 | 16,2 | 6,0 |
Германия | 19,0 | 23,0 | 5,7 | 21,2 | 4,4 |
Великобритания | 20,5 | 22,8 | 8,9 | 10,7 | 4,3 |
Китай | 20,4 | 17,4 | 14,6 | -14,6 | 3,3 |
Австрия | 11,2 | 14,1 | 9,5 | 25,2 | 2,7 |
Турция | 11,9 | 13,2 | 18,2 | 10,9 | 2,5 |
Греция | 9,7 | 10,7 | 2,6 | 10,0 | 2,0 |
Источник: Всемирная Туристская Организация (ВТО) (по состоянию на 2004 г.)
Международный туризм является
не только стабильным
Туристский бизнес привлекает также и быстрым поступлением финансовых средств в оплату за предоставленные услуги. Как правило, производство (предоставление), покупка и оплата услуг происходит практически одновременно. При осуществлении в туризме коммерческих операций на основе договора (например, на приём и обслуживание определённого количества туристов), заключаемого производителем услуг с фирмой - продавцом широко практикуются авансовые платежи.
Во многих странах иностранный
туризм оказывает значительное
влияние на решение проблемы
занятости населения и
Во Франции в этой сфере только штатных работников трудится более 300 тысяч человек, в Швейцарии - около 190 тыс. человек, в Канаде - свыше 700 тыс. человек. Подсчитано, что в целом занятость в Европе обеспечивается за счёт индустрии путешествий и туризма на 10%. В США, согласно национальной статистике, туристская индустрия создала более 9 млн. рабочих мест, что составляет 9 % от общего количества рабочих мест в стране.
Характерной особенностью