Мировая торговля услугами

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа посвящена проблеме развития сферы услуг в современном мире, т.к. она приобретает все более важное как теоретическое, так и практическое значение. Это связано, прежде всего, с определением и переоценкой роли и значения услуг в мировой экономике.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические основы международной торговли услугами……………… 5
1.1 Сущность услуг и их роль в современной мировой экономике………………. 5
1.2 Классификация услуг…………………………………………………………….. 9
1.3 Международный туризм как важнейший сегмент сферы услуг………............. 16
Глава 2. Мировая торговля услугами………………………………………………… 24
2.1 Динамика и структура международной торговли услугами…………………...24
2.2 Государственное и международное регулирование торговли услугами……... 30
2.3 Анализ международного туризма……………………………………………….. 38
Глава 3. Участие России в международной торговле услугами……………………. 52
3.1 Россия на международном рынке туристических услуг………………………. 52
3.2 Рекомендации автора по совершенствованию услуг на российском рынке… 57
Заключение……………………………………………………………………………... 63
Список литературы…………………………………………………………………….. 65

Работа содержит 1 файл

курсовая1.doc

— 445.00 Кб (Скачать)

    Географическое распределение торговли  услугами, предоставляемыми отдельными  странами, отличается крайней неравномерностью  в пользу развитых государств.

    На мировом рынке услуг доминируют восемь ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50% импорта. Доля первой пятерки составляет более 50% экспорта. При этом на четыре страны: США, Великобританию, ФРГ, Францию приходится 44% всего мирового экспорта услуг.

    В настоящее время наблюдается  непредсказуемо высокие темпы  качественного изменения индустриальной  экономики и перехода её в  постиндустриальную.

    Индустриальные страны в послевоенное  время начали активно формировать  отдельные национальные сектора услуг. Пор притоку капиталов, рабочей силы, вложениям в материально-техническую базу, социальному и политическому вниманию, которое уделялось этому сектору национальных экономик, он не имел себе равных. Результат оказался прогнозируемым. Сегодня этот сектор национальной экономики в большинстве развитых стран характеризуется высоким динамизмом и конкурентоспособностью. Она стимулирует развитие других секторов и сегментов национальных хозяйств.

    Экономика развитых стран превратилась  в экономику услуг давно, уже в 1965 году на долю услуг в развитых странах приходилось 54% ВВП, а к 2006 году эта доля возросла почти до 60,7%18 .

    Таблица 13

   Структура производства услуг и внешняя торговля коммерческими услугами в различных странах мира

  Удельный

вес производства

 услуг  в ВВП,(%)

Экспорт услуг в %

 к  экспорту товаров

 и  услуг

Внешняя торговля коммерческими услугамив 2003г.,

млрд. Долл.США

  1990 2004 1990 2005 экспорт импорт сальдо
Все страны мира 57 60,5 23,6 20,0 1860,4 1835,5 15,0
Страны с

высоким

уровнем дохода

53 60 15,8 13,1 179,4 202,1 -22,7
Страны 

Со средним  уровнем дохода

52 51 23 19,9 118,6 113,9 4,7
Страны  с низким уровнем дохода 38 39 14,7 12,9 108,9 128,9 -20,0
Россия 53 55 9 12 16 27,1 -11,1

Источник: UNCTAD Handbook of statistics// UNCTAD., New York and Geneva, 2006.

    Сегодня выводы экономистов о  неуклонном росте так называемого  «третичного» сектора подтверждаются  данными США, стран Западной  Европы и АТР. Так, с 1975 по 2006 годы доля ВВП, произведённого  в сфере услуг в США возросла с 74% до 76%, в Японии доля услуг также увеличилась с 64% до 68%, в Великобритании с 72% до 80%. По данным Всемирного банка, в 2006 г. Созданная в сфере услуг добавленная стоимость составила 74% ВВП Европы и 69% Канады. В настоящее время в США в сфере услуг работает 75% всех занятых, при этом здесь сконцентрировано более 80% работников умственного труда и 87% кадров высшей квалификации (это касается, прежде всего, науки, образования, здравоохранения, телекоммуникаций, компьютерных, инжиниринговых, управленческих услуг).

    Анализ процессов, происходящих  в отраслях сферы услуг, указывает  на наличие нескольких направлений.  Первое – неуклонное возрастание  доли сферы услуг в формирование  экономического потенциала национальных  экономик. Причём это потенциал долгосрочного воздействия, который можно расценивать, как показывает практика, в качестве основы перспективного экономического развития. Разрушаются традиционные и создаются новые взаимосвязи и отношения между отраслями и видами деятельности в материальном и нематериальном производстве, формируются специфические межотраслевые кластеры, в центре которых становятся отрасли услуг. Второе – постепенное превращение услуг в высокоприбыльную область приложения капитала. Это привело к тому, что в сфере услуг наблюдается процесс концентрации производства, расширение монополистических начал. В частности, активно монополизируется банковская отрасль, сфера общественного питания, гостиничный бизнес и т.п. Ярким примером этого процесса могут служить данные о международных слияниях и поглощения в секторе услуг.

    Таблица 14 

Международные слияния и поглощения в секторе услуг, по отраслям в 1990-2005 гг. (млн. долл. США)

Годы 1990-1992 2003-2006 2007-2009 2010-2002 2003-2005
Отросли:          
Сектор  услуг-всего 156748 163600 398608 1568038 747690
Электроэнергия, газо- и водоснабжение 1753 7212 63135 119803 98528
Строительство 1641 2099 6750 9809 4721
Гостиницы и рестораны    24826 7971 16232 32346 18532
Торговля   24067 28373 53627 103418 53201
Транспорт, хранение и связь 20220 26892 43484 584841 187038
Финансы 50809 50103 118588 393807 218698
Коммерческая  деятельность  20104 20978 49350 232661 125132
Государственное управление - - 715 2172 459
Услуги  образования 12 471 183 327 522
Здравоохранение и социальные услуги 1014 3044 4678 2116 3772
Общественные, социальные и личные услуги  12205 15751 38260 86555 36942
Прочие  услуги   99 707 3607 184 145
 

    Источник: Доклад о мировых инвестициях  2005 Переориентация на сектор услуг.  Обзор// ЮНКТАД, Женева, 2005 г.

    Самостоятельные позиции в международной  торговле услугами занимает торговля  инженерно-консультационными услугами (инжиниринг), отделившаяся от НИОКР  под воздействием НТР и концентрации  капитала в области инженерной  деятельности.

    Инжиниринг - это инженерно-консультационные услуги, обособленный в самостоятельную сферу деятельности комплекс услуг коммерческого характера по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, по обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов.

    Вся совокупность инжиниринговых  услуг может быть разделена  на две большие группы: услуги, связанные с подготовкой производственного  процесса, и услуги по обеспечению  нормального хода производства и реализации продукции.

    Экспортный инжиниринг осуществляется, как правило, специализированными  инженерно-консультационными (инжиниринговыми)  фирмами, а также международными  и транснациональными промышленными  и строительными компаниями.

    Международный рынок инжиниринговых услуг тесно связан с рынком объектов капитального строительства. Инжиниринговые фирмы часто выступают в роли генеральных поставщиков и генеральных подрядчиков при поставках комплектного оборудования и сооружении объектов. Они подписывают с заказчиками контракты на сооружение промышленных и иных объектов, разрабатывают проекты, заключают контракты с субпоставщиками оборудования и материалов, привлекают, будучи генеральными подрядчиками, к выполнению работ строительные и монтажные субподрядные фирмы, неся полную ответственность за выполнение обязательств по контрактам с заказчиком и сдавая объект на условиях “под ключ”.

    В последние годы крупные инжиниринговые  фирмы стали выступать лидерами  консорциумов, объединяющих на основе солидарной ответственности поставщиков оборудования и производителей работ. В этих случаях они принимают на себя разработку общих проектов и организацию работы консорциума.

    Почти 95% экспорта инжиниринговых  услуг приходится на фирмы  развитых капиталистических стран. Основными же импортерами  инжиниринговых услуг выступают страны развивающиеся (более 80% мирового импорта). Самый большой рынок инжиниринговых услуг в развивающихся странах - нефтедобывающие государства Азии. Второй по важности рынок - африканский (главным образом, Северная Африка).

    Доминирующее положение на международном  инжиниринговом рынке занимают  компании США. В последнее время,  однако, они сталкиваются с острой  конкуренцией со стороны фирм  других капиталистических стран:  на Ближнем Востоке - Великобритании и ФРГ; в других государствах Азии - Великобритании и Японии; в Африке - Франции и Великобритании; в Латинской Америке - Канады и ФРГ. Растет также активность на внешнем рынке инжиниринговых фирм Скандинавии, Нидерландов и Швейцарии; началось проникновение сюда компаний Мексики, Бразилии, Республики Корея, Индии и ряда других развивающихся стран.

    Говоря о географии мирового  экспорта услуг в целом, отметим,  что главными мировыми экспортерами  и импортерами услуг являются  развитые капиталистические страны (почти 80% экспорта и 3/4 импорта услуг). На страны “большой семерки” приходится  почти половина мирового оборота услуг (таблицы 15, 16)

    Таблица 15

Крупнейшие  экспортеры услуг  среди государств мира в 2008 г.

Страны: Экспорт
   в млрд. дол.  США в % от мирового экспорта
США 234 18,1
Великобритания 100 7,7
Франция 79 6,1
Германия 76 5,9
Италия 70 5,4
Япония 61 4,7
Нидерланды 48 3,7
Испания 48 3,7
Бельгия-Люксембург 35 2,7
Гонконг, Китай 34 2,6
Австрия 31 2,4
Канада 29 2,2
Швейцария 26 2,0
Республика  Корея 24 1,8
Китай 23 1,8
Турция 22 1,7
Сингапур 18 1,4
Швеция 17 1,4
Тайвань 17 1,3
Австралия 16 1,2
 
 
 
 
 
 

    Таблица 16

Крупнейшие  импортеры услуг  среди государств мира в 2008 г.

Страны: Импорт
  в млрд. дол. США в % от мирового импорта
США 162 12,5
Германия 122 9,4
Япония 110 8,5
Великобритания 76 5,9
Италия 69 5,4
Франция 63 4,9
Нидерланды 45 3,5
Канада 35 2,7
Бельгия-Люксембург 34 2,6
Австрия 29 2,2
Китай 29 2,2
Испания 27 2,1
Тайвань 23 1,8
Республика Корея 23 1,8
Гонконг, Китай 23 1,8
Швеция 21 1,6
Бразилия 19 1,5
Ирландия 18 1,4
Сингапур 18 1,4
Россия 18 1,4

Информация о работе Мировая торговля услугами