Мировая торговля услугами

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа посвящена проблеме развития сферы услуг в современном мире, т.к. она приобретает все более важное как теоретическое, так и практическое значение. Это связано, прежде всего, с определением и переоценкой роли и значения услуг в мировой экономике.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические основы международной торговли услугами……………… 5
1.1 Сущность услуг и их роль в современной мировой экономике………………. 5
1.2 Классификация услуг…………………………………………………………….. 9
1.3 Международный туризм как важнейший сегмент сферы услуг………............. 16
Глава 2. Мировая торговля услугами………………………………………………… 24
2.1 Динамика и структура международной торговли услугами…………………...24
2.2 Государственное и международное регулирование торговли услугами……... 30
2.3 Анализ международного туризма……………………………………………….. 38
Глава 3. Участие России в международной торговле услугами……………………. 52
3.1 Россия на международном рынке туристических услуг………………………. 52
3.2 Рекомендации автора по совершенствованию услуг на российском рынке… 57
Заключение……………………………………………………………………………... 63
Список литературы…………………………………………………………………….. 65

Работа содержит 1 файл

курсовая1.doc

— 445.00 Кб (Скачать)

    В целом в современных условиях  существенными остаются роль  государств в сфере услуг и  двусторонние договоры между  ними в данной сфере. Сохранение существенной роли государств в международной торговле услугами, регулирующего и контролирующего воздействия со стороны государств на международную торговлю услугами связано со следующими обстоятельствами:

        1. Услуги остаются одним из  основных направлений общей социально-экономической политики любого государства.

        2. Государство обязано решать  проблемы защиты интересов своих  граждан – потребителей услуг  (недобросовестная конкуренция в  сфере услуг, проблемы защиты  общественной морали и нравственности и т.д.).

        3. Государство решает проблемы  платёжного баланса страны, движения  денежных потоков, для которых  международная торговля услугами  имеет существенное значение.

        4. Государство должно рационально  сочетать решение проблем протекционизма по отношению к отечественным производителям услуг и обеспечения условий для развития международной конкуренции, а также проводить соответствующую ценовую и антимонопольную политику в сфере услуг.

    Система регулирования государствами  международной торговли услугами включает:

              ← различные формы таможенного  контроля;

              ← различные формы ограничения  деятельности иностранных фирм  в сфере услуг (вплоть до  их дискриминации);

              ← осуществление контроля за  ценами (или тарифами) на услуги;

              ← использование системы стандартов  в области услуг, действующих  в данных странах;

              ← лицензирование отдельных видов  услуг.

    К основным группам ограничений  деятельности иностранных фирм  в области услуг, применяемых в некоторых странах, можно отнести:

            ← общие ограничения, касающиеся  движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы и информации;

            ← ограничения, связанные с  прямыми иностранными инвестициями (в том числе направляемыми и в сферу услуг);

            ← запрет иностранным фирмам  реализовать определённые виды  услуг (например, в некоторых странах  иностранным фирмам запрещено  осуществлять прямое личное страхование  граждан);

            ← ограничения, связанные с  регламентированием государством определённого порядка использования иностранной рабочей силы и услуг, которые предоставляются отечественными фирмами;

            ← ограничение различных видов  государственной помощи (включая  субсидирование со стороны государства  и государственные закупки), а  также особые требования по  ведению финансовой и бухгалтерской  отчетности, которые предъявляются  к иностранным компаниям.

    Реализация различных форм и  методов регулирования международной  торговли услугами в различных  странах связана с принятием  и использованием соответствующих  нормативно-правовых актов, касающихся  международной торговли услугам  в целом и/или её отдельных сегментов.

    Так, в РФ основные общие  положения по государственному  регулированию внешнеторговой деятельности  в области внешней торговли  услугами определены в Федеральном  законе от 8 декабря 2003 г. №  164-ФЗ «Об основах государственного  регулирования внешнеторговой деятельности». В данном законе указаны основные способы осуществления внешней торговли услугами:

            ← с территории РФ на территорию  иностранного государства;

            ← с территории иностранного  государства на территорию РФ;

            ← на территории РФ иностранному заказчику услуг;

            ← на территории иностранного  государства российскому заказчику  услуг;

            ← российским исполнителем услуг,  не имеющим коммерческого присутствия  на территории иностранного государства, путём присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства;

            ← иностранным исполнителем услуг,  не имеющим коммерческого присутствия  на территории РФ путём присутствия  его или уполномоченных действовать от его имени иностранных лиц на территории РФ;

            ← российским исполнителем услуг  путём коммерческого присутствия  на территории иностранного государства;

            ← иностранным исполнителем услуг  путём коммерческого присутствия  на территории РФ.

    Таким образом, в законе предусмотрены  все возможные варианты способов осуществления внешней торговли услугами.

    Предусмотрено также положение  о национальном режиме в отношении  внешней торговли услугами. Иными  словами, в законе зафиксировано положение о том, что иностранным исполнителям услуг может быть предоставлен режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый аналогичным российским  исполнителям услуг и оказываемым ими на территории России услугам. Режим считается менее благоприятным, если он изменяет условия конкуренции в пользу российских исполнителей услуг или оказываемых ими на территории РФ услуг по сравнению с аналогичными иностранными исполнителями услуг или оказываемыми ими услугами.

    В законе отмечается, что в  соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, исходя из национальных интересов, могут вводиться меры, затрагивающие внешнюю торговлю услугами, если эти меры:

          ← необходимы для соблюдения  общественной морали или правопорядка;

          ← необходимы для охраны жизни  или здоровья граждан, окружающей  среды, жизни или здоровья животных  и растений;

          ← необходимы для выполнения  международных обязательств РФ;

          ← необходимы для обеспечения  обороны страны и безопасности государства;

          ← необходимы для обеспечения  целостности и стабильности финансовой  системы, защиты прав и законных  интересов инвесторов, вкладчиков, держателей полисов, исполнителей  финансовых услуг;

          ← направлены на обеспечение равного или эффективного установления или сбора налогов в отношении иностранных исполнителей услуг и/или способов оказания услуг;

          ← являются мерами по реализации  положений договора об избегании  двойного налогообложения;

          ← необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих положениям данного Федерального закона нормативных правовых актов РФ, касающихся, в том числе предотвращения и расследования преступления, а также судопроизводства и исполнения судебных решений в отношении этих преступлений; предотвращения недобросовестной практики или последствий невыполнения договоров, предметом которых является оказание услуг; защита от вмешательства в частную жизнь отдельных лиц в отношении обработки и распространения сведений личного характера и защиты конфиденциальной информации о личности и личных счетах.

     При этом в данном законе  отмечается, что указанные меры  не должны приниматься или  применяться способом, являющимся  средством произвольной или необоснованной  дискриминации государств, либо представлять собой скрытые ограничения внешней торговли услугами. Положения данной статьи закона могут не применяться в отношении услуг, иностранных исполнителей услуг из иностранных государств или групп иностранных государств, с которыми у Российской Федерации нет взаимных договорных обязательств о предоставлении режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый иным государствам или группам государств.

    В течение достаточно продолжительного  времени международная торговля  услугами регулировалась на двусторонней основе (между государствами, а также между государствами и иностранными фирмами, работающими в сфере услуг). Затем появились формы многостороннего регулирования, и регулирование международной торговли услугами перешло на региональный уровень.

    В тех сегментах мирового рынка  услуг, где страны между собой  уже давно взаимодействуют, были  созданы и действуют специализированные  международные организации. К  их числу можно отнести, например, Международную организацию гражданской  авиации – ИКАО (ICAO – International Civil Aviation Organization), Всемирную туристскую организацию - ВТО (WTO – World Tourist Organization), Международную морскую организацию – ИМО (IMO – International Maritime Organization). В рамках ИКАО осуществляется унификация правил полётов и эксплуатации воздушного транспорта, аэродромов и т.д. ВТО определяет нормы и стандарты содержания гостиниц, ресторанов и другие вопросы обслуживания туристов. ИМО решает вопросы безопасности на море, загрязнения моря и т.д.

    Ярким примером успешного регулирования международной торговли услугами на региональном уровне является ЕС, где в результате многолетнего сотрудничества были сняты ограничения на взаимную торговля товарами и услугами, а во взаимоотношениях между странами действует принцип национального режима, в соответствии с которым фирмы-нерезиденты имеют на территории всех стран ЕС те же условия хозяйственной деятельности, что и фирмы-резиденты. Такой же принцип действует и в рамках Северо-Американского соглашения о свободной торговли (НАФТА). Однако наиболее высоким уровнем многостороннего регулирования является уровень современной ВТО, в рамках которой действует Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).

    Одним из основных международных  актов, регулирующих торговлю услугами в мировой экономике начала XXI в., является Генеральное соглашение по торговле услугами (General Agreement on Trade in Services, GATS - ГАТС), которое было принято в ходе Уругвайского раунда ГАТТ и является одним из главных приложений к Соглашению об образовании ВТО и, соответственно, одной из юридических основ ВТО (наряду с ГАТТ - 2004).

    К числу международных актов,  связанных с регулированием международной  торговли услугами, относится и  Соглашение по торговым аспектам  прав интеллектуальной собственности (The Agreement on Trade Related Aspects of Intellectual Property Rights, TRIPS - ТРИПС), а также Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер (The Agreement on Trade Related Investment Measures, TRIMS - ТРИМС) (в части, касающейся зарубежного инвестирования в сферу услуг).

    ГАТС впервые создало механизм  международной торговли услугами  без дискриминации, на основе  честной конкуренции и согласованных  правил. ГАТС содержит 35 статей, объединённых  в 6 частей, а также приложения.

    В ГАТС рассматриваются следующие аспекты торговли услугами:

         сфера применения и определения, общие обязательства и правила (режим наибольшего благоприятствования, гласность, особенности участия развивающихся стран, учёт экономической интеграции, внутреннее регулирование, возможности применения защитных мер, общие исключения, субсидии и др.);

         специфические обязательства (доступ на рынок, национальный режим, дополнительные обязательства);

         постепенная либерализация (переговоры по специфическим обязательствам, списки специфических обязательств и их изменение);

         институциональные обязательства (консультации, урегулирование споров и исполнение решений, Совет по торговле услугами);

         заключительные положения.

    В приложениях особенно подробно рассматриваются финансовые услуги, даются их классификация, определения и возможности изъятий из общих обязательств и правил ГАТС.

    ГАТС предусматривает два вида  обязательств: 1) общие, принимаемые  страной в безусловном порядке, и 2) специфические, касающиеся конкретных условий доступа на рынок услуг той или иной страны. Общие обязательства – это прежде всего режим наибольшего благоприятствования, который обеспечивает равный доступ стран-участниц на национальный рынок услуг, но не определяет условия такого доступа. ГАТС признаёт возможность исключений из режима наибольшего благоприятствования, несмотря на его безусловный характер. Исключения могут быть связаны с региональной интеграцией, особыми обязательствами страны в отношении партнёров по зоне свободной торговли или таможенному союзу.

Информация о работе Мировая торговля услугами