Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:46, курсовая работа
Курсовая работа посвящена проблеме развития сферы услуг в современном мире, т.к. она приобретает все более важное как теоретическое, так и практическое значение. Это связано, прежде всего, с определением и переоценкой роли и значения услуг в мировой экономике.
Введение………………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические основы международной торговли услугами……………… 5
1.1 Сущность услуг и их роль в современной мировой экономике………………. 5
1.2 Классификация услуг…………………………………………………………….. 9
1.3 Международный туризм как важнейший сегмент сферы услуг………............. 16
Глава 2. Мировая торговля услугами………………………………………………… 24
2.1 Динамика и структура международной торговли услугами…………………...24
2.2 Государственное и международное регулирование торговли услугами……... 30
2.3 Анализ международного туризма……………………………………………….. 38
Глава 3. Участие России в международной торговле услугами……………………. 52
3.1 Россия на международном рынке туристических услуг………………………. 52
3.2 Рекомендации автора по совершенствованию услуг на российском рынке… 57
Заключение……………………………………………………………………………... 63
Список литературы…………………………………………………………………….. 65
В целом в современных
1. Услуги остаются одним из основных направлений общей социально-экономической политики любого государства.
2. Государство обязано решать
проблемы защиты интересов
3. Государство решает проблемы
платёжного баланса страны, движения
денежных потоков, для которых
международная торговля
4. Государство должно
Система регулирования
← различные формы таможенного контроля;
← различные формы ограничения деятельности иностранных фирм в сфере услуг (вплоть до их дискриминации);
← осуществление контроля за ценами (или тарифами) на услуги;
← использование системы
← лицензирование отдельных
К основным группам
← общие ограничения,
← ограничения, связанные с
прямыми иностранными
← запрет иностранным фирмам
реализовать определённые виды
услуг (например, в некоторых странах
иностранным фирмам запрещено
осуществлять прямое личное
← ограничения, связанные с регламентированием государством определённого порядка использования иностранной рабочей силы и услуг, которые предоставляются отечественными фирмами;
← ограничение различных видов
государственной помощи (включая
субсидирование со стороны
Реализация различных форм и
методов регулирования
Так, в РФ основные общие
положения по государственному
регулированию внешнеторговой
← с территории РФ на
← с территории иностранного государства на территорию РФ;
← на территории РФ иностранному заказчику услуг;
← на территории иностранного
государства российскому
← российским исполнителем
← иностранным исполнителем
← российским исполнителем
← иностранным исполнителем
Таким образом, в законе
Предусмотрено также положение
о национальном режиме в
В законе отмечается, что в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, исходя из национальных интересов, могут вводиться меры, затрагивающие внешнюю торговлю услугами, если эти меры:
← необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка;
← необходимы для охраны жизни
или здоровья граждан,
← необходимы для выполнения международных обязательств РФ;
← необходимы для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
← необходимы для обеспечения
целостности и стабильности
← направлены на обеспечение равного или эффективного установления или сбора налогов в отношении иностранных исполнителей услуг и/или способов оказания услуг;
← являются мерами по
← необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих положениям данного Федерального закона нормативных правовых актов РФ, касающихся, в том числе предотвращения и расследования преступления, а также судопроизводства и исполнения судебных решений в отношении этих преступлений; предотвращения недобросовестной практики или последствий невыполнения договоров, предметом которых является оказание услуг; защита от вмешательства в частную жизнь отдельных лиц в отношении обработки и распространения сведений личного характера и защиты конфиденциальной информации о личности и личных счетах.
При этом в данном законе
отмечается, что указанные меры
не должны приниматься или
применяться способом, являющимся
средством произвольной или
В течение достаточно
В тех сегментах мирового
Ярким примером успешного регулирования международной торговли услугами на региональном уровне является ЕС, где в результате многолетнего сотрудничества были сняты ограничения на взаимную торговля товарами и услугами, а во взаимоотношениях между странами действует принцип национального режима, в соответствии с которым фирмы-нерезиденты имеют на территории всех стран ЕС те же условия хозяйственной деятельности, что и фирмы-резиденты. Такой же принцип действует и в рамках Северо-Американского соглашения о свободной торговли (НАФТА). Однако наиболее высоким уровнем многостороннего регулирования является уровень современной ВТО, в рамках которой действует Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).
Одним из основных
К числу международных актов,
связанных с регулированием
ГАТС впервые создало механизм
международной торговли
В ГАТС рассматриваются следующие аспекты торговли услугами:
➢ сфера применения и определения, общие обязательства и правила (режим наибольшего благоприятствования, гласность, особенности участия развивающихся стран, учёт экономической интеграции, внутреннее регулирование, возможности применения защитных мер, общие исключения, субсидии и др.);
➢ специфические обязательства (доступ на рынок, национальный режим, дополнительные обязательства);
➢ постепенная либерализация (переговоры по специфическим обязательствам, списки специфических обязательств и их изменение);
➢ институциональные обязательства (консультации, урегулирование споров и исполнение решений, Совет по торговле услугами);
➢ заключительные положения.
В приложениях особенно подробно рассматриваются финансовые услуги, даются их классификация, определения и возможности изъятий из общих обязательств и правил ГАТС.
ГАТС предусматривает два вида обязательств: 1) общие, принимаемые страной в безусловном порядке, и 2) специфические, касающиеся конкретных условий доступа на рынок услуг той или иной страны. Общие обязательства – это прежде всего режим наибольшего благоприятствования, который обеспечивает равный доступ стран-участниц на национальный рынок услуг, но не определяет условия такого доступа. ГАТС признаёт возможность исключений из режима наибольшего благоприятствования, несмотря на его безусловный характер. Исключения могут быть связаны с региональной интеграцией, особыми обязательствами страны в отношении партнёров по зоне свободной торговли или таможенному союзу.