Мировая торговля услугами

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа посвящена проблеме развития сферы услуг в современном мире, т.к. она приобретает все более важное как теоретическое, так и практическое значение. Это связано, прежде всего, с определением и переоценкой роли и значения услуг в мировой экономике.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические основы международной торговли услугами……………… 5
1.1 Сущность услуг и их роль в современной мировой экономике………………. 5
1.2 Классификация услуг…………………………………………………………….. 9
1.3 Международный туризм как важнейший сегмент сферы услуг………............. 16
Глава 2. Мировая торговля услугами………………………………………………… 24
2.1 Динамика и структура международной торговли услугами…………………...24
2.2 Государственное и международное регулирование торговли услугами……... 30
2.3 Анализ международного туризма……………………………………………….. 38
Глава 3. Участие России в международной торговле услугами……………………. 52
3.1 Россия на международном рынке туристических услуг………………………. 52
3.2 Рекомендации автора по совершенствованию услуг на российском рынке… 57
Заключение……………………………………………………………………………... 63
Список литературы…………………………………………………………………….. 65

Работа содержит 1 файл

курсовая1.doc

— 445.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………………... 3

Глава 1. Теоретические основы международной торговли услугами……………… 5

  1.1 Сущность  услуг и их роль в современной мировой экономике………………. 5

  1.2 Классификация  услуг…………………………………………………………….. 9

  1.3 Международный туризм как важнейший сегмент сферы услуг………............. 16

Глава 2. Мировая торговля услугами………………………………………………… 24

  2.1 Динамика  и структура международной торговли услугами…………………...24

  2.2 Государственное  и международное регулирование торговли услугами……... 30

  2.3 Анализ международного туризма……………………………………………….. 38

Глава 3. Участие России в международной торговле услугами……………………. 52

  3.1 Россия на международном рынке туристических услуг……………………….  52

  3.2 Рекомендации автора по совершенствованию  услуг на российском рынке… 57

Заключение……………………………………………………………………………... 63

Список литературы…………………………………………………………………….. 65 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    В последние годы все острее  встает проблема более тщательного,  детального изучения мировой торговли услугами. Эта сфера мировой экономики до сих пор недостаточно изучена. Ещё до конца XX века ведущие ученые мира уделяли ей достаточно мало внимания, услуги практически не изучались. Поэтому не существовало точного определения услуги, не было четкого разграничения видов услуг, совершенной системы регулирования сферы услуг, несмотря на постоянно растущие масштабы мирового обмена услугами. В настоящее время эта ситуация изменилась.

    Ускорение развития сферы услуг  для воздействия на экономический рост  –  это главная задача, как для развитых, так и для развивающихся стран. Но это невозможно без тщательного, детального изучения самих услуг и их влияния на развитие всей страны в целом.

    Развитие потребления услуг в  странах с высокоразвитой  промышленностью было одним из самых значительных явлений экономической жизни второй половины ХХ в. Затем, потребление услуг незаметно начало преобладать над потреблением многочисленных благ. В международной торговле постоянно возрастала доля услуг. Темпы роста мирового рынка услуг в два раза превышали темпы роста торговли товарами. На сферу услуг в настоящий момент приходится около 60% валового национального продукта западных демократических стран. Под услугами понимают огромное разнообразие видов деятельности и коммерческих занятий. Наряду с традиционными отраслями сферы обслуживания постоянно возникают новые службы.

    Услуги неосязаемы, неотделимы, изменчивы  и не подлежат хранению. После  покупки услуги потребитель получает  не осязаемый продукт, а скорее ощущения: восторга, восхищения, удовлетворения, разочарования, досады, гнева, а продавцы услуг должны уметь определять чувства, испытываемые потребителем.

    Актуальность темы. Торговля услугами  с недавних пор по праву  считается самостоятельной важной сферой международных экономических отношений. В последние десятилетия эта торговля не только сравнительно быстро увеличивается и значительно дополняет мировой товарооборот, но и во многом благоприятствует его росту и развитию национальных хозяйств. В частности, международная торговля услугами содействует повышению эффективности материального и нематериального производства, созданию новых рабочих мест, пополнению доходов бюджета и поступлению иностранной валюты для осуществления необходимого импорта. Путем привлечения лучших в мире специалистов и фирм можно, например, добиться более быстрого подъема промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи и т.д.

    Позиции России в международной  торговле услугами в целом  в настоящее время, в силу  ряда объективных причин и ее исторического прошлого, относительно слабые (уступают позициям в международном товарообороте) и не позволяют в полной мере реализовать экономические преимущества этой торговли. Вместе с тем, потенциал сферы услуг в нашей стране, базирующийся, прежде всего на высококвалифицированных кадрах, представляется существенным.

    Поставка Россией услуг за  границу может рассматриваться  как перспективная область ее  внешнеэкономических связей и  как источник увеличения валютных  доходов. Эта область торговли заслуживает приоритетного внимания, направленного на установление оптимальных условий для динамичного роста. Всё это обуславливает актуальность темы.

    Только недавно было обращено  большое внимание на разработку  услуг, в основном из-за увеличения значительной роли услуг, наблюдаемого в экономике страны. Но следует отметить, что существующий уровень опыта и знаний в разработке и создании услуг никоем образом нельзя сравнить с объёмом опыта и научного знания, собранным для товаров.

 Курсовая  работа посвящена проблеме развития сферы услуг в современном мире, т.к. она приобретает все более важное как теоретическое, так и практическое значение. Это связано, прежде всего, с определением и переоценкой роли и значения услуг в мировой экономике.

 Объектом изучения является международная торговля услугами как сектор внешнеэкономических отношений и отрасль мировой экономики в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  основы международной  торговли услугами 

1.1 Сущность услуг  и их роль в  современной мировой экономике 

    Услуги (services) представляют собой  комплекс многообразных видов  деятельности и коммерческих  занятий, связанных с удовлетворением  широкой совокупности потребностей  людей. В разработанном ЮНТКАД  и Мировым банком справочнике  "Либерализация международных трансакций с услугами" даётся следующее определение услуг: услуги - это изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей.

    Нетрудно видеть, что это чрезвычайно  широкое определение, охватывающее  многообразный круг операций. Поэтому  можно различать понятие услуг  в широком и узком смысле  слова. В широком смысле услуги - это комплекс разнообразных  видов деятельности и коммерческих занятий человека, посредством которых он обращается с другими людьми. В узком смысле под услугами понимаются конкретные акции, мероприятия, которые одна сторона (партнёр) может предложить другой стороне.

    Хотя услуги традиционно рассматриваются  как так называемый "третичный сектор" экономики, на них к настоящему времени приходится уже 2/3 мирового ВВП. Они абсолютно преобладают в экономике США (75 % ВВП) и других промышленно развитых государств (в пределах 2/3 - 3/4 ВВП), а также и в большинстве развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Удельный вес услуг в ВВП РФ в 2002 г. составлял 52%. Услуги имеют ряд существенных отличий от товара в его материальном выражении:

    1) они, как правило, неосязаемы. Эта неосязаемость и "невидимость"  большинства видов услуг является нередко основанием для того, чтобы называть внешнюю торговлю ими невидимым экспортом и импортом;

    2) услуги неотделимы от своего  источника;

    3) их производство и потребление,  как правило, неразрывны;

    4) для них характерны непостоянство качества, изменчивость и несохраняемость.

    В отличие от товаров услуги  производятся и потребляются  в основном одновременно и  не подлежат хранению. В связи  с этим требуется присутствие  за рубежом непосредственных  производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг. В отличие от операций с товарами они не подлежат таможенному контролю.  Услуги могут быть капиталоемкими и наукоемкими, иметь промышленный характер либо удовлетворять личные потребности, могут быть неквалифицированными или требовать очень высокого уровня квалификации исполнителей. Не все виды услуг в отличие от товаров пригодны для широкого вовлечения в международный оборот, например коммунальные услуги. Сфера услуг, как правило, в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства.

    В рамках сферы услуг объединяется  широкий круг видов хозяйственной  деятельности, направленной на удовлетворение  личных потребностей населения  и нужд производства, а также потребления общества в целом. К концу 90-х годов сфера услуг в ведущих зарубежных странах выросла в крупнейший сектор хозяйства: суммарная доля транспорта, связи, оптовой и розничной торговли, кредитно-финансовых учреждений, страхового бизнеса, бытовых, деловых и социально-культурных услуг достигла 62 – 74 % в ВВП, 63 – 75 % - общей численности занятых и превысила 50% общего объема капиталовложений (без жилищного строительства).

    Все большее значение приобретает  производство услуг на зарубежных  филиалах ТНК, учитывая, что свыше 40% размещенных в мире прямых зарубежных инвестиций вложено в сферу услуг. Среди отраслей, куда наиболее активно направляются инвестиции, выделяются финансовая сфера и торговля.

    Одна из главных закономерностей  общественного развития – опережающий рост сферы услуг в сравнении с материальным производством и расширение ее хозяйственных позиций. В услугах формируются такие ключевые факторы экономического роста, как научное знание, нематериальные формы накопления, информационные технологии, а также глобализация хозяйственной деятельности и т.п.   Соответственно важнейшее значение имеют глубокие научно-технические, качественные и структурные изменения в самих отраслях услуг, которые повышают их вклад в развитие общества и создают необходимые предпосылки для его дальнейшего прогресса.

    20% всей мировой торговли приходится  на торговлю услугами. По данным  ВТО, в 2002 г. мировой экспорт  услуг составил 1,4 трлн. долларов, что  на 2% меньше, чем в предыдущем  году.

    Участие ведущих стран в мировом экспорте услуг в 2002 г. было следующее (в %): США – 18,1, Великобритания – 7,7, Франция – 6,1, Германия – 5,9, Италия – 5,4, Япония -  4,7, Нидерланды и Испания – по 3,7, Бельгия и Люксембург – по 2,7, Гонконг – 2,6, Австралия – 2,4, Канада – 2,2, Швейцария – 2,0, Республика Корея и Китай – по 1,8, Турция – 1,7, Сингапур – 1,4, Швеция – 1,4, Тайвань – 1,3.

    На протяжении двух последних  десятилетий сфера услуг является  одним из наиболее динамично  развивающихся секторов мировой  экономики. В мировой экономике наблюдается постоянный рост доли сферы услуг в совокупном ВВП, которая составляет в настоящее время более 70% от его общего объема и значительно превышает долю сферы производства товаров. Такое соотношение является характерным как для экономически развитых, так и для развивающихся стран, где значение данного показателя составляет соответственно 73 и 65%. Примерно аналогичные тенденции были характерны в этот период и для других структурных показателей многих стран, которые и определили в результате структурные изменения в мировой экономике. Например, в наиболее развитых странах мира доля занятых в сфере услуг в настоящее время составляет более 70% от общей численности занятых в экономике, а доля производственных фондов основных отраслей данной сферы превышает 60-ти процентный уровень. Одновременно, как показывает анализ, в этот период в мировой торговле наблюдается постоянное увеличение объемов экспортно-импортных операций в сфере услуг.

    В наиболее общем виде оценить  участие страны в мировой торговле услугами можно с помощью показателя ее доли в мировой торговле, которая, как правило, имеет максимальное значение у ведущих промышленно развитых стран.

    Зависимость экономики страны  от торговли услугами показывает  удельный вес торговли услугами в ВВП страны. Например, его величина в середине 90-х годов колебалась в пределах 10 – 15% для Великобритании, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции и в пределах 5 – 10% для США, Канады, Германии, ЮАР, Австралии, Японии.

    Роль услуг в экономике стран оценивается также с помощью индекса, рассчитанного как отношение доли экспорта товаров к доли экспорта услуг в ВВП стран. Чем меньше индекс, тем большее значение имеют услуги.

Информация о работе Мировая торговля услугами