Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 09:39, отчет по практике
Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является самым доступным транспортом для миллионов граждан. В 2007 году железным дорогам в России исполнилось 170 лет!
Раздел 1. Характеристика системы управления персоналом 3
1.1. ОАО "РЖД" сегодня 3
1.2. Организационная структура ОАО «РЖД» 16
1.3. Анализ динамики основных технико-экономических показателей 16
1.3.1. Анализ показателей производительности 16
1.3.2. Анализ состояния трудового потенциала предприятия 23
1.4. Корпоративная культура 25
Раздел 2. Характеристика службы управления персоналом 31
2.1. Анализ организации службы управления персоналом 31
2.2. Основные задачи и функции СУП 39
2.3. Тип СУП 44
Основные задачи отдела руководящих кадров: 46
Основные задачи сектора соревнования и наград 48
Основные задачи сектора учета кадров и информационного обеспечения: 48
Основные задачи отдела жилищной корпоративной политики и социального развития 49
2.4. Профессионально-квалификационный состав работников службы управления персоналом 50
2.5. Содержание трудового процесса 51
2.6. Анализ соответствия форм и содержания документов 51
2.7. Проблемы в деятельности СУП 52
2.8. Внешние контакты с консалтинговыми фирмами 52
Раздел 3. Анализ системы управления персоналом 52
3.1. Планирование персонала 52
3.1.1. Планирование потребности в персонале 52
3.1.2. Методы поиска и отбора персонала 55
3.1.3. Система высвобождения персонала 56
3.2. Анализ системы оценки и контроля персонала 56
3.3. Анализ системы вознаграждения персонала 66
Тарифная сетка по оплате труда рабочих (ТСР) 71
Тарифная сетка по оплате труда служащих 74
3.4. Оценка системы управления профессионально-квалификационным продвижением персонала (трудовой карьерой) 80
3.5. Анализ системы профессиональной подготовки и переподготовки персонала 83
3.6. Организация и эффективность социального партнёрства 91
Практика разрешения трудовых конфликтов 101
Предоставление
корпоративной поддержки
Нам кажется, что стратегия развития системы управления персоналом должна быть направлена на устранение тех проблемных зон, которых ещё достаточно много в сфере формирования и использования человеческих ресурсов. Мы предлагаем:
Рис. 6. Усиление роли служб управления персоналом в обеспечении
Компании
квалифицированными работниками
2.4.
Профессионально-
Все
работники СУП (ЦКАДР) ВСЖД имеют
высшее образование (экономическое или
юридическое). Каждый из работников имеет
стаж работы в ВСЖД не менее 6 лет.
2.5. Содержание трудового процесса
Рассмотрим содержание трудового процесса ведущего специалиста отдела профессионального обучения и развития персонала.
Данный специалист занимается организацией профессионального обучения рабочих и повышения квалификации руководящих работников и специалистов.
Функции данного работника:
Трудовой процесс данного специалиста соответствует специфике работы данного отдела, требованиям должностной инструкции и в данное время не требует совершенствования и корректировки.
2.6. Анализ соответствия форм и содержания документов
В ВСЖД используется программа ЕК АСУТР (Единая Корпоративная Автоматизированная Система Управления Трудовыми Ресурсами).
Основной задачей управления персоналом ОАО «РЖД» является подбор и расстановка кадров, обеспечивающих грамотное управление и квалифицированное исполнение на уровнях оперативного, тактического и стратегического управления. Данная система обеспечивает эффективное управление персоналом ОАО «РЖД» – около 1.3 млн. человек.
Эта система используется для автоматизации бизнес-процессов нормирования труда, учета рабочего времени, расчета заработной платы, охраны труда и т.д. Основные пользователи системы – сотрудники департамента управления персоналом, работники кадровых служб подразделений железных дорог, экономисты и бухгалтеры.
ЕК
АСУТР обеспечивает прозрачность и
унификацию бизнес-процессов управления
персоналом на различных уровнях организационной
структуры ОАО «РЖД», возможность быстрого
принятия управленческих решений на основе
достоверной информации, оперативность
подготовки отчетности для органов государственного
управления в соответствии с российскими
законодательными и нормативными требованиями.
Все формы и содержание документов соответствуют всем требованиям делопроизводства.
Формы некоторых документов, имеющихся в нашем распоряжении, приведены в Приложении 1.
2.7. Проблемы в деятельности СУП
Во время прохождения практики нами не было выявлено никаких трудностей и нарушений в деятельности работников СУП (ЦКАДР). Все специалисты имеют высокую квалификацию, большой опыт работы, отличаются высокой компетентностью и прекрасно справляются со своими обязанностями.
2.8. Внешние контакты с консалтинговыми фирмами
СУП ВСЖД не контактирует с кадровыми агентствами и консалтинговыми фирмами. Специалистов для ВСЖД готовит ИРГУПС.
Очевидно, что при таком положении дел нет дополнительных затрат на подбор персонала.
Тем не менее мы считаем, что механизм взаимодействия ВСЖД с образовательными учреждениями в сфере профессионального образования (развитие договорных отношений подготовки специалистов, распределение молодых специалистов, совершенствование программ обучения, видов специализации по основным железнодорожным специальностям) требует совершенствования.
Принципиально
важная задача, реализацию которой
необходимо обеспечить в ходе совершенствования
корпоративной системы управления персоналом
– это декомпозиция стратегических целей
Компании на уровень каждого отдельного
работника на основе миссии ОАО «РЖД»
и общекорпоративных ценностей. Управление
персоналом – один из инструментов, обеспечивающих
консолидацию работников и развитие единой
корпоративной культуры.
Раздел 3.
Анализ системы управления
персоналом
3.1. Планирование персонала
3.1.1. Планирование потребности в персонале
По данным, полученным в отделе организации и оплаты труда, практически, во всех подразделениях ВСЖД нормативная, фактическая и штатная численность соответствуют друг другу.
В 2009 году определённые расхождения отмечались по такой профессии, как машинисты тепловозов и электровозов, а именно:
нормативная численность, рассчитанная в ЕКАСУТР – 3034 чел.,
численность,
установленная штатным
фактическая численность (декабрь 2009 г.) – 3388 чел.
Это можно объяснить следующими причинами:
в ЕКАСУТР заложены нормативы, унифицированные для всей отрасли, без учёта региональной специфики;
штатная численность рассчитывается в соответствии с объёмами производства (по каждому подразделению);
фактическая
численность зависит от субъективных
факторов (кто-то из работников достаточно
долго болеет; внеочередные отпуска по
семейным обстоятельствам и т.п.).
В
ОАО «РЖД» при планировании потребности
всех категорий персонала используются
только нормативный метод.
Мы
приводим фрагмент положения о системе
нормирования труда в ОАО «РЖД»
от 20.10.2008 №2195р
В соответствии со статьей 159 Трудового кодекса Российской Федерации и в целях дальнейшего совершенствования нормирования труда работников ОАО "РЖД":
1.
Утвердить прилагаемое
2. Установить, что общее руководство системой нормирования труда в ОАО "РЖД" осуществляет Департамент по организации, оплате и мотивации труда.
(В ред. Распоряжения ОАО "РЖД" от 20.10.2008 N 2195р)
3.
Руководителям департаментов и
управлений, филиалов и иных структурных
подразделений ОАО "РЖД" руководствоваться
при осуществлении нормирования труда
Положением, утвержденным настоящим распоряжением.
Президент ОАО "РЖД"
В.И.Якунин
Норма
(норматив) численности - установленная
численность работников определенного
профессионально-
1.4.
Настоящее Положение
2.1.
Организация работ по