Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 09:39, отчет по практике
Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является самым доступным транспортом для миллионов граждан. В 2007 году железным дорогам в России исполнилось 170 лет!
Раздел 1. Характеристика системы управления персоналом 3
1.1. ОАО "РЖД" сегодня 3
1.2. Организационная структура ОАО «РЖД» 16
1.3. Анализ динамики основных технико-экономических показателей 16
1.3.1. Анализ показателей производительности 16
1.3.2. Анализ состояния трудового потенциала предприятия 23
1.4. Корпоративная культура 25
Раздел 2. Характеристика службы управления персоналом 31
2.1. Анализ организации службы управления персоналом 31
2.2. Основные задачи и функции СУП 39
2.3. Тип СУП 44
Основные задачи отдела руководящих кадров: 46
Основные задачи сектора соревнования и наград 48
Основные задачи сектора учета кадров и информационного обеспечения: 48
Основные задачи отдела жилищной корпоративной политики и социального развития 49
2.4. Профессионально-квалификационный состав работников службы управления персоналом 50
2.5. Содержание трудового процесса 51
2.6. Анализ соответствия форм и содержания документов 51
2.7. Проблемы в деятельности СУП 52
2.8. Внешние контакты с консалтинговыми фирмами 52
Раздел 3. Анализ системы управления персоналом 52
3.1. Планирование персонала 52
3.1.1. Планирование потребности в персонале 52
3.1.2. Методы поиска и отбора персонала 55
3.1.3. Система высвобождения персонала 56
3.2. Анализ системы оценки и контроля персонала 56
3.3. Анализ системы вознаграждения персонала 66
Тарифная сетка по оплате труда рабочих (ТСР) 71
Тарифная сетка по оплате труда служащих 74
3.4. Оценка системы управления профессионально-квалификационным продвижением персонала (трудовой карьерой) 80
3.5. Анализ системы профессиональной подготовки и переподготовки персонала 83
3.6. Организация и эффективность социального партнёрства 91
Практика разрешения трудовых конфликтов 101
2.2.
Общие вопросы нормирования
2.3.
Департамент по организации,
2.4. Центр организации труда и проектирования экономических нормативов - филиал ОАО "РЖД" разрабатывает методические материалы по дальнейшему совершенствованию нормирования труда в ОАО "РЖД"; проводит нормативно-исследовательскую работу по труду и тарификации работ; совместно с иными филиалами ОАО "РЖД" осуществляет централизованную разработку и совершенствование норм труда в ОАО "РЖД", осуществляет контроль правильности применения и качества; информирует филиалы ОАО "РЖД" о действующих нормах труда; осуществляет ведение нормативно-справочной информации по нормированию труда в автоматизированной системе.
2.5.
Руководство нормированием
2.6.
Непосредственную работу по
в подразделениях аппарата управления и иных структурных подразделениях ОАО "РЖД" - отделы или специалисты, отвечающие за вопросы организации и нормирования труда в филиалах;
в филиалах ОАО "РЖД", в дирекциях и отделениях железных дорог - отделы организации и оплаты труда или специалисты, осуществляющие руководство работой по совершенствованию нормирования труда, лаборатории методов и нормирования труда железных дорог и другие подразделения по нормированию труда филиалов ОАО "РЖД";
в службах органов управлений железных дорог - специалисты или подразделения, отвечающие за вопросы нормирования труда;
в структурных подразделениях дирекций, отделений железных дорог - отделы организации и оплаты труда, инженеры по организации и нормированию труда или иные специалисты, выполняющие обязанности инженера по организации и нормированию труда;
в
сменах, на производственных участках
- мастера, начальники участков, прорабы
и другие работники, осуществляющие
непосредственное руководство на соответствующем
участке.
3. Виды норм
труда, применяемые в филиалах
ОАО "РЖД"
3.1.
Нормирование труда - это определение
условий наиболее
3.2.
В ОАО "РЖД" применяются
нормы труда, разработанные
При отсутствии в ОАО "РЖД" норм труда на отдельные виды работ могут применяться межотраслевые нормы, разработанные и утвержденные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При
отсутствии централизованно разработанных
норм труда, а также при создании
более прогрессивных
3.3.
Норма времени - величина затрат
рабочего времени,
Трудоемкость - затраты труда на производство единицы продукции или единицы работ, определяемые по нормам времени с учетом предусмотренной действующей технологией повторяемости и объемом работ или по фактическим затратам. Применяется для организации производства и планирования численности, анализа эффективности трудовых процессов.
Норма
(норматив) численности - установленная
численность работников определенного
профессионально-
К нормам (нормативам) времени регламентированных перерывов в работе относятся регламентированные затраты времени на перерывы, предназначенные для отдыха и личных надобностей работников, а также предусмотренные требованиями технологии и организации производства.
3.4.
Норма выработки - объем трудового
задания, установленного в
3.5.
Норма обслуживания - объем трудового
задания, выраженного в
Норма
обслуживания может быть определена
на основании режимов работы оборудования
и других технических средств.
В приложениях мы приводим пример расчёта необходимой численности экономистов (Приложение 2).
Таким
образом, нормирование труда занимает
основополагающее место в планировании
количественного и
3.1.2. Методы поиска и отбора персонала
Человеческие
ресурсы ОАО «РЖД» с точки зрения
формирования кадрового потенциала Компании
и как объект корпоративного управления
включают не только всю совокупность работников,
состоящих в трудовых отношениях с Компанией
на постоянной или временной (срочной)
основе (персонал), но и участников рынка
труда и студентов образовательных учреждений
высшего и среднего профессионального
образования, находящихся в сфере интересов
ОАО «РЖД».
В
ВСЖД, как уже говорилось, СУП (ЦКАДР)
не взаимодействует с кадровыми
агентствами и Службой
У нас есть возможность привести методику проведения профессиональной психологической диагностики руководящих кадров и специалистов железных дорог (Приложение 3).
Также мы приводим методику проведения профессионального психологического отбора поездных диспетчеров (Приложение 4).
Отметим,
что обе данные методики были разработаны
очень давно (1997 г. и 2002г.). Однако они
используются в настоящее время.
Мы можем предположить, что методики проведения
профессионального отбора будут пересмотрены
в соответствии с современными требованиями,
когда начнёт действовать «Стандарт по
качеству в процессе управления персоналом»,
о который будет подробно рассмотрен в
третьем разделе, пункте 3.5. отчёта.
3.1.3. Система высвобождения персонала
В
связи с отсутствием
Ведущий
специалист сектора рабочих кадров
СУП Нагаева В.Б.в деловой беседе
с нами отметила, что в каждом индивидуальном
случае процедура увольнения работника
осуществляется строго в соответствии
с нормами ТК РФ и требованиями делопроизводства.
3.2. Анализ системы оценки и контроля персонала
В
ОАО «РЖД» с декабря 2007г. действует
Положение о проведении аттестации работников,
утверждённое Президентом ОАО «РЖД» В.И.
Якуниным.
Мы даём подробный анализ данного Положения, которое можно рассматривать, как систему оценки некоторых категорий персонала.
Данное Положение определяет цели и порядок проведения аттестации работников аппарата управления ОАО "РЖД", филиалов и других структурных подразделений ОАО "РЖД", занимающих должности руководителей и специалистов (далее - работники).
Аттестация работников проводится в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Аттестация в ОАО "РЖД" - это периодическая комплексная оценка работников, проводимая специально созданной комиссией, по определению соответствия результатов работы, знаний и квалификации работников занимаемым ими должностям.
Кроме того, в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" работники, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях, проходят дополнительную аттестацию, предусматривающую проверку знаний правил технической эксплуатации железных дорог, инструкций по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте, а также иных нормативных актов в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Цели аттестации:
1)
определения соответствия
2)
выявления перспективы
3)
определения необходимости
4) формирования резерва кадров ОАО "РЖД";
5)
долгосрочного планирования
Аттестации подлежат руководители всех уровней и специалисты аппарата управления ОАО "РЖД", филиалов и других структурных подразделений ОАО "РЖД", проработавшие в ОАО "РЖД" в занимаемой должности не менее одного года.
Очередная аттестация проводится один раз в три года.