Отчет по практике в филиал ОАО «РЖД»

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 09:39, отчет по практике

Описание работы

Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является самым доступным транспортом для миллионов граждан. В 2007 году железным дорогам в России исполнилось 170 лет!

Содержание

Раздел 1. Характеристика системы управления персоналом 3
1.1. ОАО "РЖД" сегодня 3
1.2. Организационная структура ОАО «РЖД» 16
1.3. Анализ динамики основных технико-экономических показателей 16
1.3.1. Анализ показателей производительности 16
1.3.2. Анализ состояния трудового потенциала предприятия 23
1.4. Корпоративная культура 25
Раздел 2. Характеристика службы управления персоналом 31
2.1. Анализ организации службы управления персоналом 31
2.2. Основные задачи и функции СУП 39
2.3. Тип СУП 44
Основные задачи отдела руководящих кадров: 46
Основные задачи сектора соревнования и наград 48
Основные задачи сектора учета кадров и информационного обеспечения: 48
Основные задачи отдела жилищной корпоративной политики и социального развития 49
2.4. Профессионально-квалификационный состав работников службы управления персоналом 50
2.5. Содержание трудового процесса 51
2.6. Анализ соответствия форм и содержания документов 51
2.7. Проблемы в деятельности СУП 52
2.8. Внешние контакты с консалтинговыми фирмами 52
Раздел 3. Анализ системы управления персоналом 52
3.1. Планирование персонала 52
3.1.1. Планирование потребности в персонале 52
3.1.2. Методы поиска и отбора персонала 55
3.1.3. Система высвобождения персонала 56
3.2. Анализ системы оценки и контроля персонала 56
3.3. Анализ системы вознаграждения персонала 66
Тарифная сетка по оплате труда рабочих (ТСР) 71
Тарифная сетка по оплате труда служащих 74
3.4. Оценка системы управления профессионально-квалификационным продвижением персонала (трудовой карьерой) 80
3.5. Анализ системы профессиональной подготовки и переподготовки персонала 83
3.6. Организация и эффективность социального партнёрства 91
Практика разрешения трудовых конфликтов 101

Работа содержит 1 файл

ОТЧЁТ О ПРАКТИКЕ ВСЖД.docx

— 792.93 Кб (Скачать)

    2.2. Общие вопросы нормирования труда  и совершенствования организации  труда работников в ОАО "РЖД" находятся в непосредственном ведении вице-президента ОАО "РЖД", курирующего вопросы управления персоналом и специальных программ.

    2.3. Департамент по организации, оплате  и мотивации труда ОАО "РЖД"  осуществляет общее руководство системой нормирования труда в ОАО "РЖД"; определяет порядок и требования к уровню нормирования труда в филиалах ОАО "РЖД"; организует централизованную разработку и пересмотр норм труда (далее - централизованно разработанные нормы труда), проводит оценку их качества; осуществляет анализ фактического положения с нормированием труда, разрабатывает меры по устранению недостатков; обеспечивает разработку методического, программного и информационного обеспечения по нормированию труда; проводит работу по совершенствованию тарификации работ и работников.

      2.4. Центр организации труда и проектирования экономических нормативов - филиал ОАО "РЖД" разрабатывает методические материалы по дальнейшему совершенствованию нормирования труда в ОАО "РЖД"; проводит нормативно-исследовательскую работу по труду и тарификации работ; совместно с иными филиалами ОАО "РЖД" осуществляет централизованную разработку и совершенствование норм труда в ОАО "РЖД", осуществляет контроль правильности применения и качества; информирует филиалы ОАО "РЖД" о действующих нормах труда; осуществляет ведение нормативно-справочной информации по нормированию труда в автоматизированной системе.

    2.5. Руководство нормированием труда  в ОАО "РЖД" осуществляют  заместители начальника (директора), ведающие вопросами организации и нормирования труда, филиалов ОАО "РЖД", а также подразделений аппарата управления и иных структурных подразделений ОАО "РЖД", в непосредственном ведении которых находятся филиалы ОАО "РЖД".

    2.6. Непосредственную работу по нормированию  труда осуществляют:

    в подразделениях аппарата управления и  иных структурных подразделениях ОАО "РЖД" - отделы или специалисты, отвечающие за вопросы организации  и нормирования труда в филиалах;

    в филиалах ОАО "РЖД", в дирекциях  и отделениях железных дорог - отделы организации и оплаты труда или  специалисты, осуществляющие руководство работой по совершенствованию нормирования труда, лаборатории методов и нормирования труда железных дорог и другие подразделения по нормированию труда филиалов ОАО "РЖД";

    в службах органов управлений железных дорог - специалисты или подразделения, отвечающие за вопросы нормирования труда;

    в структурных подразделениях дирекций, отделений железных дорог - отделы организации  и оплаты труда, инженеры по организации  и нормированию труда или иные специалисты, выполняющие обязанности инженера по организации и нормированию труда;

    в сменах, на производственных участках - мастера, начальники участков, прорабы  и другие работники, осуществляющие непосредственное руководство на соответствующем  участке. 

3. Виды норм  труда, применяемые в филиалах  ОАО "РЖД" 

    3.1. Нормирование труда - это определение  условий наиболее рационального  расходования рабочего времени  в течение дня (смены) при  выполнении конкретных производственных операций с установлением меры необходимых затрат труда в виде норм труда.

    3.2. В ОАО "РЖД" применяются  нормы труда, разработанные Центром  организации труда и проектирования  экономических нормативов - филиалом  ОАО "РЖД", иными филиалами  ОАО "РЖД" (далее - филиал  ОАО "РЖД"-разработчик норм  труда), утвержденные в порядке,  предусмотренном настоящим Положением. Нормы труда разрабатываются применительно к типизированным организационно-техническим условиям выполнения работ для последующего многократного использования.

    При отсутствии в ОАО "РЖД" норм труда  на отдельные виды работ могут  применяться межотраслевые нормы, разработанные и утвержденные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    При отсутствии централизованно разработанных  норм труда, а также при создании более прогрессивных организационно-технических  условий или их несоответствии предусмотренным  действующими нормами труда в филиалах ОАО "РЖД" разрабатываются местные нормы труда, согласованные с выборным профсоюзным органом. Они могут быть разработаны с использованием централизованно разработанных норм труда. К нормам труда относятся нормы: времени, выработки, обслуживания.

    3.3. Норма времени - величина затрат  рабочего времени, необходимого  для выполнения единицы работы  работником или группой работников  определенной профессии и квалификации при определенных организационно-технических условиях. Норма времени может быть использована непосредственно как мера труда работника или в качестве основных исходных данных при расчете других норм, нормативов (численности, обслуживания и иных) или нормированных заданий.

    Трудоемкость - затраты труда на производство единицы продукции или единицы  работ, определяемые по нормам времени с учетом предусмотренной действующей технологией повторяемости и объемом работ или по фактическим затратам. Применяется для организации производства и планирования численности, анализа эффективности трудовых процессов.

    Норма (норматив) численности - установленная  численность работников определенного  профессионально-квалификационного  состава для выполнения определенных объемов работ или обслуживания производственных объектов, а также управленческих и производственных функций. Разновидностью норм (нормативов) численности являются штатное расписание и норма управляемости, определяющая количество работников или структурных подразделений, деятельностью которых должен управлять один руководитель.

    К нормам (нормативам) времени регламентированных перерывов в работе относятся  регламентированные затраты времени на перерывы, предназначенные для отдыха и личных надобностей работников, а также предусмотренные требованиями технологии и организации производства.

    3.4. Норма выработки - объем трудового  задания, установленного в натуральных  единицах (тоннах, метрах, штуках и  т.д.), который работник или группа  работников обязаны выполнить за определенное время - рабочую смену, рабочий час или другую единицу времени.

    3.5. Норма обслуживания - объем трудового  задания, выраженного в определенном  количестве объектов (единиц оборудования, производственных площадей и др.), которые работник соответствующей квалификации обязан обслужить в течение смены, месяца или другой единицы рабочего времени при определенных организационно-технических условиях. Норма обслуживания может быть выражена также количеством рабочих, необходимых для обслуживания одной или нескольких единиц оборудования. Величина нормы обслуживания производна от нормы времени на единицу обслуживаемых объектов и продолжительности рабочего времени.

    Норма обслуживания может быть определена на основании режимов работы оборудования и других технических средств. 

    В приложениях мы приводим пример расчёта необходимой численности экономистов (Приложение 2).

    Таким образом, нормирование труда занимает основополагающее место в планировании количественного и качественного состава работников ОАО «РЖД». Все нормативные материалы, являясь отраслевыми, полностью отвечают требованиям Российского Законодательства и являются научно-обоснованными. 

3.1.2. Методы поиска и отбора персонала

     Человеческие  ресурсы ОАО «РЖД» с точки зрения формирования кадрового потенциала Компании и как объект корпоративного управления включают не только всю совокупность работников, состоящих в трудовых отношениях с Компанией на постоянной или временной (срочной) основе (персонал), но и участников рынка труда и студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, находящихся в сфере интересов ОАО «РЖД». 

     В ВСЖД, как уже говорилось, СУП (ЦКАДР) не взаимодействует с кадровыми  агентствами и Службой занятости. Как правило, при наличии вакансий руководителей, специалистов и служащих используется внутренний кадровый резерв. Отбор персонала происходит в соответствии с ТК РФ, но при этом технология отбора (особенно на руководящие должности) является корпоративной тайной.

     У нас есть возможность привести методику проведения профессиональной психологической диагностики руководящих кадров и специалистов железных дорог (Приложение 3).

     Также мы приводим методику проведения профессионального  психологического отбора поездных диспетчеров (Приложение 4).

     Отметим, что обе данные методики были разработаны  очень давно (1997 г. и 2002г.). Однако они  используются в настоящее время. Мы можем предположить, что методики проведения профессионального отбора будут пересмотрены в соответствии с современными требованиями, когда начнёт действовать «Стандарт по качеству в процессе управления персоналом», о который будет подробно рассмотрен в третьем разделе, пункте 3.5. отчёта.  

3.1.3. Система высвобождения персонала

     В связи с отсутствием соответствующих  данных представить оборот по увольнению с позиций оснований увольнения не представляется возможным.

     Ведущий специалист сектора рабочих кадров СУП Нагаева В.Б.в деловой беседе с нами отметила, что в каждом индивидуальном случае процедура увольнения работника осуществляется строго в соответствии с нормами ТК РФ и требованиями делопроизводства. 

3.2. Анализ системы  оценки и контроля  персонала

     В ОАО «РЖД» с декабря 2007г. действует Положение о проведении аттестации работников, утверждённое Президентом ОАО «РЖД» В.И. Якуниным. 

     Мы  даём подробный анализ данного Положения, которое можно рассматривать, как систему оценки некоторых категорий персонала.

     Данное  Положение определяет цели и порядок проведения аттестации работников аппарата управления ОАО "РЖД", филиалов и других структурных подразделений ОАО "РЖД", занимающих должности руководителей и специалистов (далее - работники).

     Аттестация  работников проводится в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

     Аттестация  в ОАО "РЖД" - это периодическая  комплексная оценка работников, проводимая специально созданной комиссией, по определению соответствия результатов работы, знаний и квалификации работников занимаемым ими должностям.

     Кроме того, в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" работники, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях, проходят дополнительную аттестацию, предусматривающую проверку знаний правил технической эксплуатации железных дорог, инструкций по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте, а также иных нормативных актов в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

     Цели  аттестации:

     1) определения соответствия уровня  знаний и профессиональной квалификации работника занимаемой должности;

     2) выявления перспективы использования  потенциальных способностей работника, стимулирования его профессионального роста;

     3) определения необходимости повышения  квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки работника;

     4) формирования резерва кадров  ОАО "РЖД";

     5) долгосрочного планирования передвижения  кадров в ОАО "РЖД".

     Аттестации  подлежат руководители всех уровней  и специалисты аппарата управления ОАО "РЖД", филиалов и других структурных подразделений ОАО "РЖД", проработавшие в ОАО "РЖД" в занимаемой должности не менее одного года.

     Очередная аттестация проводится один раз в  три года.

Информация о работе Отчет по практике в филиал ОАО «РЖД»