Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:58, лекция
Персональный менеджмент — это последовательное и целенаправленное применение в повседневной практике испытанных методов работы с целью оптимального использования времени, собственных возможностей и сознательного управления своей деятельностью.
Организация рабочего места — это система мероприятий по оснащению рабочего места средствами и предметами труда и их функциональному размещению.
Правильная организация рабочего места предполагает:
• соблюдение санитарно-гигиенических норм, включая поддержание постоянной оптимальной температуры в служебном помещении, отсутствие шума и правильную освещенность рабочего места;
• цветовую композицию рабочего помещения;
• правильную планировку, укомплектование мебелью, различными вспомогательными устройствами и канцелярскими принадлежностями;
• оснащение техническими средствами.
6. Развивайте уверенность в себе и заинтересованность в деле! Хорошее настроение важно при выдвижении идей, сразу возьмите карандаш и нарисуйте схему, которая позволит рассмотреть проблему с разных точек зрения и выдвинуть варианты альтернативных решений. Избегайте любых помех в процессе творческой работы, особенно в её начале. Научитесь вознаграждать себя и доверять себе и своему опыту. Заинтересованность в деле и горячее желание решать проблемы являются исключительно важными в начальной стадии творческого процесса.
7. Отшлифуйте идеи и научитесь их правильно преподносить! Вы должны прежде всего сами верить в их перспективность и стремиться их реализовать. Покажите, что в других областях уже используются аналогичные идеи. Предоставьте возможность и другим подумать над этой проблемой. Готовое решение часто бывает трудно понять и принять. Не огорчайтесь, если автором вашего предложения будете признаны не вы, а кто-то другой.
Факторами, предотвращающими преждевременное старение и потерю трудоспособности являются:
• успех в жизни и удовлетворенность ею;
• понимание своего места в жизни;
• рациональное планирование жизни и постановка целей в соответствии со своими способностями и возможностями;
• активный отдых;
• здоровые привычки в выборе продуктов питания и напитков;
• разумная общая физическая подготовка;
• регулярное
использование одной из методик расслабления.
Стрессы, стрессоустойчивость, саморегуляция
Стресс — это как раз и есть один из режимов, в котором может протекать наша жизнь, работа.
Впервые
в научный оборот этот термин ввел
канадский врач Ганс Селье (р. 1907) в
своей книге «Стресс и
«Стресс
— это особый ответ организма
на любое, предъявляемое ему требование,
это напряжение организма, направленное
на преодоление возникших
С тех пор это явление стало предметом тщательных научных исследований, особенно со стороны психологов и медиков. В результате к настоящему времени широко утвердилось мнение, что человеческий организм может работать в двух основных режимах:
• в режиме стресса, т.е. в режиме мобилизации, активизации, напряжения и даже перенапряжения своих сил, психологических и физических;
• в режиме обычном, т.е. спокойном, не требующем напряжения, а тем более перенапряжения.
Естественно, что следующим вопросом, возникшим после уяснения сущности стресса, стал вопрос о его причинах, источниках, стрессогенных факторах.
В поисках ответа на этот вопрос учёные установили следующее:
• появление стресса не зависит от работы в пределах нормы, как и от отдыха без излишеств, также как и от таких факторов как погода или возраст;
• стресс зависит исключительно от перегрузок, перенапряжения; причем, они могут быть разовыми, но острыми, вызываемыми такими мощными стрессогенными причинами как, например, смерть близкого человека, распад семьи, увольнение с работы и т.п.; но могут быть и не столь острыми, но хроническими, повторяющимися, следующими друг за другом в виде, например, недостатка какой-либо важной информации, тревоги, связанной, например, с возможным увольнением с работы и т.п.
Возникновение стрессовой ситуации в жизни человека проявляется по-разному. Но все эти проявления сводятся к реакциям трёх видов:
• психологические, выражающиеся в появлении чувства тревоги, беспокойства, уныния, тоски и т.п.
• физиологические, связанные с повышением кровяного давления, учащением дыхания и пульса, напряжением мышц и т.д.
• физико-химические, приводящие к усиленной выработке организмом таких веществ как адреналин, гидрокартизон, активизирующих деятельность всех систем организма.
Конечно, все эти изменения совершаются в организме не сразу, не в один миг. Стрессовое состояние имеет свою динамику, свои этапы развития, роста. Обычно выделяют три основных этапа развития стресса:
• начальный этап связан прежде всего с упомянутыми выше психологический проявлениями в виде чувств беспокойства, нервного напряжения, часто вызванного ожиданием важного события, его затягиванием, недостатком информации о нём и т.п.;
• на втором этапе происходит уже комплексная, всесторонняя перестройка организма, его приспособление к вновь возникшим требованиям, мобилизация всех его духовных и физических сил; это основная фаза сопротивления организма стрессогенным факторам;
• и наконец, в случае затягивания стрессовой ситуации наступает третья фаза — истощения сил организма, его заболевания, фаза дистресса. Она наступает тогда, когда ресурсов организма не хватило для обеспечения его перестройки в соответствии с возникшими новыми требованиями внешней среды.
Это как раз и есть тот самый деструктивный стресс, который имеет для человека особо тяжкие последствия. На его особенностях остановимся подробнее.
Являясь завершающим этапом в развитии стрессовой ситуации, деструктивный стресс сам в свою очередь имеет внутренние уровни, механизмы развития:
• на физико-химическом уровне он проявляется в полном истощении в организме запасов адреналина, вместо которого он, чтобы выжить, начинает производить его эрзац, неравноценный, заменитель в виде гидрокартизона; который.однако, не может в полной мере заменить адреналин, а его длительное использование ведёт к ослаблению защитных сил организма, иммунной системы, т.е. к синдрому иммуннодефицита, сходному с эффектом СПИДА; в итоге жизнеспособность организма снижается, дорога для проникновения различного рода инфекций ко всем системам организма оказывается открытой;
• в результате на физиологическом и соматическом (телесном) уровнях возникают серьёзные функциональные изменения, болезни органов пищеварения (язва желудка), нервной системы (бессонница), кожные заболевания, сердечно-сосудистые болезни в виде инфарктов и инсультов; следствием дистресса может быть даже рак, как это убедительно доказано проведённой физиологами серией опытов над крысами;
• на психологическом уровне проявления тяжёлого стресса выражаются в ухудшении памяти, способности концентрации внимания, повышенной возбудимости, чрезмерном убыстрении речи, увеличении числа ошибок в работе, утрате чувства юмора, усилении пристрастия к алкогольным напиткам и курению, а также в потере вкуса к еде.
Отсюда ясно, насколько важно для любого человека, особенно руководителя, обнаружив у себя те или иные признаки чрезмерного стрессового напряжения, грамотно использовать методы самозащиты от возможных тяжёлых последствий деструктивного стресса.
С учётом этих исходных правил и нужно противостоять стрессам, используя разнообразные физические и психологические приёмы:
• на физическом уровне это прежде всего такие элементарные приёмы как ежедневные часовые прогулки на свежем воздухе, занятия тем или иным любимым видом спорта, недопущение излишнего переутомления, разумное ограничение деловых поездок и встреч;
• на эмоциональном уровне повышению стрессоустойчивости способствует посещение театро,в, концертов, художественных выставок, кроме того, полезно научиться при столкновении со стрессогенными факторами переключать внимание на эмоционально более приятную для вас тему, например , на воспоминания об отдыхе на море, в горах и т.п., весьма полезно слушать классическую музыку, особенно Моцарта, Чайковского, Дунаевского, рекомендуется также чаще смотреть на цветы, избегать в окружающих интерьерах красного цвета и больше использовать голубой и зелёный;
• на интеллектуальном уровне, продумывая цели своей жизни, следует ставить перед собой такие задачи, чтобы не надорваться при их достижении. Эти цели и задачи необязательно должны быть великими; они должны быть реальными, соответствующими вашим способностям и возможностям. Но поставив перед собой реальную цель, следует настойчиво, систематически добиваться её исполнения, чтобы потом не пришлось сожалеть об упущенных возможностях;
• для этого нужно научиться постоянно поддерживать в себе достаточно высокий жизненный тонус.
Нужно выработать себе соответствующий, нестрессовый стиль жизни, основными чертами которого являются:
• допущение возможности творческого стресса, возникающего в определённые периоды напряжённой деятельности;
• заблаговременное освоение указанных выше методов преодоления деструктивного стресса;
• стремление участвовать в работе, которая для нас интересна, достойно оплачивается и даёт нам чувство удовлетворения;
• дозирование своей рабочей нагрузки таким образом, чтобы в ней периоды большого напряжения и даже некоторой перегрузки, чередовались с периодами передышки;
• постоянное внимание к своей физической форме, регулярное и разнообразное питание исключение злоупотреблений алкоголем, курением, а тем более наркотиками, а лучше всего — полный отказ от них;
• обеспечение возможно большего разнообразия видов деятельности, равномерное распределение времени между работой, отдыхом, семьей, друзьями, общественной деятельностью, культурными мероприятиями, уединением;
• стремление найти таких друзей, которые оказывают на вас позитивное воздействия и избегать таких связей, которые, наоборот, ведут к депрессии;
• умение радоваться жизни; находить наслаждение даже в небольших её радостях, которые она нам иногда преподносит;
• сознание необходимости возможно полнее познать свои возможности, и на этой основе поставить перед собой посильные, реальные жизненные цели, пусть даже они будут весьма скромными;
• понимание
невозможности достигнуть во всём высшего
совершенства, неизбежности тех или иных
ошибок, умение порою и посмеяться над
собой, не терять чувства юмора.
Тема
3. Деловые взаимоотношения
руководителя и пути
совершенствования
его работы.
Восемьдесят процентов рабочего времени руководителя проходит в контактах с людьми. Для того чтобы заслужить высокий деловой авторитет и обеспечить расположение к себе со стороны исполнителей, выше- и нижестоящих руководителей, а также партнеров по бизнесу, руководитель должен обладать коммуникативной привлекательностью, проявляющейся в следующем:
Деловые отношения руководителя и подчиненного формируют авторитет каждого из них. Благоприятный служебный имидж нужен не только руководителю, но и подчиненному, поскольку от этого зависит продвижение последнего по службе.
Все обязанности подчиненного в системе управления можно разделить на формальные и неформальные.
Формальные обязанности состоят в следующем:
• принимать самостоятельные решения и действовать в рамках своей компетенции, не переадресовывая задания коллегам и другим лицам;
• во всех случаях, когда решение проблемы выходит за рамки компетенции, докладывать руководству и советоваться с ним;