Характеристика и особенности раннего этапа обучения английскому языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Преподаватели иностранного языка в вузах, учителя иностранного языка в школах дождались, наконец, своего «звездного» часа — того времени, когда их предмет стал занимать в нашем обществе подобающее место. Теперь можно сказать, что государству становится невыгодно иметь специалистов без знания одного, а чаще всего двух или нескольких иностранных языков. Бум, связанный с изучением иностранных языков, и прежде всего английского, вряд ли в ближайшее время утихнет, скорее, наоборот.

Содержание

Введение…………………………………………………………………2
Глава I. Характеристика и особенности раннего этапа обучения английскому языку……..………………………………………………..…...3
§1. Проблема сознательности во владении языком дошкольниками и младшими школьниками……………………………………………… ….....3
§2. Особенности процесса обучения английскому языку с 1 класса средней школы………………………………………………………………...6
§3. Проблемы изучения английского языка с 1 класса средней школы………………………………………………………………………….13
Глава II. Основные средства обучения английскому языку на раннем этапе…………………….……………………………………………………...17
ГлаваIII. Технология обучения иностранному языку на раннем этапе………………….………………………………………………………….22
§1. Обучение произношению детей 6 лет английскому языку в первом классе…………………………………………………………….………………22
§2. Обучение аудированию на раннем этапе…………………………...28
§3. Обучение говорению на раннем этапе……………………….……..31
§4. Обучение чтению на раннем этапе…………………………………..41
Заключение………………………………...………………………………48
Список использованной литературы………………

Работа содержит 1 файл

Глава I. Характеристика и особенности раннего этапа обучения английскому я………зыку……..………………………………………..…....doc

— 214.00 Кб (Скачать)

Чтение тесным образом связано с другими  видами речевой деятельности. Прежде всего оно связано самым тесным образом с письмом, поскольку и чтение, и письмо пользуются одной графической системой языка. При обучении иностранным языкам это необходимо учитывать и развивать эти виды речевой деятельности во взаимосвязи, И это особенно относится к начальному этапу.

Чтение связано  с аудированием, так как в основе того и другого лежит перцептивно-мыслительная деятельность, связанная с восприятием (рецепцией), анализом и синтезом. Чтение связано также с говорением. Громкое чтение (или чтение вслух) представляет собой «контролируемое говорение». Чтение про себя представляет собой внутреннее слушание и внутреннее проговаривание одновременно.

Таким образом, чтение связано со всеми другими  видами речевой деятельности, формируемыми при обучении иностранному языку  в школьном курсе в целом, и  в частности на раннем этапе.

В программе  по иностранным языкам для средней  школы имеются как общие требования к чтению, так и требования по классам. К концу обучения учащиеся должны уметь читать несложные тексты из обществено-политической, научно-популярной литературы, а также адаптированные тексты из художественной литературы и овладеть двумя видами чтения: чтением текстов с извлечением их основного содержания, при котором учитываются скорость чтения, число незнакомых слов и умение догадываться об их значении, опираясь на знакомые словообразовательные элементы, на сходство между словами в родном и иностранном языках и на контекст, и вторым видом чтения — чтением с извлечением полной информации из текста, при котором учитывается объем текста и число незнакомых слов в нем. На начальном этапе закладываются основы этого важного вида речевой деятельности. На первом году обучения учащиеся должны овладеть буквами алфавита английского языка, усвоить звуко-буквенные соответствия, уметь читать слова, сочетания слов, что позволит им читать вслух с правильным делением фраз на смысловые группы и с полным пониманием впервые предъявляемые тексты, построенные на усвоенном программном языковом материале. На втором году несколько усложняются требования по чтению.

Достижение сформулированных в программе требований, обеспечивает достаточный уровень сформированности чтения для его дальнейшего развития и совершенствования на начальном,  среднем и старшем этапах изучения иностранного языка в школе.

Рассмотрим содержание обучения чтению: чему следует учить, чтобы заложить прочные основы этого вида речевой деятельности на раннем этапе. Начнем рассмотрение с лингвистического компонента, то есть букв, буквосочетаний, слов, словосочетаний, предложений, текста.

Минимальной единицей обучения чтению на английском языке является слово, которое и позволяет учащимся овладевать техникой чтения — озвучиванием графического образа слова — по правилам чтения (например, to read) или путем запоминания самого образа слова (например, great) и соотносить его со значением, то есть понимать читаемое.

Чтение словосочетаний обучает детей не только озвучиванию  слова, но и расстановке ударений на словах согласно нормативным правилам английского языка. Например, a 'red 'pencil, on the 'table и т. д.

В текстах для чтения должно проявиться единство содержательного и процессуального планов. Отдавая себе отчет в том, что на ограниченном языковом материале чрезвычайно трудно обеспечить это единство, мы считаем, что тексты для чтения уже на начальном этапе должны отвечать этим требованиям. В настоящее время в имеющихся учебниках явно превалирует процессуальный план. Они служат развитию техники чтения больше, чем являются источником значимой для детей интеллектуальной и (или) эмоциональной информации. Однако таким текстам можно придавать более мотивированный характер при помощи заданий, которые потребуют от учащегося личностной заинтересованности в понимании текста и его выразительном прочтении для других учащихся.

Вторым, не менее  важным требованием является познавательная ценность и научность содержания текста.

Третьим требованием  является соответствие содержания текста возрасту учащихся.

Четвертое требование связано с языком текста. Нам представляется, что на раннем этапе и особенно на первом году изучения английского языка, учитывая трудности английской орфографии, обучение чтению должно осуществляться на лексико-грамматическом материале, предварительно усвоенном устно. Это позволяет снимать трудности, связанные с пониманием читаемого, и больше внимания уделять технике, выразительности чтения. Постепенно, особенно с введением домашнего чтения, тексты могут содержать и незнакомые слова (не более 2 %), о значении которых можно догадаться или которые даны в постраничных сносках.

Для раннего  этапа очень важно графическое оформление текста и его иллюстративность, то есть такое расположение печатного материала, которое бы соответствовало механизму формирования чтения постепенному расширению поля чтения (eye-span) и т. д., и подключение опоры в виде картинки, способствующей лучшему пониманию читаемого.

Переходим к  рассмотрению психологического компонента содержания обучения чтению. Необходимо выявить те навыки и умения, которые составляют суть самого чтения. Овладение чтением начинается с восприятия печатного слова, его озвучивания и понимания, иным словами, с овладения графемно-фонемными соответствиями в английском языке. Этому же служит чтение словосочетаний, предложений и текста. Последние предполагают и обучение интонационному чтению. На раннем этапе, когда закладываются основы чтения, оно проходит в форме громкого чтения или чтения вслух. Нам представляется, что здесь, на начальном этапе, присутствуют две формы чтения: вслух и про себя. Ведь действительно, если ученик получает задание прочитать слово вслух, вначале он прочитывает его про себя (обязательно должен прочитывать!): всматривается в буквенный состав слова и, опираясь на ключевое слово или правило чтения, озвучивает его, то есть читает вслух. Более тесно эта связь двух форм проявляется при чтении словосочетаний, предложений, а затем и текста. Если громкому чтению не предшествует хотя бы беглый просмотр читаемого, то есть установление графемно-фонемных соответствий и понимание структурно-информационных связей, то не наступает понимания при чтении вслух: такое чтение носит пословный характер, когда каждое слово читается как отдельно взятая единица, что ведет к потере смысла. Учитель, видя это, нередко пытается сделать перевод читаемого. Однако такой прием не улучшает технику чтения, которая формируется на раннем этапе. Частое обращение к этому приему приводит к тому, что не закладывается правильной основы техники чтения, что в дальнейшем отрицательно сказывается на формировании этого важного умения.

Роль чтения вслух на раннем этапе чрезвычайно велика. Оно позволяет обучаемому и обучающему видеть и контролировать процесс становления чтения на изучаемом языке. Оно идет во внешнем плане, и учитель, а также и сам ученик видят, где и в чем нужна коррекция. Предваряющий просмотр читаемого про себя, как бы прочитывание про себя, способствует запоминанию графического образа слова, словосочетания и т. д., удержанию его в памяти, формированию графических образов. Из сказанного видно, что формирование навыков чтения слов, словосочетаний, предложений, текстов на начальном этапе осуществляется за счет овладения графемно-фонемными соответствиями (то есть овладения правилами чтения и запечатления графических образов слов) и структурно-информационными связями, обеспечивающими учащимся видение, схватывание структуры читаемого и через нее понимание информации.

Рассмотрим умения, формирующие чтение как деятельность по извлечению содержательно-смысловой информации из текста. Мы подчеркиваем: содержательно-смысловой информации, поскольку это предполагает понимание не только содержания того, что выражено эксплицитно, то есть самими языковыми средствами, но и имплицитно выраженной информации, лежащей за пределами языковых построений, или, как говорят, подтекста, иными словами, смысла.

Таким образом, психологический компонент содержания обучения чтению составляют навыки и умения. Для начального этапа навыковый уровень чрезвычайно важен, поскольку без сформированности техники чтения, которая объединяет в себе и чтение вслух и чтение про себя, нельзя успешно формировать чтение иноязычного текста как вид коммуникативной деятельности.

Снятие трудностей, связанных с технической стороной чтения английского текста, может  открыть возможности для переноса умения детей читать на родном языке  с извлечением содержательно-смысловой информации в чтение на английском языке.

 

Заключение.

В данной курсовой работе попытались осветить наиболее важные аспекты обучения английскому  языку детей младших классов  средней общеобразовательной школы.

Немаловажным  фактором в изучении иностранного языка маленькими детьми  является игровой момент обучения, так как ребенок и есть ребенок и если обучать его по обычной программе даже начального этапа его это скоро утомит и  ребенок потеряет интерес к изучаемому языку. Это может вызвать долгое отвращение к предмету и на все последующие года обучения, поэтому очень важно грамотно спланировать учебный процесс, опираясь на психологические и физические особенности данного возраста.  Но нельзя опираться только на игры, так как современность, расширение культурных границ, стремление к познанию мира у школьников начальных классов обуславливает им практическую значимость изучения английского языка. Многие дети уже с первых классов школы хотят стать переводчиками, чтобы «путешествовать по различным странам» или «много зарабатывать», а к концу школы эти дети, как правило, хотят стать филологами, чтобы глубже понимать язык;

Роль имитационного  процесса на самом деле не так уж и велика, как на первый взгляд может  показаться. Дети уже осознанно подходят к изучению английского языка, поэтому влияние имитации снижается;

К изучению языка  в детях пробуждает интерес рассказы о культуре Англии, быте англичан, поэтому  в процессе обучения полезно использовать такие пособия как, например, «Игротека», где в доступной форме освещаются культура и традиции Англии.

 

Список использованной литературы.

1.       Амонашвили Ш.А. Психологические особенности усвоения второго языка школьниками, М.,1986.

2.       Ариян М.А. УМК по английскому языку для 2 класса (2 год обучения). М. ,1993.

3.       Борзова Г.В. Тексты для чтения на втором этапе обучения, М.,1990..

4.       Вятютнев М.Н. Обучение иностранному языку в начальной школе, М.,1990.

5.       Гальскова Н.Д. Об итогах второго года экспериментального обучения иностранным языкам в начальной школе.

6.       Гальскова Н.Д., Никитенко З.И. Процесс обучения иностранным языкам в начальной школе.  М. 1994.

7.       Леонтьев А.А. Психологические предпосылки овладения иностранным языком. М. ,1985.

8.       Леонтьев А.А. Раннее обучение иностранным языкам. М.,1986. Негневицкая Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра. М.,1987.

9.       Леонтьев  А.   А.   Слово   в   речевой   деятельности. М., 1965.

10.  Зарандия  М.   И.   К  вопросу  об  умственных возможностях   детей   дошкольного   возраста.— В кн.: Экспериментальные исследования по проблеме   перестройки   начального   обучения.   Тбилиси, 1969

11.  Андриевская В. В. Психология усвоения иностранных языков  на  разных  возрастных ступенях.—   В   кн.:   Обучение   и   развитие   младших школьников. Киев, 1970.

12.  Кабардов М.  К.   Роль индивидуальных  различий   в   успешности   овладения    иностранным языком. М., 1983.

13.  Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд. М., 1979.

14.  Негневицкая Е. И.. Шахнорович А. М. Язык и дети. М., 1981.

15.   Красильникова В. С., Организация внеурочного обучения английскому я

Информация о работе Характеристика и особенности раннего этапа обучения английскому языку