Взаимосвязь стрессоустойчивости с копинг-стратегиями у менеджеров

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования на сегодняшний день заключается в том, что наше общество постоянно испытывает на себе разные потрясения, встряски, преодолевает разнообразные виды кризисов и со всем этим нужно справляться как физически, так и эмоционально. Жизнь и деятельность человека в социально-экономических и производственных условиях современного общества неразрывно связана с периодическим, иногда довольно длительным и интенсивным воздействием на него неблагоприятных экологических, социальных, профессиональных и других факторов, которое сопровождается возникновением, развитием негативных эмоций, сильных переживаний, а также перенапряжением физических и психических функций.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение стресса как психологического показателя и копинг - стратегии как средства преодоления стресса 6
Основные подходы к изучению теории стресса его виды, стадии и черты….... 6
1.2. Копинг - стратегии как средство преодоления стресса, виды,модели, стили преодоления стресса 10
Глава 2. Эмпирическая часть 18
2.1 Организация и методы исследования……………………………..…18
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования …………….20
Заключение……………………………………………………………...............26
Список литературы…………………………………………………………….29
Приложения…………………………………………………………………….31

Работа содержит 1 файл

Курсовая.4курс.личность.doc

— 1,022.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, мы можем сделать вывод  о том, что респонденты нашей выборки готовы решать жизненные проблемы и у них сформировано умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса, планируют решение задач, имеют достаточно высокий уровень самоконтроля, но при этом они не хотят брать на себя ответственность. 

     Таблица 2.

     Анализ  результатов показателей  копинг-стрессовых поведенческих  стратегий. 

  Копинг-стратегии В %
Решение задач Эмоции Избегание Решение задач Эмоции Избегание
Вся выборка 39 7 5 76,5% 13,7% 9.8%
МУЖЧИНЫ 23 2 1 45% 3,9% 1,9%
ЖЕНЩИНЫ 16 5 4 13,4% 9,8% 7,8%
 

     Проанализировав результаты показателей копинг-стрессовых поведенческих стратегий (Таблица 2), мы можем сделать вывод, что преобладает стратегия – решение задач (76,5%) и небольшое количество респондентов применяют стратегию избегания (9,8%) и поведенческую стратегию – эмоции (13,7%).

     При чем среди мужчин стратегия –  решение задач (45%) на много превосходит этот же показатель у женщин (13,7%), а у женщин в свою очередь стратегия – эмоции (9,8%) и избегание (7,8%) превосходит эти же показатели у мужчин (3,9%, 1,9%), что соответствует обыденным представлениям о том, что мужчины более сдержанные, уравновешенные, готовые к трудностям, а женщины более эмоциональные, чем мужчины (Рис. 2)  
 
 

 

       Рис. 2.Анализ результатов поведенческих стратегий. 
 

     Корреляционный  анализ позволил выявить значимые взаимосвязи между особенностями стрессоустойчивости и с копинг стратегиями.

     Выявлены  взаимосвязи копинг-стратегией - эмоции (р=0,70), способами копинга - конфронтативный копинг (р=0,53). Это позволяет предположить, что человек чаще прибегает к копинг-стратегии - эмоции, в стрессовой ситуации может применять более агрессивные усилия по изменению ситуации, а также увеличивается склонность к риску.

     Показатели  копинг - стратегии - решение задач  коррелирует с способом копинга - планирование решения проблемы (р= 0,84), что вполне логично когда возникает проблема нужно планировать как её решить. Копинг-стратегия - эмоции коррелирует с конфронтативным копингом (р=0,52), то есть если в стрессовой ситуации человек становиться более агрессивным.

     Показатели  копинг - стратегии - избегание коррелируют  с стратегиями отвлечение (р=0,77) и социального отвлечения (р=0,62), что позволяет говорить о том, что при использовании стратегии избегания, у человека больше социального отвлечения.

     При использовании копинг-стратегии  избегание человек не признает своей  роли в возникновении проблемы и  не возьмет на себя ответственность за ее разрешение (р=0,50).

     Таким образом наша гипотеза о существовании взаимосвязи между стрессоустойчивостью с копинг стратегиями, подтвердилась.

       Результаты измерения средних значений показателей стрессоустойчивости позволяют говорить о том, что в целом по выборке степень сопротивляемости стрессу достаточно высокая, так как среднее значение показателей находится в диапазоне от 26 до 104 баллов.

         Проанализировав результаты измерения способов копинга, можно сделать вывод о том, что в целом по выборке полученные результаты соответствуют нормированным значениям. По всей выборке показатели положительной переоценки, однако показатель принятие ответственности значительно ниже нормированных значений. У мужчин полученные результаты соответствуют результатам в целом по выборке, а у женщин показатель самоконтроля и планирования решения проблем превышает нормированные значения.

         Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что респонденты нашей выборки готовы решать жизненные проблемы и у них сформированно умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса, планируют решение задач, имеют достаточно высокий уровень самоконтроля, но при этом они не хотят брать на себя ответственности.

  Проанализировав результаты показателей копинг-стрессовых поведенческих стратегий, мы можем сделать вывод, что преобладает стратегия - решения задач и не большое количество респондентов применяют стратегию избегания и поведенческую стратегия - эмоции. При чем среди мужчин стратегия - решения задач на много превосходит этот же показатель у женщин, а у женщин в свою очередь стратегия - эмоции и избегание превосходит эти же показатели у мужчин, что соответствует обыденным представлениям о том, что мужчины более сдержанные, уравновешенные, готовые к трудностям, а женщины более эмоциональные, чем мужчины.

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Изучение  проблемы, которой посвящена курсовая работа, позволяет подвести итоги. Психологический стресс как самостоятельная научная проблема стал предметом специальных исследований относительно недавно — всего три-четыре десятилетия тому назад.

     На  этом пути были созданы и обоснованы различные теории и модели биологического, физиологического, психологического, социального стресса, что позволило значительно расширить сферу знаний об этой форме активности систем организма и личностных свойств человека. Основу исследований в этой области заложил Г. Селье он писал о стрессе как об общем адаптационном синдроме.

     Несмотря  на столь важное научное и практическое значение психологического стресса, в нашей стране за последние три десятилетия опубликовано относительно небольшое количество фундаментальных и аналитических работ по этому вопросу. К ним в первую очередь следует отнести исследования П.К. Анохина, А.В. Вальдмана.Л.Г. Дикой, Г.Н. Кассиля, Л.А. Китаева-Смыка, В.Л. Марищука, В.И. Медведева, Н.И. Наенко, Т.А. Немчина, П.В. Симонова, Н.Н. Суворовой, и некоторых других.

     Своеобразие состояния учения о психологическом  стрессе, особенностях его зарождения, развития и проявления влияют на содержание его понятия и определение сущности этого явления. Р.С. Лазарус определил что стресс - это определенная взаимосвязь между человеком и средой, которая оценивается как чрезмерное требование или превышение его ресурсов и создание угрозы его благополучию.

     Еще важный вопрос который мы рассмотрели - это процесс преодоления стресса следует рассматривать по крайней мере на трех уровнях. Во-первых, на уровне личных и социальных ресурсов, Во-вторых, преодоление стресса часто отождествляется с процессом проявления специфических когнитивных и поведенческих стратегий. В-третьих, преодоление       стресса       осуществляется       в       условиях       проявления

преодоления стресса могут быть направлены на выполнение ряда функций.

     Теория  совладания личности с трудными жизненными ситуациями (копинга) возникла в психологии во второй половине XX в. Под «копингом» (от англ. to cope - справиться, совладать) подразумеваются постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними или внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение или превышают возможности человека справиться с ними. В российской психологии его переводят как адаптивное, совладающее поведение, или психологическое преодоление. Первоначально понятие «копинг-поведение» использовалось в психологии стресса, и было определено как сумма когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для ослабления влияния стресса. Психологическое предназначение «копинга» состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации. Существуют различные классификации копинг-стратегий. Виды копинг-стратегий поведения разделяются и с учетом степени их адаптивных возможностей: адаптивные, относительно адаптивные, неадаптивные. Набор жизненных ситуаций, как и репертуар способов их разрешения могут существенно меняться на протяжении жизненного пути человека.

     Таким образом, существуют различные модели, стили, стратегии и механизмы преодоления стресса. Копинг-стратегии можно рассматривать как специфическую форму активности личности в трудных, экстремальных ситуациях, которая проявляется в форме когнитивного и эмоционального реагирования на эти ситуации (идентификация, сопоставление, принятие решения и др.) и целенаправленного поведения по противодействию стрессогенным воздействиям или их последствиям. Поведение преодоления рассматривается как индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с логикой, особенностями ее развития, значимостью для человека и его психологическими возможностями по компенсации и защите

от воздействия  стресс-факторов. Главная задача поведения  преодоления заключается в обеспечении физического и психического здоровья человека, его        работоспособности         и        удовлетворенности         социальными,

профессиональными, экологическими и другими условиями. 

    Полученные  в курсовой работе результаты могут послужить темой 

последующих исследований, разработкой развивающих программ, программ 

социально-психологических  тренингов, и использованы в индивидуальном,

психологическом консультировании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Список  использованных источников и литературы. 

  1. Актуальные  проблемы психологии, педагогики и  общественных наук / Влияние социокультурного фактора в оценке стрессогенных критических жизненных, событий. А.Ю. Васанов, М.Б. Большакова. -М., 2006.
  2. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. -М., 1994. №1.
  3. Бодров В.А. О психологических механизмах регуляции процесса преодоления стресса / Психология субъекта профессиональной деятельности: Сб. научн. трудов / Под ред. В.А. Барабанщикова и А.В. Карпова. М.; Ярославль: Аверс-Пресс, 2002.
  4. Бодров В.А. Психологический стресс: к проблеме его преодоления // Проблемы психологии и эргономики. Тверь, 2001
  5. Бодров. В.А. Информационный стресс. М.:ПЕР СЭ, 2000

6Васильев В. Н. Здоровье и стресс. - М. ,1991

  1. Грановская P.M. Элементы практической психологии. СПб.: Свет, 2000.
  2. Гримак ЛТП. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. -М., 2000.
  3. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. - СПб.: Питер, 2007.
  4. Крюкова Т.Л., Сапоровская В.Д. Молодежь, стресс и копинг: изучение психологического совладания в социальном поведении личности // Личность и общеетво: актуальные проблемы современной психологии: Матер. В серос. Симпоз. Кострома: Изд-во КГУ, РПО, 2000.
  5. Лазарус Р.С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. М.; Женева, 1989.
  6. Леонова А.Б. Комплексная методология анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал.-2004. №2.
  7. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: Изд-во МГУ, 1984.
  8. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. М.: Изд-во МГУ, 1993.
  9. Маклаков А.Г. «Общая психология», СПБ, 2003.
  10. Марищук.В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. Спб. : Издательский дом «Сентябрь», 2001.
  11. Нартова-Бочаров С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. - №5. - 1999.
  12. Психологический словарь под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. - М.: ACT, 2006.
  13. Психологический  словарь. / Общ. Ред. А.В. Петровского. М. Г.Ярошевского, - М., 1990
  14. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. - СПб.: Питер Ком, 1999

Информация о работе Взаимосвязь стрессоустойчивости с копинг-стратегиями у менеджеров