Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 22:39, курсовая работа
Актуальность темы исследования на сегодняшний день заключается в том, что наше общество постоянно испытывает на себе разные потрясения, встряски, преодолевает разнообразные виды кризисов и со всем этим нужно справляться как физически, так и эмоционально. Жизнь и деятельность человека в социально-экономических и производственных условиях современного общества неразрывно связана с периодическим, иногда довольно длительным и интенсивным воздействием на него неблагоприятных экологических, социальных, профессиональных и других факторов, которое сопровождается возникновением, развитием негативных эмоций, сильных переживаний, а также перенапряжением физических и психических функций.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение стресса как психологического показателя и копинг - стратегии как средства преодоления стресса 6
Основные подходы к изучению теории стресса его виды, стадии и черты….... 6
1.2. Копинг - стратегии как средство преодоления стресса, виды,модели, стили преодоления стресса 10
Глава 2. Эмпирическая часть 18
2.1 Организация и методы исследования……………………………..…18
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования …………….20
Заключение……………………………………………………………...............26
Список литературы…………………………………………………………….29
Приложения…………………………………………………………………….31
Федеральное агентство по образованию
Научно-исследовательский институт «БелГУ»
Факультет психологии
Кафедра
общей и клинической психологии
Курсовая работа
по психологии личности
на
тему:
«Взаимосвязь стрессоустойчивости
с копинг-стратегиями
у менеджеров»
Выполнила: студентка IV курса
Галаган М.Ю.
группы
150702
Проверила:
Белова
А.Н.
Белгород
2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ.
Стр.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение стресса как психологического показателя и копинг - стратегии как средства преодоления стресса 6
1.2. Копинг - стратегии как средство преодоления стресса, виды,модели, стили преодоления стресса 10
Глава 2. Эмпирическая часть 18
2.1 Организация и методы исследования……………………………..…18
2.2
Анализ и интерпретация
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Актуальность темы исследования на сегодняшний день заключается в том, что наше общество постоянно испытывает на себе разные потрясения, встряски, преодолевает разнообразные виды кризисов и со всем этим нужно справляться как физически, так и эмоционально. Жизнь и деятельность человека в социально-экономических и производственных условиях современного общества неразрывно связана с периодическим, иногда довольно длительным и интенсивным воздействием на него неблагоприятных экологических, социальных, профессиональных и других факторов, которое сопровождается возникновением, развитием негативных эмоций, сильных переживаний, а также перенапряжением физических и психических функций. В большинстве случаев эти воздействия приводят к ухудшению функционального состояния, изменению личного статуса, нарушению профессиональной эффективности и безопасности труда, развитию психосоматических заболеваний.
Наиболее
характерным психическим
Для психологического подхода к психическому здоровью характерно рассмотрение реакции менеджера как управленца на стресс в его целостной жизненной ситуации. К конкретным источникам стресса менеджеров можно отнести содержание его работы как руководителя, изоляцию и конкуренцию. В содержании работы (G. Taylor) выделяются такие факторы стресса, как перегрузка, повторяемость и монотонность. Изолированность позиции менеджера в организационной иерархии влечет за собой чувство одиночества и неадекватную информированность. Конкуренция между менеджерами порождает страх за свое психическое здоровье, так как это – страх проиграть.
Термин «стресс» широко используется в ряде областей знаний, именно по этому в него вкладывается несколько различающийся смысл с точки зрения причин возникновения такого состояния, механизмов его развития, особенностей проявлений и последствий. Он объединяет большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, сложной и ответственной производственной задачей, опасной ситуацией.
Анализ исследований по психологическому стрессу свидетельствует о том, что основное внимание в них уделялось стрессовым воздействиям и проявлениям, в меньшей степени - влиянию личностных особенностей на стрессорную реакцию и явно недостаточно обращалось внимание процессу преодоления стресса, то есть фактическим стрессовым взаимодействиям, которые происходят между индивидом и условиями среды.
Основной особенностью реакций и поведения человека при стрессе является стремление каким-либо образом противодействовать его зарождению, преодолеть неблагоприятные проявления и последствия развития стресса.
Преодоление стресса является центральным вопросом проблемы развития стресса и его адаптационных последствий. Оно оказывает непосредственное влияние через процессы оценки на текущие эмоциональные реакции, на характер взаимосвязи человека со средой и на его поведение, а также на отдельные адаптационные последствия, такие, как самочувствие, состояние соматического здоровья и социальную активность.
Темой нашей курсовой работы является «Взаимосвязь стрессоустойчивости с копинг стратегиями у менеджеров».
В качестве объекта исследования выступили менеджеры мужчины и женщины в возрасте от 22 до 45 лет.
Предмет исследования: соотношение особенностей стрессоустойчивости с копинг стратегиями у менеджеров.
Цель исследования - установить взаимосвязь стрессоустойчивости с копинг стратегиями у менеджеров.
В нашем исследовании мы выдвинули гипотезу:
Существует взаимосвязь между стрессоустойчивостью с копинг стратегиями у менеджеров.
Цель исследования и проверка гипотезы осуществлялась через разрешение следующих задач:
1. Провести анализ научной литературы по проблеме стресса как психологического показателя стрессоустойчивости.
3. Выявить
копинг - стратегии как средство
преодоления стресса,
виды, модели, стили преодоления стресса.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, комплекс методов психодиагностики (Опросник о способах копинга», авторы Р. Лазарус и С. Фолкман; Шкала оценки стрессово-значимых событий Холмса-Раге; копинг-поведение в стрессовых ситуациях-адаптированный вариант Т.А. Крюковой), методы статистической обработки данных.
Глава 1. Теоретический анализ стресса как психологического показателя и копинг - стратегии как средства
преодоления стресса.
1.1.
Основные подходы
к изучению теория
стресса его виды,
стадии и черты.
Сегодняшняя жизнь является широкой ареной для возникновения стрессовых ситуаций. Люди постоянно находятся в состояние напряжения, чувство опасности присутствует внутри каждого человека и такое явление как стресс происходит все чаще и чаще. Хотя стресс является достаточно обычной реакцией на кризисную ситуацию нужно, все-таки уметь контролировать свои эмоции и не доводить до высокой степени стрессовой неустойчивости. Само понятие стресса очень широко.
Стресс — это по своей сути еще один вид эмоционального состояния, которое характеризуется повышенной физической и эмоциональной активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это ситуация может трансформироваться в оптимальное состояние. А при неблагоприятных условиях - в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов человека, истощение энергетических ресурсов.
Чаще
всего, стресс определяется как чрезмерное
психологическое или
Существенно возрос интерес к изучению природы психологического стресса в последние два десятилетия, что в известной мере объясняется активизацией исследований особенностей информационных процессов в деятельности человека, их роли в регуляции поведения, в возникновении специфических функциональных состояний и психоэмоциональных расстройств здоровья. Такое положение связанно с тем, что, психологический стресс характеризуется наличием ряда особенностей в проявлениях неспецифического (энергетического и информационно-когнитивного) и личностного (активационного) уровней регуляции — изучение характера их взаимосвязи и взаимообусловленности представляет известные трудности.
Сущность учения о психологическом стрессе отражается в содержании его понятия. Р. Лазарус определил психологический стресс как реакцию на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Это состояние - в большей степени продукт наших когнитивных процессов, образа мыслей и оценки ситуации, знания собственных возможностей (ресурсов), степени обученности способам управления и стратегии поведения в экстремальных условиях, их адекватному выбору. Р. Лазарус и С. Фолкман представили психологический стресс как определенную взаимосвязь между человеком и чрезмерными требованиями среды, что связано с превышением его ресурсов и созданием угрозы для личного благополучия.
Существенный вклад в развитие когнитивной теории стресса внесен исследованиями Р. Лазаруса. Особое внимание он обратил на два когнитивных процесса - оценку преодоления (купирование) стресса и «преодоление» - приложение поведенческих и когнитивных усилий для удовлетворения внешних и внутренних требований.
Макрострессоры или критические изменяющие жизнь события характеризуются следующими особенностями: (1) их можно датировать и локализовать во времени и пространстве, что выделяет их на фоне хронических стрессоров: (2) они требуют качественной структурной
реорганизации в системе индивид - окружающий мир и этим отличаются от временной, преходящей адаптации; (3) они сопровождаются стойкими аффективными реакциями, а не только кратковременными эмоциями, как это имеет место к повседневной жизни. После этих событий требуются более высокие затраты и больше времени на адаптацию, чем это необходимо при действии повседневных стрессоров, поэтому такие события называются макрострессорами.
Критическими могут оказаться как позитивные жизненные события (желаемые, социально позитивные - брак, рождение ребенка и т.д.), так и негативные (нежелательные, сопровождаемые преимущественно негативными эмоциями - печалью, страхом, депрессивными проявлениями и т.д.). В том и другом случае психика различным образом подвергается стойкой перегрузке из-за необходимости адаптации. Разные последствия обуславливаются также зависимостью или независимостью события.
Исследование жизненных событий вызывает следующие проблемы:
- являются
ли события действительно
причиной либо пусковым
фактором развития расстройств различной
природы;
Информация о работе Взаимосвязь стрессоустойчивости с копинг-стратегиями у менеджеров