Взаимосвязь стрессоустойчивости с копинг-стратегиями у менеджеров

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования на сегодняшний день заключается в том, что наше общество постоянно испытывает на себе разные потрясения, встряски, преодолевает разнообразные виды кризисов и со всем этим нужно справляться как физически, так и эмоционально. Жизнь и деятельность человека в социально-экономических и производственных условиях современного общества неразрывно связана с периодическим, иногда довольно длительным и интенсивным воздействием на него неблагоприятных экологических, социальных, профессиональных и других факторов, которое сопровождается возникновением, развитием негативных эмоций, сильных переживаний, а также перенапряжением физических и психических функций.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение стресса как психологического показателя и копинг - стратегии как средства преодоления стресса 6
Основные подходы к изучению теории стресса его виды, стадии и черты….... 6
1.2. Копинг - стратегии как средство преодоления стресса, виды,модели, стили преодоления стресса 10
Глава 2. Эмпирическая часть 18
2.1 Организация и методы исследования……………………………..…18
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования …………….20
Заключение……………………………………………………………...............26
Список литературы…………………………………………………………….29
Приложения…………………………………………………………………….31

Работа содержит 1 файл

Курсовая.4курс.личность.doc

— 1,022.50 Кб (Скачать)
  • чем объясняется большая вариабельность психологических реакций 
    на перегрузку;
  • почему одни люди быстро реагируют нарушением психических и 
    (или) соматических функций, а другие остаются резистентным.

     Таким образом, когнитивная теория стресса  основана на положении о ведущей роли в его развитии, во-первых, специфики психического отражения явлений действительности и их субъективной оценки. Во-вторых, когнитивных процессов преобразования информации с учетом значимости, интенсивности, неопределенности событий. В-третьих, индивидуальных различий реализации этих процессов и в оценке субъективной опасности, степени угрозы стимулов. В качестве промежуточных переменных при оценке    степени    угрозы    события    могут    фигурировать    не    только

индивидуальные  различия, но также социальные и культурные факторы [1;87].

     Многоаспектность  явления стресса у человека столь  велика, что потребовалось осуществить разработку целой типологии его проявлений. В настоящее время принято разделять стресс на основные виды:

  • системный (физиологический);
  • психический;
  • эвстресс (положительный стресс, который сочетается с желательным 
    эффектом и мобилизует организм);
 
  • дистресс (отрицательный стресс с нежелательным  эффектом);
  • внутриличностный стресс; 
    -межличностный стресс;
  • личностный стресс;
  • семейный стресс;
  • рабочий стресс;
  • общественный стресс;
  • экологический стресс: загрязнение     воздуха     и     воды,     суровые         погодные условия, недоброжелательные соседи, толкотня, высокий уровень шума и т. п.;

          - финансовый стресс[9;112].

     В своей работе мы подчеркиваем необходимость изучения состояний психологического стресса с акцентированием внимания на то, как люди выходят из стресса и (или) адаптируются к нему.

    Подробно    рассмотрим    стадии    стресса.    Известный    зарубежный

психолог  Ганс   Селье,   основоположник   западного  учения о   стрессах   и

нервных     расстройствах,     определил     следующие     стадии  стресса как

процесса: 

  1. непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);
  2. максимально эффективная адаптация (стадия ресистентности);
  3. нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).

     В широком смысле эти стадии характерны для любого адаптационного процесса. Одним из факторов стресса является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека[9;134].

     Стресс  — состояние организма, его возникновение  предполагает взаимодействие между организмом и средой; стресс — более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятия угрозы; явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна. Так как стресс возник главным образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями данной личности.

     Когда человек находится в состоянии  сильного возбуждения, успокаивать его бывает порой бесполезно. Лучше помочь ему разрядить эмоцию, дать ему выговориться до конца, и тогда, его возбуждение снижается, и в этот момент появляется возможность разъяснить ему что-либо, успокоить, направить его по благоприятному пути. 

     
    1.2.    Копинг - стратегии как средство преодоления стресса, виды,

          модели, стили преодоления стресса.

     На  протяжении всей жизни практически  каждый человек сталкивается с ситуациями, субъективно переживаемыми им как трудные, нарушающие привычный ход жизни. Переживание таких ситуаций зачастую меняет и восприятие окружающего мира, и восприятие своего места в нем. Изучение поведения, направленного на преодоление трудностей, в зарубежной психологии, проводится в рамках исследований, посвященных анализу «coping» - механизмов или «coping behavior». «Копинг» - это индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями[25; 156].

     Теория  совладания личности с трудными жизненными ситуациями (копинга) возникла в психологии во второй половине XX в. Под «копингом» (от англ. to cope - справиться, совладать) подразумеваются постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними или внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение или превышают возможности человека справиться с ними. В российской психологии его переводят как адаптивное, совладающее поведение, или психологическое преодоление. Первоначально

понятие «копинг-поведение» использовалось в психологии стресса, и было определено как сумма когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для ослабления влияния стресса. В настоящее время, будучи свободно употребляемым в различных работах, понятие «копинг» охватывает широкий спектр человеческой активности - от бессознательных психологических защит до целенаправленного преодоления кризисных ситуаций. Психологическое предназначение «копинга» состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации.

     Копинг-поведение - форма поведения, отражающая готовность индивида решать жизненные проблемы. Это поведение, направленное на приспособление к обстоятельствам и предполагающее сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса. При выборе активных действий повышается вероятность устранения воздействия стрессоров на личность. Под «копингом» подразумеваются постоянно изменяющиеся когнитивные, эмоциональные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними или внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение или превышающие ресурсы человека с ними справиться.

     Любая кризисная ситуация предполагает наличие  некоего объективного обстоятельства и определенного отношения к нему человека, в зависимости от степени его значимости, которое сопровождается эмоционально-поведенческими реакциями различного характера и степени интенсивности[35;211]. Ведущими характеристиками кризисной ситуации являются психическая напряженность, значимые переживания как особая внутренняя работа по преодолению жизненных событий или травм, изменение самооценки и мотивации, а также выраженная потребность в их коррекции и в психологической поддержке извне.

     Существуют  различные классификации копинг-стратегий. В некоторых теориях копинг-поведения выделяют следующие базисные стратегии: 1) разрешение проблем; 2) поиск социальной поддержки; 3) избегание[31; 139].

     Виды  копинг-стратегий поведения разделяются  и с учетом степени их адаптивных возможностей: адаптивные, относительно адаптивные, неадаптивные. Набор жизненных ситуаций, как и репертуар способов их разрешения могут существенно меняться на протяжении жизненного пути человека.

    1. Стратегии поведенческого копинга, среди которых:

  • - адаптивные: активное преодоление, альтруизм,
  • - частично адаптивные: поиск социальной поддержки, отвлечение,
  • - неадаптивные: изоляция, компенсация с использованием допинговых 
    средств, уход от реальности.

    2. Стратегии когнитивного копинга:

  • - адаптивные: поиск решения проблемы, придание смысла,
  • -   частично   адаптивные:   ориентация   на   мнение   значимых   других, 
    сохранение апломба, отрицание,
  • - неадаптивные: избегание проблемы, растерянность.
  • «скрытый» внутренний копинг - когнитивное решение проблемы, целью 
    которой является изменение неприятной ситуации, вызывающей стресс.
  • «открытый»  поведенческий  копинг -  ориентирован на поведенческие 
    действия, используются копинг-стратегий, наблюдаемые в поведении.

    3.Стратегии  эмоционального копинга:

  • -адаптивные: эмоциональное сосредоточение,
  • -частично адаптивные: поиск эмоциональной поддержки, эмоциональная 
    разрядка,
  • -   неадаптивные:   подавление   чувств,   чувство   вины,   агрессивность, 
    покорность.
  • -проблемно-фокусированный  -  направлен на  то,   чтобы справиться  с 
    проблемой или изменить ситуацию, которая вызвала стресс.

     Общепризнанным  является положение о том, что  не каждый человек под воздействием стресс-факторов жизни и деятельности теряет работоспособность,   впадает   в   депрессию   или   заболевает.   Большинству

людей удается сохранить свою деятельность и здоровье в экстремальных условиях. Начиная с 70-х годов прошлого столетия, ученые пытаются объяснить этот феномен влиянием личностных особенностей человека.

     Несмотря  на постоянный рост количества исследований по проблеме преодоления стресса, продолжает оставаться еще недостаточно ясным вопрос о том, в какой степени процесс преодоления объясняет индивидуальные различия в реакции на стресс и посредством каких механизмов преодоление снижает неблагоприятное воздействие стресса. Для решения этих и других вопросов проблемы преодоления стресса необходимо развивать и использовать современные модели этого процесса и оценки его результатов.

     Большинство оценок преодоления стресса основано на одной из трех теоретических моделей: модель Эго-психологии, модель характерной черты или склонности и контекстуальная модель [39; 167]. Положения этих моделей определяют различный подход к описанию процесса преодоления стресса. Более того, каждая из этих моделей обусловливает своеобразный взгляд на механизмы преодоления стресса и на оценку его результатов.

      1.Эго  - психологическая  модель. Эта модель базируется на концепции систем защиты, таких как бессознательные адаптивные механизмы, которые являются главными средствами преодоления инстинкта и аффекта: Г. Ваилант считает, что существует иерархия таких механизмов в соответствии с уровнями их развития. В наивысший уровень входят такие адаптивные процессы, как сублимация, альтруизм, подавление и юмор. Следующий, менее «зрелый», уровень состоит из невротических механизмов, таких как интеллектуализация, формирование реакций, смещение и диссоциация. Далее идет «незрелый» уровень, механизмы которого включают воображение, проекцию, ипохондрию, пассивно-агрессивное поведение и выход из действия. И, наконец, наименее развитыми являются психические механизмы, содержащие отрицание внешней реальности, искажения и обманчивую проекцию. Данную модель активно разрабатывала Н. Хаан, которая термин «преодоление стресса» (coping) использовала в контексте

этой  модели применительно к наиболее совершенным или зрелым Эго-процессам. Эго - психологическая модель имеет три ограничения. Во-первых, она не учитывает характер стрессовых условий, с которыми человек имеет дело, или продолжительности процесса преодоления защиты в пределах конкретной стрессовой ситуации. Более того, Эго-процессы обычно оцениваются на основе первоочередности как адаптивные или неадаптивные, зрелые или незрелые. Однако незрелая стратегия, такая как отрицание, может быть иногда высоко адаптивной, а зрелая стратегия, такая как юмор, может быть неадаптивной, если она используется несоответствующим, неадекватным образом. Во-вторых, преодоление стресса, определяемое в виде процессов защиты, придает большое значение снижению напряжения и восстановлению равновесия, но уделяет небольшое внимание функциям собственно преодоления стресса, сфокусированным на решении проблемы. Поддержание эмоционального равновесия является важной функцией преодоления стресса, но оно не решает проблемы. В-третьих, оценка Эго-механизма производится в контексте стрессового периода (случая) подготовленным специалистом. Эти оценки зависят от вывода, основанного на неполной информации, вследствие чего трудно достичь необходимую надежность межиндивидуальных экспертных оценок. К тому же эти оценки иногда подменяют результатами действий человека или данными о стиле его жизни[6; 98].

     2.Модель  характерной черты  или склонности. В этой модели преодоление стресса определяется как характерная черта — например, как «агрессия-сенситизация», «преодоление-избегание» или «подконтрольность-бесконтрольность». Предположение, лежащее в основе этой модели, заключается в том, что преодоление стресса как изменчивая особенность личности влияет на поведение в широком спектре ситуаций. Полагают, что действия индивида при преодолении стресса в разных условиях можно предопределить на основе оценки характерной индивидуальной особенности или    склонности    к    преодолению    стресса.    К    сожалению,    измерения

Информация о работе Взаимосвязь стрессоустойчивости с копинг-стратегиями у менеджеров