Взаимосвязь стрессоустойчивости с копинг-стратегиями у менеджеров

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования на сегодняшний день заключается в том, что наше общество постоянно испытывает на себе разные потрясения, встряски, преодолевает разнообразные виды кризисов и со всем этим нужно справляться как физически, так и эмоционально. Жизнь и деятельность человека в социально-экономических и производственных условиях современного общества неразрывно связана с периодическим, иногда довольно длительным и интенсивным воздействием на него неблагоприятных экологических, социальных, профессиональных и других факторов, которое сопровождается возникновением, развитием негативных эмоций, сильных переживаний, а также перенапряжением физических и психических функций.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение стресса как психологического показателя и копинг - стратегии как средства преодоления стресса 6
Основные подходы к изучению теории стресса его виды, стадии и черты….... 6
1.2. Копинг - стратегии как средство преодоления стресса, виды,модели, стили преодоления стресса 10
Глава 2. Эмпирическая часть 18
2.1 Организация и методы исследования……………………………..…18
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования …………….20
Заключение……………………………………………………………...............26
Список литературы…………………………………………………………….29
Приложения…………………………………………………………………….31

Работа содержит 1 файл

Курсовая.4курс.личность.doc

— 1,022.50 Кб (Скачать)

характерных особенностей и предрасположенностей преодоления стресса вообще не предопределяют то, как человек справляется со стрессом в реальных стрессовых ситуациях.

     З.Контекстуальная (композиционная, структурная) модель. В этой модели преодоление стресса оценивается относительно определенных стрессовых условий или ситуаций. Предположение, лежащее в основе контекстуальной модели, заключается в том, что на намерения и действия при преодолении стресса оказывает влияние взаимосвязь между человеком и условиями среды в конкретной стрессовой ситуации.

     Вариант модели, которую разработал С. Фолкман, основан на когнитивной модели стресса. В этой модели преодоление стресса определяется как изменение намерений и действий, которые индивид использует для того, чтобы преодолеть внешние или внутренние требования, определяемые взаимосвязью человека и стрессовых условий среды.

     Три черты отличают данную модель от ранее  изложенных. Во-первых, преодоление  стресса определяется тем, что человек  думает и делает для того, чтобы реализовать требования определенной ситуации, то есть как совершенно осознанный процесс. Во-вторых, процессы преодоления стресса иерархически не реализуются на основе критериев их зрелости или эффективности по критериям их значимости, а оцениваются по контекстуальным критериям, которые будут изложены ниже. В-третьих, преодоление стресса скорее всего является не стабильной чертой личности, а динамической характеристикой, отражающей изменчивость этого процесса.

     Процесс преодоления стресса начинается с когнитивной оценки человеком его взаимосвязи с условиями среды. Происходит оценка как личного значения конкретного случая, события, ситуации (первичная оценка), так и возможных стратегий преодоления стресса, их выбора (вторичная оценка). При первичной оценке человек спрашивает себя: «Какую угрозу для меня представляет это событие?». При вторичной оценке вопросом является: «Что я могу сделать, чтобы снизить (ликвидировать)

отрицательное влияние этого события?». Первичная  и вторичная оценка совместно формируют качество и интенсивность эмоциональной реакции, регулирующей процессы преодоления стресса.

      Классификация видов стратегий преодоления («совладания») стресса, разработанная Л.И. Анцыферовой, построена на основании учета особенностей когнитивного и поведенческого уровня регуляции этого процесса и своеобразия трудных жизненных и профессиональных ситуаций. Автор выделяет пять групп стратегий.

  1. Преобразующие стратегии: а) практические действия и вербальные 
    формы    реагирования;     б)     перестройка     содержательно-смысловой     и 
    энергетическо-динамической  сферы  сознания;   в)  коррекция  ожиданий  и 
    надежд;   г)   восстановление   позитивной   самооценки;   д)   «идущее   вверх 
    сравнение»;    е)    «антиципирующее    совладание»    и    «предвосхищающая 
    печаль».
  2. Приемы   приспособления  к  трудным  ситуациям:   а)  осознанное 
    изменение    отношения    к    ситуации;    б)    «позитивное    истолкование» 
    неприятного и морально тяжелого переживания; в) ролевое поведение для 
    совладания с нежелательными чертами личности; г) идентификация себя с 
    более удачливыми людьми.
  3. Вспомогательные приемы самосохранения: а) уход или бегство из 
    трудной ситуации; б) психологическая борьба с негативными эмоциями и 
    болезненными   ощущениями,   отрицание   факта   травмирующего   события, 
    «самопоражающая» стратегия (наркомания, алкоголизм, суицид).
  4. «Метастратегические техники» жизни,  развитие  способности:  а) 
    предвидеть    и    предотвращать    трудные    ситуации;     б)    своевременно 
    распознавать неразрешимость определенных жизненных проблем.
  5. Совершенствование   нравственного  начала  личности  —  чувства 
    милосердия, сострадания, любви к человеку[2; 45].

     Таким образом, процесс преодоления стресса  можно рассматривать как специфическую форму активности личности в трудных, экстремальных ситуациях, которая проявляется в форме когнитивного и эмоционального реагирования на эти ситуации (идентификация, сопоставление, принятие решения и др.) и целенаправленного поведения по противодействию стрессогенным воздействиям или их последствиям. Поведение преодоления рассматривается как индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с логикой, особенностями ее развития, значимостью для человека и его психологическими возможностями по компенсации и защите от воздействия стресс-факторов. Главная задача поведения преодоления заключается в обеспечении физического и психического здоровья человека, его работоспособности и удовлетворенности социальными, профессиональными, экологическими и другими условиями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Глава 2. Эмпирическая часть.

2.1 Организация и  методы исследования

      Проведенный нами анализ научной литературы, позволил сделать 
вывод о том, что в современной психологии проблема соотношения 
стрессоустойчивости с копинг стратегиями, недостаточно 
изучена. 

     Исходя  из вышеизложенного, были определены предмет, объект и цель исследования - установить взаимосвязь стрессоустойчивости с копинг стратегиями.

     В качестве объекта исследования выступили менеджеры мужчины и женщины в возрасте от 22 до 45 лет.

     Предмет исследования: соотношение особенностей соотношения стрессоустойчивости с копинг стратегиями.

     Характеристика  выборки: гетерогенная выборка, 51 человек, мужского и женского пола, все испытуемые в возрасте от 22 до 45 лет.

      Матиматико-статистическая обработка: была проведена количественная (статистические методы) и качественная обработка данных. Обработка результатов тестирования проводилась методами описательной статистики. Были обобщены первичные результаты, данные сгруппированы по их значениям, осуществлён корреляционный анализ, определено процентное соотношение некоторых показателей, проведён графический анализ.

    Методический инструментарий:

  1. «Опросник о способах копинга», авторы Р. Лазарус и С. Фолкман.
  2. Шкала оценки стрессово-значимых событий Холмса-Раге
  3. Копинг-поведение    в    стрессовых    ситуациях.    Адаптированный 
    вариант Т.А. Крюковой.

      Краткое описание методик эмпирического исследования. 

      1.«Опросник  о способах копинга», авторы Р. Лазарус  и С. Фолкман.

     Опросник  способов совладания Р. Лазаруса и его  ученицы С. Фолкман относится к самым известным методам интериндивидуального подхода. Авторы были самими активными исследователями совладающего поведения

(копинга)  в 80-е гг. Они предположили, что  копинг имеет две важнейшие  функции, а именно: регулирование отрицательных эмоций и изменение ситуации, вызывающей дистресс, к лучшему. Оба типа совладания используют когнитивные и поведенческие модальности. Данная методика считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Поздний вариант 1988г. Состоит из 50 вопросов и имеет 8 эмпирически полученных шкал.

     Данные  шкалы разделяют на три группы по таким основным критериям как решение проблемы, поиск и использование социальной поддержки, регулирование эмоций.

     2. Шкала оценки стрессово-значимых  событий Холмса-Раге. Данная шкала состоит из 43 жизненных событий, как позитивных (желаемые, социально позитивные - рождение ребенка, вступление в брак, встреча нового года), так и негативных (нежелательные, сопровождаемые преимущественно негативными эмоциями - печалью, страхом), например, смерть друга, развод родителей. Их требуется оценить по шкале от 1 до 100, 1 балл ставится в случае, если событие минимально значимо для испытуемого, 100 - максимально значима для испытуемого. Затем отмечают те события, которые с ними произошли за последний год. 

     3.Копинг-поведение в стрессовых ситуациях. Адаптированный вариант Т.А. Крюковой.

     Адаптированный вариант копинг-стрессового поведения включает перечень заданных реакций на стрессовые ситуации и нацелен на определение доминирующих копинг-стрессовых поведенческих стратегий; ориентация на решение задач, ориентация на эмоции, ориентация на избегание, отвлечение, социальное отвлечение

      2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования

      Результаты  измерения средних значений показателей  стрессоустойчивости по Шкале оценки стрессово-значимых событий Холмса-Раге (Приложение 1) позволяют говорить о том, что в целом по выборке степень сопротивляемости стрессу достаточно высокая, так как среднее значение показателей находится в диапазоне от 26 до 104 баллов. Несмотря на то, что работа менеджера связана с ростом психического напряжения, когда принимаемые индивидом решения касаются не только его самого, но и затрагивают других членов коллектива, а порой и судьбы многих других людей. Такого рода психическое напряжение не проходит бесследно и личность постоянно находиться в условиях неопределенности, в напряженных ситуациях, что и приводит к нарушению психической устойчивости и проявляется в резких когнитивных диссонансах и аффективных взрывах. Все это, безусловно, является причинами стрессовых состояний личности. Полученные данные определили степень сопротивляемости стрессу, и позволили также выразить степень стрессовой нагрузки у испытуемых.

      По  результатам, полученным в ходе проведения данной методики, мы определяем незначительные повышенные показатели (12%) степени  стрессовой нагрузки у женщин-менеджеров. Это мы объясняем тем, что поскольку существующие в профессиональной среде стереотипы предъявляют к ней повышенные и достаточно специфические требования на стадиях прохождения ступеней карьеры. Первично половые роли при реализации своих профессиональных функций биологически детерминированы и связаны с изначальным разделением труда. Помимо этого женщина менеджер это мать, жена, которая часто принимает на себя ответственность за принятия решения в семье, что не может не сказаться на ее стрессовоустойчивость (Приложение№4).   
 

      Проанализировав результаты измерения способов копинга, можно сделать вывод о том, что в целом по выборке полученные результаты соответствуют нормированным  значениям. 
 

     Таблица №1.     

Анализ  измерения способов копинга.

  Конфронтатив. Коп. Поиск соц поддер План-е реш-я  проб-м самоконтроль дистанцирование Положит-я переоценка Принятие отв-ти Бегство-избегание
Вся выборка 9,3 11 11,5 11,7 8,8 11,9 6,5 10,6
МУЖЧИНЫ 9,79 10,43 10,64 11,11 8,82 11,61 6,54 10,5
ЖЕНЩИНЫ 8,78 11,61 12,43 12,43 8,74 12,17 6,57 10,78
Нормированные значения 10 10 10 10 10 10 10 10
 
 

      По  всей выборке показатели положительной  переоценки (11,9 баллов), однако показатель принятие ответственности значительно  ниже нормированных значений (6,5 баллов). У мужчин полученные результаты соответствуют результатам в целом по выборке, а у женщин показатель самоконтроля (12,43 баллов) и планирования решения проблем (12,48 баллов) превышает нормированные значения.(См. рис. 1)

     

     Рис. 1.Анализ измерения способов копинга. 

     Условные  обозначения: 1-конфронтативное кооперирование; 2-поиск социальной поддержки, 3- планирование решения проблем; 4-самоконтроль; 5-дистанционирование, 6-положительная переоценка, 7-принятие ответственности, 8-бегство-избегание.  

Информация о работе Взаимосвязь стрессоустойчивости с копинг-стратегиями у менеджеров