Стрессоустойчивость менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 14:28, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является рассмотрение стрессоустойчивости, как одного из важных качеств «идеального менеджера», которым должен обладать любой управленец. А для этого необходимо понять, что же такое стресс, почему он возникает и как с ним бороться.

Работа содержит 1 файл

Реферат Стрессоустойчивость менеджера.docx

— 40.24 Кб (Скачать)

Введение 

  Целью данного реферата является рассмотрение стрессоустойчивости, как одного из важных качеств «идеального менеджера», которым должен обладать любой управленец. А для этого необходимо понять, что же такое стресс, почему он возникает и как с ним бороться.

  Данный  вопрос является очень актуальным в  настоящее время, так как стресс присутствует в жизни каждого  человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности несомненно. Стрессовые ситуации возникают как  дома, так и на работе. С точки  зрения управления, наибольший интерес  для нас представляют организационные  факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет  предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить стрессоустойчивость, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала. Эффективная психическая адаптация представляет собой одну из предпосылок к успешной профессиональной деятельности.

  Таким образом, проблема психической адаптации  представляет собой важную область  научных изысканий, расположенную  на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных  условиях всё большее значение. В  этой связи адаптационную концепцию  можно рассмотреть как один из перспективных подходов к комплексному изучению человека.

  Наше  исследование ставит перед собой следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие стресс, его виды, особенности, влияние, оказываемое им на жизнь человека.
  2. Дать определение понятию стрессоустойчивость и выяснить, какое значение стрессоустойчивость имеет в работе менеджера.
  3. Рассказать об эффективных способах борьбы со стрессами. Определить пути снижения влияния стрессов.

   Чтобы грамотно решить поставленные задачи необходимо применять описательную методику, то есть излагать сведения и  охарактеризовывать их.

   Работа  включает три главы:

  1. Что такое стресс?
  2. Стрессоустойчивость менеджера.
  3. Методы борьбы и профилактики стресса.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Что такое стресс?
 

     Стресс - обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его - может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.

     Тот тип стресса, который мы будем  рассматривать в данной работе, определяется как чрезмерное психологическое  или физиологическое напряжение. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию  и пониженный интерес к межличностным  отношениям и др.

     Снижая  эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся.

1.1. Причины стресса.

     Стресс  может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью  организации или событиями личной жизни человека.

1.1.1.Организационные факторы.

     Рассмотрим  те факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс.

1) Перегрузка  или слишком малая рабочая  нагрузка, т.е. задание, которое  следует завершить за конкретный  период времени. 

     Работнику просто поручили непомерное количество заданий или необоснованный уровень  выпуска продукции на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознагражденным. 

2) Конфликт  ролей.

  Конфликт ролей возникает тогда, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Например, продавец может получить задание немедленно реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки товаром.

     Конфликт  ролей может также произойти  в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в  иерархии могут дать работнику противоречивые указания. Например, директор завода может  потребовать от начальника цеха максимально  увеличить выпуск продукции, в то время как начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов качества.

     Конфликт  ролей может также возникнуть в результате различий между нормами  неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать  напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства - с другой. 

3) Неопределенность ролей.

     Неопределенность  ролей возникает тогда, когда  работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта  ролей, здесь требования не будут  противоречивыми, но и уклончивы  и неопределенны. Люди должны иметь  правильное представление об ожиданиях  руководства - что они должны делать, как они должны делать и как  их после этого будут оценивать.

4) Неинтересная  работа. Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие “интересная” работа у людей различается: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим.

5) Существуют  также и другие факторы.

     Стресс  может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого  освещения или чрезмерного шума. Неправильные соотношения между  полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации  и необоснованные требования сотрудников  друг к другу тоже могут вызвать  стресс.

1.1.2. Личностные  факторы.

     На  жизненном пути нас поджидает  множество событий и потрясений, способных вызвать стресс. В большинстве  своем они являются неотъемлемой частью нашей жизни, поэтому избежать их или обойти просто невозможно. Важно знать, какие события и в каких случаях особо стрессогенны, - это поможет смягчить негативные последствия.

     Полученные  в результате многочисленных исследований данные свидетельствуют об определенной связи между вызывающими стресс жизненными ситуациями и началом  развития различных заболеваний. Они  позволяют сделать вывод, что  вызывающее стресс событие или явление  может быть одним из многочисленных факторов нашей повседневной жизни, способствующих возникновению различных  психических отклонений и психосоматических  заболеваний.

     Если  мы снова просмотрим перечень жизненных  ситуаций и событий, способных вызвать  стресс, то увидим, что некоторые  из них являются положительными и  благоприятно влияют на нашу жизнь (свадьба, личный успех, рождение ребенка, успешная сдача экзаменов). Кроме того, в течение жизни мы испытываем и другие положительные ощущения: к примеру, радость (окончание школы, института, встреча с друзьями и родными, победа любимой команды), любовь, творческий подъем (вдохновение), достижение выдающегося спортивного результата и т.п. Однако стрессовое напряжение способны вызвать как положительные, так и отрицательные ситуации. Чтобы как-то различать источники стрессов, да и сами стрессы, положительные получили название эвстресс, отрицательные - дистресс, или просто стресс.

     В этой связи человеку необходимы хорошие  адаптационные способности, которые  помогут пережить самые тяжелые  жизненные ситуации, выстоять в самых  жестких жизненных испытаниях. Эти  адаптационные способности мы и  сами можем в себе воспитать, и  совершенствовать с помощью различных  упражнений.  
 

1.2. Стрессовое напряжение.

     Итак, стресс - это напряженное состояние  организма, т.е. неспецифический ответ  организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Рассмотрим различные состояния человека, которые могут сигнализировать о наличии в организме внутреннего напряжения. Сознательная оценка способна перевести эти сигналы из сферы эмоциональной (чувства) в сферу рациональную (разум) и тем самым ликвидировать нежелательное состояние.

     Признаки  стрессового напряжения:

1. Невозможность  сосредоточиться на чем-то.

2. Слишком  частые ошибки в работе.

3. Ухудшается  память.

4. Слишком  часто возникает чувство усталости.

5. Очень  быстрая речь.

6. Мысли  часто улетучиваются.

7. Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка).

8. Повышенная  возбудимость.

9. Работа  не доставляет прежней радости.

10. Потеря  чувства юмора.

11. Резко  возрастает количество выкуриваемых  сигарет.

12. Пристрастие  к алкогольным напиткам.

13. Постоянное  ощущение недоедания.

14. Пропадает  аппетит - вообще потерян вкус  к еде.

15. Невозможность  вовремя закончить работу.

     Если  вы обнаружили у себя признаки стрессового напряжения организма, то необходимо внимательно изучить его причины. Каждый человек должен сам проводить анализ своего состояния и выявлять причины стрессового напряжения, возможно характерные только для его организма (с т.зр. его личных ощущений), а затем уже начинать их устранение. 

  1. Стрессоустойчивость менеджера.

   Стрессоустойчивость менеджера – умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, понимать человеческие настроения. проявляя выдержку и такт. Служебные трудности, конфликтные ситуации, сложность характеров людей не подавляют мажорного настроения менеджера и существенным образом не влияют на эффективность его труда.

     Стрессоустойчивость является одним из качеств «идеального  менеджера», которого работодатели хотят  видеть в своей фирме.

     В представлении менеджеров стрессоустойчивость означает способность сохранять холодный ум в авральных ситуациях, а также умение отбросить эмоции в критический момент и действовать, руководствуясь здравым смыслом, не паниковать. Человек, обладающий этим качеством, может противостоять действиям других людей (начальства и коллег), отражать несправедливую критику и не реагировать на нее.

     Также стрессоустойчивость – это умение профессионально работать в напряженном темпе. Достаточно часто приходится решать одновременно несколько задач в жестких временных рамках, и способность оперативно и грамотно организовать процесс выполнения является насущной потребностью.

     Работодатели  же под стрессоустойчивостью понимают черту характера, изначально присущую человеку, либо приобретенное за время сознательной трудовой деятельности свойство, применять которое специалист может в нужное время в нужном месте. Причем такое мастерство приходит только с опытом. Поэтому когда о своей устойчивости к стрессам пишут выпускники вузов и молодые специалисты, в душе нанимателя невольно закрадываются сомнения.

Информация о работе Стрессоустойчивость менеджера