Воспитание чувства патриотизма у старшеклассников как психолого-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 23:09, диссертация

Описание работы

Предмет исследования: формирование патриотических качеств подростков.
Гипотеза исследования заключается в том, патриотическое воспитание учащихся ВОК будет более успешным, если будут созданы и реализованы педагогические и психологические условия, обеспечивающие становление патриотического сознания как системообразующего компонента личности, отражающего отношение человека к своему Отечеству, в частности:
развития эмоционально-ценностной сферы личности и политической культуры учащихся.
задействования личностных механизмов и диспозиций, патриотического сознания в процессе воспитания патриотизма для становления готовности к сознательному служению своему Отечеству.

Работа содержит 1 файл

Магистерская new.docx

— 201.82 Кб (Скачать)

Вопросы патриотического  воспитания молодого поколения в  духе любви к Родине и преданности  Отечеству, законопослушных граждан  государства всегда стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории  развития человечества.

В нашей работе мы придерживаемся мнения Я.А. Коменского,  который  подчёркивал, что патриотизм в человеке воспитывается на самых ранних ступенях его становления: сначала это  любовь к родителям, затем к своему дому, месту, где он родился, а потом  – к Отечеству. А.Н. Радищев в  своих литературно-публицистических произведениях также обращал  внимание на очищающее влияние патриотизма  на личность, на выработку чувства  благородства, совести, мужества и самопожертвования, если этого потребуют интересы родины

Г. Гегель понимал патриотизм, как стремление к общим целям  и интересам государства, которые  являются, безусловно, приоритетными  по отношению к любым другим, будь то интересы личности, группы людей  или общества в целом.

Радищев в своих литературно-публицистических произведениях также обращал  внимание на очищающее влияние патриотизма  на личность, на выработку чувства  благородства, совести, мужества и самопожертвования, если этого потребуют интересы родины

Из теорий о факторах развития патриотизма мы придерживаемся мнения            С.JI. Франка, который чувство патриотизма считал универсальной всечеловеческой категорией, понимая его как национальный дух, в котором раскрывалось своеобразие духовных тенденций. Факторами развития чувства патриотизма он определяет культурный и жизненный опыт, формирующийся на принципах общности, единства и переплетения духовных ценностей. Исходя из этого можно предположить, что чувство патриотизма складывается как система ценностей, осмысленных личностью с точки зрения своей национальной самобытности.

Г.Н. Булгаков считал, что  формирование чувства патриотизма  возможно путем изучения национального  творчества, объективированного в отдельных  его продуктах.

На основе изученной литературы можно заключить, что чувство  патриотизма - не признак нации, а  осознание нацией самой себя, своего места в истории и перспективе  развития

На наш взгляд, относительно предмета нашего исследования, чувство  патриотизма можно рассматривать  с точки зрения духовного образования  у подростков.

Ю.К. Бабанский классифицировал факторы воспитания на внешние и внутренние, управляемые и неуправляемые

  Анализ психолого-педагогической  литературы и различных подходов  в определении факторов, позволил  нам выделить наиболее существенные  факторы, которые влияют на  формирование чувства патриотизма: 

  1. Макрофакторы: государственный строй, психологическая атмосфера в обществе, состояние гражданского общества, история страны.
  2. Мезофакторы: традиции и культура конкретного региона, национальные особенности, природно-климатические и социально-демографические условия; образ жизни.
  3. Микрофакторы: группы сверстников, образовательные и культурно-массовые учреждения, семья, воспитательная система школы, личный жизненный опыт и др. 
  4. Духовно-нравственный компонент гражданско-патриотического воспитания в педагогическом процессе заключается в
  5. в формировании устойчивого интереса к историческому прошлому своего народа, П.В.Симонов.

Основными   критериями   гражданско-патриотического  воспитания  являются: духовно-нравственный, ценностно-смысловой, культурно-деятельностный

Национальное самосознание — ядро национального сознания. Оно выступает в качестве стержневой системы оценочных отношений  и рационально-ценностных представлений, необходимых для соответствующего самоопределения человека в духовной и социально-политической жизни. Осознание себя как члена некой группы, целостности («мы») строится через противопоставление представителям иной группы — неким «они». Основополагающей стратегической детерминантой развития национального самосознания в историческом плане были, помимо и на фоне действия этнопсихологических факторов, реальные материальные, исторически обусловленные потребности развития общностей. Развитие национального самосознания oтличaeтся не прямолинейным, а скорее волнообразным, синусоидальным характером.

Воспитание национального  самосознания необходимо начинать с  воспитания самосознания личности. Решая  проблему гражданского воспитания учащихся, необходимо сосредоточить усилия, прежде всего на формировании целостного отношения  к явлениям общественной жизни, деятельности и сознания отдельных социальных групп и личности. Гражданское  воспитание предполагает формирование конституционных, правовых позиций  личности. Оно обеспечивает формирование гражданского сознания как формы  общественного сознания, выражающей интересы общества и личности в разрешении проблем государства.

При анализе поведения  мальчиков и девочек следует  учитывать различие в характере  их психики и деятельности. Благодаря  рефлексии на себя и других подросток  продвигается в направлении самопознания. Он стремится оценить себя самого. «Кто Я?» - основной вопрос возраста. Подросток  стремится оценить себя как будущего юношу или девушку; определить для  себя свое прошлое, значение личного  настоящего, заглянуть в личное будущее; определиться в социальном пространстве - осмыслить свои права и обязанности.

Можно выделить набор качеств, наиболее характеризующих специфику  патриотизма. Специфические качества патриотизма:

  1. чувство долга
  2. верность традициям     
  3. чувство достоинства
  4. честность
  5. ответственность  
  6. целеустремленность
  7. честь
  8. любовь к другим    
  9. гордость
  10. воля

Человек уже с раннего  детства познает окружающий мир (в работу психики включены познавательные процессы ощущение, восприятие, представление  и т.д., см. таблицу 1) и одновременно чувствует, созерцает его (в работу психики включены эмоциональные  процессы). Посредством этих процессов, а также волевых, у ребенка, подростка  под влиянием ближних формируются  «ростки» детского, «местного» патриотизма, проявляющегося в любви к матери, отцу; «влюбленности» в свои игрушки, детскую площадку, свою улицу, времена  года, погоду и т.п. — - во все природно-пространственное окружение. Задача семьи, всех воспитательно-образовательных  программ и мероприятий должны состоять в ориентации ребенка, подростка, молодого человека на любовь к родным, на «влюбленность» в общение с природой; в осознании  места и роли формирующегося патриотичного  своего «Я» в окружающей действительности и деятельности (игровой, профессиональной и т.д.) посредством «процессуальных» психологических механизмов и диспозиций. Психические явления (процессы, состояния, свойства и особенности личности) являются психологическим «процессуальным» алгоритмом формирования патриотических представлений.

Патриотизм с учетом психологических  знаний можно определить как социально-психологическое  образование, в которое включены процессуальные» механизмы психики  человека (ощущение, восприятие, воображение  и т.д.) а также индивидуально-психологические  особенности (направленность, ориентации, интересы, убеждения и т.д.), проявляющиеся  в личной сопричастности к делам  Родины, отечества, народа; в любви  к богатству Родины, гордость за «своих» героев; в реализации личной «влюбленности» в природно-пространственное окружение.

Учет уровня протекания психических  процессов и показателей индивидуально-психологических  особенностей помогает в организации воспитательно-образовательных мероприятий, начиная с детского, подросткового возраста.

Патриотизм, уровень патриотической направленности нужно рассматривать  как общий уровень самоорганизации  личности.

Важны изучение и оценка факторов влиятельно-воспитательной среды: (семья, детский сад, школа, друзья и  т.п.).

Для формирования патриотических представлений, патриотических идеалов  необходимо «специфическое» воспитание социальных чувств, привитие национальной культуры и высокой коммуникативности  в отношениях человека и его народа, человека и его Родины, человека и окружающей среды. В процессе нравственно-патриотического  и военно-патриотического воспитания молодого поколения россиян необходимо использовать и учитывать психологические знания не только в профессиональной работе психологов, но и как можно более широком окружении.

Регулярно, поэтапно проводить психологический мониторинг с целью диагностирования патриотической направленности и оценки динамики патриотического потенциала в среде современной российской молодежи. Мотивационный потенциал патриотизма должен определяться таким высоким уровнем эмоционально-духовной привязанности к своему дому, городу, Родине, народу.

Нами была проведена исследовательская  работа в СОШ и ВОК на выявление  уровня патриотизма у учащихся дшух школ, а также проведена работа, в результате которой получены конкретнуе результаты.

Также нами разработана программа  по воспитанию патриотизма и рекомендации для школ с целью воспитания патриотический качеств у учащихся.

 

Список  использованной литературы.

  1. Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников - М., - 2000. - 312 с.
  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – В 4-х т. – М.1978. – т.3, С.24.
  3. Столяренко, Общая психология  . -123 с.
  4. Митракович С.С. Растим патриотов.  2008. - № 2. - с. 3-5
  5. Мухина В.С. «Возрастная психология» - М., - 2000. - 456 с.
  6. Савотина Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования. // 2002.
  7. Улосевич, Л.С. «Любовь к отечеству». - 2005. - № 8.
  8. Яковлева Н.Н. Воспитательная работа в школе. - Мн.: НИО, 1997. - 194 с.
  9. Ожегов С.И, Н.Ю. Шведов. Толковый словарь русского языка // - М. – 1995
  10. Психологический энциклопедический словарь. М. – 1995
  11. Беляева, Мишаткина “Патриотизм”
  12. Àëåêñååâ Ï.Â., Ïàíèí À.Â. Ôèëîñîôèÿ: Ó÷åáíèê. – 3-å èçä., ïåðåðàá. è äîï. – Ì.: ÒÊ Âåëáè, Èçä-âî Ïðîñïåêò, 2003. — 608 ñ.
  13. Я.А. Коменский Избр. педагогические сочинения, 2 изд., ч. 1—2, М., 1902—1911
  14. М.В. Ломоносов  «Краткое руководство к красноречию»
  15. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00037911.html
  16. Ушинский «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»
  17. Налчаджян А.А. «Этнопсихология»
  18. Мудрик “Факторы и условия формирования патриотизма”
  19. В.Н. Турченко “Воспитание патриотизма.”
  20. Юнг “Кембриджское руководство по аналитической психологии”
  21. Юнг “Душа и миф 6 архетипов”
  22. Адлер «Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека»
  23. Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников - М., - 2000. - 312 с.
  24. Латыш Н.И. «Образование на рубеже веков», Мн., 2000. - 214 с.
  25. Лихачев Б.Т. Педагогика - М.: Юрайт, 1999. - 523 с.
  26. Кошлаков “Состояние патриотизма в молодежной сред (статья)”
  27. Из журнала MSZ 3-1990
  28. Формирование системы гражданского и патриотического воспитания молодежи (статья)
  29. Карен Агекян, Грачья Арзуманян “Современная армянскя идентичность” (статья)
  30. MirSlovarei.com: Мир словарей — Коллекция словарей и энциклопедий.
  31. www.google.am/search?hl=ru&source=hp&q
  32. Актуальные вопросы организации Работы с молодежью,  материалы Всероссийской научно-практической конференции 24 апреля 2009 г
  1. Иконников И.А.  Условия организации военно-патриотического воспитания молодежи 
  1. Москаленко М.Р.  Патриотическое воспитание молодежи: проблемы и перспективы 
  2. Сараева Ю.С.  Общественные организации как субъект патриотического  воспитания молодежи
  3. Чертушкина Т.А.  Военно-патриотического воспитание  как необходимое условие нравственного формирования гражданина 
  1. А.Л. Земцова формирование гражданственности у студентов в процессе обучения экономическим дисциплинам
  1. Кон И.С. Психология старшеклассника.-М., 1989
  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Самосознание
  1. Голобородько И.В. “Модель формирования гражданско-патриотических качеств личности школьника в воспитательном процессе”
  2. http://mirslovarei.com/content_pol/nacionalnoe-samosoznanie-663.html
  3. http://perwomai.narod.ru/nat_samosoznanie.htm
  4. http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/24581/24685/
  5. http://dic.academic.ru/dic.nsf/politology/122/Национальное
  6. http://festival.1september.ru/articles/311867/
  7. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,3685/Itemid,118/
  8. http://planetadisser.com/see/dis_1968.html
  9. http://festival.1september.ru/articles/213802/
  10. http://revolution.allbest.ru/psychology/00288055.html
  11. http://bibliofond.ru/detail.aspx?id=473445
  12. http://www.nravstvennost.info/library/news_detail.php?ID=2289
  13. http://www.nravstvennost.info/library/news_detail.php?ID=2288
  14. http://www.nravstvennost.info/library/news_detail.php?ID=2291
  15. http://ru.wikipedia.org/wiki/Ушинский,_Константин_Дмитриевич
  16. http://ethnopsyhology.narod.ru/libr/N/nalchajan/nalchjan-adapt.htm
  17. http://www.detskiysad.ru/ped/ped015.html
  18. http://www.koob.ru/mudrik/sotcialnaya_pedagogika
  19. http://revolution.allbest.ru/psychology/00288055_0.html

Информация о работе Воспитание чувства патриотизма у старшеклассников как психолого-педагогическая проблема