Внимание

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 22:07, курсовая работа

Описание работы

“Глаза его читали, но мысли были далеко”,- так сказал А.С. Пушкин в своем романе “ Евгений Онегин“. Действительно, мы часто замечаем за собой, что когда начинаем сосредоточенно работать ( слушать лекцию, читать трудную тему ), то, вдруг, ловим себя на том, что думаем совсем о другом. Без целенаправленного, устойчивого внимания невозможна никакая серьезная работа и запоминание в том числе. Повышенное внимание необходимо на всех этапах работы памяти, но в особенности на первом этапе - восприятия. Но вряд ли найдется человек, который мог бы сказать: “Я всегда в состоянии управлять своим вниманием”. “Сосредоточенность - вечная тайна всякого совершенства” (Стефан Цвейг. “Мендель - букинист”). Так что же такое внимание ?

Содержание

Введение
Понятие о внимании
Характеристика основных видов внимания
Физиологические механизмы и основные свойства внимания
Роль внимания в жизни и профессиональной деятельности

Заключение

Литература

Работа содержит 1 файл

Курсовая Внимание.doc

— 556.50 Кб (Скачать)

Среди «пусковых» механизмов ретикулярной формации сле-дует прежде всего  отметить ориентировочный  рефлекс. Он пред-ставляет собой врожденную реакцию организма  на всякое из-менение окружающей среды у людей и животных. В комнате раздался шорох, и котенок встрепенулся, насторожился, как го-ворят, навострил уши и устремил глаза в сторону звука. На уро-ке все ученики сосредоточенно пишут сочинение. Но вот дверь в классе слегка приоткрылась; несмотря на поглощенность ра-ботой, все школьники и сам учитель повернули голову к двери. Этот рефлекс И. П. Павлов очень метко назвал рефлексом «что такое?».

Однако  всего вышесказанного явно недостаточно для  объ-яснения избирательного характера внимания и, следователь-но, необходимо более глубоко ознакомиться со сложными процессами, происходящими в организме. Обычно выделя-ют две основные группы механизмов, осуществляющих филь-трацию раздражении из среды: периферические и централь-ные. К периферическим механизмам можно отнести настрой-ку органов чувств. Прислушиваясь к слабому звуку, человек поворачивает голову в сторону звука и, одновременно, соот-ветствующая мышца натягивает барабанную перепонку, по-вышая ее чувствительность. При очень сильном звуке натя-жение барабанной перепонки ослабевает, что ухудшает пе-редачу колебаний во внутреннее ухо. Остановка или задерж-ка дыхания в моменты наивысшего внимания также способ-ствуют обострению слуха. По мнению Д. Е. Бродбента, вни-мание - это фильтр, отбирающий информацию именно на входах, т.е. на периферии. Он установил, что если человеку подавали информацию одновременно в оба уха, но, согласно инструкции, он должен был воспринимать ее лишь левым, то подававшаяся при этом в правое ухо другая информация полностью игнорировалась. В дальнейшем было показано, что периферические механизмы отбирают информацию по физическим характеристикам. У.Нейсер назвал эти механиз-мы предвниманием, связывая их с относительно грубой об-работкой информации (выделение фигуры из фона, слеже-ние за внезапными изменениями во внешнем поле).

Концентрация  психической деятельности в определенном направлении  и одновременное  отвлечение от всего  остального достигается  благодаря закону взаимной индукции нервных  процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, с которыми вы знакомились в курсе анатомии и физиологии. Возникший под воздействием внешнего сигнала очаг возбуждения в коре больших полушарий вызывает торможение в других участках коры. Так обеспечиваются оптимальные, т. е. наилучшие, условия для восприятия или обдумывания того, на что направлено внимание. И. П. Павлов в работе «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (пове-дения) животных» очень образно описывал этот процесс:

«Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы место  больших полушарий  с оптимальной  возбудимостью светилось, то мы увидали бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно  изменяющееся в форме и величине причудливо неправиль-ных очертаний светлое пятно, окруженное на всем осталь-ном пространстве полушарий более или менее значительной тенью.

С павловскими представлениями  о физиологических  механизмах внимания хорошо сочетается принцип  доминанты, выдвинутый замечательным русским физиологом А.Л.Ухтомским. «В высших этажах и в коре полушарий принцип доминанты, -пишет Ухтомский, -является физиологической основой акта внимания» Ухтомский А.А. Доминанта как рабочий принцип нервных центров// Русский физиологический журнал.,1923, №6..

В нервной системе  под влиянием внешних или внутренних причин возникает очаг возбуждения, который на определенное время подчиняет  себе остальные участки, доминирует, господствует над ними. Внешним выражением доминанты является стационарно поддерживаемая работа или рабочая поза организма. При этом доминанта является не топографическим единым пунктом возбуждения в центральной нервной системе, а определенной констелляцией центров с повышенной возбудимостью в разнообразных этажах головного и спинного мозга, а также в автономной системе. Она поэтому проявляется в целом комплексе симптомов во всем организме - в мышцах, в секреторной работе, в сосудистой деятельности. Доминанта является устойчивым очагом возбуждения. А.А.Ухтомский писал: «Под именем «доминанты» понимается более или менее устойчивый очаг повышенной возбудимости…» Ухтомский А.А. Доминанта как рабочий принцип нервных центров// Русский физиологический журнал.,1923, №6.

Так, учение Павлова и  учение Ухтомского дают опорные точки для выяснения физиологического субстрата внимания. Внимание Обусловлено активностью целого ряда иерархически связанных между собой мозговых структур. Весьма сложная структура физиологических механизмов внимания и противоречивые взгляды на его природу сподвигли многих великих ученых на разработку целого ряда теорий внимания. Природой внимания занимались такие ученые, как Н.Н.Ланге, П.Л.Гальперин, а также широкую известность приобрела теория Т.Рибо, который считал, что внимание всегда сопровождается изменениями физического и физиологического состояния организма, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими.

Следует отметить, что, несмотря на значительное количество имеющихся теорий, проблема внимания не стала менее значимой. По-прежнему продолжаются споры о природе внимания.

3. Функции внимания

Внимание  в жизни и деятельности человека выполняет  много различных  функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент патологические и физиологические  процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объеме или виде деятельности.

С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной бдительности - словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности.

Для перцептивных процессов  внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, больше достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту. А изменение отношения к объекту выражается во внимании - в изменении образа этого объекта, в его данности сознания: он становиться более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым.

Пока  человек занят  серьезным делом, ему не надо напоминать о внимании. Великий  режиссер С.Станиславский, который в книге  «Работа актера над  собой» целую главу  посвятил вниманию, говорил, что внимание к объекту вызывает естественную потребность  что-то сделать с ним. Действие же еще больше сосредотачивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом.

4. Свойства внимания

Внимание отвечает не только за направление потока психической жизни человека, но и за другие его важные особенности. Действительно, поток может двигаться по широкому или узкому руслу. От этого, как мы знаем, будет зависеть его энергия; определенное направление может удерживаться длитель-ное или короткое время, при этом в разных условиях переключение потока из одного русла в другое может осуществляться с различной скоростью и требовать неодина-ковых усилий; поток психической жизни способен иногда как бы раздваиваться и устремляться по параллельным или не очень па-раллельным дополнительным каналам; наконец, струи этого пото-ка не текут плавно и безмятежно, а как бы пульсируют в своих берегах. Сложная динамика психической жизни человека выражает-ся в основных свойствах внимания.

К основным свойствам  внимания относятся устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания. Устойчивость заключается в способности определенное время сосредотачиваться на одном и том же объекте. Исследования показали, что внимание подвержено непроизвольным периодическим колебаниям. Даже при очень устойчивом и сосредоточенном внимании всегда есть непроизвольные кратковременные изменения степени его интенсивности, напряженности. Это колебания внимания.

Если поднести к уху часы, то заметите, что тиканье  их то усиливается, то

ослабляется и  вдруг на мгновение вообще исчезает. Колебания внимания легко наблюдать  и при зри-тельных восприятиях  с помощью двойственных изображе-ний. Что вы видите на рисунке: вазу на черном фоне или два профиля на белом? Как только человек увидит оба изображения, в силу всту-пают колебания внимания: изображение как бы пульсирует - вы видите то вазу, то про-фили.

Двойственным  является и изображение усеченной  пирамиды. Она кажется то вы-пуклой, обращенной вершиной к зрителю, то углубленной  с уходящей вдаль задней стенкой. И опять-таки здесь налицо колебания внима-ния: стенка как бы то приближается, то уда-ляется от зрителя. Впрочем, колебания можно снять, если не просто рассматривать фигуру, а поставить перед собой новую, более сложную задачу. Представим себе, что перед нами изоб-ражение комнаты, которую необходимо обста-вить: справа поставим стол и стулья, слева на стену хорошо бы повесить картину, на пол постелить ковер, на потолок - хорошо бы люстру и т. д. Пока вы «обставляете» комнату, колебаний внима-ния не будет... Из этого опыта можно сделать выводы, каса-ющиеся сохранения устойчивости внимания: необходима внешняя и внутренняя активность личности, надо ставить перед собой все новые и новые, задачи.

Устойчивость  внимания особое значение для достижения успеха в любой деятельности, она характеризует глубину, длительность, интенсивность психической деятельности человека. Именно устойчивость отличает людей, страстно увлеченных делом, умеющих ради основного отключиться от многочисленных побочных раздражителей. Устойчивость внимания зависит от ряда условий: степень трудности материала и знакомства с ним, его понятность, отношение к нему со стороны субъекта, а также индивидуальные особенности личности.

Большой интерес  представляют методы изучения устойчивости внимания, ставшие уже классическими. Обычно используют таблицы Бурдона, состоящие из беспорядочного чередования отдельных букв, притом каждая буква повторяется в строке одно и то же количество раз. Испытуемому предлагается в течение длительного времени (3,5,10 минут) вычеркивать заданные буквы. Экспериментатор отмечает число букв, вычеркнутых в течении каждой минуты, и число пропусков. Аналогично измеряется устойчивость внимания с помощью таблиц Крепелина, состоящих из столбиков цифр, которые испытуемый должен складывать в течение длительного времени. Продуктивность работы и число допускаемых ошибок могут служить показателем колебаний внимания.

Следующее свойство внимания - концентрация внимания. Под  концентрацией внимания подразумевается  степень или интенсивность сосредоточенности. А.А.Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре, он считал, что концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

Под распределением внимания понимают субъективно пе-реживаемую способность человека удерживать в центре вни-мания определенное число разнородных объектов одновре-менно. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Хресто-матийным примером служат феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновре-менно делать семь не связанных между собой дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим сек-ретарям семь ответственных дипломатических документов. Однако, как показывает жизненная практика, человек спо-собен выполнить только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких обязано быстрому последовательному переключению с одной на другую. Еще В.Вундтом было по-казано, что человек не может сосредоточиваться на двух од-новременно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. На самом деле, в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью ав-томатизирован и не требовать внимания. Если же это усло-вие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.

Информация о работе Внимание