Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 22:07, курсовая работа
“Глаза его читали, но мысли были далеко”,- так сказал А.С. Пушкин в своем романе “ Евгений Онегин“. Действительно, мы часто замечаем за собой, что когда начинаем сосредоточенно работать ( слушать лекцию, читать трудную тему ), то, вдруг, ловим себя на том, что думаем совсем о другом. Без целенаправленного, устойчивого внимания невозможна никакая серьезная работа и запоминание в том числе. Повышенное внимание необходимо на всех этапах работы памяти, но в особенности на первом этапе - восприятия. Но вряд ли найдется человек, который мог бы сказать: “Я всегда в состоянии управлять своим вниманием”. “Сосредоточенность - вечная тайна всякого совершенства” (Стефан Цвейг. “Мендель - букинист”). Так что же такое внимание ?
Введение
Понятие о внимании
Характеристика основных видов внимания
Физиологические механизмы и основные свойства внимания
Роль внимания в жизни и профессиональной деятельности
Заключение
Литература
В нервной системе под влиянием внешних или внутренних причин возникает очаг возбуждения, который на определенное время подчиняет себе остальные участки, доминирует, господствует над ними. Внешним выражением доминанты является стационарно поддерживаемая работа или рабочая поза организма. При этом доминанта является не топографическим единым пунктом возбуждения в центральной нервной системе, а определенной констелляцией центров с повышенной возбудимостью в разнообразных этажах головного и спинного мозга, а также в автономной системе. Она поэтому проявляется в целом комплексе симптомов во всем организме - в мышцах, в секреторной работе, в сосудистой деятельности. Доминанта является устойчивым очагом возбуждения. А.А.Ухтомский писал: «Под именем «доминанты» понимается более или менее устойчивый очаг повышенной возбудимости…» Ухтомский А.А. Доминанта как рабочий принцип нервных центров// Русский физиологический журнал.,1923, №6.
Внимание отвечает не только за направление потока психической жизни человека, но и за другие его важные особенности. Действительно, поток может двигаться по широкому или узкому руслу. От этого, как мы знаем, будет зависеть его энергия; определенное направление может удерживаться длитель-ное или короткое время, при этом в разных условиях переключение потока из одного русла в другое может осуществляться с различной скоростью и требовать неодина-ковых усилий; поток психической жизни способен иногда как бы раздваиваться и устремляться по параллельным или не очень па-раллельным дополнительным каналам; наконец, струи этого пото-ка не текут плавно и безмятежно, а как бы пульсируют в своих берегах. Сложная динамика психической жизни человека выражает-ся в основных свойствах внимания.
К основным свойствам внимания относятся устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания. Устойчивость заключается в способности определенное время сосредотачиваться на одном и том же объекте. Исследования показали, что внимание подвержено непроизвольным периодическим колебаниям. Даже при очень устойчивом и сосредоточенном внимании всегда есть непроизвольные кратковременные изменения степени его интенсивности, напряженности. Это колебания внимания.
Если поднести к уху часы, то заметите, что тиканье их то усиливается, то
ослабляется и вдруг на мгновение вообще исчезает. Колебания внимания легко наблюдать и при зри-тельных восприятиях с помощью двойственных изображе-ний. Что вы видите на рисунке: вазу на черном фоне или два профиля на белом? Как только человек увидит оба изображения, в силу всту-пают колебания внимания: изображение как бы пульсирует - вы видите то вазу, то про-фили.
Двойственным является и изображение усеченной пирамиды. Она кажется то вы-пуклой, обращенной вершиной к зрителю, то углубленной с уходящей вдаль задней стенкой. И опять-таки здесь налицо колебания внима-ния: стенка как бы то приближается, то уда-ляется от зрителя. Впрочем, колебания можно снять, если не просто рассматривать фигуру, а поставить перед собой новую, более сложную задачу. Представим себе, что перед нами изоб-ражение комнаты, которую необходимо обста-вить: справа поставим стол и стулья, слева на стену хорошо бы повесить картину, на пол постелить ковер, на потолок - хорошо бы люстру и т. д. Пока вы «обставляете» комнату, колебаний внима-ния не будет... Из этого опыта можно сделать выводы, каса-ющиеся сохранения устойчивости внимания: необходима внешняя и внутренняя активность личности, надо ставить перед собой все новые и новые, задачи.
Устойчивость внимания особое значение для достижения успеха в любой деятельности, она характеризует глубину, длительность, интенсивность психической деятельности человека. Именно устойчивость отличает людей, страстно увлеченных делом, умеющих ради основного отключиться от многочисленных побочных раздражителей. Устойчивость внимания зависит от ряда условий: степень трудности материала и знакомства с ним, его понятность, отношение к нему со стороны субъекта, а также индивидуальные особенности личности.
Большой интерес представляют методы изучения устойчивости внимания, ставшие уже классическими. Обычно используют таблицы Бурдона, состоящие из беспорядочного чередования отдельных букв, притом каждая буква повторяется в строке одно и то же количество раз. Испытуемому предлагается в течение длительного времени (3,5,10 минут) вычеркивать заданные буквы. Экспериментатор отмечает число букв, вычеркнутых в течении каждой минуты, и число пропусков. Аналогично измеряется устойчивость внимания с помощью таблиц Крепелина, состоящих из столбиков цифр, которые испытуемый должен складывать в течение длительного времени. Продуктивность работы и число допускаемых ошибок могут служить показателем колебаний внимания.
Следующее свойство
внимания - концентрация внимания. Под
концентрацией внимания подразумевается
степень или интенсивность
Под распределением внимания понимают субъективно пе-реживаемую способность человека удерживать в центре вни-мания определенное число разнородных объектов одновре-менно. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Хресто-матийным примером служат феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновре-менно делать семь не связанных между собой дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим сек-ретарям семь ответственных дипломатических документов. Однако, как показывает жизненная практика, человек спо-собен выполнить только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких обязано быстрому последовательному переключению с одной на другую. Еще В.Вундтом было по-казано, что человек не может сосредоточиваться на двух од-новременно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. На самом деле, в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью ав-томатизирован и не требовать внимания. Если же это усло-вие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.