Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 22:07, курсовая работа
“Глаза его читали, но мысли были далеко”,- так сказал А.С. Пушкин в своем романе “ Евгений Онегин“. Действительно, мы часто замечаем за собой, что когда начинаем сосредоточенно работать ( слушать лекцию, читать трудную тему ), то, вдруг, ловим себя на том, что думаем совсем о другом. Без целенаправленного, устойчивого внимания невозможна никакая серьезная работа и запоминание в том числе. Повышенное внимание необходимо на всех этапах работы памяти, но в особенности на первом этапе - восприятия. Но вряд ли найдется человек, который мог бы сказать: “Я всегда в состоянии управлять своим вниманием”. “Сосредоточенность - вечная тайна всякого совершенства” (Стефан Цвейг. “Мендель - букинист”). Так что же такое внимание ?
Введение
Понятие о внимании
Характеристика основных видов внимания
Физиологические механизмы и основные свойства внимания
Роль внимания в жизни и профессиональной деятельности
Заключение
Литература
Поскольку во внимании выражается отношение личности к объекту, на который направлено ее сознание, значимость этого объекта для личности имеет основное значение "для привлечения к нему внимания.
Не подлежит сомнению, что привлечение внимания к тому или иному объекту связано и с силой исходящих от него раздражении, как это обычно подчеркивается в традиционной механистической теории внимания. Сильный, резкий звук, яркий цвет, вообще интенсивное раздражение -- при прочих равных условиях -- скорее привлечет к себе внимание, чем более слабое раздражение. Однако решающее значение имеет в конечном счете не столько сама по себе сила или интенсивность раздражителя, сколько относительная значимость соответствующего объекта для данного субъекта. Сосредоточенные на каком-нибудь деле, мы сплошь и рядом не обращаем внимания на очень сильные раздражители, не имеющие отношения к тому, чем мы заняты, -- на сильные посторонние шумы и т. п., между тем как малейшая деталь, имеющая отношение к тому, чем мы заняты, и представляющая для нас интерес, привлечет наше внимание. Ученый, заинтересованный какой-нибудь проблемой, сразу обратит внимание на, казалось бы, мелкую деталь, которая ускользнет от внимания другого человека, не проявляющего интереса к этому вопросу. Любящий взгляд матери сразу подметит малейшие оттенки в поведении ее ребенка, которые ускользнут от внимания постороннего безразличного наблюдателя.
Относительная значимость впечатления существенно зависит от направленности интересов. Внимание является в большей мере функцией интереса. Оно поэтому связано с потребностями личности, с ее устремлениями и желаниями, с общей ее направленностью, а также с целями, которые она себе ставит.
В интересах, обусловливающих внимание, сочетаются и эмоциональные, и интеллектуальные моменты. То, что непосредственно связано с интересом, приобретает в силу этой связи эмоциональную окраску; в свою очередь то, что связано с нашими эмоциями, с чувствами, может в силу этого приобрести интерес. Эмоциональные моменты оказывают значительное влияние на направление нашего внимания. Но интерес всегда включает не только эмоциональные, но и интеллектуальные моменты. Именно единство и взаимопроникновение интеллектуальных, познавательных и эмоциональных моментов определяет сущность интереса. То, что нам только эмоционально привлекательно, может вызвать у нас просто склонность, желание обладать соответствующим объектом. Интерес у нас вызывает обычно то, что нам еще неизвестно. Интерес -- это желание узнать еще что-то об объекте. Он поэтому возбуждается проблематичностью, неизвестностью, наличием каких-то задач. Интересно то, чего мы еще не знаем и что уже хотим узнать. Интересно то, что еще не исчерпано, не до конца изведано. Интересен человек, который для нас еще не исчерпан.
Интересен предмет, который требует движения мысли и дальнейшего углубления в него. Нам интересно то, о чем мы уже знаем, что мы этого еще не знаем.
Всякий опытный
педагог знает, что заинтересовать
учащихся можно, только давая им свежий,
новый, еще неизвестный материал, связывая
его при этом обязательно с уже известным,
прежним, усвоенным. Это не просто внешний
тактический прием. Он укоренен в самой
природе интереса. Возбуждает интерес
и привлекает внимание только то, что свежо,
ново, и только при том условии, если оно
как-то связано с прежним, знакомым. Эта
связь с прежним опытом личности, так же
как связь с чувствами, означает связь
интересов и зависимость внимания от личности
в целом, ее конкретной направленностью,
обусловленной всем ходом развития личности.
Основные виды
внимания
При изучении внимания
необходимо различать два основных
уровня, или вида, его и ряд
его свойств или сторон. Основными
видами внимания являются непроизвольное
и так называемое произвольное внимание.
Непроизвольное внимание связано с рефлекторными
установками. Оно устанавливается и поддерживается
независимо от сознательного намерения
человека. Свойства действующих на него
раздражителей, их интенсивность или новизна,
эмоциональная окрашенность, связь с влечениями,
потребностями или интересами приводит
к тому, что определенные предметы, явления
или лица завладевают нашим вниманием
и приковывают его на время к себе. Это
первичная форма внимания. Она является
непосредственным и непроизвольным продуктом
интереса.
От непроизвольного
внимания отличают произвольное. Самый
термин одиозен. Он как будто создан
для того, чтобы олицетворять наихудшие
стороны идеалистических
Так называемое
произвольное внимание имеет место
там, где предмет, на который направляется
внимание, сам по себе его не привлекает.
Произвольное внимание поэтому носит
всегда опосредованный характер. Это первая
его черта.
Непроизвольное
внимание обычно представляется как
пассивное, произвольное -- как активное
(Джемс). Первое направляет независящие
от нас факторы: внезапно раздавшийся
шум, яркая окраска, ощущение голода; второе
направляем мы сами. Это второе различие,
однако, относительно: и непроизвольное
внимание представляет собой не чистую
пассивность, и оно включает активность
субъекта, так же как, с другой стороны,
и произвольное внимание не есть чистая
активность; тоже обусловленное внешними
условиями -- объектом, оно включает и элементы
пассивности.
И, наконец, третья
черта, завершающая определение
произвольного внимания: оно -- волевая
операция. Сознательное регулирование
является самым существенным в «произвольном»
внимании.
Различая произвольное
и непроизвольное внимание, не нужно,
однако, отрывать одно от другого и
внешне противопоставлять их друг другу.
Не подлежит сомнению, что произвольное
внимание развивается из непроизвольного.
С другой стороны, произвольное внимание
переходит в непроизвольное. Непроизвольное
внимание обычно обусловлено непосредственным
интересом. Произвольное внимание требуется
там, где такой непосредственной заинтересованности
нет и мы сознательным усилием направляем
наше внимание в соответствии с задачами,
которые перед нами встают, с целями, которые
мы себе ставим. По мере того как работа,
которой мы занялись и на которую мы сначала
произвольно направили наше внимание,
приобретает для нас непосредственный
интерес, произвольное внимание переходит
в непроизвольное. Учет этого перехода
непроизвольного внимания в произвольное
и произвольного в непроизвольное имеет
центральное значение для правильного
теоретического отображения реального
протекания процессов внимания и для практической
правильной организации работы, в частности
учебной.
Нужно считаться
с тем, что существуют виды деятельности,
которые по самому существу своему
способны легко вызвать непосредственный
интерес и привлечь непроизвольное
внимание в силу той привлекательности,
которую представляет их результат; вместе
с тем они могут быть мало способны его
удержать вследствие однообразия тех
операций, которых они требуют. С другой
стороны, встречаются виды деятельности,
которые по трудности своих начальных
стадий, отдаленности тех целей, которым
они служат, с трудом способны привлечь
внимание, и вместе с тем они могут его
затем длительно удерживать в силу своей
содержательности и динамичности благодаря
богатству постепенно раскрывающегося
и развивающегося содержания. В первом
случае необходим переход от непроизвольного
внимания к произвольному, во втором --
естественно совершается переход от произвольного
внимания к непроизвольному. В одном и
другом случае требуется как один, так
и другой вид внимания.
При всем -- очень
существенном -- различии непроизвольного
и произвольного внимания разрывать
и внешне противопоставлять их может
лишь формалистическая абстракция; в
реальном трудовом процессе обычно заключено
их единство и взаимопереход. Используя
это, нужно в педагогическом процессе,
с одной стороны, опираясь на непроизвольное
внимание, воспитывать произвольное и,
с другой, формируя интересы учащихся,
а также делая интересной самую учебную
работу, переводить произвольное внимание
учащихся снова в непроизвольное. Первое
должно опираться на сознание значимости
задач обучения, на чувство долга, на дисциплину,
второе -- на непосредственный интерес
учебного материала. И одно и другое необходимо.
В психологической
литературе Титченер отметил уже
переход произвольного внимания в непроизвольное,
когда наряду с «первичным» непроизвольным
и «вторичным» произвольным вниманием
он говорил еще о третьей стадии в развитии
внимания, которая знаменует переход от
произвольного снова к непроизвольному
первичному вниманию.
Геометрическая
задача не производит на нас такого
сильного впечатления, как удар грома;
удар грома овладевает нашим вниманием
совершенно независимо от нас. При решении
задачи мы также продолжаем быть внимательными,
но мы должны сами удерживать наше внимание,
-- это вторичное внимание. Но существует
еще третья стадия развития: она является,
по Титченеру, возвращением к первой стадии.
«Когда мы решаем, например, геометрическую
задачу, мы постепенно заинтересовываемся
ею и совершенно отдаемся ей, и в скором
времени проблема приобретает такую же
власть над нашим вниманием, какую имел
удар грома в момент его появления в сознании».
«Трудности преодолены, конкуренты устранены,
и рассеянность исчезла». «Психологический
процесс внимания вначале прост, затем
он становится сложным, именно в случаях
колебания, размышления он достигает очень
высокой степени сложности. Наконец он
снова упрощается».
Однако эта
третья стадия не является возвращением
к первой. Она представляет все
же разновидность произвольного
внимания, -- хотя для поддержания внимания
в этих условиях и не требуется усилий
-- потому что оно регулируется сознательно
принятой установкой на определенную
задачу. Именно это -- а не наличие большего
или меньшего усилия -- является исходной,
основной характеристикой так называемого
произвольного внимания человека, как
внимания сознательно регулируемого.
Заключение
Литература
1. Общее понятие о внимании.
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств ( зрительное, слуховое и т.п. внимание ), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность. Принято считать, что существуют три типа внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Выделяют также свойства, или параметры внимания:
1) концентрация внимания выражается в степени сосредоточенности на объекте;
2) устойчивость характеризуется длительностью сосредоточенности, умением не отвлекаться в течение определенного периода времени;
3) объем внимания
характеризуется количеством