Внимание

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 22:07, курсовая работа

Описание работы

“Глаза его читали, но мысли были далеко”,- так сказал А.С. Пушкин в своем романе “ Евгений Онегин“. Действительно, мы часто замечаем за собой, что когда начинаем сосредоточенно работать ( слушать лекцию, читать трудную тему ), то, вдруг, ловим себя на том, что думаем совсем о другом. Без целенаправленного, устойчивого внимания невозможна никакая серьезная работа и запоминание в том числе. Повышенное внимание необходимо на всех этапах работы памяти, но в особенности на первом этапе - восприятия. Но вряд ли найдется человек, который мог бы сказать: “Я всегда в состоянии управлять своим вниманием”. “Сосредоточенность - вечная тайна всякого совершенства” (Стефан Цвейг. “Мендель - букинист”). Так что же такое внимание ?

Содержание

Введение
Понятие о внимании
Характеристика основных видов внимания
Физиологические механизмы и основные свойства внимания
Роль внимания в жизни и профессиональной деятельности

Заключение

Литература

Работа содержит 1 файл

Курсовая Внимание.doc

— 556.50 Кб (Скачать)

Цель  работы: Определение индивидуальных особенностей внимания (продуктивности и устойчивости внимания).

Объект  исследования: внимание человека.

Предмет исследования: продуктивность и устойчивость внимания.

Задачи  исследования:

1. Изучить теорию  внимания;

2. Проанализировать  исследования по  проблеме выявления  индивидуальных особенностей внимания;

3. Разработать программу  исследования;

4. Выявить индивидуальные  особенности внимания (продуктивность  и устойчивость  внимания);

Курсовая  работа выполнена  в опытническо-экпериментальной форме. Для решения  поставленных задач  были использованы следующие методы исследования:

1. Анализ психологической  литературы на  данную тему;

1. Методика определения  продуктивности и  устойчивости внимания  у старших дошкольников ( Методика Ландольта1 См.: Немов Р.С., Психология : в 3 кн.: кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика.-М.;1995г., стр.208.);

Исследования  индивидуальных особенностей внимания мною проводились  в старших группах  дошкольного образовательного учреждения. В качестве основного материала  для определения  устойчивости внимания были выбраны кольца Ландольта, потому что они являются универсальным средством, которое можно применять для изучения детей раннего возраста. Изучение качественных характеристик внимания дошкольника особенно актуальный вопрос, т.к. особенности внимания определяются с целью установления степени готовности к обучению в школе. По результатам обследования были даны рекомендации родителям и педагогам по развитию внимания детей дошкольного возраста. При изучении индивидуальных особенностей внимания была использована литература: Немов Р.С., Психология : в 3 кн.: кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика.-М.;1995г., стр.208. А по способам развития внимания: Немов Р.С., Психология : в 3 кн.: кн.2: Возрастная психология.-М.;1995г., стр.208.

I. Обзор психологических  исследований изучения  внимания

1. Понятие внимания

Психическую жизнь личности нередко  сравнивают с потоком  из образов воспринимаемых предметов и явлений, мыслей и чувств, впечатлений от них, воспоминаний о том, что было, и образов представляемого будущего. В этот поток беспрерывно вливаются все новые и новые ручейки, порожденные нашей деятельностью в окружающем мире, общением с другими людьми, изменением в собственном психическом и физическом состоянии. Почему же наша психическая деятельность не превращается в половодье, а течет по определенному руслу, удерживается на том или ином направлении? Эта упорядоченность достигается благодаря особому свойству психики, которое называется вниманием.

Внимание  обычно не считают особым психическим процессом, как восприятие, память, мышление. Зато оно обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Каждый познавательный процесс есть единство образа и деятельности. Внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно- сторона всех познавательных процессов сознания, и при том та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.

Нельзя  быть внимательным вообще, внимание всегда проявляется  в определенных, конкретных психических процессах: мы всматриваемся, вслушиваемся, принюхиваемся, решаем задачу, пишем сочинения, т.е. когда повышена активность познавательной деятельности в процессе познания или отражения объективной реальности. Внимание - это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности, оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание - это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. Под направленностью следует понимать, прежде всего, избирательный характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объектов. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на известный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этот выбор, сохранить его. Когда мы говорим о внимании, то подразумеваем также сосредоточенность, углубленность в деятельность. Чем труднее стоящая перед человеком задача, тем, очевидно, напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание, и, наоборот, чем легче задача, тем менее углубленным будет его внимание. В то же время сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. Чем больше мы сосредоточены на решении данной задачи, тем меньше замечаем все окружающее. Таким образом, при внимательном отношении к какому либо предмету он (предмет) оказывается в центре нашего сознания, все остальное в этот момент воспринимается слабо, оказывается, образно говоря, на периферии воспринимаемого. Благодаря этому отражение становиться ясным, отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершиться деятельность, пока не будет достигнута цель. Тем самым внимание обеспечивает еще функцию - контроль и регуляцию деятельности.

Внимание - важное и необходимое  условие эффективности  всех видов деятельности человека. Внимание теснейшим образом связано с деятельностью. По мере того, как у человека из практической деятельности выделяется и приобретает относительную самостоятельность деятельность теоретическая, внимание принимает новые формы: оно выражается в заторможенности посторонней внешней деятельности и сосредоточенности на созерцании объекта, углубленности и собранности на предмете размышления. Если выражением внимания, направленного на подвижный внешний объект, связанным с действием, является устремленный во вне взгляд, зорко следящий за объектом и перемещающийся вслед за ним, то при внимании, связанном с внутренней деятельностью, внешним выражением внимания служит неподвижный, устремленный в одну точку, не замечающий ничего постороннего взор человека. Но и за этой внешней неподвижностью при внимании скрывается не покой, а деятельность, только не внешняя, а внутренняя. Внимание - это внутренняя деятельность под покровом внешнего покоя.

Внимание  к объекту, будучи предпосылкой, для  направленности на него действия, является вместе с тем и  результатом какой-то деятельности. Лишь совершая мысленно, какую либо деятельность, направленную на объект, можно поддержать сосредоточенность на нем своего внимания. Внимание - это связь сознания с объектом более или менее тесная, цепная, в действии, в действительности она и крепиться.

Внимание  обычно выражено в  мимике, позе, движениях. Внимательного слушателя  легко отличить от невнимательного. Но иногда внимание направлено не на окружающие объекты, а на мысли и  образы, находящиеся  в сознании человека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании, которое несколько отличается от внимания внешнего. Следует отметить также, что в некоторых случаях, когда человек проявляет повышенную сосредоточенность на физических действиях, имеет смысл говорить о моторном внимании. Все это говорит о том, что внимание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов. Такие интересные и противоречивые свойства внимания привлекли к нему взгляды многих ученых, которые по-разному объясняли происхождение и сущность. Н.Н.Ланге выделил следующие основные подходы к проблеме природы внимания:

1. Внимание как результат  двигательного приспособления. При-верженцы этого  подхода исходят  из того, что раз  мы можем произвольно переносить внимание с одного предмета на дру-гой, то внимание не возможно без мускульных движений. Имен-но движения приспосабливают органы чувств к условиям наи-лучшего восприятия.

2. Внимание как результат  ограниченности объема  сознания. Не объясняя, что они понимают под объемом сознания и како-ва его величина, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления вытесняют или подавляют менее интенсивные.

3. Внимание как результат  эмоции. Эта теория, особенно бле-стяще  развитая в английской ассоциационной психологии, ука-зывает на зависимость внимания от интересности представле-ния. Так, Дж. Миль указывал: «Иметь приятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внимательным - это одно и то же».

4. Внимание как результат  апперцепции, т.е. как результат жиз-ненного опыта индивида.

5. Внимание как особая  активная способность  духа. Некото-рые  психологи, пораженные  своеобразием явлений  внимания, принимают  его за первичную  и активную способность,  проис-хождение которой  необъяснимо.

6. Внимание как усиление  нервного раздражителя. Согласно данной  гипотезе внимание  обусловлено увеличением  местной раздражительности  центральной нервной  системы.

7. Теория нервного  подавления пытается  объяснить основной  факт внимания - преобладание  одного представления над дру-гими -- тем, что лежащий в основе первого физиологический нервный процесс задерживает или подавляет физиологические процессы, лежащие в основе других представлений и движе-ний, результатом чего является факт особой концентрации со-знания.

Среди современных отечественных  психологов оригиналь-ную  трактовку внимания предложил П. Я. Гальперин. Основные положения  его концепции  можно свести к  следующим:

-- внимание является  одним из моментов  ориентировочно-исследовательской  деятельности и  представляет собой психо-логическое действие, направленное на содержание образа, мыс-ли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека;

-- по своей функции  внимание представляет  контроль за этим  содержанием. В  каждом действии  человека есть  ориентировоч-ная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представлена вниманием как таковым;

-- в отличие от  действий, направленных  на производство  определенного продукта, деятельность контроля, или внима-ние,  не имеет отдельного, особого результата;

-- с точки зрения  внимания как деятельности  психического контроля  все конкретные  акты внимания - и  произвольного и  непроизвольного  - являются результатом  формирования но-вых  умственных действий.

Вполне  очевидно, что указанные  теории опираются  на ре-альные факты, однако, абсолютизируя выделенные феноме-ны, они игнорируют все остальные проявления. Правильно понять феномен внимания можно лишь в совокупности всех его свойств. В настоящее время общепринято следующее оп-ределение.

Внимание - это  направленность и сосредоточенность со-знания на каком-либо реальном или идеальном объекте, пред-полагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Внимание не только создает наилучшие условия  для психической деятельности, по и несет сторожевую службу, помогая человеку своевременно реагировать на различные изменения в окружающей среде и в собственном организме.

2. Физиологические  основы внимания

Внимание  представляет собой  сложное психическое  явление. Столь сложное  явление может быть объяснено только на основе широко действующих физиологических закономерностей. Для понимания физиологических основ внимания большое значение имеют работы русских физиологов И.П.Павлова и А.А.Ухтомского.

И.П.Павлов указывал, что раздражители, сигналы, поступающие в мозг, вызывают ориентировочно-исследовательскую реакцию, рефлекс «что такое?». Организм готов к неожиданностям, готов ответить на новые обстоятельства той или иной формой поведения. Говоря психологическим языком, животное или человек становятся внимательными к тому, от кого можно ожидать каких-то «сюрпризов». Потом придет оценка важности наступившего события, станет ясно, стоило ли прерывать текущую деятельность, но пока необходимо на мгновение оставить все дела, присмотреться, насторожиться, прислушаться. Тревожный сигнал в нашем мозгу загорелся…Дальше, в зависимости от оценки, сигнальная лампочка либо погаснет, либо включаться более мощные системы, одни шлюзы закроются, другие откроются, и поток психической жизни ринется по новому руслу.

Уже в выдвинутом И.П.Павловым представлении об ориентировочных  рефлексах содержалось  предположение о  рефлекторной природе  непроизвольного  внимания. «Мы вглядываемся в появляющийся образ, прислушиваемся к  возникшим звукам, усиленно втягиваем  коснувшийся нас запах…» - писал И.П.Павлов1 Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных.- Полное собр. соч. - Л. Изд-во АН СССР, 1951, т. III, кн.1, 309с..

По  современным данным (Е.Н.Соколов), ориентировочные  реакции очень  сложны. Они связаны с активностью значительной части организма. В ориентировочный комплекс входят как внешние движения (поворот головы, глаз), так и изменения чувствительности определенных анализаторов, изменяется характер обмена веществ; изменяется дыхание, сердечно-сосудистые и кожно-гальванические реакции, т.е. происходят вегетативные изменения и изменение электрической активности мозга.

Говоря  о физиологических  механизмах активного  внима-ния, следует  заметить, что отбор  значимых воздействий  воз-можен только на фоне общего бодрствования организма, связанного с активной мозговой деятельностью. Выявление уровней бодрствования возможно как по внешним призна-кам, так и с помощью прибора электроэнцефалографа (ЭЭГ), определяющего по слабым токам мозга его электроактивность. Обычно выделяют 5 стадий бодрствования: глубокий сон, дре-мотное состояние, спокойное бодрствование, активное (на-стороженное) бодрствование, чрезмерное бодрствование. Эф-фективное внимание возможно лишь на стадии активного и спокойного бодрствования, в то время как на других стадиях основные характеристики внимания изменяются и могут вы-полнять лишь отдельные функции. Например, в дремотном состоянии возможна реакция лишь на 1-2 наиболее важных раздражителя, в то время как на остальные реакции полно-стью отсутствует. Поэтому, например, уставшая мать может крепко спать при различных шумах, но просыпаться от лег-кого движения ребенка в кроватке. Активизация мозга осу-ществляется его неспецифической системой, включая рети-кулярную формацию, диффузную таламическую систему, гипоталамические структуры, гиппокамп и т.д. Так, раздраже-ние восходящей ретикулярной формации вызывает появле-ние быстрых электроколебаний в коре головного мозга (яв-ление десинхронизации), повышает подвижность нервных процессов, снижает пороги чувствительности, что очень сход-но с общим состоянием внимания организма.

Информация о работе Внимание