Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 20:19, реферат
Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков.
Введение …………………………………………………………………………..3
1.Понятие внимания. Специфика внимания ……………………………….4
2.Виды внимания …………………………………………………………….7
3.Функции внимания ……………………………………………………….10
4.Свойства внимания ………………………………………………………14
5.Способы развития внимания …………………………………………….16
Заключение ………………………………………………………………………19
Список литературы ……………………………………………………………...20
Приложение ……………………………………………………………………...21
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Нижегородский
государственный архитектурно-
Реферат
на тему: Внимание
Выполнил:
Проверил:
Нижний Новгород
2010
Содержание
Введение
…………………………………………………………………………..
Заключение ………………………………………………………………………19
Список литературы ……………………………………………………………...20
Приложение
……………………………………………………………………...
3
Введение
Внимание – один из тех познавательных
процессов человека, в отношении сущности
и права на самостоятельное рассмотрение
которых среди психологов до сих пор нет
согласия, несмотря на то, что его исследования
ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают,
что как особого, независимого процесса
внимания не существует, что оно выступает
лишь как сторона или момент любого другого
психологического процесса или деятельности
человека. Другие полагают, что чуткость
представляет собой полностью независимое
психическое состояние человека, специфический
внутренний процесс, имеющий свои особенности,
несводимые к характеристикам других
познавательных процессов.
Действительно,
в системе психологических феноменов
чуткость занимает особое положение. Оно
включено во все остальные психические
процессы, выступает как их необходимый
момент, и отделить его от них, выделить
и изучать в "чистом" виде не представляется
возможным.
В
данном реферате дается понятие внимания,
рассматриваются его специфика, виды,
функции и свойства, а также приводятся
примеры некоторых тестов на внимание.
4
В отличие от других познавательных процессов внимание своего особого содержания не имеет, но оно проявляется как бы внутри этих процессов. Это дало основание некоторым авторам утверждать, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явление, поскольку оно в той или иной мере присутствует в любом другом психическом процессе. [3, с. 125]
Своеобразие внимания породило несколько различных точек зрения на его природу. Одни считали, что внимание порождено трудовой деятельностью, поэтому оно имеет социальную природу. Естественнонаучные подходы к вниманию подчеркивают его рефлекторный характер (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. А. Ухтомский, Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын и др.). Еще И. М. Сеченов, а затем И. П. Павлов высказывали предположения о том, что внимание связано с возникновением очагов оптимального возбуждения на основе ориентировочного рефлекса. По мнению А. А. Ухтомского, возбуждение распределяется по коре мозга неравномерно, приводя к очагам оптимального возбуждения. Вследствие этого было установлено, что внимание возможно на основе бодрствования коры головного мозга, где располагается комплекс нервных клеток, отвечает за ориентировочный рефлекс, а значит, за внимание.
Анализ литературы позволяет выделить основные факторы, вызывающие внимание, – раздражители и их особенности (сила, новизна, контраст, исчезновение, значимость и пр.), организация деятельности (смысловая организация), отношение раздражителя к потребностям (связанные с прошлым опытом и потребностями предметы вызывают внимание). Все отмеченное позволяет считать, что внимание входит составной частью в познавательные психические процессы, несмотря на то что своего предмета не имеет, однако они предстают во внимании как деятельность.
Внимание – избирательная направленность психической деятельности человека на отражение окружающего с особенной отчетливостью и ясностью, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для него определенную значимость.
Избирательная направленность означает, что окружающее отражается в познавательной деятельности, которая имеет начало, стадии высшего оптимума, завершения. Там, где деятельность достигает наибольшей
5
эффективности, она находится под контролем внимания. Оно позволяет изменить характер протекания деятельности, человек может выполнять ее с особым усердием в связи со значимостью отдельных ее сторон, на которые обращается произвольное внимание.
В мышлении внимание фокусирует сознание на самых существенных сторонах явления, поскольку меняет строение психических процессов, превращая их в направленную деятельность. Внимание по-своему структурирует познавательную деятельность, на передний план выдвигается задача. Если внимание отсутствует или человек отвлекается, то задача не осознается как значимая.
Нельзя быть внимательным вообще: благодаря вниманию обеспечивается четкая деятельность, имеющая содержание и формы – внешнюю или внутреннюю. Иначе говоря, внимание выступает регулятором внешней деятельности и внутренней жизни, что позволяет человеку своевременно реагировать на происходящие изменения.
На ранних этапах развития внимание непосредственно включается в поведение и практическую деятельность. Оно вначале возникает как бдительность, настороженность. Но и в этот момент выступает регулятором, тормозом для действий, мешающих осуществлению других, более важных.
Генетически внимание возникло как реакция на раздражители извне, помогая организму вовремя реагировать на опасные или неожиданные. Поэтому в физиологической основе внимания лежит безусловно-ориентировочный рефлекс «что такое?». Человек или животное становится внимательным тогда, когда извне поступают неожиданные раздражители, на которые должна быть соответствующая реакция. Благодаря вниманию происходит концентрация психической деятельности. Внимание ориентирует человека на действие с предметами.
Все сказанное подтверждает мысли К. Д. Ушинского о том, что внимание – это дверь, через которую проходит все, что входит в душу человека. Отчетливо данная особенность проявляется в мимике. Удивленный человек имеет характерно приподнятые брови, широко открытые глаза, экономные движения. «Затаив дыхание, слушает», «От удивления открыл рот» и пр. Но в одном случае внимание вызывает попавшие в поле зрения человека предметы, а в другом человек сам его вызывает. Деятельность, таким образом, протекает здесь по-разному.
6
Во внимании проявляется отношение человека к объекту. Эта особенность сделала внимание дискуссионной проблемой. В ассоцианизме вообще не включали его в психологию. В начале XX в. стали считать, что внимание выражает активность сознания. С точки зрения психологии поведения внимание – это рефлекторная установка. Но объяснить его только таким образом недостаточно, потому что в высших проявлениях внимания отмечается осознанность. Рефлекторные же установки могут выражать и его причину, и его следствие.
Некоторые ученые сводят внимание к структурности восприятия. Но некоторые виды внимания связаны с мышлением, с помощью которого выделяются существенные и несущественные стороны объекта. В этом случае внимание выступает регулятором мышления. Оно выражает особенность процессов, направленность которых регулируется деятельностью.
Сведение внимания к восприятию намечается
и в отечественной, особенно инженерной,
психологии. Например, в «Психологическом
словаре» читаем: «Внимание – это процесс
и состояние настройки субъекта на восприятие
приоритетной информации и выполнение
поставленных задач». [2, с. 87-89]
7
В одних случаях человек заставляет себя быть сосредоточенным, не отвлекается на предметы, которые не имеют отношения к выполняемой деятельности. В других он сразу отвлекается на окружающее, достаточно долго что-то рассматривает, прислушивается. Фактически здесь речь идет о двух противоположных видах внимания – произвольном (преднамеренном) и непроизвольном (непреднамеренном). [2, с. 89]
Непроизвольное внимание – наиболее простой, генетически исходный вид внимания. Возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений, в силу особенностей объекта – новизны, силы воздействия, соответствия актуальной потребности и т. п. [4, с. 17]
Иногда этот вид называют пассивным. Оно возникает под влиянием двух факторов: внешних и внутренних. К внешним относятся особенности предметов или явлений – их необычность, яркость, привлекательность, исчезновение привычных. Сильный звук невольно привлечет внимание человека. Но не только сильный звуковой раздражитель привлечет внимание, но и слабый – в необычной обстановке. В светлое время суток шаги за спиной не привлекут внимания, а вот в темное – наверняка.
Другая группа факторов связана с их значимостью. Например, работает токарь на станке, вдруг появляется неясный звук, которого быть не должно на таком этапе обработки детали. Токарь непроизвольно обратит на этот звук внимание.
В непроизвольном внимании обнаруживаются направленность человека, его интересы, прошлый опыт. Есть некоторое сходство непроизвольного внимания у животных и человека: как те, так и другие реагируют на звуки, шорохи, яркий свет. [2, c. 89-90]
Произвольное внимание – внимание, которое направляется и поддерживается сознательно поставленной целью. [4]
Внешние условия влияют на внимание, но, вопреки желаниям извне, человек заставляет себя быть внимательным, чтобы не пропустить главное. Труднее организовать произвольное внимание в незнакомой обстановке, поскольку много новых раздражителей, которые отвлекают. На произвольное внимание благотворно влияет режим, одно и то же рабочее место. Однако нельзя думать, что произвольное внимание требует абсолютной тишины и особых условий. В опытах В. А. Артемова изучающие иностранный язык студенты были помещены в кабины, куда не поступали никакие звуковые и
8
зрительные раздражители. Они должны были заучивать иностранные слова. Оказалось, что студенты не могли сосредоточиться в абсолютной тишине. Ученые полагают, что для произвольного внимания посторонние раздражители способствуют так называемой констелляции, усиливающей внимание на главных раздражителях.
Констелляция – это взаимодействие сосуществующих факторов, стечение обстоятельств, влияющих на характер течения представлений.
Основные виды внимания между собой связаны. Иногда они переходят друг в друга. О такой особенности писал ученый, занимающийся проблемой внимания, в частности послепроизвольного, - Н. Ф. Добрынин. [2, с. 90]