Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 22:07, курсовая работа
“Глаза его читали, но мысли были далеко”,- так сказал А.С. Пушкин в своем романе “ Евгений Онегин“. Действительно, мы часто замечаем за собой, что когда начинаем сосредоточенно работать ( слушать лекцию, читать трудную тему ), то, вдруг, ловим себя на том, что думаем совсем о другом. Без целенаправленного, устойчивого внимания невозможна никакая серьезная работа и запоминание в том числе. Повышенное внимание необходимо на всех этапах работы памяти, но в особенности на первом этапе - восприятия. Но вряд ли найдется человек, который мог бы сказать: “Я всегда в состоянии управлять своим вниманием”. “Сосредоточенность - вечная тайна всякого совершенства” (Стефан Цвейг. “Мендель - букинист”). Так что же такое внимание ?
Введение
Понятие о внимании
Характеристика основных видов внимания
Физиологические механизмы и основные свойства внимания
Роль внимания в жизни и профессиональной деятельности
Заключение
Литература
1
96
0
2
102
9
3
146
9
4
94
4
5
182
9
Вывод: Показатель S =0,74 , таким образом, продуктивность внимания средняя - оценивается на 4-5 баллов. На графике видны большие колебания внимания, сам график находится в четырех разных зонах, следовательно внимание неустойчиво и оценивается 4-5 балла.
Настя И.
Минуты
Кол-во просмотренных
колец
Кол-во ошибок
Продуктивность
и устойчивость внимания за минуту времени
Общая оценка продуктивности
и внимания
1
57
2
2
52
3
3
41
2
4
70
4
5
107
11
Вывод: График находится в зоне низкопродуктивного внимания (2-3 балла), но все точки графика находятся в одной зоне, колебания незначительные, внимание очень устойчиво, оценивается на 10 баллов.
Итак, вычислены показатели и построены графики по второй подгруппе детей и можно сделать вывод, что у двух детей было отмечено среднепродуктивное внимание, но неустойчивое с большими колебаниями (Ильнара И., Саша Д.); у Кати Н. среднепродуктивное, но неустойчивое внимание с большими колебаниями; и у одного ребенка (Настя И.) внимание хоть и непродуктивное, но хорошо устойчивое.
Педагоги группы охарактеризовали детей так, что Ильнара И. и Саша Д. довольно неплохо успевают на занятиях, они могут охватить много предметов, очень любознательны, но им тяжело сосредотачиваться долгое время на одном предмете, довольно неусидчивы. Довольно плохая успеваемость на занятиях у Кати Н.. Настя Н. и Настя И. характеризуются как дети со средней успеваемостью, они любят познавать окружающий мир, без труда сосредотачиваются на предмете и легко выполняют монотонную работу, которая у других детей вызывает раздражение.
Вывод по группе:
Таким образом, мы видим, что действительно существуют индивидуальные различия во внимании. При там, что все участники эксперимента примерно одного возраста? Состояние здоровья хорошее, условия проведения эксперимента одни и те же. Если сравнивать 2 подгруппы и построить график на подгруппу в целом путем сложения всех показателей S1, S2, S3, S4, S5 подгруппы и разделить числа на 5( по количеству участников) получим:
1 подгруппа:
2 подгруппа:
Таким образом, оба графика находятся в зоне среднепродуктивного внимания, но у второй подгруппы колебания внимания существеннее чем у первой , т.е в первой подгруппе внимание более устойчиво. Мы видим, что дифференциация внимания произошла, следовательно, методика была выбрана верно и соответственно возрасту. Не у всех испытуемых еще сформировано внимание для поступления в школу. Педагогу группы и родителям были даны рекомендации по развитию устойчивости и продуктивности внимания. Эти упражнения взяты из книги «Течты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений».Составители М.Н. Ильина, Л.Г.Парамонова, Н.Я.Головнева - СПб.: «Дельта», 384.
Упражнение
1 на развитие устойчивости
Предлагается детям, умеющим читать.
На бланке напечатаны буквы в случайном порядке (5 строчек). В каждой строке примерно 30 букв. Ребенок просматривает внимательно каждую строку и пытается обнаружить среди случайных букв слова. Он должен отыскать эти слова (трех-, четырех-, пятибуквенные) и подчеркнуть их.
Показатель успешности - число найденных правильных слов и скорость выполнения задания.
Для дальнейшей тренировки внимания приготовьте самостоятельно аналогичный стимульный материал.
Буквы и слова между ними можно напечатать на машинке или написать от руки. Придумайте слова смешные, детям это всегда нравится.
Упражнение 2 на развитие устойчивости внимания.
Для развития устойчивости внимания дайте ребенку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую либо букву (например, «а»).
Фиксируйте время и количество ошибок. Ежедневно отмечайте результаты на графике, проанализируйте, как изменяется результативность.
Если вы делали все правильно, то должно быть улучшение результатов - ознакомьте ребенка с ними, порадуйтесь вместе с ним.
Для тренировки распределения и переключения внимания измените инструкцию. Например, так: «В каждой строке зачеркни букву «а», а букву «б» подчеркни». Или так: «Зачеркни букву «а», если перед ней стоит буква «н», и подчеркни букву «а», если перед ней стоит буква «л»». Фиксируйте время и ошибки.
Проводите эти развивающие упражнения в соревновательной форме.
Не всегда внимание
можно рассматривать как
Заключение
Была проведена
экспериментально-
Несмотря на то, что исследования внимания порождают многочисленные неразрешенные и сложные вопросы, они, несомненно, очень полезны, так как человеку необходимо знать приемы и способы, позволяющие ему научиться концентрировать свое внимание для удачной учебной или профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Гиппенрейтер Ю.Б., Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: 4еРо, 1997.
2. Коломинский, Человек: психология. - М.: Просвещение, 1986.
3. Макланов А.Г., Общая психология. - СПб.: Питер, 2002.
4. Немов Р.С., Психология, в 3 т., т.1, М.,1998.
5. Немов Р.С.,
Психология: Учеб. Для студ. Высших
пед. Учеб. Заведений: в 3 кн.: кн.3:
Экспериментальная
6. Общая психология под ред. Петровского А.В. - М.: Просвещение, 1986.
7. Практикум
по общей, экспериментальной и
прикладной психологии/А.А.
8. Психология внимания. Хрестоматия по психологии/ Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Л. Романова. - М., 2000.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии., М., 2001.
10. Страхов И.В.,
Внимание и структура личности.
Содержание
1. Введение.
2. Внимание:
2.1. Общее понятие о внимании. Определение.
2.2. Виды внимания.
2.3. Свойства и функции внимания.
2.4. Рассеянность.
3. Способы тренировки и развития внимания.
4. Заключение.
5. Список использованной
литературы.
Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и
сложных проблем научной психологии. От ее решения зависит развитие всей
системы психологического знания - как фундаментального, так и прикладного.
Высокую оценку внимания на уровне мировоззрения и в этическом аспекте можно
найти у многих авторов.
Значимость внимания в жизни человека, его определяющая роль в оборе
содержания сознательного опыта, запоминании и научении очевидны. Трудно
усомниться даже в необходимости всестороннего и детального исследования его
феноменов. Как отмечает Ф. Уорден, с точки зрения здравого смысла можно
предположить, что “явления внимания играют важную роль в науке о поведении,
но, как ни странно, это не так, и в учебниках психологии внимание, как
правило, занимает скромную и незаметную позицию”. Между тем, удельный вес
исследований, прямо направленных на решение проблемы внимания или
проводимых под рубрикой “внимание” довольно высок и продолжает стремительно
увеличиваться.
В своей работе я постаралась
дать наиболее полное
“внимание”, определить его виды, выделить свойства и функции. Также, я
постаралась выявить наиболее важные пути развития и способы тренировки
внимания.
В своем реферате я
Р.С. Немов, В.С. Кузин
и других.
2.1. Общее понятие о внимании. Определение
Психическая деятельность не может протекать целенаправленно и
продуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он делает.
Человек, занятый какой-либо работой, может не слышать о чем говорят другие
и не откликаться, если его позовут. В этом случае говорят, что он
сосредоточил внимание на том, что он делает, что он обращает внимание на те
или иные предметы, занимается ими, отвлекаясь от всего остального. Из этого
следует, что человек не может одновременно думать о разных вещах и
выполнять разнообразные работы. Ярким примером воздействия особо актуальной