Внимание

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 20:09, лекция

Описание работы

Аудитория: студенты 2 курса психологического факультета.
Время: 1ч. 30 мин.
Организационная форма лекции: монологическое высказывание.
Цель лекции: изучение психологии внимания
Учебные задачи:
1) Дать характеристику понятию «внимание», определить его основные формы и функции;
2) Сформировать представление о видах внимания;
3) Сформировать представление о свойствах внимания.

Работа содержит 1 файл

лекция по мпп.doc

— 66.00 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ   РОССИИ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

КУЗБАССКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ФАКУЛЬТЕТ  ПЕДАГОГИКИ  И  ПСИХОЛОГИИ 
 
 

Проект  сценария лекции   в курсе: «Методика преподавания психологии»

Тема : «Внимание» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнила: студентка  ФПиП

                  П - 08 -01

                  Замыслова И. С. 
                   
                   
                   

Методическая  разработка учебной лекции

Тема  « Внимание»

    Обоснование выбора темы: 

Во всякой предметной деятельности субъекта внимание составляет одно из важнейших психологических условий ее успешности Его развитие обуславливает качество и успешность восприятия, усвоения и понимания учебного материала, активизирует работу мысли, обеспечивает контроль за выполняемым действием.  Внимание рассматривается многими психологами и как важное свойство личности. В деятельности учителя оно занимает особое место. Внимательность и наблюдательность педагога не только позволяет ему организовать учебный процесс, но и помогают понять внутренний мир ребенка.

Помимо  этого усилия педагогов постоянно направлены на воспитание и сохранение устойчивого внимания. Внимание входит в структуру педагогического общения, определяет перцептивные способности учителя. Изучением проблемы внимания, в течение многих десятков лет, занимались и продолжают заниматься отечественные и зарубежные психологи и педагоги:  Н.Ф. Добрынин, Б.Г. Ананьев, Ф.Н.Гоноболин, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Л.С.Кабыльницкая, А.Н. Леонтьев, М.С. Горбач,   М.Н. Шардаков, И. В. Страхов,С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Ланге,    Р.С. Немов     У. Джеймс, Дж. Миль, И. Гербарт, Д.К. Узнадзе, Т. Рибо и др.    

Формы организации лекции:

Аудитория:  студенты 2 курса психологического факультета.

Время: 1ч. 30 мин.

Организационная форма лекции: монологическое высказывание.

Цель  лекции: изучение психологии внимания

Учебные задачи:

1) Дать  характеристику понятию  «внимание», определить его основные формы и функции;

2) Сформировать  представление о видах внимания;

3) Сформировать  представление о свойствах внимания. 
 
 
 
 
 

                            Литература для преподавателя

  1. Психология . [Текст] / под ред. Б.А. Сосновского – 2 –е издание - М.: Юрайт 2011 – 799с.
  2. Психология : Учеб. для  студ. высш. пед.  учеб.  заведений:  -4-е изд. – М.: Владос – 2003.  – 688с.
  3. Психология: учебник для студ. Сред. Проф. Учеб. заведений / И. В. Дубровина , Д.А. Данилова, А.М. Прихожин: под рел. И.В. Дубровиной  - 7-е изд.  – М. : Академия, 2008 – 464 с

                    Литература, рекомендуемая студентам

    1. Общая психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб.  заведений / Н. С, Глуханюк, А. А. Печеркина , С. Л. Семенова . – М. : Академия, 2009. – 288с.
    2. Психология: учебник для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Петровский, М Г. Ярошевский. – 9 –е  изд., М: Академия, 2009. – 512 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПЛАН И КОНСПЕКТ СОДЕРЖАНИЯ ЛЕКЦИИ

п/п

 
 Учебные  вопросы
Время

мин

Дидактические

материалы, ТСО,

примечания.

I Вступительная часть:

- приветствие  студентов;

- проверка наличия  студентов на занятии;

- объявить тему, цели и вопросы учебного занятия;

- предоставить  список литературы;

- обосновать  актуальность темы учебного занятия

Внимание является необходимым условием функционирования всей познавательной деятельности человека.Его развитие обуславливает качество и успешность восприятия, усвоения и понимания учебного материала, активизирует работу мысли, обеспечивает контроль за выполняемым действием.

 
2-3

мин

 
Список  литературы на доске ( пишется заранее)   
  
  
  
 
II  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

III

Основная  часть.  

1) Изучением проблемы развития внимания в течение многих десятков лет занимались и продолжают заниматься отечественные и зарубежные психологи и педагоги:  Н.Ф. Добрынин, Б.Г. Ананьев,  Ф.Н.Гоноболин, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Л.С.Кабыльницкая, А.Н. Леонтьев, М.С. Горбач,   М.Н. Шардаков,   И. В. Страхов и др.  

Внимание - неотъемлемая часть социально- психологического бытия человека. В нем отражено отношение человека к окружающему миру, другим людям. Внимание служит источником сосредоточения человека нам себе как на субъекте деятельности, личности.  

  Внимание- направленность сознания человека на определенные объекты или какую – то деятельность и сосредоточенность на них при одновременном отключении от других объектов или деятельности.

Направленность  внимания определяется как готовность к действию. Сосредоточенность внимания предполагает такую его организацию, которая обеспечивает глубину, полноту и ясность отображения в сознании объектов, с которыми субъект взаимодействует.  

 В зависимости  от направленности выделяют следующие формы проявления внимания:

внешнее (сенсорное) внимание, ориентированное на внешние сигналы.  Выражается в готовности к действию, настороженности, бдительности.

внутреннее (умственное) внимание, объектом которого являются мысли, образы, возникающие в сознании человека.

моторное  внимание, связанное со сосредоточенностью на физических действиях и движениях. 

  Внимание носит  избирательный характер. Это объясняется тем, что

1)способность  к обработке информации ограничена  «пропускной способностью канала»;

2)мы можем  в какой то степени управлять  объектом внимания;

3)восприятие  событий связано с «уровнем  возбуждения», который зависит от  интересов личности;

4)объект внимания  есть часть нашего сознательного  опыта.

Выделяют  три функции внимания:

1) Активизация  нужных и торможение ненужных  психологических и физиологических  процессов.

2)Обеспечение  организованного и целенаправленного  отбора поступающей информации.

3) Способствование  избирательной и длительной сосредоточенности  психической активности на одном  и том же объекте или виде  деятельности. 

Внимание нельзя считать самостоятельным психическим  процессом, подобно ощущению, восприятию, памяти, мышлению, эмоциям. Оно не существует вне каких-либо психических процессов. Мы можем внимательно думать, внимательно  воспринимать, внимательно запоминать, но быть просто внимательным независимо от ощущений, восприятия, мышления - невозможно. Внимание характеризует состояние психических процессов, является как бы одной из сторон психической деятельности личности.

2)    Н.Ф. Добрынин на основании измерения активности личности выделяет три вида внимания: непроизвольное,  произвольное, и послепроизвольное. 

 Механизмом  формирования непроизвольного внимания является ориентировочный рефлекс или доминанта, характеризующаяся более или менее устойчивым интересом личности. Непроизвольное внимание возникает непреднамеренно, без каких-либо специальных усилий.  Причинами его возникновения являются воздействия внешних раздражителей.Для привлечения внимания посторонний раздражитель должен обладать одной из следующих характеристик:

1)  Сила, контрастность,  новизна, неожиданность и т.п.

2) Связь раздражителя  с потребностями, мотивами деятельности  человека, чувствами, в данный  момент.

3) Зависимость  раздражителя от знаний, устойчивых  интересов, настроений, прошлого  опыта человека.

Качественно иной вид представляет собой произвольное внимание- это сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно выбирает объект, на который оно направляется. Психологическое содержание произвольного внимания связано с постановкой цели деятельности и волевыми усилиями. Л.С. Выготский доказал, что этому виду внимания необходимо обучать, развивая его с детства.

Характеристики  произвольного внимания:

- целенаправленность - определяется задачами, которые  человек ставит перед собой  в той или иной деятельности:

- организованный  характер деятельности - человек  готовится быть внимательным к тому или другому предмету, сознательно направляет свое внимание на него, организует необходимые для данной деятельности психические процессы;

- устойчивость - внимание продолжается более  или менее длительное время  и зависит от задач или плана  работы, в которых мы выражаем  наше намерение. 

Важным условием  поддержания произвольного внимания  является психическое состояние  человека. Усталость, эмоциональное  напряжение мешают сосредоточиться.   

 Также  произвольное внимание поддерживается благодаря внешним факторам: обстановка рабочего места, отсутствие посторонних раздражителей.

Ф.Н. Добрынин выделяет третий вид внимания – послепроизвольное –сосредоточение сознания на значимом и ценном для личности объекте.  Суть его в том, что в процессе деятельности человек часто так увлекается, что волевого усилия для удержания внимания на ее объктах уже не требуется. Этот вид внимания связан с сознательно поставленными целями. 

Рассмотренные виды внимания тесно связаны между  собой и не проявляются независимо друг от друга. Они переходят один в другой, обеспечивая эффективность деятельности на разных ее этапах.

3) Различают пять свойств внимания: устойчивость, концентрация, объем, распределение и переключение. Все перечисленные свойства внимания могут проявляться во всех видах внимания.  

Устойчивость внимания заключается в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, не отвлекаясь и не ослабляя внимания. Показателями устойчивости является длительность, ясность и отчетливость отражения в сознании предметов и выполняемых действий, отсутствие колебаний внимания.   

Переключение внимания – процесс преднамеренного перевода внимания с одного объекта на другой. Это свойство проявляется в скорости, полноте, с которой человек может перевести внимание.

Скорость  и успешность переключения зависят от следующих  факторов:

1) интереса человека  к деятельности, информации, на которую  внимание переключается, настроя  на деятельность.

2) характера  предыдущей деятельности, степени  внимательности к ней и готовности  её выполнения.

3) свойств нервной  системы индивида.

4) состояния  утомления.

5) состояния  утомления – чем оно выше, тем  сложнее переключение.

Распределение внимания – это свойство внимания, проявляющееся в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, выполнять несколько действий одновременно.

Распределение внимания зависит  от ряда условий:

1) Связанность  между собой объектов внимания. Чем она больше, тем эффективнее  распределение;

2) Разнородность  объектов внимания. Доказано, что  при действии однородных раздражителей  добиться распределения трудно.

3) Выполнение  в полном объеме внимания только  одного действия, другие должны  быть автоматизированными. Чем  выше уровень автоматизации, тем  эффективнее внимание.

Объём внимания определяется количеством объектов, воспринимаемых одновременно. Согласно ряду исследований, объем внимания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 не связанных между собой объектов, у школьников (в зависимости от возраста) — от 2 до 4 объектов. Объем внимания во многом зависит от знания объектов и от связи их друг с другом. 

Объем внимания может увеличиваться. Это зависит:

1) от особенностей  воспринимаемых предметов (знакомые, легко связываемые между собой);

2) от задачи  и характера деятельности воспринимающего  человека;

3) от умения  систематизировать, группировать  между собой  то содержание, на котором сосредоточивается  внимание.

Концентрация внимания – это свойство, определяющее высокую интенсивность сосредоточения внимания, поглощенность сознание субъекта объектом внимания. Это свойство можно определить и как глубину погружения в какую-либо деятельность. Показателем интенсивности концентрации внимания является невозможность отвлечь его от предмета деятельности посторонними раздражителями. Эта характеристика очень важна при выполнении видов деятельности, требующих предельной сосредоточенности на каком-то объекте. Огромную роль она играет и в процессе обучения. 

Подведение  итогов:    В ходе занятия мы узнали  функции и формы внимания, а также виды внимания, выделенные Н.Ф.Добрыниным. К этим видам относятся: произвольное, непроизвольное и послепроизвольное внимание.

Мы узнали о  свойствах внимания: устойчивость, концентрация, объем, распределение  и переключение.Внимание не имеет  продукта своей деятельности. Оно  рассматривается как сторона  или свойство этой деятельности. Продуктом  внимания является улучшение любой  деятельности.   
 

Заключительная  часть

- ответить на  поставленные студентами вопросы;

- подвести итоги  учебного занятия;

- дать задания  на самостоятельную работу.  
  
  
 

 
1ч. 

20

мин  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

5

мин  
  
 

 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
Пример: внимание учителя на уроке, направленное на класс вцелом и отдельного ученика- готовность отреагировать на любые изменения в классе.

Пример: наблюдая за учениками легко выделить тех, кто поглощен своими переживаниями, мыслями.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

Таблица«Виды

внимания».  
  
  
  
 

Стукнуть кулаком  по столу-студенты поднимут голову (вот  Вам пример непроизвольного внимания)  
  
  
 

Пример:интересный рассказ учителя надолго привлечет внимание школьников без всяких для них усилий.  
 

Предложить  загадки  на внимательность:

« Может ли акула  назвать себя рыбой?» 

(нет, рыбы  не умеют говорить)

« Чего нет в  реке, но есть и в озере, и в  море, и в океане?» ( Буквы «О»).  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

Примечание:  По мнению К.К. Платонова это высшая форма профессионального внимания.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

Предложить студентам  выполнить задание на концентрацию внимания

( Показать картинку  с ошибкой и предложить обнаружить  эту

Информация о работе Внимание