Влияние компьютерных игр на уровень агрессивности подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Наше время характерно стремительным развитием информационных и компьютерных технологий, которые существенно перестраивают практику повседневной жизни. Нынешние дети и подростки живут в мире отличном от того, в котором выросли их родители. Эти тенденции проявляются и в таких традиционных сферах, как игра и игрушки. Развитие индустрии электронных и компьютерных игр ставит перед психологией новые вопросы: о том, какое влияние они оказывают на развитие ребенка. Игры любят все. Игра является наилучшей средой для обучения любому виду деятельности. Однако, компьютерные игры это не просто деятельность: это деятельность конструирования миров. Психологический термин «конструирование миров» появился несколько лет назад. В научный обиход его ввел российский психолог Асмолов. Конструирование миров – процесс создания образа мира в человеческой психике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
Глава І. Теоретическое исследование влияния компьютерных игр на уровень агрессивности подростков
1.1 Анализ различных подходов к исследованию агрессивности ……………
1.2. Психология компьютерных игр ……………………………………………
1.3. Компьютерные игры как фактор влияния на агрессивное поведение подростков…………………………………………………………………………
Глава ІІ. Экспериментальное исследование влияния компьютерных игр на уровень агрессивности подростков
2.1 Программа исследования……………………………………………………
Методики исследования……………………………………………………..
2.2. Результаты исследования …………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………….
Литература……………………………………………………………………….
Приложение……………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 281.00 Кб (Скачать)
  • вопрос может относиться только к одной форме агрессии;
  • вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет» (полный вариант  методики см. приложение 2).

 

2.3. Результаты  исследования

«Опросник, определяющий уровень увлеченности компьютерными  играми» для родителей

Для выявления уровня увлеченности компьютерными играми был использован «Опросник, определяющий уровень увлеченности компьютерными играми» для родителей

 

Таблица № 1

 Результаты выполнения 

Ф.И.О родителя

1-4 (низкий)

5-7 (средний)

8-10 ( высокий)

1

Наталья

 

6

 

2

Зульфия

 

7

 

3

Жанна

 

5

 

4

Светлана

   

9

5

Индира

 

6

 

6

Дарига

 

7

 

7

Дарига

 

7

 

8

Светлана

 

6

 

9

Ольга

 

5

 

10

Арайлым

   

8

11

Айгуль

 

6

 

12

Жазира

 

6

 

13

Рената

4

   

14

Акмарал

 

7

 

При составлении данной таблицы и занесения в нее  результатов проведения данной методики был выявлен уровень увлеченности компьютерными играми по трем шкалам:

  • 1-4 (низкий уровень)
  • 5-7 (средний уровень)
  • 8-10 (высокий уровень)

     Средние показатели опросника явились основанием для того, чтобы сформировать три экспериментальные группы по 10 человек в каждой. В первую группу вошли подростки, получившие средний балл от 8 до 10 баллов, что соответствует высокому уровню увлеченности компьютерными играми. Во вторую группу вошли подростки, получившие средний балл от 5 до 8 баллов, что соответствует среднему уровню увлеченности компьютерными играми. В третью группу вошли подростки, получившие средний балл от 1 до 5 баллов, что соответствует низкому уровню увлеченности компьютерными играми.

По данным таблицы  в первую группу с «высокий уровень «увлечённости вошли трое учащихся, во вторую группу со «средним уровнем» вошли 10учащихся и в третью группу с «низким уровнем увлеченности» вошел только один учащийся

 

Методика «Диагностика состояния агрессии» (опросник Басса-Дарки)

 

  Для выявления  уровня агрессивности у подростков была использована Методика «Диагностика состояния агрессии» (опросник Басса-Дарки)

  Все полученные результаты были оформлены в соответствующих подробных таблицах, которые располагаются в строгом порядке по мере выполнения методики. 

 

Таблица № 2

 Результаты выполнения 

 

Физическая

Агрессия

 

Косвенная

агрессия

 

Раздра-жение

 

Негати-визм

 

обида

 

Подозри

тельность

 

Чувство

вины

 

Вербаль

наяагрессия

4

(ниже сред.)

5

(ниже сред.)

7 (сред)

2 (низк.)

4 (ниже сред.)

8

(выше сред.)

10

(высок)

6

(ниже сред.)

7

(выше сред.)

5

(ниже сред.)

9

(выше сред.)

6

(выше сред.)

5

(ниже сред.)

7

(сред)

3

(низк.)

10

(выше сред.)

5

(низк.)

3

(низк.)

6

(выше сред.)

3

(низк.)

3

(низк.)

2

(низк.)

4

(ниже сред.)

6

(выше сред.)

8

(выше сред.)

6

(выше сред.)

7

(сред)

5

(ниже сред.)

5

(ниже сред.)

7

(сред)

5

(ниже сред.)

9

(выше сред.)

6

(выше сред.)

6

(выше сред.)

5

(ниже сред.)

2

(низк.)

2

(низк.)

3

(низк.)

5

(ниже сред.)

8

(выше сред.)

7

(сред)

4

(ниже сред.)

4 (ниже сред.)

2

(низк.)

4 (ниже сред.)

4

(ниже сред.)

4

(ниже сред.)

4

(ниже сред.)

5

(ниже сред.)

6

(выше сред.)

7

(сред)

5

(ниже сред.)

4 (ниже сред.)

6

(выше сред.)

2

(низк.)

3

(низк.)

5

(ниже сред.)

6

(выше сред.)

6

(выше сред.)

3

(низк.)

2

(низк.)

4

(ниже сред.)

2

(низк.)

3

(низк.)

5

(ниже сред.)

8

(выше сред.)

6

(выше сред.)

3

(низк.)

2

(низк.)

7

(сред)

7

(сред)

8

(выше сред.)

7

(низк.)

5

(ниже сред.)

9

(сред)

5

(ниже сред.)

7

(сред)

7

(сред)

10

(высок.)

9

(выше сред.)

4

(ниже сред.)

4

(ниже сред.)

7

(сред)

2

(низк.)

3

(низк.)

8

(выше сред.)

10

(высок.)

2

(низк.)

6

(выше сред.)

6

(выше сред.)

4 (ниже сред.)

3

(низк.)

3

(низк.)

6

(выше сред.)

5

(ниже сред.)

6

(выше сред.)

5

(ниже сред.)

4

(выше сред.)

5

 (ниже сред.)

3

(низк.)

3

(низк.)

3

(выше сред.)

2

(низк.)

6

(выше сред.)

4

(ниже сред.)

5

(ниже сред.)

7

(сред)

3

(низк.)

3

(низк.)

7

(сред)

10

(высок.)

4 (ниже сред.)


 

При составлении данной таблицы и занесения в нее  результатов проведения данной методики была выявлена степень агрессивности у подростков

Индекс агрессивности  включает в себя 1,3,7 шкалы:

-Физическая  агрессия

- Раздражение

          -Вербальная агрессия

 

12 баллов-высокий уровень

8-9баллов-выше среднего

6-7баллов- средний уровень

4-5баллов-выше низкого

1-3баллов –низкий

 

   При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень  проявления агрессивности .

По данным таблицы  только у трех учащихся показатель  агрессивности достигает «выше  нормы», у семерых учащихся показатель- «выше среднего» и четверо учащихся со «средним» показателем

Методика «Диагностика состояния агрессии» использовалась для того, чтобы определить зависимость  уровня агрессивности в характере  подростков от степени их увлеченности компьютерными играми. Интерес в данном исследовании представляют шкалы, отвечающие за уровень агрессивности, а именно: шкала «Физическая агрессия», «Раздражительность», «Вербальная агрессия». 
Результаты по методике «Диагностика состояния агрессии» и по опроснику «увлеченности компьютерными играми »были обработаны, и сведены в таблицу

 

Таблица № 3

 Результаты выполнения 

 

Ф.И.О

Показатели уровня увлеченности компьютерными играми

Показатели уровня агрессивности у подростков

6(средний)

17(ниже сред.)

7 (выше сред.)

26(высокий)

5(средний)

17(ниже сред.)

9(высокий)

24 (высокий)

6(средний)

18 (средний)

7(средний)

15 (ниже сред.)

7(средний)

15(ниже сред)

6(средний)

14 (ниже сред.)

5(средний)

19(средний)

8 (высокий)

24(высокий)

6(средний)

13 (выше низкого)

6(средний)

16(ниже сред.)

4 (низкий)

11(низкий)

7(средний)

12 (выше низкого)


 
Сравнение показателей подростков, принявших участие в эксперименте выявило, что у подростков с низким уровнем увлеченности компьютерными  играми уровень агрессивности ниже, чем у подростков со средним и высоким уровнем увлеченности компьютерными играми. Показатели индекса агрессивности у подростков с низким уровнем увлеченности компьютерными играми составляет диапазон с 11 баллов до 20 баллов. Показатели индекса агрессивности у подростков со средним уровнем увлеченности компьютерными играми составляет диапазон с 18 баллов до 22 баллов. Показатели индекса агрессивности у подростков с высоким уровнем увлеченности компьютерными играми составляет диапазон с 21 баллов до 28 баллов.  
Сравнение средних баллов по шкалам «Физическая агрессия», «Раздражительность», «Вербальная агрессия» показало интересную закономерность. Сильные различия получены по шкале «Раздражительность». У подростков с низким уровнем увлеченности компьютерными играми средний показатель составляет 5,2 балла, у подростков со средним уровнем увлеченности компьютерными играми средний показатель составляет 8,3 балла, у подростков с высоким уровнем увлеченности компьютерными играми средний показатель составляет 9,5 балла. У подростков с низким и средним уровнем увлеченности компьютерными играми показания по всем шкалам методики, в том числе индекса агрессивности, находятся в пределах возрастной нормы. У подростков с высоким уровнем увлеченности компьютерными играми в некоторых случаях зафиксированы данные, превышающие возрастной диапазон.  
Вероятно, все выводы носят вероятностный характер, требующий дополнительных исследований на более многочисленной выборке. Лонгитюдное обследование, возможно, выявило бы более существенные различия через несколько лет

 

Выводы

Результаты эмпирического  исследования позволили выявить  связь соотношения актуального  состояния увлеченности компьютерными  играми и уровнем агрессивности  подростков и сделать следующие  выводы: 
• У подростков с низким уровнем увлеченности компьютерными играми уровень индекса агрессивности ниже, чем у подростков со средним и высоким уровнем увлеченности компьютерными играми. 
• У подростков с низким уровнем увлеченности компьютерными играми показатели по шкале «Раздражительность» особенно отличаются от таковых у подростков с высоким уровнем увлеченности компьютерными играми.  
• У подростков со средним уровнем увлеченности компьютерными играми уровень индекса агрессивности и всех шкал соответствует возрастной норме. 
• У подростков с высоким уровнем увлеченности компьютерными играми в некоторых случаях зафиксированы данные, превышающие возрастной диапазон.

  
Рекомендации для родителей «современных подростков» увлекающихся компьютерными играми

 
1. Больше общайтесь с ребенком. Статистика свидетельствует, что в большинстве компьютероманами становятся дети, у которых общение с родителями сводится к 15-20 минутам в день.  
2. Войдите в доверие ребенка, так что бы он не боялся и рассказывал вам, в какие игры играет и какие больше всего любит. Тогда вы сможете плавно рассказывать ему о негативном влияние таких игр, и например, заинтриговать его какой-то другой интересной игрой, необязательно компьютерной, которая будет менее опасна для него. Ведь существуют много разных интересных не компьютерных игр.  
3. Больше уделяйте внимания ребенку, играйте в игры вместе с ним. И так, постепенно заменяйте компьютерные игры настольными играми. Главное побольше общения, внимания. Возможно, ребенок внезапно сам увлечется спортом или запишется в какой-то творческий кружок, когда влияние компьютера ослабнет. Сейчас, да и раньше всегда было очень много интересных и развивающих настольных игр - например, экономические настольные игры, в которых можно покупать недвижимость, машины, акции, получать приятные сюрпризы. Дети очень любят такие игры, так как в них, как и в компьютерных играх, можно зарабатывать деньги и покупать на них все, что захочется (в рамках игры). Такие игры очень интересные и развивающиеся, особенно экономические. Ребенок начинает понимать настоящую цену деньгам, основы экономики, термины, например, что такое актив, пассив, дебет, кредит и т.д. Единственно что, от вас требуется так это играть и принимать участие в играх с вашим ребенком. Ведь в настольные игры не поиграешь один! Это одна из причин, почему дети больше играют в компьютерные игры, ведь там есть с кем играть - с искусственным интеллектом. Родители стали мало уделять времени для своего ребенка и играть с ним, многие сами становятся причиной тому, что ребенок начинает играть в компьютерные игры - покупают ему компьютер и тот молча сидит и играет, одним словом никому не мешает. Родители начали меньше играть с детьми в настольные игры, в солдатиков, в машинки, в куклы и т.д., да во что угодно, кроме компьютерных игр. Причина для всех одна и та же - стремление зарабатывать все больше и больше. Переключитесь с себя на ребенка.  
4. Станьте лучшим другом для своего ребенка. Время от времени (чем чаще, тем лучше) интересуйтесь его делами, самочувствием, интересами, происходящем в сегодняшнем дне и т.д. Если ребенок вам ничего не рассказывает, то вы ничего не добьетесь положительного. Крики, злость, наказания - не помогут, а только навредят. Лучший выход из этой ситуации - стать другом своему ребенку. На время, станьте для него не родителями, а друзьями. Не кричите, и не ругайте своего ребенка, и ни в коем случае не вините его ни в чем. Когда у вас получиться стать друзьями с вашим ребенком, то он будет вам все рассказывать, начиная с того, как начался день, что делал на протяжении дня, с кем общался и т.д.  
5. Разнообразьте жизнь ребенка. Многие дети могут быть не заинтересованными в компьютерных играх, а могут проводить сутками, ночами в чатах и заниматься виртуальным общением и знакомствами. В таком случае ребенку явно не хватает живого общения, то ли от своих родителей, то ли нет своих реальных друзей. С вашим общением с ребенком все понятно, а вот как быть с друзьями-ровесниками. Запишите своего ребенка на какой-то интересный кружок. Это может быть как спортивная секция - футбол, баскетбол, теннис, волейбол, плавание и т.д. Или же что-то творческое для души - пение, танцы, игра на музыкальных инструментах и т.д. Главное выбирайте кружок не тот, что вам нравиться и вам по душе, а тот, который ребенок сам выберет. Дайте ребенку свободу выбора и не навязывайте, а только предложите ему и предоставьте право выбора. Вы же не будете выбирать невесту (жениха) за ребенка? 
6. Искусственные же ограничения не дают никакого положительного эффекта. Ребенку расти и жить в том мире, который мы имеем — с тем компьютерным бумом, который мы наблюдаем. Оградить ребенка от компьютера означает вызвать у него неадекватную реакцию, когда он все-таки столкнется с этим проявлением современного мира. Другое дело, что нужно отдавать себе отчет: если папа предпочитает общению с мамой сидение перед дисплеем компьютера, если маме легче погрузиться в переживания «мыльной оперы», нежели поговорить с сыном или дочерью, то ожидать от ребенка другой реакции на компьютер или телевизор, по крайней мере, наивно. Беда не в том, что в нашей жизни есть электронные средства информации и коммуникации. Беда в том, что нам самим, взрослым, удобнее заменить ими непосредственное общение.

Информация о работе Влияние компьютерных игр на уровень агрессивности подростков