Влияние компьютерных игр на уровень агрессивности подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Наше время характерно стремительным развитием информационных и компьютерных технологий, которые существенно перестраивают практику повседневной жизни. Нынешние дети и подростки живут в мире отличном от того, в котором выросли их родители. Эти тенденции проявляются и в таких традиционных сферах, как игра и игрушки. Развитие индустрии электронных и компьютерных игр ставит перед психологией новые вопросы: о том, какое влияние они оказывают на развитие ребенка. Игры любят все. Игра является наилучшей средой для обучения любому виду деятельности. Однако, компьютерные игры это не просто деятельность: это деятельность конструирования миров. Психологический термин «конструирование миров» появился несколько лет назад. В научный обиход его ввел российский психолог Асмолов. Конструирование миров – процесс создания образа мира в человеческой психике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
Глава І. Теоретическое исследование влияния компьютерных игр на уровень агрессивности подростков
1.1 Анализ различных подходов к исследованию агрессивности ……………
1.2. Психология компьютерных игр ……………………………………………
1.3. Компьютерные игры как фактор влияния на агрессивное поведение подростков…………………………………………………………………………
Глава ІІ. Экспериментальное исследование влияния компьютерных игр на уровень агрессивности подростков
2.1 Программа исследования……………………………………………………
Методики исследования……………………………………………………..
2.2. Результаты исследования …………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………….
Литература……………………………………………………………………….
Приложение……………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 281.00 Кб (Скачать)

 

 

Кафедра педагогики, психологии и частных методик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Влияние компьютерных игр на уровень агрессивности  подростков»

                                         Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Содержание

Введение…………………………………………………………………………..

 

Глава І.  Теоретическое  исследование влияния компьютерных игр на уровень агрессивности  подростков

 

1.1 Анализ различных подходов  к исследованию агрессивности ……………

1.2. Психология компьютерных игр ……………………………………………

1.3. Компьютерные игры как фактор влияния на агрессивное поведение подростков…………………………………………………………………………

 

 

Глава ІІ. Экспериментальное исследование влияния компьютерных игр на уровень агрессивности подростков

2.1 Программа исследования……………………………………………………

      Методики исследования……………………………………………………..

2.2. Результаты исследования …………………………………………………..

      Заключение………………………………………………………………………. 
      Литература……………………………………………………………………….

      Приложение……………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

   Актуальность. Наше время характерно стремительным развитием информационных и компьютерных технологий, которые существенно перестраивают практику повседневной жизни. Нынешние дети и подростки живут в мире отличном от того, в котором выросли их родители. Эти тенденции проявляются и в таких традиционных сферах, как игра и игрушки. Развитие индустрии электронных и компьютерных игр ставит перед психологией новые вопросы: о том, какое влияние они оказывают на развитие ребенка. Игры любят все. Игра является наилучшей средой для обучения любому виду деятельности. Однако, компьютерные игры это не просто деятельность: это деятельность конструирования миров. Психологический термин «конструирование миров» появился несколько лет назад. В научный обиход его ввел российский психолог Асмолов. Конструирование миров – процесс создания образа мира в человеческой психике. Как сконструированный мир, любая популярная компьютерная игра имеет собственную физику и свойства пространства, искусственную историю и течение времени, оригинальную философию, этику и мораль. Игры дают возможность игроку активно действовать в сконструированном мире.       Подобное достоинство может стать и недостатком: некоторые люди чувствуют, что в ходе игры меняются больше, чем это им нужно. Снаружи они остаются прежними, а изнутри постепенно и незаметно становятся другими. Развлекательные игры могут нести информацию и развивающий потенциал (яркий пример того игры на память и логические игры), но созданы они в большинстве своем как проекты, не связанные с образованием. На современном этапе развития компьютерных игр становится все более сложным, поскольку с одной стороны, формы обучающих игр приближаются к развлекательным, обучение через компьютер становится все более ненавязчивым, вписывается в ткань самого сюжета игры. С другой стороны сами развлекательные игры (т.е. не ставящие исходно образовательных целей) требуют освоения некоторого багажа знаний, содержат информацию, помогают приобрести разные навыки. Проблема влияния компьютерных игр на подростков приобрела широкий общественный резонанс. Причем информация об этой проблеме поступает преимущественно из двух источников - средств массовой информации и эмпирических исследований, каждый из которых обладает своей спецификой.  С 80-х годов в средствах массовой информации появляется много сообщений, предупреждающих об опасном влиянии компьютера в целом и компьютерных игр в частности на психику подростков. Среди основных обвинений - зависимость, которая выражается в психопатологических симптомах (неспособность подростка переключаться на другие развлечения, чувство мнимого превосходства над окружающими, oскудение эмоциональной сферы и т.д.). Некоторые компьютерные игры провоцируют, по мнению авторов статей, агрессивное поведение, возвеличивание войн и насилия, правого экстремизма. В качестве негативных последствий указывают сужение круга интересов подростка, стремление к созданию собственного мира, уход от реальности. Занятия с компьютером один на один, часто в ущерб общению со сверстниками, приводят к социальной изоляции и трудностям в межличностных контактах. Негативную картину дополняют соматические нарушения (снижение остроты зрения, быстрая утомляемость и др.), которые, как полагают, - прямое следствие «копмьютеризации» свободного времени подростков.   
Вышесказанное определило в существенной степени выбор темы курсового исследования: «Влияние компьютерных игр на уровень агрессивности подростков».

 
   Цель исследования - исследовать степень влияния компьютерных игр на уровень агрессивности по подростков.

 
   Гипотеза исследования: подростки 13-14 лет, увлекающиеся компьютерными играми и часто проводящие время за ними обладают более высоким уровнем агрессивности по сравнению с подростками не увлекающимися компьютерными играми.

 
   Объект исследования — подростки 13-14 лет с разной степенью увлеченности компьютерными играми.

  
   Предмет исследования – агрессивность подростков с разной степенью увлеченности компьютерными играми.

 
   В соответствии с целью, гипотезой, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

 
1. Проанализировать разные подходы к изучению агрессивности человека; 
2. Проанализировать разные подходы к изучению влияния компьютерных игр на подростков; 
3. Провести исследование агрессивности подростков 13-14-ти лет с разной степенью увлеченности компьютерными играми.

 
    Практическая значимость исследования: Полученные результаты могут быть использованы в работе практического психолога, учителей и родителей при решении задач воспитания подростков. Эти данные также могут содействовать решению проблемы социально-психологической адаптации современной молодежи в новых социальных условиях. Намечены основные психолого-педагогические рекомендации по снижению негативного влияния компьютерных игр на психику подростка.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ

1.1. Анализ различных  подходов к исследованию агрессивности

 
«Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или  причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения» [9]. Это определение предполагает, что агрессию следует рассматривать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку. 
Люди часто совершают опасные агрессивные действия. Вопрос о том, почему они предпринимают подобные действия, долго был предметом серьезной дискуссии. При большом разнообразии выдвигавшихся противоречивых теоретических обоснований, большинство из них, по мнению Р. Бэрона и Д. Ричардсона [3], попадает под одну из четырех следующих категорий. Агрессия относится в первую очередь к: 
1. Врожденным побуждениям или задаткам; 
2. Потребностям, активизируемым внешними стимулами; 
3. Познавательным и эмоциональным процессам; 
4. Актуальным социальным и эмоциональным условиям в сочетании с предшествующим научением. 
Самое раннее и наиболее известное теоретическое положение, имеющее отношение к агрессии, - это положение, согласно которому должное поведение по своей природе инстинктивное. Согласно этому подходу, агрессия возникает потому, что люди генетически «запрограммированы» на подобные действия. 
Психоаналитический подход, представленный З. Фрейдом, утверждает, что все человеческое поведение происходит, прямо или косвенно из Эроса, чья энергия (либидо) направлена на сохранение и воспроизведение жизни. В результате агрессия рассматривается как реакция на блокирование или разрушение либидозных импульсов. [23] 
Позже З. Фрейд предположил существование второго основного инстинкта - Танатоса (инстинкта влечения к смерти, направленности энергии на прекращение жизни). З. Фрейд утверждал, что человеческое поведение является результатом взаимодействия этого инстинкта с Эросом, и что между ними существует постоянное напряжение, то есть конфликт между сохранением жизни (Эросом) и ее разрушением (Танатосом). Другие механизмы нацелены направлять энергию Танатоса во все направления от «Я». 
Таким образом, Танатос способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других. Схема механизма возникновения агрессии, направленной на окружение 
 
 
 
 
Лоренц придерживался эволюционного подхода к агрессии, демонстрируя сходство с позицией З. Фрейда. Согласно Лоренцу, агрессия берет начало из врожденного инстинкта борьбы за выживание. Предполагается, что инстинкт развился в ходе длительной эволюции. Лоренц считает, что агрессивная энергия (имеющая своим источником инстинкт борьбы) вырабатывается в организме непрерывно, в постоянном темпе, накапливаясь с течением времени. В результате, происхождение агрессивных действий является совместной функцией количества накопленной агрессивной энергии и наличия силы облегчающих разрядку агрессии стимулов в окружающей среде. То есть, чем больше имеется агрессивной энергии, тем меньший стимул нужен для того, чтобы агрессия вышла во вне. В общем, если с момента последнего агрессивного проявления прошло достаточное количество времени, агрессивное поведение может развернуться спонтанно, при абсолютном отсутствии высвобождающегося стимула. 
Существует так называемая «охотничья» гипотеза Ардри, близкая к теории Лоренца, где Ардри утверждает, что в результате естественного отбора появился новый вид - охотники. Это охотничья «природа» составляет основу человеческой агрессивности. 
Представители следующего направления, социологи, предлагают свое объяснение феномена агрессии: агрессивность - это средство, с помощью которого индивидуумы пробуют получить свою долю ресурсов, что обеспечивает успех (на генетическом уровне) в естественном отборе. Согласно данным теориям, агрессия в той или иной форме всегда будет присуща человеку, так как является неотъемлемой частью человеческой природы. 
   Теории пробуждения предполагают, что источником агрессии является вызываемый внешними причинами порыв причинить вред другим. Наибольшим влиянием среди теорий этого направления пользуется теория фрустрации - агрессии, предложенная Доллардом и его коллегами. Центральными в теории Долларда являются два предположения: 1. Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме; 2. Агрессия всегда является результатом фрустрации. 
Помимо этого, существуют дополнительные аспекты. В отношении побуждения к агрессии большое значение имеют три фактора:

  • Во-первых, степень ожидаемого удовлетворения от будущего достижения цели;
  • Во-вторых, сила препятствий на пути достижения цели;
  • В-третьих, количество последовательных фрустраций.

Позднее Доллард обратился  к исследованию факторов, замедляющих  агрессию. Степень замедления в любом  акте агрессии варьируется в прямом соответствии с предлагаемой тяжестью наказания, могущего последовать за этим действием. Эту теорию уточнил Берковиц, утверждая, что фрустрация приводит только к готовности действовать агрессивно. Чтобы появилось агрессивное поведение, должны присутствовать посылы к агрессии, то есть средовые стимулы, связанные с актуальными факторами, провоцирующими агрессию в целом.  
Схема появления агрессивного поведения (Берковиц) 
 
 
Рассматриваемые теории трактуют агрессию как инстинктивную потребность, которая ослабляется с помощью агрессивного поведения. Зильманн полагал, что будет более правильно считать, что агрессия обусловлена возбуждением, то есть тем, что можно наблюдать и измерять. В общем, подразумевается действие неиссякаемого источника агрессивных импульсов. 
Когнитивные модели агрессии помещают в центр эмоциональные и когнитивные процессы, лежащие в основе этого типа поведения. Берковиц в своих поздних работах пересмотрел прежние труды и перенес акцент с посылов к агрессии на эмоциональные и позитивные процессы. Он утверждал, что препятствия провоцируют агрессию лишь той степени, в какой они создают негативный эффект. Зильманн же доказал, что «познание и возбуждение» теснейшим образом взаимосвязаны; они влияют друг на друга на всем протяжении процесса переживания приносящего страдание опыта и поведения. 
 
 
Еще одно теоретическое направление рассматривает агрессию как явление социальное, а точнее как форму поведения, усваиваемую в процессе социального научения. С точки зрения этой теории агрессию нужно рассматривать, учитывая следующие факторы: 
1. Каким путем была усвоена агрессивная модель; 
2. Факторы, провоцирующие ее проявление; 
3. Каковы условия, способствующие закреплению данной модели. 
Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем непосредственного участия в ситуациях проявления агрессии, а также в результате пассивного наблюдения проявлений агрессии. 
Таким образом, агрессия, как бы она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другим живым организмам.

     Становление  агрессивного поведения - сложный процесс, в котором участвуют многие факторы. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению, как посредством прямых подкреплений, так и путем наблюдения агрессивных действий, пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться. Родители, которые применяют крайние суровые наказания и не контролирующие занятия детей, могут обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны. 
Дети получают сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Они учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей (например, одноклассников). Однако те, кто очень агрессивен, скорее всего, окажутся отверженными большинством в классе. С другой стороны, эти агрессивные дети могут найти друзей среди других агрессивных сверстников. 
Паттерсон и его коллеги разработали модель семейных взаимоотношений, ведущую к отклоняющемуся поведению. 
Модель отклоняющегося поведения, разработанная Паттерсоном 
 
 
В целом же агрессивность как в форме настойчивости, упрямства (не деструктивная), так и в форме враждебности и ненависти (деструктивная) влияет на эмоциональное развитие, на формирование личности, на психическое здоровье. Способность справляться с агрессией определяет развитие индивидуальных и социальных качеств. 
Непосредственные исследования различными учеными поведения здоровых детей показали, что агрессивность проявляется в различных формах у любого ребенка. Все формы агрессивности имеют одну общую черту: они вызваны попытками контролировать ситуацию, воздействовать на нее в целях, совершенствования либо себя, либо своего окружения, включая близких людей. Реакция в виде агрессивного поведения, вероятно, приводится в действие некой внутренней мотивирующей силой. 
Г. Паренс выделял две главные формы агрессии. Первая - не деструктивная агрессия (конструктивная), то есть настойчивое невраждебное самозащитное поведение, направленное на достижение цели и тренировку. [13] 
Исследования Г. Паренса позволяют предположить, что не деструктивная агрессия вызывается врожденными механизмами, служащими для адаптации к среде, удовлетворяющей желания и достижение цели. Эти механизмы наличествуют и функционируют, хотя и достаточно примитивно, с самого момента рождения. 
Другая форма - враждебная деструктивность, то есть злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим поведение. Ненависть, ярость, задиристость, желание отомстить и т.п. также могут быть формой самозащиты, однако порождают множество личных проблем и заставляют страдать окружающих. Враждебная деструктивность, в отличие от не деструктивной агрессии не проявляется сразу после рождения. Однако механизмы ее продуцирования или мобилизации существуют с самого начала жизни ребенка. Враждебная деструктивность вызывается и активизируется в результате сильных неприятных переживаний (чрезмерная боль или дистресс). 
Вся эмоциональная жизнь человека находится под влиянием этих двух форм агрессии. Они беспокоят в наибольшей степени, так как формируют опыт детей, особенно проявляясь в их межличностных взаимоотношениях. Первый тип агрессивности, безусловно, желателен, необходим для выживания и достижения успеха. Второй тип, несмотря на ряд отрицательных качеств, временами может быть тоже необходим для адаптации и выживания. Задача психолога, по мнению Г. Паренса - помочь детям избавиться от ненужной враждебности к другим, к себе самому, к обществу. Эта помощь необходима, чтобы дети не осложняли свою жизнь внутренними конфликтами, чувствами вины и стыда, чтобы они себя уважали, уважали других, могли нести свою меру социальной ответственности, строили доброжелательные отношения с окружающими. 
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что уровень враждебности, возникающей в душе ребенка, влияет на его эмоциональное сочувствие. Но не меньшие последствия влечет враждебность и для общества. Конкретно же для личности эмоциональное самочувствие зависит от того, каким целям служит агрессивность. Она бывает направлена на источники боли и дистресса. Для этого враждебность, ярость, ненависть, по сути, предназначены, и, следует признать, что некоторый уровень агрессивности необходим. Проявления враждебности неизбежны. Можно снизить частоту и интенсивность возникновения и концентрации враждебности до определенного уровня и, таким образом, защитить детей от переживания чрезмерной враждебности. Г. Паренс считает, что это именно тот случай, когда психолог действительно может помочь. 
Врожденная предрасположенность к эмоциональным переживаниям и раздражительности плюс жизненный опыт, который приобретает человек, вот что практически определяет отношение человека к близким. В свою очередь лучшее из того, что можно делать для детей - это помочь им справиться с трудностями роста. Это можно сделать, по мнению Г. Паренса, научив детей справляться с агрессивностью. Агрессивность не есть инстинкт, который, безусловно, находит свое выражение.

 

   Э. Фромм в своей книге «Анатомия человеческой деструктивности» показывает, как точные научные данные нейрофизиологии, психологии животных, палеонтологии и антропологии опровергают гипотезу о том, что в человеке от рождения заложен спонтанный само развивающийся инстинкт агрессивности. [19] 
Во-первых, Э. Фромм анализирует результаты исследования проблемы отношений между функцией мозга и поведением индивида. Ряд исследователей, таких как В.Р. Гесс, Д. Олдс, Р.Р. Хит, Х.М.Р. Дельгадо [19], утверждают, что импульсы агрессии и бегства «контролируются» разными участками мозга. Так, например, экспериментально установлено, что, стимулируя определенные участки мозга, можно усилить аффект гнева (и соответствующую модель поведения), а можно и затормозить. Например, активизация зависит от промежуточного мозга, латерального гипоталамуса, центрального серого вещества. Подобные исследования демонстрируют тот факт, что в одних зонах реакция активизируется, а в других сдерживается. Вследствие дуальной (биполярной) организации полушарий мозга возникает и двойственность рефлекса агрессии. Важен вопрос, какие факторы нарушают равновесие и провоцируют открытую ярость и соответствующее разрушительное (агрессивное) поведение. Эксперименты показывают, что нарушения подобного рода могут произойти, с одной стороны, от электрического раздражителя, а с другой стороны - наступить вследствие выведения из строя тормозящих центров. Такие исследователи, как Марк и Эрвин, обращают внимание на то, что нарушения равновесия могут быть вызваны еще и разного рода мозговыми заболеваниями. 
Э. Фромм отмечает, что данные антропологической науки показали, что инстинктивистская интерпретация человеческой разрушительности не выдерживает критики. По его мнению, жестокость и деструктивность в большинстве обществ остается на таком низком уровне, что их объяснение с помощью «врожденных страстей» не убедительно. Так, факты свидетельствуют, что менее цивилизованные общества (охотники, собиратели и ранние земледельцы) проявляют меньшую агрессивность, чем более развитые цивилизации. [19] 
Важно, по мнению Э. Фромма, исследовать социальные условия, нарушающие равновесие рефлекса. 
Э. Фромм, анализируя литературу по проблеме агрессивности людей и животных, делает вывод, что агрессивное поведение животных является неизбежной реакцией на любую угрозу жизни или, другими словами, на угрозу витальным интересам живого существа как индивида и как члена своего вида. Это обобщенное определение может быть рассмотрено относительно разного рода ситуаций. Самая явная ситуация - это прямая угроза жизни индивида или угроза его жизненно важным потребностям (в пище, в сексе); комплексная форма такой угрозы - «Crowding» (скученность), сужение пространства, ограничение свободы передвижения или сужение социальной структуры (ближайшего окружения, группы). В силу того, что разные формы агрессивного поведения есть ответ на угрозу витальным интересам, мобилизация агрессии в соответствующих зонах мозга происходит во имя жизни, как реакция на угрозу жизни индивида и вида. Это позволяет Э Фромму сделать вывод о том, что филогенетически заложенная агрессия, встречающаяся у людей и животных, есть не что иное, как приспособительная, защитная реакция. 
Э. Фромм анализирует различные типы агрессии и деструктивности, а также их предпосылки. 
Э. Фромм под агрессией понимает все те действия, которые причиняют (или намерены причинить) вред другому человеку, животному или неживому объекту. Следовательно, под эту категорию подпадают нередко весьма разнообразные типы реакций и импульсов; поэтому Э. Фромм выделяет, строго различает агрессию биологически адаптивную, способствующую поддержанию жизни, доброкачественную, от злокачественной агрессии, не связанной с сохранением жизни- 
Во-первых, он развивает идею «доброкачественной агрессии». Биологически адаптивная агрессия - это реакция на угрозу витальным интересам индивида; она заложена в филогенезе. Она свойственна и животным, и человеку. Такая агрессия носит взрывной характер, возникает спонтанно как реакция на угрозу; а следствие ее - устранение либо самой угрозы, либо ее причины. 
Биологически неадаптивная, злокачественная агрессивность (то есть, другими словами, деструктивность, жестокость) вовсе не является защитой от нападения или угрозы; она не заложена в филогенезе. Этот вид агрессии специфичен только человеку. Эта агрессия приносит биологический вред и социальное разрушение. Главные ее проявления - убийство и жестокие истязания - не имеют никакой иной цели, кроме получения удовольствия. Причем эти действия наносят вред не только жертве, но и самому агрессору. В основе злокачественной агрессивности лежит не инстинкт, а некий человеческий потенциал, уходящий корнями в условия самого существования человека. 
Э. Фромм, анализируя феномен агрессии, также использует такие термины как «псевдоагрессия», «игровая агрессия», «агрессия как самоутверждение», «оборонительная агрессия».

    Под понятием  «псевдоагрессия», Э. Фромм понимает  те действия, в результате которых  может быть нанесен ущерб, но  которым не предшествовали злые  намерения. Яркий пример псевдоагрессии -случайное ранение человека. 
Игровая агрессия необходима в учебном тренинге на мастерство, ловкость и быстроту реакций. Она не имеет никакой разрушительной цели и никаких отрицательных мотиваций (гнев, ненависть). Например, фехтование, стрельба из лука являются формами проявления игровой агрессии. 
Важнейший вид псевдоагрессии можно в какой-то мере приравнять к самоутверждению. Концепция агрессии как самоутверждения находит подтверждение в наблюдениях за связью между воздействием мужских гормонов и агрессивным поведением. Во многих экспериментах было доказано, что мужские гормоны нередко вызывают агрессивность. Анатомические и физиологические особенности мужчины обусловливают его активность и способность к вторжению без промедления и без страха. Связь между агрессивностью самоутверждения и мужскими гормонами настраивает на мысль, что мужчины в большей мере, чем женщины, обладают высоким уровнем наступательной активности, необходимой для самореализации личности, в то время как женщины обладают такими чертами как склонность к защите слабого и уходу за другими. Касательно агрессии самоутверждения имеется еще один интересный факт: установлено, что тот, кто беспрепятственно может реализовывать свою агрессию самоутверждения, в целом ведет себя гораздо менее враждебно, чем тот, у кого отсутствует это качество целеустремленной наступательности. 
Основная идея Э.Фромма сводится к тому, что объяснение жестокости и деструктивности человека следует искать не в унаследованном от животного разрушительном инстинкте, а в тех факторах, которые отличают человека от его животных предков. Главная проблема состоит в том, чтобы выяснить, насколько специфические условия существования человека ответственны за возникновение у него жажды мучить и убивать, а так же от чего зависит характер и интенсивность удовольствия от этого. 
В этом смысле понять феномен агрессии можно лишь учитывая социальный фактор развития. 
Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего возраста. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослых. Хотя такие реакции неприятны и не поощряются, но и не считаются ненормальными. Такое поведение вызвано состоянием дискомфорта, и у ребенка нет намерения причинить ущерб окружающим. 
В более позднем возрасте на первый план выдвигаются конфликты и ссоры с ровесниками, связанные с обладанием вещами, игрушками. Доля таких конфликтов у полуторагодовалых детей составляют по результатам исследований Х. Хекхаузена 78%. Вспышки ярости становятся более целенаправленными и прослеживается реакция нападения. Вероятно, это связано с преобладающими в данном возрасте механизмами адаптации ребенка, а именно «удержанием» и «отпусканием» (по Э. Эриксону). 
В дальнейшем ребенок постепенно научается контролировать свои агрессивные импульсы и выражать их в приемлемых рамках. Проявление агрессивности в этом возрасте, главным образом, зависит от реакции и отношения родителей к тем или иным формам поведения. Если родители относятся нетерпимо к любым проявлениям открытой агрессии, то в результате могут формироваться символические формы агрессивности, такие как нытье, упрямство и другие виды сопротивления. 
Символическими формами агрессивности в более позднем возрасте становится увлеченность агрессивной литературой, фильмами, а, учитывая современные условия существования, и увлеченность компьютерными играми. 
   Итак, агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. Возникновение враждебности и формы проявления агрессии зависят от специфических условий социальной среды, в которой развивается личность. Не находя прямого выражения, агрессия заявляет о себе в символических формах. Одной из таких форм является компьютерная игра. С другой стороны, компьютерная игра может сама выступать в качестве фактора влияния на агрессивное поведение человека.

Информация о работе Влияние компьютерных игр на уровень агрессивности подростков