Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 00:16, реферат
Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. С совершенствованием компьютеров совершенствовались и игры, привлекая все больше и больше людей. На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет программистам разрабатывать очень реалистичные игры с хорошим графическим и звуковым оформлением. С каждым скачком в области компьютерных технологий растет количество людей, которых в народе называют «компьютерными фанатами» или «геймерами» (от английского «game» — игра).
1. Методологический раздел программы.
1.1. Обоснование актуальности.
1.2. Проблемность ситуации.
1.3. Интерпретация ключевых понятий.
1.4. Операциональное определение понятий
1.5. Цель исследования.
1.6. Задачи исследования.
1.7. Предмет исследования.
1.8. Объект исследования.
1.9. Гипотезы.
Российский Государственный Социальный Университет
Факультет бухгалтерского учета, аудита, экономики и социологии труда
Кафедра
социальной статистики и демографии
Программа социологического исследования на тему:
«Влияние
компьютерных игр на психику человека»
Выполнила: Басова Н.С.
Студентка 4 курса
Группа СТС-В-4-1
Проверил:
Мазаев Ю.Н.
Москва 2010 год.
Содержание
программы:
1. Методологический раздел программы.
1.1. Обоснование актуальности.
1.2. Проблемность ситуации.
1.3. Интерпретация ключевых понятий.
1.4. Операциональное определение понятий
1.5. Цель исследования.
1.6. Задачи исследования.
1.7. Предмет исследования.
1.8. Объект исследования.
1.9. Гипотезы.
1. Методологический
раздел программы.
Научно-технический
прогресс, набравший к концу ХХ
в. головокружительную скорость, послужил
причиной появления такого чуда современности
как компьютер и компьютерные
технологии. Изобретение компьютеров
послужило переломным моментом в
развитии многих отраслей промышленности,
на порядок повысило мощь и эффективность
военной техники, внесло множество прогрессивных
изменений в работу средств массовой информации,
систем связи, качественно изменило принцип
работы банков и административных учреждений.
Сегодняшние темпы
компьютеризации превышают
Уже сегодня
компьютеры отвечают за наведение и
запуск ядерных ракет, за банковские
переводы многомиллионных сумм денег
и многие другие системы, ошибки в
работе которых дорого обходятся
людям. К сожалению даже этим не ограничивается
зависимость человека от компьютера.
Вместе с появлением
компьютеров появились
Основной деятельностью
этих людей является игра на компьютере,
круг социальных контактов у них
очень узок, вся другая деятельность
направлена лишь на выживание, на удовлетворение
физиологических потребностей, а главное
— на удовлетворение потребности в игре
на компьютере.
Разумеется, в
полной мере эта характеристика подходит
лишь для людей на самом деле фанатически
увлекающихся компьютерными играми,
когда увлеченность близка к патологии.
Но так или иначе бесспорен тот факт, что
феномен психологической зависимости
человека от компьютерных игр имеет место.
Учитывая то, что количество людей, попадающих
в эту зависимость, растет с каждым днем,
этот вопрос требует изучения со стороны
психологической науки.
В обществе формируется
целый класс людей-фанатов
1.2. Проблемность ситуации.
Проблема существует
и требует изучения. По данным специалистов,
около 30% людей, увлекающихся компьютерными
играми, злоупотребляют нахождением в
виртуальности, а 10% - находятся на стадии
психологической зависимости. Так можно
ли считать компьютерные игры чем-то вроде
наркотика?
Феномен психологической зависимости
человека от компьютерных игр имеет место
– утверждают психологи. Нарушения психических
состояний у них заметно невооруженным
глазом: сниженное настроение, самочувствие,
активность, ухудшение самочувствия вплоть
до депрессии, повышенный уровень тревожности.
Для таких людей реальный мир скучен, неинтересен
и полон опасностей. Вследствие этого
они пытаются жить в другом мире - виртуальном,
где все дозволено, где он устанавливает
правила игры. Дезадаптация, неадекватное
восприятие себя и окружающего мира –
основной признак зависимости от компьютерных
игр. При этом данную зависимость осознают
окружающие человека друзья, родственники,
знакомые, но отнюдь не он сам.
Основными критериями, определяющими
данное заболевание, специалисты считают
следующие:
- нежелание отвлечься от игры;
- раздражение при вынужденном отвлечении;
- неспособность спланировать окончание
сеанса игры;
- расходование больших денег на обеспечение
постоянного обновления игр и устройств
компьютера;
- забывание о домашних делах, служебных
обязанностях, учебе, встречах и договоренностях
в ходе игры на компьютере;
- пренебрежение собственным здоровьем,
гигиеной и сном в пользу проведения большего
количества времени за компьютером;
- злоупотребление кофе и другими подобными
психостимуляторами;
- готовность удовлетворяться нерегулярной,
случайной и однообразной пищей, не отрываясь
от компьютера;
- ощущение эмоционального подъема во
время игры;
- обсуждение игровой тематики со всеми
мало-мальски сведущими в этой области
людьми.
Психологи утверждают, что зависимость
от игр проявляется намного быстрее, чем
любая другая традиционная зависимость:
курение, наркотики, алкоголь и т.д. В среднем
требуется не более полугода-года для
ее формирования.
Специалисты выделяют четыре стадии развития
психологической зависимости от компьютерных
игр, каждая из которых имеет свою специфику.
1. Стадия легкой увлеченности. После того,
как человек один или несколько раз поиграл
в ролевую компьютерную игру, он начинает
"чувствовать вкус", ему начинает
нравится компьютерная графика, звук,
сам факт имитации реальной жизни или
каких-то фантастических сюжетов.
2. Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим
о переходе человека на эту стадию, является
появление в иерархии потребностей новой
потребности - игра в компьютерные игры.
3. Стадия зависимости. Сюда переходят
не все - только 10-14% игроков являются "заядлыми",
т.е. находятся на стадии психологической
зависимости от компьютерных игр. Большинство
останавливаются на второй стадии или
сразу переходят на четвертую.
4. Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется
угасанием игровой активности человека,
сдвигом психологического содержания
личности в целом в сторону нормы. Отношения
человека с компьютером на этой стадии
можно сравнить с не плотно, но крепко
пришитой пуговицей. Т.е. человек "держит
дистанцию" с компьютером, однако полностью
оторваться от психологической привязанности
к компьютерным играм не может. Это самая
длительная из всех стадий - она может
длиться всю жизнь, в зависимости от скорости
угасания привязанности.
1.3. Интерпретация ключевых понятий.
Понятия науки эксплицируются с помощью определений. Научные данные, фиксируемые в понятиях, важны как средство дальнейшего познания и решения практических задач. Чтобы понятия науки могли исполнять эту роль, требуется проведение процедуры интерпретации общих понятий, суть которой состоит в реконструкции схемы процесса познания, приведшего к определенной формулировке интерпретируемого понятия.
Центральным термином в данном социологическом исследовании является психологическая зависимость от компьютерных игр. В ходе эмпирической интерпретации центральный термин сводиться к совокупности меньших единиц, что называется понятиями. Интерпретация этих понятий означает поиск эмпирических признаков поясняющих их значение.
Ниже представлена
схема эмпирической интерпретации.
Компьютер
- это программируемое электронное устройство,
способное обрабатывать данные и производить
вычисления, а также выполнять другие
задачи манипулирования символами
Зависимость
- Отношение одного явления
к другому как следствие к причине 2) Зависимость
- Подчиненность другим (другому) при отсутствии
самостоятельности, свободы
Фана́т
(греч. Φανατισμός — слепая
вера; лат. Fanaticus — одержимый, неистый)
— слеповерящий человек, который имеет
преувеличенное (чрезмерное) влечение
к определённому предмету.
Геймер — человек,
играющий в компьютерные/видео
игры.
Компьютерная
игра или видеоигра (англ.
Video game) — компьютерная
программа,
служащая для организации игрового процесса, связи с партнёрами
по игре, или сама выступающая в качестве
партнёра.
Психостимуляторами
называются вещества, вызывающие выраженную стимуляцию высших психических функций, быстро снимающие усталость,
сонливость, заторможенность, вялость,
повышающие работоспособность.
Боле́знь
— процесс, возникающий в результате
воздействия на организм вредоносного (чрезвычайного)
раздражителя внешней или внутренней
среды, характеризующийся понижением
приспособляемости живого организма к
внешней среде при одновременной мобилизации
его защитных сил.
Виртуальный
мир - это интерактивное смоделированное
окружение, к которому множество пользователей
имеют доступ через онлайн интерфейс,
видиоигры. Виртуальные миры иногда называют
«цифровыми мирами», «искусственными
мирами»
Схема эмпирической интерпретации
Компьютер
1.4.
Операциональное определение
понятий.
На этом этапе
исследования понятийные индикаторы соотносятся
с конкретными методами сбора
и регистрации данных. Операционализация
понятий- это используемый методический
аппарат, правила фиксирования эмпирических
признаков изучаемого явления. В некоторых
случаях одному понятийному индикатору
(одной переменной) соответствует несколько
методов, в таком случае они оба фиксируются.
Операциональное
определение понятий
Переменные
(исследуемые признаки) |
Методы и операции | ||
опрос | контент-анализ | наблюдение | |
Сколько времени в месяц вы тратите на компьютерные игры | |||
Готовы ли вы платить за игры | |||
Чувствуете ли Вы себя раздраженным или усталым, если долго не играете на компьютере | |||
Использовали
ли Вы когда нибудь компьютерные игры
для ухода от проблем реальной
жизни. |
1.5. Цель исследования.
Выявить, как
компьютерные игры влияют на психику
человека. Найти причинно-следственные
связи.
1.6. Задачи исследования.
1) Обозначить проблему ситуации связанной с зависимостью человека от компьютерных игр;
2) определить стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр;
3) выявить основные критерии, определяющие «заболевание»;
4) выявить
какое влияние на психику человека оказывают
компьютерные игры;
1.7. Предмет исследования.
Предмет исследования – факторы, способствующие развитию психологической зависимости от компьютерных игр.
- широкое распространение домашних компьютеров,
Информация о работе Влияние компьютерных игр на психику человека