Влияние компьютерных игр на уровень агрессивности подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Наше время характерно стремительным развитием информационных и компьютерных технологий, которые существенно перестраивают практику повседневной жизни. Нынешние дети и подростки живут в мире отличном от того, в котором выросли их родители. Эти тенденции проявляются и в таких традиционных сферах, как игра и игрушки. Развитие индустрии электронных и компьютерных игр ставит перед психологией новые вопросы: о том, какое влияние они оказывают на развитие ребенка. Игры любят все. Игра является наилучшей средой для обучения любому виду деятельности. Однако, компьютерные игры это не просто деятельность: это деятельность конструирования миров. Психологический термин «конструирование миров» появился несколько лет назад. В научный обиход его ввел российский психолог Асмолов. Конструирование миров – процесс создания образа мира в человеческой психике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
Глава І. Теоретическое исследование влияния компьютерных игр на уровень агрессивности подростков
1.1 Анализ различных подходов к исследованию агрессивности ……………
1.2. Психология компьютерных игр ……………………………………………
1.3. Компьютерные игры как фактор влияния на агрессивное поведение подростков…………………………………………………………………………
Глава ІІ. Экспериментальное исследование влияния компьютерных игр на уровень агрессивности подростков
2.1 Программа исследования……………………………………………………
Методики исследования……………………………………………………..
2.2. Результаты исследования …………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………….
Литература……………………………………………………………………….
Приложение……………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 281.00 Кб (Скачать)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

В теоретической главе курсовой работы были освещены вопросы взаимосвязи между увлеченностью компьютерными играми и агрессивностью подростков. Для этого был проведен теоретический анализ разных подходов к изучению агрессивности человека и влияния компьютерных игр на психику подростков, изучена психология компьютерных игр, психологический аспект увлеченности компьютерными играми.  
Детальное изучение психолого-педагогической литературы по проблеме влияния компьютерных игр на уровень агрессивности подростков позволило выдвинуть гипотезу: подростки 13-14 лет, увлекающиеся компьютерными играми и часто проводящие время за ними обладают более высоким уровнем агрессивности по сравнению с подростками не увлекающимися компьютерными играми. 
Для ее подтверждения был подобран диагностический  инструментарий и проведено экспериментальное исследование взаимосвязи уровня увлеченности компьютерными играми и уровнем агрессивности у подростков. Первым этапом в доказательстве гипотезы стало проведение анкетирования родителей. По результатам анкетирования были сформированы три группы подростков. В первую экспериментальную группу вошли подростки с низким уровнем увлеченности компьютерными играми, во вторую со средним уровнем увлеченности компьютерными играми, в третью вошли подростки с высоким уровнем увлеченности компьютерными играми. Суть второго этапа состояла в выявлении связи уровня агрессивности и степенью увлеченности компьютерными играми. Результаты методики «Диагностика состояния агрессии» табулировались, анализировались и сопоставлялись между собой во всех трех группах подростков. Были построены диаграммы, которые позволили наглядно представить результаты и заметить закономерность увеличения индекса агрессивности в зависимости от увеличения степени увлеченности компьютерными играми. Выявлено также, что у подростков с низким и средним уровнем  увлеченности компьютерными играми показания по всем шкалам методики, в том числе индекса агрессивности, находятся в пределах возрастной нормы, а у подростков с высоким уровнем  увлеченности компьютерными играми  в некоторых случаях зафиксированы данные, превышающие возрастной диапазон.  
Был сделан итоговый вывод: у подростков, увлекающихся компьютерными играми и часто проводящих время за ними зафиксирован более высокий уровень агрессивности по сравнению с подростками не увлекающимися компьютерными играми.   
Итак, гипотеза доказана, задачи исследования решены, цели достигнуты. Значит, проведенная работа является эффективной.  
Актуальность полученных данных в том факте, что современным подросткам расти и жить в мире с компьютерным бумом. Искусственные ограничения со стороны родителей не дают никакого положительного эффекта. Родителям необходимо принять этот факт и строить свое общение с ребенком, учитывая приведенные выше рекомендации

 

 

Литература

 

1. Антон Платов. Дети, Сеть и родители. Мир компьютеров. - № 3. – 2004. 
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. СПб. 2002. 
3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия, СП, 1997. 
4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - №6. –1966.  
5. Гордеева А. В. Увлеченность компьютерными играми: психологический аспект. – К. – 2004. 
6. Гримак Л.П., Бодрствование как активная фаза гипноза // Прикладная психология. - №5. -1998. 
7. Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека. - М. - 2004. 
8. Краткий психологический словарь. Сост. Л. А. Карпенко, под общей редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М. 2005.  
9. Лоренц Конрад. Агрессия. Издательская фирма «Универс». Перевод на русский язык Г.ф. Швейника, 1994. Издательская группа «Прогресс», 1994. 
10. Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. М.: Наследие, 1996. 
11. Немов Р. С. Психология. Москва. «Владос». – 1999.  
12. Общая психодиагностика. Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1997.  
13. Паренс Г. Агрессия наших детей. М, 1997.  
14. Парыгин В. Д. Научно-технический прогресс и про¬блема самореализации личности // Психология личности и образ жизни. – 2001. 
15. Практикум по общей психологии / Под ред. А. И. Щербакова. М. 1990.  
16. Практическая психология образования. Под ред. И. В. Дубровиной М.: ТЦ «Сфера», 1997.  
17. Психологический словарь. Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 2004.  
18. Разумова Т. Компьютерный яд. // Наука и жизнь. – № 6. – 2002. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 
Опросник определяющий уровень увлеченности компьютерными играми

    Опросник предназначен  для родителей. Опросник включает 10 вопросов, каждый из которых  оценивается от 1 до 10 баллов. Диапазон  от 1 до 4 баллов соответствует низкому  уровню сформированности указанного  в вопросе поведенческого проявления, диапазон показателей от 5 до 7 баллов соответствует среднему уровню сформированности данного поведенческого проявления, диапазон показателей от 8 до 10 баллов соответствует высокому уровню сформированности данного поведенческого проявления. Полученные баллы суммируются, и выводится средний арифметический показатель, который служит основанием для формирования экспериментальных групп по уровню увлеченности компьютерными играми.  
Анкета для родителей 
В настоящее время дети увлекаются компьютерными играми. Чтобы определить, как дети проводят свое свободное время, что их больше интересует, был разработан этот опросник, на вопросы которого мы просим Вас ответить:

  1. Каждый день, без пропусков, играет на компьютере.
  2. После начала игры теряет чувство времени.
  3. Не хочет оставлять игру незавершенной.
  4. Ест без отрыва от монитора.
  5. Не признает, что слишком много времени проводит за игрой на компьютере.
  6. Вы упрекаете ребенка за то, что он проводит много времени возле монитора.
  7. Не прекращает игру, если достигнет какого-то уровня сложности, идет дальше.
  8. Сравнивает свои результаты со старыми и гордится этим, сообщает об этом всем, кому только можно.
  9. Играете вместо выполнения домашних заданий.
  10. Как только взрослые направляются из дома, бросается к компьютеру и с чувством облегчения начинает играть.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Методика «Диагностика состояния агрессии» (опросник Басса-Дарки)

   В житейском  сознании агрессивность является  синонимом «злонамеренной активности».  Однако само по себе деструктивное  поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.  
Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: первый — мотивационная агрессия, как самоценность, второй — инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность). В данном исследовании представляет интерес мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии, рисунок поведения подростка. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки. А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессию и враждебность и определил последнюю как: «. . . реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий».  
Результаты методики призваны выявить потенциальную взаимосвязь между степенью увлеченности компьютерными играми и агрессивностью в подростковой популяции.  
Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А.Басс и А.Дарки выделили следующие виды реакций: 
Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.  
Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.  
Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).  
Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.  
Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.  
Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.  
Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).  
Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.  
При составлении опросника использовались следующие принципы:

  • вопрос может относиться только к одной форме агрессии;
  • вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».

Ключ к тесту Диагностика  состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)


 
Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7. 
Враждебность = Обида + Подозрительность; 
Агрессивность = Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия.  
Интерпретация результатов теста  
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6-7 ± 3

Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)

 

Фамилия, имя, отчество___________________, год  рождения ________  
Инструкция 
Читайте каждое утверждение и отвечайте «да» или «нет». 
Тестовый материал  
1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим  
2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю  
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь  
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню  
5. Я не всегда получаю то, что мне положено  
6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной  
7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать  
8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести  
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека  
10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами  
11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам  
12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его  
13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами  
14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал  
15. Я часто бываю несогласен с людьми  
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь  
17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему  
18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями  
19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется  
20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор  
21. Меня немного огорчает моя судьба  
22. Я думаю, что многие люди не любят меня  
23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной  
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины  
25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку  
26. Я не способен на грубые шутки  
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются  
28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались  
29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится  
30. Довольно многие люди завидуют мне  
31. Я требую, чтобы люди уважали меня  
32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей  
33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу"  
34. Я никогда не бываю мрачен от злости  
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь  
36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания  
37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть  
38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются  
39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям  
40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены  
41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня  
42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь  
43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием  
44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел  
45. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам"  
46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю  
47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею  
48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь  
49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева  
50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться  
51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать  
52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня  
53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ  
54. Неудачи огорчают меня  
55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие  
56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее  
57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку  
58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо  
59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю  
60. Я ругаюсь только со злости  
61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть  
62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее  
63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу  
64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся  
65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить  
66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает  
67. Я часто думаю, что жил неправильно  
68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки  
69. Я не огорчаюсь из-за мелочей  
70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня  
71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение  
72. В последнее время я стал занудой  
73. В споре я часто повышаю голос  
74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям  
75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить

 


Информация о работе Влияние компьютерных игр на уровень агрессивности подростков