Устный и наглядный методы психопрофилактики неуспеваемости младших подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
выявить психологические особенности младшего подросткового возраста;
установить причины школьной неуспеваемости младших подростков;
выявить пути профилактики неуспеваемости детей младшего подросткового возраста.
провести профилактическую работу с педагогами и родителями младших подростков.

Содержание

Введение 4
Глава 1 Пути профилактики неуспеваемости в младшем подростковом возрасте…..…..5
1.1. Психологические особенности младшего подросткового возраста............................5
1.2 Причины школьной неуспеваемости…………………………………............................11
1.3 Пути профилактики школьной неуспеваемости…………………………………...…...16
Глава 2 Устный и наглядный методы психопрофилактики неуспеваемости
младших подростков.…………………………………………………………….....................21
2.1 Устный и наглядный методы психопрофилактики……………………………………..21
2.2 Беседа…………………………………………………………………………………….....21
Заключение……………………………………………………………………………...……..26
Список литературы…………………………………………………………............................27

Работа содержит 1 файл

профилактика неуспеваемости младших подростков.docx

— 74.58 Кб (Скачать)

Реферат

 

Курсовая работа 28 с., 25 источников, 1 прил.

ПСИХОПРФИЛАКТИКА, МЛАДШИЙ  ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ, НЕУСПЕВАЕМОСТЬ, МЕТОДЫ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ.

Объект исследования – неуспеваемость младших подростков.

Предмет исследования – психологические причины неуспеваемости детей младшего подросткового возраста.

Цель работы – изучение психологических особенностей неуспеваемости младших подростков и на основе полученных данных проведение работы по профилактике неуспеваемости с родителями и педагогами детей подросткового возраста.

Методы исследования:

  1. Библиографический анализ литературных источников.
  2. Метод беседы.

Элементы новизны: рассмотрены психологические особенности неуспевающих подростков; проанализированы пути профилактики неуспеваемости младших подростков.

Теоретическая и  практическая значимость: проанализировав литературные источники по данной теме, была проведена профилактическая беседа с родителями и педагогами детей младшего подросткового возраста, а также составлены тематические буклеты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение 4

Глава 1 Пути профилактики неуспеваемости в младшем подростковом возрасте…..…..5

1.1.  Психологические особенности младшего подросткового возраста............................5

1.2 Причины школьной неуспеваемости…………………………………............................11

1.3 Пути профилактики школьной  неуспеваемости…………………………………...…...16

Глава 2 Устный и наглядный  методы психопрофилактики неуспеваемости

младших подростков.…………………………………………………………….....................21

2.1 Устный и наглядный  методы психопрофилактики……………………………………..21

2.2 Беседа…………………………………………………………………………………….....21

Заключение……………………………………………………………………………...……..26

Список литературы…………………………………………………………............................27

Приложение……………………………………………………………………………………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Темой данной работы является профилактика неуспеваемости младших  подростков. Начиная с 90-х годов ХХ века, проблема школьной неуспеваемости стала рассматриваться учеными комплексно, то есть как педагогическая, медицинская, психологическая и социальная (Д.Бабой, М.М. Безруких и др.).

По мнению ряда авторов снижение академической успеваемости по сравнению с предыдущими учебными годами в наибольшей мере наблюдается в V-VI классах школы, что соответствует младшему подростковому возрасту. Это происходит в связи с множеством объективных и субъективных причин. Вместе с тем, в силу многочисленных психофизиологических особенностей, выделяемых такими психологами, как Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, В.В. Зеньковский и др., данный возраст считается сензитивным к педагогическим влияниям, к профилактическому и коррекционному воздействию, что подтверждается отечественными и зарубежными исследованиями (Г.А. Цукерман и И.С. Липзиц).

В связи с этим именно младший подростковый возраст является наиболее важным для предупреждения неуспеваемости. Решение этой проблемы в первую очередь предполагает выявление  причин возникновения неуспеваемости, ее признаков и путей ее предупреждения.

Исходя из актуальности проблемы, была выделена цель данной работы: исследование причин возникновения неуспеваемости младших подростков и путей их профилактики.

Объект исследования: неуспеваемость младших подростков.

Предмет исследования: психологические причины неуспеваемости детей младшего подросткового возраста.

Гипотеза: причиной неуспеваемости младших подростков являются как  внешние, так и внутренние факторы.

Задачи исследования:

  1. выявить психологические особенности младшего подросткового возраста;
  2. установить причины школьной неуспеваемости младших подростков;
  3. выявить пути профилактики неуспеваемости детей младшего подросткового возраста.
  4. провести профилактическую работу с педагогами и родителями младших подростков.

 

 

Глава 1. Особенности младшего подросткового возраста. Пути профилактики неуспеваемости

 

1.1 Психологические особенности младшего подросткового возраста

Развитие психических  познавательных процессов в подростковом возрасте. Развитие познавательных процессов и особенно интеллекта в подростковом возрасте имеет две стороны — количественную и качественную. Количественные изменения проявляются в том, что подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, чем ребенок младшего школьного возраста. Качественные изменения прежде всего характеризуют сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает. Поэтому наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов у лиц, достигших подросткового возраста, наблюдаются именно в интеллектуальной сфере.

Развитие мышления. В подростковом возрасте у ребенка продолжает развиваться теоретическое мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями. Подросток в состоянии достаточно легко абстрагироваться от конкретного, наглядного материала и рассуждать в чисто словесном плане. На основе общих посылок он уже может строить гипотезы, проверять или опровергать их, что свидетельствует о приоритетном развитии у него логического мышления. Одна из наиболее существенных особенностей подросткового возраста заключается в том, что в процессе обучения ребенок осваивает на логическом уровне все мыслительные операции.

В процессе развития мышления в подростковый период у ребенка  проявляются следующие способности:

  1. способность оперировать гипотезами при решении интеллектуальных задач;
  2. способность анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях.

Мышление оказывает огромное влияние на успешность учебного процесса в целом; от него зависит функционирование других составляющих интеллектуальной сферы, поэтому особенно важно развитие именно этого познавательного процесса [10, с. 117].

Развитие восприятия и памяти в младшем подростковом возрасте. Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности. Кроме того что подросток приобретает взрослую логику мышления, у него отмечается дальнейшее развитие таких познавательных процессов, как восприятие и память. Этот процесс также во многом зависит от процесса обучения, а точнее, от тенденции усложнения учебных программ по мере взросления ребенка.

В подростковом возрасте активно  развивается логическая память и быстро достигает того уровня, при котором ребенок переходит преимущественно к использованию этого вида памяти. Вместе с тем при доминированном использовании логической памяти у подростка замедляется развитие механической памяти, что может привести к возникновению ряда негативных явлений. Так, вследствие появления в школе многих новых учебных предметов значительно увеличивается количество информации, которую должен запомнить подросток, в том числе и механически. Однако в связи с вышеизложенными тенденциями развития у многих подростков возникают проблемы с запоминанием, и они предъявляют жалобы на плохую память. Причем подобные жалобы у подростков могут встречаться даже чаще, чем у младших школьников. Вероятно, данная проблема является одной из причин, обусловливающих интерес подростков к способам улучшения запоминания.

С возрастом меняются и  отношения между памятью и мышлением. Если в раннем детском возрасте память является одной из основных психических функций и в зависимости от нее строятся все остальные психические процессы ребенка, то в процессе его развития память постепенно теряет свою доминирующую роль. Так, мышление ребенка в раннем детском возрасте во многом определяется его памятью, а процесс мышления в значительной степени является процессом воспроизведения [2, с. 81].

При достижении ребенком младшего школьного возраста между мышлением  и памятью сохраняется тесная взаимосвязь. Более того, мышление развивается  в непосредственной зависимости  от памяти. Однако в подростковом возрасте происходит существенный сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими функциями. Исследования особенности мнемических процессов подростков показали, что в этом возрасте уже мышление определяет особенности функционирования памяти. Например, процесс воспроизведения информации в значительной степени определяется особенностями функционирования мыслительных процессов, также как процесс запоминания, который сводится у подростка к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала. Поэтому воспроизведение информации заключается в восстановлении материала по этим отношениям [6, с.115].

Таким образом, мы видим, что  на успешность обучения влияет достаточное  развитие всех видов памяти. Замедление развития одного из видов может привести к существенным учебным проблемам, т.к., используя только один из видов  памяти, подросток не сможет успешно  справляться с учебной нагрузкой.

Развитие воображения  в младшем подростковом возрасте. Воображение — процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Фантазия — продукт воображения, суть которого заключается в изменении облика реальной действительности, отраженной в сознании. В некоторых случаях термин «фантазия» используется в качестве синонима воображения. Параллельно с развитием мышления, восприятия и памяти у подростка развивается воображение. Это прежде всего проявляется в том, что ребенок все чаще начинает обращаться к творчеству. Некоторые подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься рисованием и другими видами творчества.

Следует подчеркнуть, что  воображение подростка менее  продуктивно, чем воображение взрослого  человека. Однако воображение подростка  не только существенно богаче фантазии ребенка более младшего возраста, но и является неотъемлемой частью его психической жизни. Это позволило Л. С. Выготскому высказать предположение о том, что фантазия подростка — это игра ребенка, переросшая в фантазию. Вместе с тем фантазии ребенка выполняют еще одну значимую функцию — регуляторную. Неудовлетворенность потребностей и желаний подростка в реальной жизни легко воплощается в мире его фантазий. Поэтому воображение и фантазии в ряде случаев приносят успокоение, снимая напряженность и устраняя внутренний конфликт.

Исходя из вышеизложенного, мы видим, что в подростковом возрасте важную функцию играет воображение, т.к. оно несёт в себе релаксационное воздействие на психику подростка. Фантазируя, ребёнок имеет возможность  дать выход как положительным, так  и отрицательным эмоциям. Кроме  того, сам процесс обучения требует достаточного развития воображения, т.к. учащимся довольно часто предлагаются задания, в которых необходимо проявить своё творчество и креативность [5, с. 217].

Развитие речи в подростковом возрасте. Монологическая речь — речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют. Письменная речь — особый вид речи, использующий графические символы для передачи речевых звуков. В подростковом возрасте продолжается активное развитие навыков чтения, а также монологической и письменной речи. Так, основная особенность развития чтения у подростков выражается в переходе от умения бегло, выразительно и правильно читать до способности декламировать наизусть. Существенные изменения происходят и в развитии монологической речи. Эти изменения заключаются в переходе от умения пересказывать небольшое произведение или отрывок текста до способности самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их. В свою очередь письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную тему.

Анализируя изменения, которые  происходят с развитием речи и  чтения у детей в подростковом возрасте, можно утверждать, что  развитие данных психических процессов  в значительной степени также  определяется особенностями развития мышления подростков. Поэтому особое значение в речевом развитии ребенка  приобретает соединение и взаимопроникновение  мышления и речи. В подростковом возрасте это проявляется в умении ребенка составлять план устного  или письменного текста[14, с. 298].

Таким образом, интеллектуальное развитие ребенка в подростковом возрасте достигает весьма высокого уровня. Более того, закономерности развития мышления определяют в значительной мере особенности функционирования и развития других психических процессов. Поэтому некоторые авторы полагают, что именно в этот период интеллектуальные возможности человека достигают  своего максимума.

Эмоции в подростковом возрасте. Младший подростковый возраст является одним из ключевых этапов в процессе становления эмоционально-волевой регуляции ребенка. Переживания подростка становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни делается длительнее и устойчивее, значительно более широкий круг явлений социальной действительности становится небезразличным подростку и порождает у него различные эмоции. Для очень многих людей подростковый возраст представляет собой период, когда влияние эмоций на духовную жизнь становится наиболее очевидным.

Информация о работе Устный и наглядный методы психопрофилактики неуспеваемости младших подростков