Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 19:43, курсовая работа
Задачи исследования:
выявить психологические особенности младшего подросткового возраста;
установить причины школьной неуспеваемости младших подростков;
выявить пути профилактики неуспеваемости детей младшего подросткового возраста.
провести профилактическую работу с педагогами и родителями младших подростков.
Введение 4
Глава 1 Пути профилактики неуспеваемости в младшем подростковом возрасте…..…..5
1.1. Психологические особенности младшего подросткового возраста............................5
1.2 Причины школьной неуспеваемости…………………………………............................11
1.3 Пути профилактики школьной неуспеваемости…………………………………...…...16
Глава 2 Устный и наглядный методы психопрофилактики неуспеваемости
младших подростков.…………………………………………………………….....................21
2.1 Устный и наглядный методы психопрофилактики……………………………………..21
2.2 Беседа…………………………………………………………………………………….....21
Заключение……………………………………………………………………………...……..26
Список литературы…………………………………………………………............................27
Значение процессов
В подростковом возрасте
развитие воображения особенно
важно, т.к. с его помощью
дети могут давать
Мотивационная сфера. Любая деятельность выполняется под влиянием какого-либо мотива. Согласно определению А. Н. Леонтьева, мотив – это опредмеченная потребность. Мотивы тесно связаны с эмоциями, придающими деятельности ту или иную окраску – положительную или отрицательную. Для качества выполняемой деятельности совсем не безразлично, как субъект к ней относится. В полной мере это относится и к деятельности по усвоению знаний. Качество усваиваемых знаний и, следовательно, успешность обучения во многом зависят от мотивов, направляющих и регулирующих деятельность учащегося, и от субъективной эмоциональной окраски этой деятельности. Так как у учащихся подросткового возраста эмоции играют значительную роль в жизнедеятельности в целом, необходимо помнить, что создание положительных эмоциональных впечатлений в процессе учебной деятельности благотворно влияет на мотивацию к учению.
Мотивы учения принято делить на познавательные и социальные. Познавательные мотивы связаны с содержанием и процессом выполнения учебной деятельности. К их числу относятся:
Социальные мотивы отражают
общее стремление к приобретению
знаний, долг и ответственность, понимание
социальной значимости учения (широкие
социальные мотивы), стремление занять
определённую позицию в отношениях
с окружающими, получить их одобрение
(узкие социальные, или позиционные
мотивы): похвалы учителя («учительский»
мотив), похвалы родителей («родительский»
мотив), авторитет у товарищей («товарищеский»
мотив), ориентацию на разные способы
взаимодействия с другим человеком
(мотив социального
С содержательной точки зрения мотивы учения характеризуются:
И познавательные, и социальные мотивы обеспечивают полноценное формирование учебной деятельности.
Различные мотивы имеют неодинаковые проявления в учебном процессе. Так, широкие познавательные мотивы проявляются в принятии решения задач, в обращениях к учителю за дополнительными сведениями; учебно-познавательные – в самостоятельных действиях по поиску разных способов решения, в вопросах учителю о сравнении разных способов работы; мотивы самообразования обнаруживаются в обращениях к учителю по поводу рациональной организации учебного труда. Социальные мотивы проявляются в поступках, свидетельствующих о понимании учеником долга и ответственности; позиционные мотивы – в стремлении к контактам со сверстниками и в получении их оценок; мотивы социального сотрудничества – в стремлении к коллективной работе и к осознанию рациональных способов её осуществления. Осознанные мотивы выражаются в умении школьника рассказать о том, что его побуждает учиться, выстроить мотивы по степени значимости; реально действующие мотивы проявляются в успешности/неуспешности обучения и хорошей или плохой посещаемости занятий, в степени развёрнутости учебной деятельности и формах ухода от неё, в выполнении дополнительных заданий или отказе от них, в стремлении к заданиям повышенной или пониженной трудности и др.
Зрелость мотивационной
сферы ученика оценивается по
направленности мотивов учения, по
гармоничности и
Таким образом, неуспеваемость школьника может являться результатом широкого спектра причин, а также взаимосвязей данных причин. Педагогам, родителям и школьным психологам необходимо учитывать все эти причины для того, чтобы начать работу с неуспевающим учеником. Также необходимо знать возрастные особенности младших подростков, чтобы не допустить потери интереса к учебной деятельности и, как результат, снижения школьной успеваемости.
Проблема школьной неуспеваемости – одна из «вечных» проблем педагогики и психологии. Корни этой проблемы лежат в форме организации учебного процесса – классно-урочной системе обучения, предложенной ещё в середине XVI века Я. А. Коменским. Когда в одну группу собираются дети хотя примерно и одного возраста, но различающиеся по своему развитию, способностям, психологическим и психофизиологическим особенностям, а обучение ведётся одинаковым для всех способом, возникает непонимание у одних детей, другим же детям, наоборот, хочется более сложного материала, для одних темп работы учителя высок, для других – низок, одним детям требуется наглядная демонстрация, другим достаточно вербального объяснения и т.д. Но, тем не менее, классно-урочная система рассматривается как наиболее эффективный способ обучения по сравнению с индивидуальным обучением, господствовавших ранее, так как позволяет охватить обучением всех детей, достигших определённого возраста.
Главные достоинства классно-урочной
системы – её экономичность, возможность
массового обучения. Ребёнок воспитывается
в коллективе, появляется возможность
обучения не только на собственном
опыте, но и на опыте других детей,
возможность осуществить и
В сложившихся условиях обучения
усилия психологов и педагогов следует
направлять не только на преодоление
уже свершившегося факта
Бесспорно, в качестве основной причины школьной неуспеваемости выступают недостатки когнитивно-личностного развития ученика. Однако было бы неправильно винить только его самого в собственных школьных неудачах. Определённую, а иногда и весьма существенную роль играют и некоторые факторы учебного процесса, не зависящие от ученика, но могущие негативно повлиять на успешность его школьного обучения. Можно назвать, по крайней мере, два таких фактора:
В первом случае большое, едва
ли не решающее значение имеют частные
методики обучения, от которых зависит,
обнаружит ли ученик способности
в данной области и в какой
мере он сможет их раскрыть, насколько
успешным будет усвоение знаний. Недостаточную
эффективность методики обучения объясняют
отсутствием «врождённых» способностей
ученика, а значит, невозможностью со
стороны учителя повлиять на его
успеваемость. И наоборот, чем более
совершенна методика обучения, чем
более она базируется на современных
психологических и
Второй фактор учебного процесса
– это недостаточный уровень
психологической подготовки учителя,
вследствие чего он затрудняется в
понимании причин конкретных трудностей
учащихся. Не владеет (или слабо владеет)
приёмами психодиагностики причин неуспеваемости
и их психологической коррекции,
недостаточно реализует индивидуальный
подход к учащимся, затрудняется в
развитии познавательной потребности
подростков, осуществлении
Рассматривая эти факторы в контексте проблемы профилактики школьной неуспеваемости, следует прийти к заключению о важности работы по совершенствованию приёмов и методов обучения школьников и о необходимости повышать уровень психологической компетентности учителей [1, с. 243].
Основными направлениями психопрофилактики школьной неуспеваемости можно назвать следующие.
1. Оптимизация процесса обучения. Необходимо строить процесс обучения так, чтобы на основе всестороннего учёта закономерностей и принципов обучения, научной организации учебной деятельности школьников добиться наиболее эффективного усвоения ими знаний. Наилучших результатов обучения позволяет добиться такое обучение, которое способствует активизации и всестороннему развитию мыслительной деятельности учащихся. В подростковом возрасте наблюдается возрастание познавательной активности учащихся, что, при правильной организации учебных занятий, может способствовать поддержанию высокой успеваемости учащихся.
2. Систематическое психолого-педагогическое изучение школьников с целью своевременного обнаружения и устранения отставаний в учении. Знание учеников во всех отношениях необходимо для осуществления в процессе обучения индивидуального подхода к ним, который в школе реализуется в форме индивидуализации и дифференциации обучения. В младшем подростковом возрасте индивидуальный подход особенно важен, т.к. дети зачастую испытывают трудности, связанные с психологическими и физиологическими изменениями и не всегда могут справиться с ними самостоятельно. Индивидуализация обучения тесно связана с ориентацией на психологические особенности школьников (уровень способностей, зону актуального развития), состоит во включении в работу с ними специальных способов и приёмов, соответствующих индивидуально-типологическим особенностям учащихся (тип темперамента и связанные с ним скоростные характеристики работы), выработку у школьников индивидуального стиля деятельности. Дифференцированный подход в обучении, учитывая уровень достижений каждого школьника и его потенциальные способности, состоит в предоставлении для усвоения входящий в школьную программу, но разный по степени трудности учебный материал – кому-то более трудный, а кому-то более лёгкий. Это и составляет основу профилактической работы по предупреждению непонимания школьниками учебного материала, низкого качества его усвоения.
В плане предупреждения школьной неуспеваемости очень важно стремление учителя понять внутренний мир каждого ученика, не допускать возникновения «смыслового барьера» и причин, вызывающих недисциплинированное поведение школьников, а также обеспечение комфортности при сотрудничестве учителя и ученика.
3. Организация групп развития. Их цель состоит в том, чтобы обеспечить будущим школьникам необходимый уровень школьной зрелости, поскольку психологическая готовность детей к школьному обучению вполне обоснованно рассматривается как психопрофилактика возможных трудностей в последующем школьном обучении. Главная задача групп развития связана не с обучением детей старшего дошкольного возраста школьным умениям чтения, письма и счёта, а с формированием у них психологической основы овладения этими умениями, развитием познавательных потребностей детей, целенаправленным когнитивным и психомоторным развитием. Кроме того, в этих группах детям помогают преодолеть такие свои личностные особенности, как неуверенность в себе, боязнь сделать ошибку и получить порицание со стороны взрослых, трудности общения со сверстниками и взрослыми. Безусловно, группы развития являются важной составляющей психопрофилактики неуспеваемости младших подростков, т.к. психологическая неготовность ребёнка дошкольного возраста к обучению в школе может в последующем сыграть весьма негативную роль в его школьной успеваемости.
Информация о работе Устный и наглядный методы психопрофилактики неуспеваемости младших подростков