Устный и наглядный методы психопрофилактики неуспеваемости младших подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
выявить психологические особенности младшего подросткового возраста;
установить причины школьной неуспеваемости младших подростков;
выявить пути профилактики неуспеваемости детей младшего подросткового возраста.
провести профилактическую работу с педагогами и родителями младших подростков.

Содержание

Введение 4
Глава 1 Пути профилактики неуспеваемости в младшем подростковом возрасте…..…..5
1.1. Психологические особенности младшего подросткового возраста............................5
1.2 Причины школьной неуспеваемости…………………………………............................11
1.3 Пути профилактики школьной неуспеваемости…………………………………...…...16
Глава 2 Устный и наглядный методы психопрофилактики неуспеваемости
младших подростков.…………………………………………………………….....................21
2.1 Устный и наглядный методы психопрофилактики……………………………………..21
2.2 Беседа…………………………………………………………………………………….....21
Заключение……………………………………………………………………………...……..26
Список литературы…………………………………………………………............................27

Работа содержит 1 файл

профилактика неуспеваемости младших подростков.docx

— 74.58 Кб (Скачать)

Значение процессов воображения  в школьном обучении недооценивается. Именно поэтому гораздо чаще апеллируют к процессам мышления учеников, никак  не заботясь о полноценном формировании процессов воображения. А между  тем они играют существенную роль при усвоении таких учебных предметов, как история, география, геометрия, черчение. Также использование воображения  необходима и в процессе изучения других предметов (языки, литература и  др.), т.к. современная школа требует  креативных подходов к изучению предметов, творчества учащихся [12, с. 43].

 В подростковом возрасте  развитие воображения особенно  важно, т.к. с его помощью  дети могут давать конструктивный  выход своим эмоциям, избегая таким образом внутриличностных и межличностных конфликтов.

Мотивационная сфера. Любая деятельность выполняется под влиянием какого-либо мотива. Согласно определению А. Н. Леонтьева, мотив – это опредмеченная потребность. Мотивы тесно связаны с эмоциями, придающими деятельности ту или иную окраску – положительную или отрицательную. Для качества выполняемой деятельности совсем не безразлично, как субъект к ней относится. В полной мере это относится и к деятельности по усвоению знаний. Качество усваиваемых знаний и, следовательно, успешность обучения во многом зависят от мотивов, направляющих и регулирующих деятельность учащегося, и от субъективной эмоциональной окраски этой деятельности. Так как у учащихся подросткового возраста эмоции играют значительную роль в жизнедеятельности в целом, необходимо помнить, что создание положительных эмоциональных впечатлений в процессе учебной деятельности благотворно влияет на мотивацию к учению.

Мотивы учения принято  делить на познавательные и социальные. Познавательные мотивы связаны с содержанием и процессом выполнения учебной деятельности. К их числу относятся:

  1. широкие познавательные мотивы (направляющие на овладение новыми знаниями);
  2. учебно-познавательные мотивы (связанные с овладением конкретным способом получения знаний);
  3. процессуальные мотивы (направляющие на процесс выполнения учебных заданий, процесс решения задач и т.д.);
  4. результативные мотивы (связанные с получением хорошей отметки);
  5. мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования).

Социальные мотивы отражают общее стремление к приобретению знаний, долг и ответственность, понимание  социальной значимости учения (широкие  социальные мотивы), стремление занять определённую позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение (узкие социальные, или позиционные  мотивы): похвалы учителя («учительский»  мотив), похвалы родителей («родительский» мотив), авторитет у товарищей («товарищеский» мотив), ориентацию на разные способы  взаимодействия с другим человеком (мотив социального сотрудничества). Данный мотив является одним из ведущих в младшем подростковом возрасте, т.к. ребёнок зависим от мнения окружающих, нуждается в одобрении взрослых, принятии одноклассниками.

С содержательной точки зрения мотивы учения характеризуются:

  1. личностным смыслом учения для школьника;
  2. действенностью мотива;
  3. местом мотива в иерархической структуре – ведущий или подчиненный;
  4. характером возникновения (в ходе самостоятельной работы – внутренний, под влиянием взрослого - внешний);
  5. степенью осознания мотива;
  6. характером распространения мотива на учебную деятельность (общий интерес к учению, широкие учебные интересы при отсутствии глубины познания, чётко проявившиеся интересы).

И познавательные, и социальные мотивы обеспечивают полноценное формирование учебной деятельности.

Различные мотивы имеют неодинаковые проявления в учебном процессе. Так, широкие познавательные мотивы проявляются  в принятии решения задач, в обращениях к учителю за дополнительными  сведениями; учебно-познавательные –  в самостоятельных действиях  по поиску разных способов решения, в  вопросах учителю о сравнении  разных способов работы; мотивы самообразования  обнаруживаются в обращениях к учителю  по поводу рациональной организации  учебного труда. Социальные мотивы проявляются  в поступках, свидетельствующих  о понимании учеником долга и  ответственности; позиционные мотивы – в стремлении к контактам  со сверстниками и в получении  их оценок; мотивы социального сотрудничества – в стремлении к коллективной работе и к осознанию рациональных способов её осуществления. Осознанные мотивы выражаются в умении школьника рассказать о том, что его побуждает учиться, выстроить мотивы по степени значимости; реально действующие мотивы проявляются в успешности/неуспешности обучения и хорошей или плохой посещаемости занятий, в степени развёрнутости учебной деятельности и формах ухода от неё, в выполнении дополнительных заданий или отказе от них, в стремлении к заданиям повышенной или пониженной трудности и др.

Зрелость мотивационной  сферы ученика оценивается по направленности мотивов учения, по гармоничности и согласованности  отдельных мотивов между собой, по устойчивости мотивов, по наличию  мотивов, ориентированных на длительную временную перспективу, по действенности  мотивов и их влиянию на поведение [7, с. 213].

Таким образом, неуспеваемость школьника может являться результатом  широкого спектра причин, а также  взаимосвязей данных причин. Педагогам, родителям и школьным психологам необходимо учитывать все эти  причины для того, чтобы начать работу с неуспевающим учеником. Также  необходимо знать возрастные особенности  младших подростков, чтобы не допустить  потери интереса к учебной деятельности и, как результат, снижения школьной успеваемости.

 

    1.  Пути профилактики школьной неуспеваемости

Проблема школьной неуспеваемости – одна из «вечных» проблем педагогики и психологии. Корни этой проблемы лежат в форме организации  учебного процесса – классно-урочной  системе обучения, предложенной ещё  в середине XVI века Я. А. Коменским. Когда в одну группу собираются дети хотя примерно и одного возраста, но различающиеся по своему развитию, способностям, психологическим и психофизиологическим особенностям, а обучение ведётся одинаковым для всех способом, возникает непонимание у одних детей, другим же детям, наоборот, хочется более сложного материала, для одних темп работы учителя высок, для других – низок, одним детям требуется наглядная демонстрация, другим достаточно вербального объяснения и т.д. Но, тем не менее, классно-урочная система рассматривается как наиболее эффективный способ обучения по сравнению с индивидуальным обучением, господствовавших ранее, так как позволяет охватить обучением всех детей, достигших определённого возраста.

Главные достоинства классно-урочной  системы – её экономичность, возможность  массового обучения. Ребёнок воспитывается  в коллективе, появляется возможность  обучения не только на собственном  опыте, но и на опыте других детей, возможность осуществить и принять  помощь товарищей, соревновательность и многое другое. Недостатки классно-урочной системы обучения состоят в стандартной форме построения урока, ведущей часто к формализму знаний; однотемповасти в изучении учебного материала; трудной сочетаемости индивидуальных способностей с коллективной работой; психологическом дискомфорте некоторых детей, отчитывающихся о своих знаниях в присутствии других детей [21, с. 87].

В сложившихся условиях обучения усилия психологов и педагогов следует  направлять не только на преодоление  уже свершившегося факта неуспеваемости школьников, а ещё большее внимание уделять вопросам её предупреждения, не допуская её возникновения, так как  школьная неуспеваемость наносит серьёзный  вред личностному развитию школьника. Предупреждение школьной неуспеваемости состоит в том, чтобы своевременно обнаруживать и устранять отдельные отставания, не допускать их развития, переплетения, превращения в устойчивую неуспеваемость как итог. Чтобы осуществить эту деятельность, важно знать внешние проявления трудностей в обучении, их признаки. В качестве последних могут выступать: увеличение числа ошибок при выполнении учебных заданий, расход времени на выполнение домашних заданий больше нормы, невыполнение домашних заданий больше нормы, невыполнение отдельных заданий, частые обращения за помощью, появление симптомов снижения интереса к предмету [19, с. 153].

Бесспорно, в качестве основной причины школьной неуспеваемости выступают  недостатки когнитивно-личностного развития ученика. Однако было бы неправильно винить только его самого в собственных школьных неудачах. Определённую, а иногда и весьма существенную роль играют и некоторые факторы учебного процесса, не зависящие от ученика, но могущие негативно повлиять на успешность его школьного обучения. Можно назвать, по крайней мере, два таких фактора:

  1. организация, формы и методы самого процесса обучения;
  2. недостатки в деятельности учителей.

В первом случае большое, едва ли не решающее значение имеют частные  методики обучения, от которых зависит, обнаружит ли ученик способности  в данной области и в какой  мере он сможет их раскрыть, насколько  успешным будет усвоение знаний. Недостаточную  эффективность методики обучения объясняют  отсутствием «врождённых» способностей ученика, а значит, невозможностью со стороны учителя повлиять на его  успеваемость. И наоборот, чем более  совершенна методика обучения, чем  более она базируется на современных  психологических и педагогических достижениях, тем лучше она позволяет  «раскрыться» способностям ученика  и обеспечить высокое качество усвоения.

Второй фактор учебного процесса – это недостаточный уровень  психологической подготовки учителя, вследствие чего он затрудняется в  понимании причин конкретных трудностей учащихся. Не владеет (или слабо владеет) приёмами психодиагностики причин неуспеваемости и их психологической коррекции, недостаточно реализует индивидуальный подход к учащимся, затрудняется в  развитии познавательной потребности  подростков, осуществлении интеллектуального  развития, формировании навыков учебного труда.

Рассматривая эти факторы  в контексте проблемы профилактики школьной неуспеваемости, следует прийти к заключению о важности работы по совершенствованию приёмов и  методов обучения школьников и о  необходимости повышать уровень  психологической компетентности учителей [1, с. 243].

Основными направлениями  психопрофилактики школьной неуспеваемости можно назвать следующие.

1. Оптимизация процесса обучения. Необходимо строить процесс обучения так, чтобы на основе всестороннего учёта закономерностей и принципов обучения, научной организации учебной деятельности школьников добиться наиболее эффективного усвоения ими знаний. Наилучших результатов обучения позволяет добиться такое обучение, которое способствует активизации и всестороннему развитию мыслительной деятельности учащихся. В подростковом возрасте наблюдается возрастание познавательной активности учащихся, что, при правильной организации учебных занятий, может способствовать поддержанию высокой успеваемости учащихся.

2. Систематическое психолого-педагогическое изучение школьников с целью своевременного обнаружения и устранения отставаний в учении. Знание учеников во всех отношениях необходимо для осуществления в процессе обучения индивидуального подхода к ним, который в школе реализуется в форме индивидуализации и дифференциации обучения. В младшем подростковом возрасте  индивидуальный подход особенно важен, т.к. дети зачастую испытывают трудности, связанные с психологическими и физиологическими изменениями и не всегда могут справиться с ними самостоятельно. Индивидуализация обучения тесно связана с ориентацией на психологические особенности школьников (уровень способностей, зону актуального развития), состоит во включении в работу с ними специальных способов и приёмов, соответствующих индивидуально-типологическим особенностям учащихся (тип темперамента и связанные с ним скоростные характеристики работы), выработку у школьников индивидуального стиля деятельности. Дифференцированный подход в обучении, учитывая уровень достижений каждого школьника и его потенциальные способности, состоит в предоставлении для усвоения входящий в школьную программу, но разный по степени трудности учебный материал – кому-то более трудный, а кому-то более лёгкий. Это и составляет основу профилактической работы по предупреждению непонимания школьниками учебного материала, низкого качества его усвоения.

В плане предупреждения школьной неуспеваемости очень важно стремление учителя понять внутренний мир каждого  ученика, не допускать возникновения  «смыслового барьера» и причин, вызывающих недисциплинированное поведение школьников, а также обеспечение комфортности при сотрудничестве учителя и ученика.

3. Организация групп развития. Их цель состоит в том, чтобы обеспечить будущим школьникам необходимый уровень школьной зрелости, поскольку психологическая готовность детей к школьному обучению вполне обоснованно рассматривается как психопрофилактика возможных трудностей в последующем школьном обучении. Главная задача групп развития связана не с обучением детей старшего дошкольного возраста школьным умениям чтения, письма и счёта, а с формированием у них психологической основы овладения этими умениями, развитием познавательных потребностей детей, целенаправленным когнитивным и психомоторным развитием. Кроме того, в этих группах детям помогают преодолеть такие свои личностные особенности, как неуверенность в себе, боязнь сделать ошибку и получить порицание со стороны взрослых, трудности общения со сверстниками и взрослыми. Безусловно, группы развития являются важной составляющей психопрофилактики неуспеваемости младших подростков, т.к. психологическая неготовность ребёнка дошкольного возраста к обучению в школе может в последующем сыграть весьма негативную роль в его школьной успеваемости.

Информация о работе Устный и наглядный методы психопрофилактики неуспеваемости младших подростков