Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 02:58, контрольная работа
Проанализировав содержание труда детей к природе следует отметить, что овладение трудовыми навыками идёт от простого к сложному: если в младшей группе гр. "Малыши" дети только выполняют вместе с воспитателем, или под наблюдением воспитателя трудовые поручение, то в группе "Фантазёры" дети уже владеют определёнными навыками и могут выполнить трудовое поручение, а также спланировать его. Так как дети в старшем возрасте более развиты физически, то они могут выполнить более сложную работу (окапывание, прополка). В группе "Фантазёры" труд в природе осуществляется везде (огород, сад, цветник).
Тема 1. Наглядные методы ознакомления детей с природой 1. Организация и методика проведения наблюдения в разных возрастных группах
Проанализировав содержание труда детей к природе следует отметить, что овладение трудовыми навыками идёт от простого к сложному: если в младшей группе гр. "Малыши" дети только выполняют вместе с воспитателем, или под наблюдением воспитателя трудовые поручение, то в группе "Фантазёры" дети уже владеют определёнными навыками и могут выполнить трудовое поручение, а также спланировать его. Так как дети в старшем возрасте более развиты физически, то они могут выполнить более сложную работу (окапывание, прополка). В группе "Фантазёры" труд в природе осуществляется везде (огород, сад, цветник). Воспитатель выступает в роли организатора, наблюдателя и равного партнёра. Всё содержание раздела "Труд в природе" соответствует принципам: гармония трёх начал, природосообразности и индивидуализации, от простого к сложному.
Организовывая природоведческую работу от педагога требуются умения которые позволили организовать работу так , чтобы всем было интересно. Для детей дошкольного возраста основными способами познания окружающего мира являются наблюдения и экспериментирование, которые педагог проводит в сочетании с беседой.. Совместные наблюдения детей важно организовать так, чтобы старшие помогали младшим устанавливать способы наблюдений, выделять существенные признаки и делать выводы об увиденном.
При отборе содержания для наблюдений надо стараться, чтобы оно давало ребенку возможность увидеть, разглядеть неизвестное в привычном, давно знакомом и подчас даже не замечаемом. Это позволяет повернуть хорошо знакомые ребенку явления неожиданной стороной, подвести его к собственным «открытиям», дать ему испытать радость познания. В свою очередь это побуждает детей к дальнейшим поискам решений новых и новых задач.
Выделив задачу, педагог дает детям возможность высказаться, выслушивает вес их предположения, догадки, вместе с ними обсуждает их. Далее появляется необходимость проверить эти догадки, найти способы решения возникшей задачи. Такими способами, помимо наблюдения, являются экспериментирование, элементарные опыты, также включающие наблюдения.
Также при работе с детьми необходимо подбирать задания, которые давали детям каждого возраста самостоятельно выполнить задание т.е. осуществлять дифференцированный подход
2. Организация циклических наблюдений с детьми дошкольного возраста
Научно-методическая работа в дошкольных учреждениях показала, что наряду с содержанием имеет также значение организационно-методическая сторона проведения наблюдений с детьми. Цель наблюдений достигается лишь тогда, когда дошкольники видят особенности строения, поведения животных, их связи со средой. С этой точки зрения важно следующее.
• Компактное проведение цикла: одно наблюдение должно следовать за другим без больших разрывов во времени. Содержание каждого
46
следующего наблюдения, наслаиваясь на предыдущие, укрепляет (уточняет и дополняет) общую систему знаний об объекте
•Преобладание визуального источника знаний над словесным: дети должны получать информацию, рассматривая объект, а не со слов воспитателя. Вопросы и очень короткие пояснения педагога направляют внимание дошкольников и побуждают их называть увиденное. Отсюда вытекают организационные требования к наблюдению.
•В каждом конкретном случае могут одновременно участвовать столько детей, сколько спокойно расположатся вокруг объекта (аквариум, клетка с птицей и т.д.), чтобы беспрепятственно его рассматривать. В зависимости от размера объекта и его расположения в наблюдении обычно одновременно могут участвовать от 3 — 5 до 15 человек. Когда наблюдения проводятся на участке, в них может участвовать вся группа.
•В наблюдениях должны принимать участие все дети. Каждое конкретное наблюдение, если оно проводится по подгруппам, повторяется несколько раз. Такая организация позволяет приобщить к наблюдениям всех детей и накопить у них необходимый объем конкретных знаний, которые затем будут использованы в обсуждении на занятии.
• В
работе необходима опора на биологические
особенности,
видовую специфику животных. Дети смогут
увидеть запланированные моменты
жизни животных, если специально созданы
условия. Голодное животное хорошо
ест — можно смотреть, как оно это делает.
Черепаха активна, если ее тело
разогрето (рефлектором, солнцем). В длинные
зимние вечера при погашенном
свете дошкольники могут наблюдать спящую
птицу. Организация подобных
наблюдений предполагает элементарное
опытничество, что поможет улучшить
и ускорить достижение программной цели.
• Использование
двигательной активности дошкольников:
включение в
наблюдение соответствующих движений,
упражнений и действий с предметами.
Так, функцию шеи (у птиц) или значение
ее отсутствия (у рыб) дети лучше
понимают, когда поворачивают собственную
голову влево и вправо.
Обхватывая палку руками и при этом по-разному
располагая пальцы (все в
одном направлении; четыре — вперед, большой
палец — назад), дошкольники
поймут целесообразность строения ноги
птицы.
Итак,
цикл наблюдений как организационно-
47
новых наблюдениях, которые они производят самостоятельно (что особенно ценно), без побуждения и руководства воспитателя.
3. Рассматривание картин природоведческого содержания
Картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. Кроме того, многие явления недоступны для непосредственных наблюдений; например, с дикими зверями, животными южных и северных стран детей можно" чаще всего познакомить лишь через картины.
При ознакомлении детей с природой используются дидактические сюжетные, предметные, а также художественные картины.
Дидактические сюжетные и предметные картины специально созданы как наглядные пособия для обучения детей. К таким картинам относятся серии «Четыре времени года», «Домашние животные», «Дикие звери», «Травянистые растения» и др. Они используются с различными дидактическими целями.
Предметные картины вмладших группах используют
16
для
уточнения и конкретизации
В средней группе рассматривание картин направлено на расширение знаний ребят. Это дает возможность вывести их за пределы непосредственного опыта. Рассматривание картин используют также для систематизации и обобщения знаний детей, в беседах, рассказах о природе.
В старших группах предметные картины используют и для формирования понятий. К занятию подбирают серию картин, организуют рассматривание и анализ каждой картины. Затем проводят сравнение серии картин по выделенному существенному признаку, направляя внимание на выделение общего и существенного в явлении. Например, для формирования понятия «осень» в подготовительной к школе группе следует отобрать 3 картины с изображением осенних явлений природы в разные периоды осени. Рассмотрев с детьми каждую картину, воспитатель обращает внимание на последовательное изменение погоды: «Расскажите, как менялась погода от начала к концу осени». Затем подводит детей к пониманию зависимости изменений в жизни растений от изменения погодных условий: «Что происходило с растениями от начала
48
осени к ее концу? Почему произошли эти изменения?» Предлагает сравнить состояние растений, изображенных на картинах.
Далее, обращая внимание детей на изменения в жизни животных, педагог направляет их к установлению новых связей: «В какое время осени было больше насекомых? Почему? Когда улетают перелетные птицы? Почему они улетают?» И т. д.
В работе детского сада широко используются художественные картины: «Золотая осень», «Сирень» И. Левитана; «Грачи прилетели» А. Саврасова; «Зеленый шум» А. Рылова; «Маки» П. Кончаловского; «Березовая роща» А. Куинджи; «Зима» И. Шишкина; «Лес зимой» Л. Бродской; «Домашние животные» А- Пластова. В старшем дошкольном возрасте могут быть использованы для рассматривания, кроме пейзажных картин, и натюрморты.
Цель использования картин состоит в том, чтобы сформировать у детей эстетическое отношение к природе, умение видеть ее красоту, воспринимать образно-художественный смысл картины, видеть
яркие средства выразительности, использованные художником.
К восприятию натюрморта и пейзажной картины детей подводят постепенно, создавая возможность для накопления у них эмоциональных переживаний, связанных с непосредственным восприятием окружающей природы. Рассматривая их, воспитатель учит детей выделять цвет и оттенки цвета наблюдаемых предметов, форму, расположение в пространстве.
Рассматривая художественную картину с детьми, воспитатель задает вопросы, помогая осмыслить образ, почувствовать настроение, переданное художником: «Что" хотел рассказать художник в этой картине? Что красивого в природе заметил художник? Как художнику удалось показать грустный осенний лес?» И т. д. Обучая детей выделять главное в картине, предлагает придумать название к ней.
Рассматривание художественной картины может сопровождаться слушанием музыки или поэтических произведений. Это помогает лучше почувствовать ее настроение. Иногда полезно рассмотреть натюрморт, пейзаж перед наблюдением в природе. Это создает установку на эстетическое ее восприятие.
В работе по ознакомлению детей с природой используется также книжная графика (иллюстрации Е. Чарушина, Е. Бианки, Ю. Васнецова, А. Костровой, Г. Никольского, А. Келейникова, Н. Басмановой, Я- Ярбусовой и др.).
В зависимости от целей рассматривание иллюстраций D книгах проводится по-разному: иногда полезно рассмотреть их до чтения, для того чтобы создать у детей зрительный образ тех предметов, явлений или событий, о которых идет речь; в других случаях достаточно беглого просмотра иллюстраций по ходу чтения книги. Иллюстрации рассматриваются и в процессе беседы о прочитанном.
4. Демонстрация моделей в процессе ознакомления детей с природой Календари наблюдений за ростом и развитием живых существ. Проводя такую работу, можно наблюдать рост и развитие редиса, огурца, лука. Или животных - рост и развитие хомяка в старшей группе или развитие
49
цыплят
и их взаимоотношение с курицей
в подготовительной группе. Ведение
такого календаря можно делать следующими
способами. Рассмотрим их на примере
наблюдений за ростом редиса (рис1). Первые
три графы заполняются
Информация о работе Наглядные методы ознакомления детей с природой