Наглядные методы ознакомления детей с природой

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 02:58, контрольная работа

Описание работы

Проанализировав содержание труда детей к природе следует отметить, что овладение трудовыми навыками идёт от простого к сложному: если в младшей группе гр. "Малыши" дети только выполняют вместе с воспитателем, или под наблюдением воспитателя трудовые поручение, то в группе "Фантазёры" дети уже владеют определёнными навыками и могут выполнить трудовое поручение, а также спланировать его. Так как дети в старшем возрасте более развиты физически, то они могут выполнить более сложную работу (окапывание, прополка). В группе "Фантазёры" труд в природе осуществляется везде (огород, сад, цветник).

Работа содержит 1 файл

ПРИРОДА Межсес.doc

— 592.00 Кб (Скачать)

Тема 1. Наглядные  методы ознакомления детей с природой 1.   Организация   и   методика   проведения   наблюдения   в   разных возрастных группах

    Проанализировав содержание труда детей к природе  следует отметить, что овладение  трудовыми навыками идёт от простого к сложному: если в младшей группе гр. "Малыши" дети только выполняют вместе с воспитателем, или под наблюдением воспитателя трудовые поручение, то в группе "Фантазёры" дети уже владеют определёнными навыками и могут выполнить трудовое поручение, а также спланировать его. Так как дети в старшем возрасте более развиты физически, то они могут выполнить более сложную работу (окапывание, прополка). В группе "Фантазёры" труд в природе осуществляется везде (огород, сад, цветник). Воспитатель выступает в роли организатора, наблюдателя и равного партнёра. Всё содержание раздела "Труд в природе" соответствует принципам: гармония трёх начал, природосообразности и индивидуализации, от простого к сложному.

    Организовывая природоведческую работу от педагога требуются умения которые позволили организовать работу так , чтобы всем было интересно. Для детей дошкольного возраста основными способами познания окружающего мира являются наблюдения и экспериментирование, которые педагог проводит в сочетании с беседой.. Совместные наблюдения детей важно организовать так, чтобы старшие помогали младшим устанавливать способы наблюдений, выделять существенные признаки и делать выводы об увиденном.

    При отборе содержания для наблюдений надо стараться, чтобы оно давало ребенку  возможность увидеть, разглядеть неизвестное в привычном, давно знакомом и подчас даже не замечаемом. Это позволяет повернуть хорошо знакомые ребенку явления неожиданной стороной, подвести его к собственным «открытиям», дать ему испытать радость познания. В свою очередь это побуждает детей к дальнейшим поискам решений новых и новых задач.

    Выделив задачу, педагог дает детям возможность  высказаться, выслушивает вес их предположения, догадки, вместе с ними обсуждает их. Далее появляется необходимость  проверить эти догадки, найти способы решения возникшей задачи. Такими способами, помимо наблюдения, являются экспериментирование, элементарные опыты, также включающие наблюдения.

    Также при работе с детьми необходимо подбирать  задания, которые давали детям каждого  возраста самостоятельно выполнить задание т.е. осуществлять дифференцированный подход

    2. Организация циклических  наблюдений с детьми  дошкольного возраста

  Научно-методическая работа в дошкольных учреждениях  показала, что наряду с содержанием  имеет также значение организационно-методическая сторона проведения наблюдений с детьми. Цель наблюдений достигается лишь тогда, когда дошкольники видят особенности строения, поведения животных, их связи со средой. С этой точки зрения важно следующее.

    • Компактное проведение цикла: одно наблюдение должно следовать за другим без больших разрывов во времени. Содержание каждого

46

 

следующего  наблюдения, наслаиваясь на предыдущие, укрепляет (уточняет и дополняет) общую систему знаний об объекте

  •Преобладание визуального источника знаний над словесным: дети должны получать информацию, рассматривая объект, а не со слов воспитателя. Вопросы и очень короткие пояснения педагога направляют внимание дошкольников и побуждают их называть увиденное. Отсюда вытекают организационные требования к наблюдению.

  •В  каждом конкретном случае могут одновременно участвовать столько детей, сколько  спокойно расположатся вокруг объекта (аквариум, клетка с птицей и т.д.), чтобы беспрепятственно его рассматривать. В зависимости от размера объекта и его расположения в наблюдении обычно одновременно могут участвовать от 3 — 5 до 15 человек. Когда наблюдения проводятся на участке, в них может участвовать вся группа.

  •В  наблюдениях должны принимать участие  все дети. Каждое конкретное наблюдение, если оно проводится по подгруппам, повторяется несколько раз. Такая организация позволяет приобщить к наблюдениям всех детей и накопить у них необходимый объем конкретных знаний, которые затем будут использованы в обсуждении на занятии.

  • В работе необходима опора на биологические особенности, 
видовую специфику животных. Дети смогут увидеть запланированные моменты 
жизни животных, если специально созданы условия. Голодное животное хорошо 
ест — можно смотреть, как оно это делает. Черепаха активна, если ее тело 
разогрето (рефлектором, солнцем). В длинные зимние вечера при погашенном 
свете дошкольники могут наблюдать спящую птицу. Организация подобных 
наблюдений предполагает элементарное опытничество, что поможет улучшить 
и ускорить достижение программной цели.

  • Использование двигательной активности дошкольников: включение в 
наблюдение соответствующих движений, упражнений и действий с предметами. 
Так, функцию шеи (у птиц) или значение ее отсутствия (у рыб) дети лучше 
понимают, когда поворачивают собственную голову влево и вправо. 
Обхватывая палку руками и при этом по-разному располагая пальцы (все в 
одном направлении; четыре — вперед, большой палец — назад), дошкольники 
поймут целесообразность строения ноги птицы.

       Итак, цикл наблюдений как организационно-методическая форма педагогического процесса имеет ряд достоинств. В цикле осуществляется распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение. Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления. Достоинством цикла является его протяженность во времени — распределение наблюдений, следующих одно за другим, на достаточно длительный срок. Многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1 — 3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему. В результате у них возникает потребность в

 
47

 

    новых наблюдениях, которые   они производят самостоятельно (что особенно ценно), без побуждения и руководства воспитателя.

    3. Рассматривание картин  природоведческого  содержания

    Картины дают возможность подробно рассмотреть  явления природы, длительно сосредоточить  на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. Кроме того, многие явления недоступны для непосредственных наблюдений; например, с дикими зверями, животными южных и северных стран детей можно" чаще всего познакомить лишь через картины.

    При ознакомлении детей с природой используются дидактические сюжетные, предметные, а также художественные картины.

    Дидактические сюжетные и предметные картины специально созданы как наглядные пособия  для обучения детей. К таким картинам относятся серии «Четыре времени года», «Домашние животные», «Дикие звери», «Травянистые растения» и др. Они используются с различными дидактическими целями.

    Предметные  картины вмладших группах используют

    16

    для уточнения и конкретизации Представлений, их закрепления. Так, после наблюдения за кошкой с котятами проводится рассматривание соответствующей картины. Воспитатель учит детей узнавать кошку с котятами на картине, видеть и называть некоторые характерные признаки животных (величину, цвет шерсти), части тела (глаза, уши, _хвост, лапы), некоторые действия (спит,ииграет, лакает молоко и т. д.). Организуя рассматривание сюжетной картины, воспитатель использует детский опыт, близкий содержанию картины, задает, например, такие вопросы: «Кто нарисован на картине? Какого цвета шерстка у кошки? У котят? Какого цвета шерстка у кошки, которая живет в вашем доме? Чем заняты котята? Что делает серый котенок? Что делает котенок, который лежит возле кошки? Слышали ли вы, как ходят котята? Почему они ходят тихо, неслышно?»

    В средней группе рассматривание картин направлено на расширение знаний ребят. Это дает возможность вывести их за пределы непосредственного опыта. Рассматривание картин используют также для систематизации и обобщения знаний детей, в беседах, рассказах о природе.

    В старших группах предметные картины используют и для формирования понятий. К занятию подбирают серию картин, организуют рассматривание и анализ каждой картины. Затем проводят сравнение серии картин по выделенному существенному признаку, направляя внимание на выделение общего и существенного в явлении. Например, для формирования понятия «осень» в подготовительной к школе группе следует отобрать 3 картины с изображением осенних явлений природы в разные периоды осени. Рассмотрев с детьми каждую картину, воспитатель обращает внимание на последовательное изменение погоды: «Расскажите, как менялась погода от начала к концу осени». Затем подводит детей к пониманию зависимости изменений в жизни растений от изменения погодных условий: «Что происходило с растениями от начала

48

 

    осени к ее концу? Почему произошли эти  изменения?» Предлагает сравнить состояние  растений, изображенных на картинах.

    Далее, обращая внимание детей на изменения  в жизни животных, педагог направляет их к установлению новых связей: «В какое время осени было больше насекомых? Почему? Когда улетают перелетные птицы? Почему они улетают?» И т. д.

    В работе детского сада широко используются художественные картины: «Золотая осень», «Сирень» И. Левитана; «Грачи прилетели» А. Саврасова; «Зеленый шум» А. Рылова; «Маки» П. Кончаловского; «Березовая роща» А. Куинджи; «Зима» И. Шишкина; «Лес зимой» Л. Бродской; «Домашние животные» А- Пластова. В старшем дошкольном возрасте могут быть использованы для рассматривания, кроме пейзажных картин, и натюрморты.

    Цель  использования картин состоит в том, чтобы сформировать у детей эстетическое отношение к природе, умение видеть ее красоту, воспринимать образно-художественный смысл картины, видеть

    яркие средства выразительности, использованные художником.

    К восприятию натюрморта и пейзажной картины детей подводят постепенно, создавая возможность для накопления у них эмоциональных переживаний, связанных с непосредственным восприятием окружающей природы. Рассматривая их, воспитатель учит детей выделять цвет и оттенки цвета наблюдаемых предметов, форму, расположение в пространстве.

    Рассматривая  художественную картину с детьми, воспитатель задает вопросы, помогая  осмыслить образ, почувствовать  настроение, переданное художником: «Что" хотел рассказать художник в этой картине? Что красивого в природе заметил художник? Как художнику удалось показать грустный осенний лес?» И т. д. Обучая детей выделять главное в картине, предлагает придумать название к ней.

    Рассматривание  художественной картины может сопровождаться слушанием музыки или поэтических произведений. Это помогает лучше почувствовать ее настроение. Иногда полезно рассмотреть натюрморт, пейзаж перед наблюдением в природе. Это создает установку на эстетическое ее восприятие.

    В работе по ознакомлению детей с природой используется также книжная графика (иллюстрации Е. Чарушина, Е. Бианки, Ю. Васнецова, А. Костровой, Г. Никольского, А. Келейникова, Н. Басмановой, Я- Ярбусовой и др.).

    В зависимости от целей рассматривание иллюстраций D книгах проводится по-разному: иногда полезно рассмотреть их до чтения, для того чтобы создать у детей зрительный образ тех предметов, явлений или событий, о которых идет речь; в других случаях достаточно беглого просмотра иллюстраций по ходу чтения книги. Иллюстрации рассматриваются и в процессе беседы о прочитанном.

4. Демонстрация моделей  в процессе ознакомления  детей с природой  Календари наблюдений  за ростом и  развитием живых  существ. Проводя такую работу, можно наблюдать рост и развитие редиса, огурца, лука. Или животных - рост и развитие хомяка в старшей группе или развитие

49

 

    цыплят  и их взаимоотношение с курицей  в подготовительной группе. Ведение  такого календаря можно делать следующими способами. Рассмотрим их на примере  наблюдений за ростом редиса (рис1). Первые три графы заполняются ежедневно, дни недели закрашиваются разным цветом, погода и огородные работы фиксируются значками, В последней графе один раз в конце недели дается цветное изображение овоща, мерная полоска закрашивается по высоте растения.

Информация о работе Наглядные методы ознакомления детей с природой