Психодиагностика неуспеваемости младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

Цель: Рассмотрение наиболее эффективных методов развития интеллектуальных качеств в младшем школьном возрасте.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие интеллекта и изучить факторы интеллектуального развития.
2. Проведение диагностики интеллектуальных способностей младшего школьного возраста.
3. Подобрать и систематизировать комплекс заданий направленных на развитие интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте.
4. Проанализировать и интерпретировать полученные данные.

Содержание

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития интеллектуальных способностей детей в младшем школьном возрасте
1.1 Интеллект и факторы интеллектуального развития
1.2 Интеллектуальное развитие в младшем школьном возрасте
1.3 Особенности умственного развития младшего школьника при обучении в школе
1.4 Роль психодиагностики в преодолении неуспеваемости школьников
Глава 2. Экспериментальное исследование развития интеллектуальных качеств у младших школьников
Заключение
Список литературы
Приложения
Таблицы

Работа содержит 1 файл

Крсовая 4 курс Психодиаг-ка неуспеваемости мл шко.doc

— 326.00 Кб (Скачать)

     Психодиагностика  интеллектуальной неуспеваемости младших  школьников

     Содержание 

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития интеллектуальных способностей детей в младшем школьном возрасте

    1. Интеллект и факторы интеллектуального развития

1.2 Интеллектуальное развитие в младшем школьном возрасте

1.3 Особенности умственного развития младшего школьника при обучении в школе

1.4 Роль психодиагностики в преодолении неуспеваемости школьников

Глава 2. Экспериментальное исследование развития интеллектуальных качеств у младших школьников

Заключение

Список  литературы

Приложения

Таблицы 

 

      Введение 

     Проблема  измерения интеллекта занимает особое место в психологической науке  не только потому, что с нее началась психодиагностика, но и в связи  с дерзким стремлением исследователей оценить возможности ума человека, как важнейшего органа познания как самое себя, так и явлений окружающей действительности. Первоначально тесты интеллекта понадобились для решения задачи улучшения человеческой породы посредством отбора наиболее разумных ее представителей. Но очень быстро поиски в этом направлении сменяются задачей выявления в общеобразовательной школе детей, которые имеют некоторые заметные отклонения в своем психическом (интеллектуальном) развитии и не могут усваивать знания и умения, обеспечивающие в дальнейшем адекватное функционирование личности в обществе.

     Система образования является одним из факторов экономического и социального прогресса  общества. Она должна быть направлена на развитие личности школьника, его  умственных способностей, на создание условий для его самоопределения и самореализации. Уровень умственного развития в большой степени влияет на эффективность осуществления этих проблем. Ведь чем раньше замечено отставание в развитие того или иного психического процесса, тем раньше оно будет исправлено. Если все психические процессы соответствуют уровню умственного развития личности, то можно говорить об успешно сложившейся личности, которая принесет пользу обществу.

     Диагностика интеллекта играет важную роль в повышении  качества образования школьников, позволяет выявить отклонения в умственном развитии учащихся и, как следствие, правильно организовать педагогическую работу, специально направленную на развитие тех или иных способностей.

     Объект  исследования - интеллектуальные качества младших школьников от 9 до 10 лет.

     Предметом является развитие интеллектуальных качеств у младших школьников

     Цель: Рассмотрение наиболее эффективных методов развития интеллектуальных качеств в младшем школьном возрасте.

     Задачи:

     1. Рассмотреть понятие интеллекта и изучить факторы интеллектуального развития.

     2. Проведение диагностики интеллектуальных способностей младшего школьного возраста.

     3. Подобрать и систематизировать комплекс заданий направленных на развитие интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте.

     4. Проанализировать и интерпретировать полученные данные.

     Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

  1. Анализ психологической литературы на данную тему;

     2.Для  исследования развития интеллектуальных качеств младших школьников 9 и 10 лет была использована методика Дэвида Векслера «Шкала вербального интеллекта».

     Гипотеза  исследования: уровень интеллектуальных способностей повышается после комплекса заданий направленных на развитие психических процессов и интеллектуальных качеств;

     Исследования  интеллектуальных качеств в младшем  школьном возрасте мною проводились в спортивной секции плавания во Дворце спорта «Атлант» среди детей от 9 до 10 лет. 

 

     

     Глава 1. Теоретические основы развития интеллектуальных способностей детей в младшем школьном возрасте 

     1.1 Интеллект и факторы интеллектуального развития 

     Развитие  общих способностей человека предполагает развитие его познавательных процессов: памяти, восприятия, мышления, воображения.

     Совокупность  познавательных процессов человека определяет его интеллект.

     «Интеллект - это глобальная способность действовать  разумно, рационально мыслить и  хорошо справляться с жизненными обстоятельствами» (Векслер), т.е. интеллект  рассматривается как способность  человека адаптироваться к окружающей среде.

     Интеллект выступает как общий фактор умственной энергии. Спирмен показал, что успех  любой интеллектуальной деятельности зависит от некоего общего фактора, общей способности. Он выделил генеральный  фактор интеллекта (фактор G) и фактор S, служащий показателем специфических способностей. С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач. Впоследствии Айзенк интерпретировал генеральный фактор как скорость переработки информации центральной нервной системой (умственный темп). Для оценки и диагностики генерального фактора интеллекта применяют скоростные интеллектуальные тесты Айзенка, тест «Прогрессивные матрицы» Д.Равена, теста интеллекта Кэттела.

     Развитие  интеллекта зависит от врожденных факторов: генетические факторы наследственности, хромосомные аномалии.

     Но, с каким бы потенциалом ни родился  ребенок, очевидно, что необходимые  ему для выживания формы интеллектуального  поведения смогут развиваться и  совершенствоваться лишь при контакте с той средой, с которой он будет  взаимодействовать всю жизнь. Эмоциональное общение новорожденного ребенка с матерью, взрослыми людьми имеет решающее значение для интеллектуального развития ребенка. Существует тесная связь между интеллектуальным развитием ребенка и его возможностями общаться со взрослыми в течение достаточно длительного времени (чем меньше общения со взрослыми, тем медленнее происходит интеллектуальное развитие). Влияет и социальное положение семьи: обеспеченные семьи имеют более широкие возможности для создания благоприятных условий развития ребенка, развития его способностей, его обучения и конечном счете для повышения интеллектуального развития ребенка. Влияют и методы обучения, применяемые для развития способностей ребенка. К сожалению, традиционные методы обучения более ориентированы на передачу знаний ребенку и сравнительно мало внимания уделяют развитию способностей, интеллекта, творческих возможностей человека.

     Развитие  интеллекта зависит от тех же факторов, что и развитие других функций  организма, т.е. от генетических и иных врожденных факторов, и от окружающей среды - с другой.

     Генетические  факторы представляют тот потенциал, который ребенок получает с наследственной информацией от своих родителей. Об этих генетических факторах почти  ничего неизвестно; единственное, что  можно утверждать, - это то, что в определенной степени от них зависит направление интеллектуального развития индивидуума.

     Хромосомные аномалии. Некоторые хромосомные  аномалии передаются по наследству, однако очень многие из них связаны с  какими-то нарушениями в процессе оплодотворения. Это касается болезни Дауна, которая проявляется в легкой степени дебильности, компенсируемой общительностью больных. Главным фактором этого заболевания служит немолодой возраст родителей.

     Заболевания в период беременности могут пагубно  отразиться на развитии ребенка. Достаточно упомянуть такие болезни, как диабет, сифилис или краснуха. Известно, например, что хотя у матери краснуха может протекать легко, но заражение ею в первые месяцы беременности приводит к необратимым дефектам зрения, слуха и особенно интеллектуальных функций у ребенка.

     Употребление  матерью алкоголя, табака и лекарственных  веществ приводит к задержке умственного  развития.

     Факторы окружающей среды. С каким бы потенциалом  ни родился ребенок, очевидно, что  необходимые ему для выживания формы интеллектуального поведения смогут развиваться и совершенствоваться лишь при контакте с окружающей средой. Если в самом начале жизни интеллектуальные функции, по-видимому, определяются только наследственными факторами, то, начиная с года или двух, ребенок приобретает способность более или менее эффективно взаимодействовать со своим физическим и социальным окружением. При этом ситуации, в которые он попадает, могут оказаться решающими для развития его интеллекта.

     Адаптационная обусловленность интеллекта проявляется во влиянии на умственное развитие следующих факторов:

     1. социального статуса семьи, связанного  с экономическим и культурным  неравенством в обществе, с этническими  и поведенческими особенностями  различных социальных групп;

     2. особенности питания ребенка, его достаточность или недостаточность для полноценного развития;

     3. психической стимуляции интеллектуальной  активности ребенка со стороны  взрослых (известно, что дети, живущие  в детских домах, заметно отстают  в умственном развитии от сверстников);

     4. числа детей в семье: чем  больше в семье детей, тем  ниже их средний коэффициент  интеллекта [Островский 2005: 82]. 

     1.2 Интеллектуальное развитие в младшем школьном возрасте

интеллектуальный  развитие школьник

     Для учащихся младшего школьного возраста характерны определённые уровни таких интеллектуальных способностей как память, восприятие, воображение, мышление и речь, внимание кроме того эти способности подразделяют на разные уровни (Р.С. Немов, С.А. Рубинштейн) – учебные и творческие. Различают также общие интеллектуальные способности и специальные способности.

     Общие интеллектуальные способности – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности; эти способности отвечают требованиям, которые предъявляют не одна, а целый ряд, широкий круг относительно родственных деятельностей. К общим интеллектуальным способностям относят, например, такие качества ума, как умственная активность, критичность, систематичность, быстрота умственной ориентировки, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, сосредоточенное внимание, восприятие, память, воображение, мышление и речь, внимание. Рассмотри каждый вид интеллектуальных способностей подробней.

     Восприятие  характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте. Дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия: у них наблюдается высокая острота зрения и слуха, они хорошо ориентируются на многие формы и цвета. Но у первоклассников еще отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств предметов. При рассматривании картинки, чтении текста они часто перескакивают с одного на другое, пропуская существенные детали. Это легко заметить на уроках рисования предмета с натуры: рисунки отличает редкое разнообразие форм и красок, порой значительно отличающихся от оригинала. [6, с.86]

     Восприятие  младшего школьника определяется, прежде всего, особенностями самого предмета, поэтому дети воспринимают не самое  главное, существенное, а то, что ярко выделяется на фоне других предметов (окраску, величину, форму и т.д.). Процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета.

     Восприятие  в I--II классах отличается слабой дифференцированностью: часто дети путают похожие и близкие, но не тождественные предметы и их свойства, а среди частотных ошибок замечаются пропуски букв и слов в предложениях, замены букв в словах и другие буквенные искажения слов. Но к III классу дети обучаются «технике» восприятия: сравнению сходных объектов, выделению главного, существенного. [6, с.87] Восприятие превращается в целенаправленный, управляемый процесс, становится расчлененным.

Информация о работе Психодиагностика неуспеваемости младших школьников