Устный и наглядный методы психопрофилактики неуспеваемости младших подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
выявить психологические особенности младшего подросткового возраста;
установить причины школьной неуспеваемости младших подростков;
выявить пути профилактики неуспеваемости детей младшего подросткового возраста.
провести профилактическую работу с педагогами и родителями младших подростков.

Содержание

Введение 4
Глава 1 Пути профилактики неуспеваемости в младшем подростковом возрасте…..…..5
1.1. Психологические особенности младшего подросткового возраста............................5
1.2 Причины школьной неуспеваемости…………………………………............................11
1.3 Пути профилактики школьной неуспеваемости…………………………………...…...16
Глава 2 Устный и наглядный методы психопрофилактики неуспеваемости
младших подростков.…………………………………………………………….....................21
2.1 Устный и наглядный методы психопрофилактики……………………………………..21
2.2 Беседа…………………………………………………………………………………….....21
Заключение……………………………………………………………………………...……..26
Список литературы…………………………………………………………............................27

Работа содержит 1 файл

профилактика неуспеваемости младших подростков.docx

— 74.58 Кб (Скачать)

Для детей в подростковом возрасте характерна легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний. Подросток лучше, чем младший  школьник, может управлять выражением своих чувств. В определенных ситуациях  школьной жизни (плохая отметка, выговор  за плохое поведение) он может скрывать под маской безразличия тревогу, волнение, огорчение. Но при определенных обстоятельствах (конфликт с родителями, учителями, товарищами) подросток может  проявить большую импульсивность в поведении. От тяжело переживаемой обиды он способен на такие поступки, как бегство из дома, даже попытка самоубийства. Огромное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками, которое становится острой потребностью подростка и связано с его многими переживаниями. Общение с товарищами — источник не только появления новых интересов, но и становления норм поведения. Это связано с тем, что среди подростков возникают определенные требования к дружеским отношениям — к чуткости, отзывчивости, умению хранить тайну, понимать и сопереживать. Известно, что успешность общения подростка со сверстниками, в частности одноклассниками, позитивные эмоции, получаемые в школе, а также позитивное восприятие педагога оказывают существенное влияние как на успешность обучения ребёнка, так и на его желание ходить в школу.

Отрочество — это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Сама дружба и служение ей становятся одной  из значимых ценностей в этом возрасте. Именно через дружбу подросток усваивает такие черты взаимодействия людей, как сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и т. п. При этом именно в отрочестве человек начинает постигать, как глубоко (а иногда и непоправимо для дружбы) ранит измена, выражающаяся в разглашении доверительных откровений или в обращении этих откровений против самого друга в ситуации запальчивых споров, выяснении отношений, ссор. Отрочество из-за потребности познать себя и стремления открыть через постоянные рефлексии свою ускользающую сущность лишает подростка спокойной душевной жизни. Тем более что именно в отрочестве диапазон полярных чувств чрезвычайно велик.

У подростка пылкие чувства, подчас ничто не может остановить его в стремлении к избранной  цели: для него не существует в этот миг ни нравственных препон, ни страха перед людьми и даже перед лицом  смерти. Глаза его исторгают пламень  страсти, взгляд непреклонен. Кроме  собственной цели — весь мир ничто. Но уходит порыв. Расточительство душевной и физической энергии не проходит даром — вот он уже впал в  оцепенение, он вял и бездействен. Глаза его потухли, взгляд пуст. Он опустошен, и кажется, ничто не придаст  ему сил. Но еще чуть-чуть — и  он вновь охвачен страстью новой  цели [17, с. 351].

«Подростковый комплекс»  эмоциональности. Резко выраженные психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Он включает в себя перепады настроения — от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Причем достаточных, значимых причин для подобной смены настроения подростка, по существу, просто может и не быть.

Так, зачастую чувствительность подростков к оценке посторонними своей  внешности, способностей, умений сочетается у них с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность  порою уживается с поразительной  черствостью, болезненная застенчивость  — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими  — с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами  и распространенными идеалами —  с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование —  с сухим мудрствованием.

Подростки исключительно  эгоистичны, считают себя центром  вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих  периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование, как в этом возрасте. Они могут  страстно любить и оборвать эти отношения  так же внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом  включаются в жизнь общества, а  с другой — охвачены страстью к  одиночеству. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо  и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между  сияющим оптимизмом и самым мрачным  пессимизмом[16, с.85].

Развитие социальных эмоций в подростковом возрасте. Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками, как правило, ведут к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний. Подросток острее испытывает сочувствие при виде горя других людей, ему свойственно стремление бескорыстно отказаться от чего-то для него ценного ради блага другого человека. В подростковом возрасте больше, чем в другом школьном возрасте, отмечается захваченность растущего человека переживаниями, связанными с добром, сочувствием, со способностью жертвовать своими запросами, потребностями ради других людей.

Кризис отрочества обогащает  подростка знаниями и чувствами  таких глубин, о которых он даже не подозревал в детстве. Подросток  через собственные душевные муки обогащает сферу своих чувств и мыслей, он проходит трудную школу  идентификации с самим собой  и с другими, впервые овладевая  опытом целенаправленного обособления [11, с. 285].

Мотивация учебной  деятельности. С вхождением ребенка в подростковый период происходят существенные преобразования в характере мотивации его учебно-познавательной деятельности. Мотивы, доминировавшие на прежнем этапе онтогенеза, оказываются вытесненными другими, которые ранее не занимали столь значимого места. Ведущим мотивом в средних классах является стремление подростка завоевать определенное положение в классе, добиться признания сверстников. Проявления собственно познавательных интересов подростков, как правило, сильно расходятся. У одних они характеризуются неопределенностью, изменчивостью и ситуативностью. У других проявляются применительно к узкому кругу учебных предметов, у третьих — к большинству из них.

С возрастом у подростков происходит все более глубокая дифференциация учебных интересов, которая в  старших классах во многом может  диктоваться и истинным, познавательным интересом, и прагматической целью — необходимостью определенных предметов для сдачи вступительных экзаменов в вуз. По данным Г. И. Щукиной, существует общая тенденция предметной направленности интересов учащихся. Исследователем было обнаружено явное первенство интереса к математике на протяжении всего школьного возраста. Следует, однако, заметить, что существуют сильные тендерные различия в характере познавательных интересов: девочкам присущ интерес к предметам гуманитарного цикла, а мальчикам — естественнонаучного. Например, в исследовании Н. Д. Левитова наибольшее число выборов у мальчиков получила математика, а у девочек — литература [22, с. 367].

Таким образом, можно говорить о том, что в организме и  психике ребёнка в момент вступления в подростковый период происходят сильнейшие изменения, которые оказывают воздействие  на все сферы жизнедеятельности  в общем и на процесс обучения в частности. Большую часть времени младший подросток проводит в школе, там же, как правило, находится и круг его общения. Поэтому успешность обучения детей данного возраста во многом зависит не только от развитости интеллектуальных процессов, но также и от эмоционального компонента, атмосферы в школе и классе.

 

    1.  Причины школьной неуспеваемости

Традиционно изучение школьной неуспеваемости велось и ведётся  с позиции выявления как факторов, негативно влияющих на успешность обучения детей, так  и конкретных причин, вызывающих отставание в учении. Школьная неуспеваемость – очень сложное  явление, в подавляющем большинстве  случаев возникающее вследствие совместного действия нескольких переплетающихся  между собой, находящихся в сложных  причинно-следственных отношениях причин разного порядка.

По мере развития психологического знания, разработки теоретико-методологических основ психической деятельности, по мере проникновения во внутреннюю структурно-функциональную организацию  психических процессов понимание  причин школьной неуспеваемости тоже углублялось. Но одновременно оно и  расширялось: всё чётче и яснее  стало осознаваться, что на школьную успеваемость, которая отражает состояние  качественных процессов такой сложной  интеллектуальной деятельности, как  приобретение знаний, прямо и непосредственно, а чаще косвенно и опосредованно  влияет гораздо более широкий  круг обстоятельств, чем этот казалось вначале.

Начиная с 90-х годов существенное значение в обусловливании школьной неуспеваемости придаётся различным и многообразным психологическим причинам, делаются попытки их систематизации и установления многозначных причинно-следственных соотношений между ними и внешним уровнем их конкретного проявления. Тем самым всё ярче проявляется отказ от принятия однозначной связи между внешними проявлениями школьных трудностей и вызывающими их психологическими причинами [25, с. 113].

При рассмотрении школьной неуспеваемости важное место принадлежит  недостаткам в развитии познавательной сферы школьников. В первую очередь рассмотрим недостатки в развитии познавательных процессов (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение) и трудности в учебной работе, которые они вызывают.

К недостаткам в развитии ощущений мы относим низкую чувствительность, недостаточную дифференцированность разных видов ощущений и ощущений одной и той же модальности. Значение ощущений в учебной деятельности по усвоению различного материала чрезвычайно велико. При достаточном уровне развития мышечно-двигательных ощущений у учеников могут возникнуть трудности в письме, на уроках математики; при недостаточности вкусовых ощущений затрудняется формирование содержательно наполненных понятий; при недостаточном развитии обонятельных ощущений – трудности в понимании прочитанного и др. В той или иной степени ощущения развиваются в процессе учебных занятий, адресующихся к чувственной сфере обучаемых – изобразительная деятельность, ручной труд, музыкальные занятия, занятия физической культурой, уроки чтения и письма в определённой степени активизируют чувственную сферу, вследствие чего происходит некоторое её развитие.

Недостаточный уровень развития эмоционально-чувственной сферы  учащихся является одной из многообразных  причин, приводящих к отставанию в  учении. В современном образовательном  процессе имеет место крен в сторону  ранней и преимущественной вербализации обучения и недостаточное развитие у детей, особенно на начальных этапах, образно-чувственной сферы. Это препятствует развитию творческой, духовно-нравственной, эмоциональной сторон личности детей, оказывает разрушительное влияние  на их психическое здоровье, отрицательно сказывается в более поздние  возрастные периоды. В психолого-педагогической литературе даже появился термин «шизоидная интоксикация» современного образования, возникающая вследствие переоценивания роли и значения в процессе обучения вербальных компонентов и недооценивания невербальных.

В тоже время психологические  данные свидетельствуют о важной роли эмоционально-чувственного развития детей в обеспечении успешности школьного обучения. Всестороннее развитие, обогащение эмоционально-чувственной  сферы учащихся представляет собой  актуальную задачу школьного образования  на современном этапе, так как  развитие именно этой сферы учащихся является непосредственно-чувственно-эмоциональной основой для развития в дальнейшем словесно-логического и абстрактного мышления.

Недостатками в развитии восприятия, включённого в процесс  усвоения знаний, как считал Л. В. Занков, являются неумение подчинить восприятие поставленной задаче, фрагментарность восприятия, его слабая дифференцированность, отсутствие планомерности восприятия, низкий уровень осмысления воспринятого. Говоря о восприятии школьника, следует рассматривать его как деятельность наблюдения, роль которой в процессе усвоения знаний велика.

К числу недостатков внимания школьников с низкими результатами школьного обучения следует отнести  малый объём, неустойчивость, трудности  при переключении внимания, неумение распределять внимание, неспособность  к длительному сосредоточению, недостаточную  концентрацию внимания. Важность хорошего развития процессов произвольного  внимания школьников и умения управлять  им никем не оспаривается.

Основные недостатки памяти слабоуспевающих школьников связаны  с малом объёмом кратковременного запоминания, слабой удерживающей способностью. Кроме того, слабая опора при запоминании на мышление приводит к поверхностной смысловой обработке ими материала, что не позволяет долго сохраняться следам памяти и, как следствие, приводит к быстрому его забыванию. Характерной особенностью мнемической деятельности таких учеников является стремление к механическому заучиванию учебного материала, что, в свою очередь, требует многократного его повторения. Но многократное повторение малоосмысленного материала предъявляет определённые требования к волевым качествам школьника, требует от него усидчивости и психического напряжения, которые у него, по понятным причинам, находятся на низком уровне. Таким образом, недостаточность волевых усилий при запоминании ещё более снижает эффективность памяти слабоуспевающих школьников.

Недостатки мышления слабоуспевающих  школьников мы рассматриваем в двух направлениях: недостатки в развитии основных мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, установление закономерностей, выделение существенного) и качественные особенности мыслительной деятельности, в целом негативно влияющие на сам процесс мышления (неустойчивость мышления, инертность, конкретность мышления, синкретичность, недостаточная обобщённость, однолинейность). Как показывает школьная практика, у детей, не  только обучающихся в начальных классах, но и в более старшем возрасте мыслительные операции сформированы недостаточно. Усвоение знаний – это познавательная деятельность, в которой весьма существенную роль играют процессы анализа, синтеза и обобщения, и низкий уровень их развития самым непосредственным образом негативно отражается на качестве школьного обучения.

Информация о работе Устный и наглядный методы психопрофилактики неуспеваемости младших подростков