Устный и наглядный методы психопрофилактики неуспеваемости младших подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
выявить психологические особенности младшего подросткового возраста;
установить причины школьной неуспеваемости младших подростков;
выявить пути профилактики неуспеваемости детей младшего подросткового возраста.
провести профилактическую работу с педагогами и родителями младших подростков.

Содержание

Введение 4
Глава 1 Пути профилактики неуспеваемости в младшем подростковом возрасте…..…..5
1.1. Психологические особенности младшего подросткового возраста............................5
1.2 Причины школьной неуспеваемости…………………………………............................11
1.3 Пути профилактики школьной неуспеваемости…………………………………...…...16
Глава 2 Устный и наглядный методы психопрофилактики неуспеваемости
младших подростков.…………………………………………………………….....................21
2.1 Устный и наглядный методы психопрофилактики……………………………………..21
2.2 Беседа…………………………………………………………………………………….....21
Заключение……………………………………………………………………………...……..26
Список литературы…………………………………………………………............................27

Работа содержит 1 файл

профилактика неуспеваемости младших подростков.docx

— 74.58 Кб (Скачать)

4. Осуществление всестороннего психологического развития школьников. Проведённый психологами анализ всевозможных трудностей школьников в обучении привёл нас к убеждению, что в подавляющем большинстве трудностей, какими бы они ни были и какие бы они внешние формы ни принимали, в своей глубинной основе они имеют недостатки в когнитивном развитии учащихся. Именно это является первопричиной многих трудностей учащихся не только познавательного характера, но и в поведенческом плане. Много разных проблем появляется у подростков, после того как у них возникает отставание в учении и появляются плохие отметки.

Решение многих уже имеющихся  проблем учащихся, а также наиболее эффективное направление предупреждения школьной неуспеваемости лежат на пути осуществления всестороннего и  целенаправленного психологического развития школьников. Повышая их познавательные возможности, их интеллектуальный потенциал, мы формируем таким образом у детей психологическую основу обучения, помогающую им успешно преодолевать возникающие в процессе обучения трудности [4, с. 118].

Таким образом, профилактика школьной неуспеваемости даёт возможность  предотвратить отставание подростка  в учёбе и его хроническую  неуспеваемость. Как психологи, так  и учителя должны учитывать особенности  данного возраста и проводить  регулярную профилактическую работу среди  учащихся.

Вывод: школьная неуспеваемость младших подростков зависит от ряда причин: интеллектуальных особенностей, эмоционального, мотивационного и личностного компонентов. Каждая из данных причин может оказать существенное влияние на характер учебной деятельности младших подростков. Также необходимо помнить о проблемах, с которыми сталкивается ребёнок при переходе в подростковый возраст. Очень часто в этом возрасте дети склонны к излишней эмоциональности, полярности суждений, они могут чувствовать себя несчастными, непонятыми и одинокими. Взрослым необходимо поддерживать их, проявлять понимание к их проблемам. Для этого необходимо проводить просветительскую работу среди взрослых: учителей, работающих с детьми данного возраста, и родителей. Несомненно, знание взрослыми особенностей данного возраста значительно облегчит взаимопонимания между ними и подростками. Также необходимо осуществлять профилактику неуспеваемости: своевременно развивать познавательную сферу, учитывать психологическую готовность детей к обучению, поддерживать интерес к различным учебным предметам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Устный и наглядный методы психопрофилактики неуспеваемости младших подростков

В рамках курсовой работы нами была проведены мероприятия по профилактике неуспеваемости младших подростков. Данные мероприятия представляли собой  проведение беседы с учителями и  родителями детей данного возраста, а также составление и распространение  тематических буклетов.

 

2.1 Устный и наглядный  методы психопрофилактики

Среди методов психопрофилактики применяются устный и наглядный методы, к ним относятся беседа и буклеты. Беседа является незаменимым инструментом воздействия психолога на клиентов. Данный метод позволяет и информировать аудиторию по выбранной проблеме, и узнать, насколько данная аудитория осведомлена по заявленной теме. В ходе беседы можно остановиться на наиболее интересующих слушателей вопросах, выявить проблемные области. Буклет же несёт в себе функцию своеобразного повторного использования материала, напоминания о полученной информации. Кроме того, ярко и интересно оформленный буклет скорее привлечёт к себе внимание людей, его скорее захочется открыть и прочесть изложенную в нём информацию.

 

2.2 Беседа

Мероприятия проводилась на базе УО СШ № 12 г. Витебска. В ходе беседы мы ознакомили родителей с некоторыми психологическими особенностями младших подростков, осветили ряд причин школьной неуспеваемости детей данного возраста, а также дали краткие рекомендации учителям и родителям, направленные на предупреждение неуспеваемости подростков и на повышение интереса к учебному процессу.

Беседа «Причины неуспеваемости младших подростков»

Цели:

  1. ознакомление учителей и родителей с особенностями младшего подросткового возраста;
  2. ознакомление учителей и родителей с причинами неуспеваемости в данном возрасте.

Ход беседы. О подростковом возрасте говорится часто и много, но тем не менее как у учителей, так и у родителей неизменно возникают проблемы с детьми, достигшими данного возраста. Поэтому сегодня мне хотелось бы предложить вам поговорить об этом ещё раз. Однако сегодняшний наш разговор будет посвящён не подростковому возрасту в целом, а отдельной проблеме: проблеме неуспеваемости в младшем подростковом возрасте.

Так кто, он подросток?

«Уже не совсем ребенок, но еще не вполне юноша, он возникает  на жизненной сцене, хрупкий и  тонкий, странно отчужденный от всех. Резкий профиль. Голос, словно сорвавшийся, «перегоревший». Улыбка, от которой  лицо не хорошеет, а сдвигается в  гримасе. Вызов, холодность во всем… Мучительная проблемность и внутри, в сознании, и снаружи, в поведении.»

Это красочное описание дает профессор Ольшанский Д.В., анализируя основные этапы становления и  развития индивидуальности ребенка.

Подростковый возраст (пубертатный  период) традиционно считается самым  сложным в детском развитии. Его  называют переходным, «трудным», «опасным возрастом», «возрастом бурь». В этих названиях зафиксирована главная  его особенность- переход от детства к взрослости. К младшему подростковому возрасту относят школьников 11-12 лет. В это время начинается бурная физиологическая перестройка организма.

Трудным этот период является не только в плане воспитания, но и в отношении учебных достижений. Снижается успеваемость, пропадает  интерес к учебе, неуспешное выполнение учебных заданий перестает восприниматься как нечто огорчающее и трагическое. Среди школьников нарастает число  неуспевающих подростков, отличающихся апатией и неудовлетворенным  отношением к школе [6, с. 89].

Под неуспеваемостью мы понимаем ситуацию, в которой  поведение  и  результаты обучения не соответствуют  воспитательным и дидактическим  требованиям  школы. Неуспеваемость выражается в том, что  ученик  имеет  слабые  навыки  чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями  анализа,  обобщения  и  др. систематическая неуспеваемость  ведет  к  педагогической  запущенности,  под которой понимается  комплекс  негативных  качеств  личности,  противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное  и  опасное  с моральной, социальной, экономической позиций [8, с. 15].

Ведущими причинами неуспеваемости подростков многие авторы считают следующие:

  1. пониженная обучаемость школьника;
  2. недостатки в развитии познавательных процессов;
  3. педагогическая запущенность;
  4. интеллектуальная пассивность;
  5. индивидуально – типологические особенности;
  6. отсутствие адекватной мотивации учения.

Недостатки в развитии познавательной сферы обычно проявляются: в слабой сформированности различных мыслительных операций, в преобладании механического типа запоминания над смысловым, в низкой концентрации и устойчивости внимания, в недостаточном объеме внимания.

Интеллектуальная пассивность, или, иначе, «умственная лень», отрицательно сказывается на успеваемости, что связано с особенностями учебной деятельности, которая, прежде всего, является познавательным процессом. Причины интеллектуальной пассивности различны и, очевидно, связаны не столько с отклонениями в развитии, сколько с недостатком обучения и воспитания. Интеллектуальная пассивность оказывается мощным фактором, накладывающим отрицательный отпечаток на активно формирующуюся мотивационно - потребностную сферу личности подростка. В дальнейшем интеллектуальная пассивность, превращаясь в устойчивую личностную черту, определяет возможности человека в решении различных задач, требующих умственного напряжения и работоспособности [15, с. 117].

Но причины плохого  усвоения знаний не всегда могут быть сведены к слабости внимания, плохой памяти, недостаткам в развитии интеллектуальной сферы. В решении некоторых видов учебных задач проявляются природные и генотипические особенности учащихся.

В учебной деятельности присутствует много заданий, успешность выполнения которых зависит от индивидуальных различий, связанных с проявлением  силы нервной системы. Временными или  скоростными характеристиками нервной  системы: лабильностью и подвижностью.

Низкая мотивация учения – одна из самых распространенных причин неуспеваемости школьников. Учебная деятельность перестает быть привлекательной для повзрослевшего ребенка. Часто ребята учатся только для того, чтобы «родители не ругали», «отпустили погулять», «купили что-нибудь новое» и т.п. Причем учителя и родители порой сами провоцируют такое отношение к учению, обращая внимание только на отметки ребенка. Не в каждой семье, да и в школе внушается ценность образования как такового, а не как инструмента для достижения определенных целей, связанных с карьерой и материальным благополучием. Часто для родителей и учителей важен рейтинг учащихся именно по результатам их успеваемости, и не так значимо, что стоит за этими «пятерками» - глубокие знания или фрагментарно, необдуманно выученный материал [13, с.153].

Любопытны причины неуспеваемости, которые выделяет сам ребёнок. Основная причина – отсутствие каких-либо способностей («плохая память», «слабое  внимание», «неумение думать» и  т.д.). Причем если младшие подростки  отмечают, что им «не хватает знаний», что они «не могут учиться»; то старшие подростки жалуются на «лень», «безволие», говорят о своем стремлении улучшить память, внимание, мыслительные возможности.

Рекомендации педагогам

1. Более пристальное внимание обращать на качественную сторону обучения, а не на количественную. Не возводить оценки в абсолют.

2. Старайтесь построить образовательный процесс таким образом, чтобы оценки не были основой рейтинга учащихся. Не афишируйте успеваемость учеников перед всем классом. Однако здесь необходимо учитывать индивидуально – типологические особенности учащихся: если ваш ученик имеет демонстративные черты характера, то публичное представление его успехов подстегнет его к дальнейшей успешной учебе.

3. Не сравнивайте учеников друг с другом. Лучше сравнить успехи самого ученика, например: «Сегодня ты отвечал значительно лучше, чем на прошлом уроке».

4. Учитывайте возрастные особенности учеников при подготовке к уроку. Больше используйте активные методы обучения, урок должен быть интересен ребятам – это очень важно.

5. Развивайте познавательные способности учеников.

Рекомендации родителям

Что же можно предпринять, если есть желание улучшить успеваемость ребенка? В случае первых четырех  причин, советует автор, остается смириться  с тем, что «нечего на зеркало  пенять, коли рожа крива». Хотя, если есть желание изменить положение, то нужно обязательно прикладывать усилия, но начинать надо с себя, с семейных устоев, привычек. В случаях 5-6 можно изменить отношение учителя и педагогического коллектива к вашему ребенку, а также собственное отношение к процессу школьного обучения.

Познавательный интерес  к учению и навыки обучения, адаптация  к школе развиваются в первых трех классах начальной школы. Если этот момент упущен, то в средних  классах можно опираться на поисковую  активность в интересах и увлечениях. Это значит, что ваши переживания  по поводу плохой успеваемости временно лучше подавить. Понаблюдать, заметить, чем же ребенок интересуется, к  чему склоняется – компьютеру, футболу, каратэ, бабочкам и т.п. попытаться связать  его интерес с одним из школьных предметов.

Заставить учиться подростка, конечно, практически невозможно. Но мотивировать подростка учиться – вполне разрешимая задача, несмотря на ее большую трудность. В зависимости от индивидуально – личностных особенностей необходимо найти, чем можно зацепить ученика, чтобы у него появилось желание учиться. Например, честолюбивого подростка, мечтающего о профессиональной карьере, надо нацелить на углубленное изучение предметов, необходимых ему в будущем. Ученика с истероидными чертами характера может подстегнуть возможность выделиться среди сверстников, продемонстрировать свои способности. Кого-то может подтолкнуть романтическое увлечение, в том случае, если объект обожания хорошо учится, имеет твердые жизненные планы и т.п. Повышение самооценки и укрепление самоуважения учащихся также имеет большое значение для учебной успеваемости.

Вывод: в рамках нашей курсовой работы были проведены мероприятия, направленные на профилактику неуспеваемости младших подростков. Учителям и родителям были даны рекомендации, соблюдение которых позволит им предотвратить снижение успеваемости учащихся. В ходе профилактической беседы нами были освещены некоторые психологические особенности детей младшего подросткового возраста, которые необходимы для понимания трудностей детей данного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В младшем подростковом возрасте ребёнок сталкивается с рядом  трудностей, связанных с психологическими и физиологическими изменениями, характерными для подросткового возраста. Учебная мотивация отходит на второй план, её место занимает интимно-личностное общение. Ребёнок становится ранимым, эмоционально нестабильным, проявляет стремление к самостоятельности, и любое вмешательство взрослых в его жизнь может восприниматься крайне отрицательно. Эти особенности и изменения взрослым необходимо знать и учитывать при общении с подростком. Пренебрежение ими может негативно отразиться на отношениях родителей и учителей с ребёнком данного возраста.

Информация о работе Устный и наглядный методы психопрофилактики неуспеваемости младших подростков