Творческое мышление

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 15:47, контрольная работа

Описание работы

Одной из областей человеческого ума, в которую пока еще не вторглись компьютеры, является творческое (креативное) мышление. Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.

Содержание

Введение 2
1. Проблема творческого мышления 4
2. Отличительные особенности творческой личности 10
3. Методы стимулирования проявления творческих способностей 15
Заключение 18
Список использованных источников 20

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 42.94 Кб (Скачать)

Лук А.Н. указывает: зоркость в поисках; способ кодирования информации нервной системой (зрительно-пространственный, словесный, акустически-образный, буквенный, цифровой); способность к свёртыванию  мыслительных операций; свёртывание  длинной цепи рассуждений и замена их одной обобщающей операцией; экономное  символическое обозначение понятий  и отношение между ними как  важнейшее условие продуктивного  мышления; способность к переносу; боковое мышление; цельность восприятия окружающего, умение оторваться от логического рассмотрения фактов, рассматривая их в более широком плане, увидеть новое; готовность памяти; сближение понятий; гибкость мышления; способность быстро и легко переходить от одного класса понятий к другой, далёкой от первого по содержанию; способность к оценочным действиям, выбор из многих альтернатив до её проверки; лёгкость генерирования идей; беглость мысли; способность к доведению до конца, способность к доработке деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Итак, творческое мышление определяется как мышление, направленное на создание объективно и субъективно нового продукта.

2. Отличительные особенности творческой личности

 

Способностью к творческому  мышлению в какой-то мере обладает, наверное, каждый. В детстве, когда  преобладает образное мышление, эта  способность часто проявляется  в рисунках, лепках, построениях  из подручных материалов, в подростковом возрасте многие пишут стихи, а в  зрелом она, как правило, помогает решать прикладные задачи разного уровня (от повседневных до научно-технических  и т.д.). Тем не менее, не каждого  человека мы можем назвать личностью  творческой.

Творческим обычно называют человека, совершившего научное открытие, гениальное изобретение или создавшего произведение искусства, т.е. совершившего творческий акт, который был высоко оценен большинством, а также человека неординарного в своем восприятии действительности и реакции на нее.

Последняя формулировка достаточно "скользкая", ибо под это  определение попадают люди с психическими отклонениями. Впрочем, наличие душевной болезни не исключает возможности  проявления высоких творческих способностей, что подтверждается примерами Наполеона, Гоголя и других. Следует оговориться, что в свое время даже выдвигалась гипотеза о наличии прямой зависимости гениальности и безумия (Ч. Ломброзо, Д. Карлсон), однако позднейшие исследования (например, Т. Саймонтона) ее не подтвердили.

Долгое время способности  к интеллектуальному творчеству исследовались так, как подсказывал  здравый смысл: чем выше уровень  умственных способностей, тем больше творческая отдача человека.

Основоположником эмпирического  подхода к исследованию индивидуальных качеств творческой личности является Ф. Гальтон, который совместно с Ч. Пирсоном заложил основы психометрики и психодиагностики. А впервые применили психометрический метод для исследования креативности Дж. Гилфорд и Э.П. Торренс. Они провели ряд исследований взаимосвязи интеллекта и креативности с применением тестов, где под креативностью понималась прежде всего способность к дивергентному мышлению. В результате эмпирических исследований Гилфорд и Торренс сделали вывод о наличии положительной корреляции между уровнями IQ и креативности. При этом они утверждали, что более высокий уровень интеллекта, обуславливает большую вероятность того, что у испытуемого будут высокие показатели по тестам креативности, хотя у лиц, продемонстрировавших высокоразвитый интеллект, могут встречаться низкие показатели креативности. В то же время их исследования показали, что при низком IQ высокая дивергентная продуктивность никогда не обнаруживалась. Торренс даже предложил теорию интеллектуального порога, которая состоит в том, что при IQ ниже 115 – 120 баллов интеллект и креативность неразличимы и образуют единый фактор, а при IQ выше 120 – творческие способности и интеллект становятся независимыми факторами .

Однако опубликованные вскоре результаты исследований Гетцельса  и Джексона представляют данные, свидетельствующие  об отсутствии корреляции между показателями интеллекта и креативности.

Более поздние исследования М. Воллаха и Н. Когана, которые также применяли тестовый метод, но при этом модифицировали его в соответствии со своим пониманием условий, благоприятных для проявления креативности: они сняли лимиты времени, вели к минимуму соревновательность участников в ходе выполнения тестов и сняли ограничение единственного критерия правильности ответа. В результате они пришли к выводу, что при соблюдении в ходе исследования условий, наиболее приближенных к обычным жизненным ситуациям, корреляция креативности и тестового интеллекта будет близка к нулю.

Действительно, человек может  быть интеллектуалом и не быть креативом, и наоборот. Так, например, Левинсон-Лессинг  разделял творчески мало продуктивных ученых-эрудитов, называя их "ходячими библиотеками", и творчески продуктивных ученых, не отягощенных переизбытком оперативных знаний, обладающих мощно  развитой фантазией и блестяще реагирующих  на всякого рода намеки.

Кроме того, различными авторами разрабатывались различные модели креативной личности. Так, в гештальт-психологии считались обязательными следующие  требования к умственному складу творца:

  • не быть ограниченным, ослепленным привычками;
  • не повторять просто и раболепно то, чему вас учили;
  • не действовать механически;
  • не занимать частичную позицию;
  • не действовать со вниманием, сосредоточенным на ограниченную часть проблемной структуры;
  • не действовать частичными операциями, но свободно, с открытым для новых идей умом оперировать с ситуацией, стараясь найти ее внутренние соотношения.

А. Маслоу указывает креативность в ряду 15 существенных черт самоактуали-зирующейся личности. Соответственно, можно считать, что наличие остальных 14 черт, по Маслоу, относятся к особенностям творческой личности.

Гилфорд выделил 4 основных качества, присущих креативной личности :

  • Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.
  • Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.
  • Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.
  • Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Позже Гилфорд выделяет 6 параметров креативности:

  •   способность к обнаружению и постановке проблем;
  • способность к генерированию большого числа идей;
  • гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи;
  • оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно;
  • способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
  • способность решать проблемы, т.е. способности к синтезу и анализу.

По Стернбергу, творческая личность должна обладать следующими индивидуальными чертами:

  • способность идти на разумный риск;
  • готовность преодолевать препятствия;
  • толерантность к неопределенности;
  • готовность противостоять мнению окружающих.

А. Олах указывает на следующие  личностные черты, присущие творческим людям:

    • независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений
    • открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;
    • высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;
    • развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

По мнению Пономарева с  креативностью сопряжены два  личностных качества, а именно: интенсивность  поисковой мотивации и чувствительность к побочным образованиям, которые  возникают при мыслительном процессе (поскольку Пономарев считает, что  мышление изначально логично, он рассматривает  творческий продукт мышления как  побочный).

Особый интерес, по мнению автора настоящей работы, представляет взгляд Мак-Киннона, который выделяет в числе отличительных черт одаренных людей способность более эффективно оперировать противоречивой информацией. Сознательная настроенность человека на возможное допущение противоречия в собственном представлении мира уменьшает порог восприятия неосознаваемого, в результате чего данные подсознательной переработки информации оказываются более доступными осознанию. Поэтому внутренняя готовность субъекта принять противоречие, а не отбросить какую-либо информацию, при первом подозрении несоответствия ее действительности – является, по мнению Мак-Киннона, важнейшим эвристическим фактором, способствующим осознанию самой проблемы.

Можно предположить, что  для лиц с высоким творческим потенциалом изначально, или в  результате индивидуального процесса становления личности, характерно ослабление механизмов психологической защиты. Таким образом, творческой личности требуется определенная смелость воспринимать и принимать образную информацию собственного подсознания, несоответствующую тем "правильным", "моральным" мотивам, которые признаются допустимыми в данной культуре и которые человек принимает и включает в свою систему ценностей. Сам Мак-Киннон так говорит об этом: "Наиболее выдающийся признак творческой личности, главная черта его внутренней сущности, как я это вижу, – это определенная смелость. … Смелость личности, смелость разума и духа, психологическая и духовная смелость, которая является внутренним стержнем креативной личности: смелость подвергать сомнению общепринятое; смелость быть разрушительным для созидания лучшего; смелость думать так, как не думал никто; смелость быть открытым восприятию изнутри и извне; смелость следовать интуиции, а не логике.

        3. Методы стимулирования проявления творческих способностей

 

В ходе проведения многочисленных исследований, посвященных диагностике  и развитию креативности, исследователи  замечали, что препятствием к проявлению креативности могут выступать страх  оказаться "белой вороной", склонность к конформизму (Г.Линдсей, К.Халл и Р.Томпсон) , моральные запреты , однообразие решаемых задач.

Вероятно, степень проявления творческих способностей зависит не только от одаренности личности, но также от внутренней и внешней  мотивации.

Под внешней мотивацией творчества понимается реакция социального  окружения, как положительная (поощрение  вниманием, признание, одобрение, а  также материальное вознаграждение), так и отрицательная (резкая критика, наказание). Причем следует отметить, что значимость внешней мотивации  проявляется наиболее полно лишь в случае, если она исходит от референтной группы. Существенность влияния внешней мотивации напрямую зависит от уровня внутренней мотивации, т.е. чем меньше уровень внутренней мотивации, тем существеннее сказывается мотивация внешняя.

На основании анализа  результатов исследований можно  выделить следующие факторы, влияющие на уровень внутренней мотивации  к творчеству:

  • интериоризированные личностью ценностно-ориентационные установки;
  • самооценка;
  • стабильность эмоционального состояния.

Стимулирование проявления креативности возможно при внешнем  воздействии на выделенные факторы, хотя, конечно, такое воздействие  не гарантирует полного раскрытия  творческого потенциала.

 Здесь можно предложить  использовать следующие методы  стимулирования:

1) Минимизировать отрицательное  влияние моральных и культурных  запретов могут помочь, например, такие методы воздействия, как  расширение круга интересов личности (например, через обучение), самоидентификация  с другой личностью (позволяет  взглянуть на проблему «другими  глазами», при этом собственные  ценностно-ориентационные установки  отступают на второй план). Снятию  влияния установок, сформировавшихся  в процессе деятельности (например, влияния опыта выполнения аналогичной  или схожей деятельности) может  способствовать переключение внимания, смена деятельности.

2) Поскольку для проявления  креативности очень важно иметь  высокую самооценку, целесообразно  воздействовать на нее путем  повышения внешней положительной  и минимизации внешней отрицательной  мотивации. Здесь следует оговориться,  что хотя отдельные исследователи (например, Дружинин) считают внешнюю мотивацию оказывающей положительное влияние только на низкокреативных людей, в истории имеются примеры обратного. Известен факт, что нередко лучшие произведения искусства появлялись именно в результате работы «на заказ» (например, знаменитый Реквием В.А. Моцарта). Здесь также необходимо сказать, что, по всей видимости, не всегда правомерно противопоставление внутренней и внешней мотивации, в отдельных случаях они могут как бы перетекать друг в друга, и чисто внешняя мотивация в процессе деятельности может трансформироваться во внутреннюю. Не следует забывать и о том, что этот метод будет работать лишь в случае действительной необходимости повышения самооценки, в противном случае высока вероятность, что сработает правило де Чармса3.

Информация о работе Творческое мышление