Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 20:11, курсовая работа
Творческое мышление служит основным проявлением одаренной личности.Цель изучить особенности творческого мышления.Общая характеристика мышления,понятие,формы,виды .Решение творческих задач.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…..3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ………………….6
1.1. Основные свойства мышления ….…………………………...…..6
1.2. Операции и формы мышления…………………………………...7
1.3. Виды мышления……………………………………………………9
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………….……………………….13
ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ...…15
2.1. Когнитивно – личностные характеристики………………………15
2.2. Решение творческих задач…………………………….…..………20
2.3. Интеллект и личность. Способность прогнозирования…....……31
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………..40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….42
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………..…………….44
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ………………….6
1.1. Основные свойства мышления ….…………………………...…..6
1.2. Операции и формы мышления…………………………………...7
1.3. Виды мышления……………………………………………
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………….……………………….13
ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ...…15
2.1. Когнитивно – личностные характеристики………………………15
2.2. Решение творческих задач…………………………….…..………20
2.3. Интеллект и личность. Способность прогнозирования…....……31
ВЫВОД
ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………..40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Фундамент психологического образования составляет общая психология, которая изучается сначала как « Введение в психологию», затем в форме углубленной проработки ее основных разделов, один из которых составляет тема « Мышление». Вопросы изучения мышления рассматриваются в контексте общей психологии. Это определило необходимость анализа мышления в системе основных категорий психологической науки – « деятельность», « личность», «общение». Мышление возникает как процесс, включенный в жизнедеятельность, развиваясь, оно превращается в относительно самостоятельную деятельность, имеющую свои мотивы, цели, способы. С помощью мышления обеспечивается один из уровней психического отражения, который включает осознанный и неосознанный компоненты, само мышление как деятельность регулируется этими отражениями. Мы знаем, что деятельность всегда развертывается во времени, она процессуальна, поэтому нельзя противопоставлять характеристики психического – как процесса и как деятельности. Разработка этой проблемы связана с именами А.Н.Леонтьева, А.А.Смирнова. Теории обучения и развития, среди которых теории П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова и А.В.Занкова; наглядно-действенное мышление изучалось В.Келлером, И.П.Павловым; практическое мышление было глубоко изучено советским психологом Б.М.Тепловым. Продукты мышления входят в то образование, которое А.Н. Леонтьев назвал образом мира, составляют качественно своеобразный его компонент. Мышление включено в общение, оно составляет необходимый компонент воздействия на другого человека, актов коммуникации, оно включено в процессы межличностного познания. Одновременно, мышление может принимать форму совместной деятельности. На определенном этапе развития человек способен к мысленному общению. Мышление человека личностно обусловлено так же, как оно обусловлено и его индивидными особенностями.
Мышление – необходимый компонент рефлексии личности и само становится объектом этой рефлексии. Разработка проблем психологии мышления в структуре основных отраслей психологической науки ( психофизиология, психология труда, управления, социальная, возрастная, педагогическая, медицинская психология) требует специального анализа. Предмет психологии мышления находится как бы на пересечении двух областей: того, что относится к компетенции психологического изучения, и того, что составляет предмет комплексных исследований мышления. Может быть, с этим связана трудность выделения предмета психологии мышления, мышление не отделено резкой границей от других психических явлений, а психологический подход к его изучению тесно переплетается с подходами других наук. В свою очередь, мышление, как когнитивный процесс имеет несколько видов: наглядно – действенное, наглядно – образное, вербальное операционное мышление, интуитивное и творческое мышление. [ 11 ]
Творческое мышление служит основным проявлением одаренной личности. Нет единого подхода к выделению и оценке факторов его развития в связи с развитием личности, нет ясности в изначальном соотнесении понятий творческий интеллект и творческая личность, ибо очевидно, что совокупность когнитивных характеристик не исчерпывает личности как целого. Вместе с тем нельзя понять закономерности развития творческого мышления вне общего контекста развития личности.
Задачи исследования. Все ли свойства личности имеют непосредственное отношение к развитию ее мышления, определяет ли тип личности тип ее творческого потенциала? Какие из личностных факторов являются базовыми в структуру творческой деятельности? Какие когнитивно – личностные структуры являются ведущими в творчестве, однозначными в своем необходимом качестве, и какие – вторичными, допускающими вариативность индивидуальных типических проявлений? Попытаюсь рассмотреть эти три проблемы.
Цель исследования – изучить особенности творческого мышления.
Объект исследования – мышление как важнейший процесс познавательной деятельности.
Предмет исследования
– психология творческого мышления.
ГЛАВА
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
МЫШЛЕНИЯ
1.1.
ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА
МЫШЛЕНИЯ
Мышление
– это обобщенный и опосредованный процесс
отражения действительности. Целью мышления
является анализ связей и отношений
между предметами, в результате которого
у человека складывается схема ситуации,
вырабатывается план действий в ней. Осознать
связи между объектами и их отношения
( например, что тверже или тяжелее) непосредственно
невозможно. Невозможно это сделать
и при одномоментном контакте, который
дает представление лишь о внешнем виде
объекта ( например, для того, чтобы понять,
что зимой всегда холодно или что вода
замерзает при нулевой температуре,
необходимо наблюдать эти явления неоднократно,
только обобщив наблюдения, можно с уверенностью
говорить о различиях между временами
года или о свойствах воды). Тот факт, что
опыт одного человека может быть недостаточен
для точного и объективного суждения,
показывает, что необходимы надындивидуальные
критерии, которые подтвердили бы правильность
индивидуальных обобщений. [ 20 ] А в качестве
такого критерия довольно часто используется
логика, которая надличностна и является
кристаллизацией опыты многих поколений.
В других видах мышления, напрямую не связанных
с логикой ( образно – схематическом, творческом),
человек обращается к иным видам надындивидуального
опыта, отраженным в культуре для доказательства
объективности и достоверности своих
выводов. Таким образом, мышление это и
опосредованное отражение, то есть в процессе
мыслительной деятельности используются
дополнительные, опосредующие его, орудия
( для того, чтобы осознать, что железо
тверже дерева, нам необходимо сравнить
их между собой. Точно так же, глядя на
воду и на деревянный брусок, мы не можем
сказать, что из них тяжелее. Для этого
нам надо бросить брусок в воду и посмотреть
– утонет оно или поплывет. То есть мы
определяем тяжесть дерева посредством
ее сравнения с водой, опосредованно. Твердость
дерева мы проверяем посредством железного
топора, который его рубит, в то время как
стекло разбивается при ударе по нему.
Это дает нам понимание того, что стекло
более хрупко, а железо более твердо, чем
дерево). Из этого примера видно, что первые
орудия труда были в то же время и первыми
орудиями мышления, потому что с их помощью
устанавливались и проверялись отношения
между предметами. Эти орудия являлись
и первой абстракцией, так как в утверждении
что, например, топор можно делать только
из железа или стали, но нельзя из стекла,
уже содержится обобщенный результат
мышления, абстрагированный от чьего –
то непосредственного опыта. Индивидуальный
опыт передается следующим поколениям
и в виде орудий, и в виде слов, которые
фиксируют его результаты. Это и есть те
самые значения, которые составляют содержание
сознания отдельного человека и культуры
данного общества. Именно образцы поведения
в разных ситуациях, нормы общения, герои
художественных произведений являются
подтверждением индивидуальных обобщений,
над личностным опытом, который, как и
логика, помогает в различных видах мышления
объективировать индивидуальный опыт.
1.2.
ОПЕРАЦИИ И ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ
Несмотря на существенные различия видов мышления, большинство из них в том или ином виде использует логические операции, которые являются фактическими операциями мышления. Это прежде всего анализ и синтез, индукция и дедукция, операции классификации, сравнения, обобщения. Динамика овладения этими операциями является важным показателем развития мышления. Многие виды мышления оперируют такими логическими формами, как понятия, суждения и умозаключения. Суждение отражает связь между понятиями. Например « человек смертен, Сократ- человек» - это понятия, которые связываются суждением: « Сократ смертен». Суждения, которые исследует психология, связаны с утверждением или отрицанием чего- либо и выражаются в форме предложений. Фраза « Вода замерзает при нулевой температуре» отражает наши суждения о свойствах воды. При этом суждение понятно только в том случае, если человек имеет представление о тех понятиях, о которых судит ( то есть понимает чем различаются вода и лед). Таким образом, знание о предмете связано с возможностью высказать о нем правильное суждение. Психологическое суждение отличается не только содержанием, но и характером рассуждения, оно может быть высказано с уверенностью или с сомнением, колебаниями. Это находит отражение в интонациях и словесных формулировках ( это, безусловно, вероятно, может быть, это так).
Умозаключение - это вывод из нескольких суждений, относящихся к разным аспектам умозаключения, то есть это процесс мышления, при котором на основании нескольких суждений выводится новое ( например, человек, подойдя утром к окну, видит лужи и делает заключение, что ночью шел дождь. Рассуждая о том, что сейчас на асфальте лужи, а это происходит всегда после дождя, он приходит к выводу или заключению о прошедшем ливне).
Понятия
– это уже высший уровень обобщения, они
отражают большинство наших представлений
о мире; мебель, дикие и домашние животные
– это все понятия, относящиеся к разным
аспектам нашего знания. В то же время
формальная логика сама по себе не раскрывает
сути мыслительного процесса людей. Хотя
логики нет ни у детей, ни в традиционных
культурах, в том и другом случае возможны
правильные решения достаточно сложных
задач. Пралогическое ( в отличии от логического)
мышление, характерное для первобытной
культуры, оперирует другими формами и
механизмами – это и магия, и вера в одушевленность
мира, и житейский опыт, воплощенный в
речи и орудиях труда. Отголоски этого
вида мышления мы можем увидеть в религии,
в вере в колдунов, в способах решения
конкретных житейских ситуаций. Поэтому
формальная логика не может полностью
описать психологию мышления и потому,
что эмоции и переживания людей, их личностные
особенности и активность накладывают
серьезный отпечаток на использование
логических операций. Суждение « Сократ
смертен» с точки зрения формальной логики
безусловно более верно, чем « Сократ бессмертен».
Однако, рассуждая о роли его идей и их
влияние на дальнейшее развитие науки,
более точным будет именно второе суждение.
Не менее важно и то, что логическое мышление
не приводит к творчеству, к новому решению,
в то время как для психологии мышления
важна эта проблема. Из этого можно сделать
вывод, что изучение логических операций,
суждений и умозаключений используется
в психологии как метод, но не как содержание
и тем более цель исследования. [ 7 ]
Психологическая наука в ходе своего исторического развития постепенно отделялась от философии, поэтому не случайно, что в поле внимания психологов прежде всего попали те виды мышления, которые первоначально занимали внимание философов. Теоретическое, рассуждающее мышление выдвигается на первый план в психической жизни человека. Считая мышление признаком существования человека, ничто так убедительно не доказывает существование человека как акт мышления. Рассуждающее, словесно- логическое мышление характеризуется использованием понятий, логических конструкций, которые существуют и функционируют на базе языка и языковых средств. Однако современная психология не рассматривает этот вид мышления как единственный.
Наглядно - действенное мышление существует и у высших животных, изучалось И.П. Павловым, В. Келером. Основная характеристика этого вида мышления отражена в названии: решение задачи осуществляется с помощью реального преобразования ситуации, с помощью наблюдаемого двигательного акта. Наглядно- действенное мышление иногда еще называют « ручной интеллект». Это связано с тем, что в процессе решения задачи субъекту необходимо непосредственное взаимодействие с предметами, входящими в проблемную ситуацию ( так, крысе обязательно нужно пробежаться по лабиринту, прежде чем понять, каким образом добраться до мяса, а каким- до воды). В одном из самых распространенных методов диагностики наглядно- действенного мышления детям предлагают вложить разные геометрические фигуры в ящик, имеющий отверстия - круглое, квадратное, треугольное и т.д. На первой стадии решения этой задачи дети пытаются всунуть предмет в любое, первое попавшееся отверстие, а к правильному решению приходят только после нескольких неудачных попыток. Этот способ решения получил название « метод проб и ошибок».[ 2 ]
В психологии выделяется как самостоятельный вид образное ( наглядно – образное) мышление. Функции этого мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию; с конкретизацией общих положений. С помощью образного мышления более полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременное видение предмета с нескольких точек зрения. Очень важная особенность образного мышления – установление непривычных сочетаний предметов и их свойств. В отличии от наглядно – действенного мышления при наглядно – образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа. Таким образом, можно сказать. Что различия между разными видами мышления связаны с разницей в ориентировке: либо это ориентировка в действии, которая идет параллельно с решением (наглядно – действенное мышление), либо ориентировка во внутреннем, образном плане, которая предшествует решению ( наглядно – образное мышление). Главным при переходе от одного уровня мышления к другому является именно опыт, помогающий сформировать предварительную, внутреннюю ориентировку о ходе решения задачи, доказывается многими экспериментами, наиболее наглядными среди которых представляются опыты по изучению генезиса мышления у детей. Их результаты показывают, что первым этапом в развитии мышления является переход от поведенческой, внешней, к образной, внутренней ее форме. При выделении информативных признаков происходит классификация и обобщение предметов. Операционной стороной мышления при этом выступают логические операции. Наглядно – действенное, наглядно – образное, словесно – логическое мышление образуют этапы развития мышления в онтогенезе. В настоящее время в психологии убедительно показано, что эти три вида мышления сосуществуют и у взрослого человека и функционируют при решении различных задач. В психологии различают также теоретическое и практическое мышление по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление – это познание законов и правил ( открытие периодической системы Менделеева – продукт его теоретического мышления). Основная задача практического мышления состоит в подготовке физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана или проекта. [ 3 ] Практическое мышление было глубоко изучено советским психологом Б.М.Тепловым. Теоретическое мышление наиболее последовательно изучается в контексте психологии научного творчества. Одна из важных особенностей практического мышления заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени (так, например, для фундаментальных наук открытие закона в феврале или в марте одного и того же года не имеет принципиального значения. Составление же плана ведения боя после его окончания делает работу бессмысленной). В практическом мышлении очень ограниченные возможности для проверки гипотез. Все это делает практическое мышление более сложным, чем мышление теоретическое. Теоретическое мышление мы можем сравнить с мышлением эмпирическим. Здесь в качестве критерия используется характер обобщений, с которыми имеет дело мышление: в одном случае это научные понятия, а в другом – житейские, ситуативные обобщения. Теоретическое мышление характерен для научной деятельности и может не опираться на обобщение чувственных данных, но оперировать только абстрактными понятиями. Практическое мышление всегда основывается на опытном материале. Целью практического мышления является решение вопросов, поставленных реальной действительностью и предполагает воплощение полученных результатов в жизнь, в то время как для теоретического мышления достаточно получить правильный ответ в идеальном плане.