Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 19:49, курсовая работа
Задачи:
1.Изучить состояние проблемы развития творческого мышления.
2.Изучить особенности мышления студентов группы пл-211.
3.Разработать рекомендации по развитию и формированию творческого мышления для студентов группы пл-211 и их преподавателей.
Введение.
Актуальность.
Творческое
мышление – один из интереснейших
феноменов, выделяющий человека из мира
животных. Уже в начале жизни
у человека появляется настоятельная
потребность самовыражения
В
последнее время в нашем
Учеными затрачено много усилий на выяснение того, как человек решает новые, необычные, творческие задачи. Однако до сих пор явного ответа на вопросы о психологической природе творчества нет. Наука располагает только некоторыми данными, позволяющими частично описать процесс решения человеком такого рода задач, охарактеризовать условия, способствующие и препятствующие нахождению правильного решения. Часто приходится слышат: «Я склонен к техническим наукам, рисовать и выдумывать я не умею?» Тогда возникает вопрос – действительно ли не каждый человек может заниматься творчеством и возможно ли со временем развить в себе творческий потенциал?
Цельность восприятия - этим термином обозначают способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее(в отличие от восприятия мелкими незначительным порциями). На эту способность указал И.П.Павлов, выделив два основных типа высшей кровяной деятельности -художественный и мыслительный. Сто лет спустя американский психолог С.Медник обратил внимание на важность «отдаленного ассоциирования» как составляющей творческого потенциала. По предположению украинских ученых Э.Голованя и В.Старинца были проведены опыты, в которых удалось показать, что между любыми двумя понятиями(словами) можно установить ассоциативный переход в четыре-пять этапов. Одними из крупнейших исследователей творческого мышления являются Я.А.Пономарев и Д.П. Гилфорд.
В наше время
наблюдается потребность
Однако очень важно следить за уровнем развития творческого мышления студентов, особенно на такой специальности, как психология. Необходимы всевозможные тесты, работы, на выявление степени творческого мышления в группе учащихся. Изучение психологической специальности тесно связано с творчеством. Ведь творческая личность – это особенная личность. Это индивидуальность, которой свойственна пытливость ума, любознательность, умение принимать важные правильные решения в непростых ситуациях. Именно креативная личность способна создавать и творить, находить решения противоречий. Что очень важно в работе психологов и является актуальным в наши дни.
Противоречия:
-между
потребностью общества в
-между
необходимостью развития
Проблема: Заключается в том, каковы механизмы развития творческого мышления студентов психологов и в какой степени выражено их творческое мышление.
Объект исследования: творческое мышление
Цель: Выявить психические аспекты и разработать рекомендации дря развития творческого мышления студентов группы пл-211.
Предмет: развитие творческого мышления у студентов пл-211
Гипотеза:
Можно осуществить развитие творческого мышления группы студентов пл-211 если:
-будет проведен анализ литературы по проблеме «творческое мышление»
-определено содержание понятия творческое мышление
- подобраны методики
на выявление степени
-проведено исследование
на выявление степени
-получены результаты
-выявлены особенности
-разработаны рекомендации, направленные на развитие творческого мышления студентов группы пл-211.
Задачи:
Теоретико-методологическая основой исследования являются труды зарубежных- и отечественных психологов по проблеме творческого мышления(Д.П. Гилфорд, Э. Голован, В. Старинцев), подходы к развитию личности(Л.С. Выгодсткий, А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн, Р.С. Немов), фундаментальный подход о цельности восприятия И.Павлова, а так же труды по проблеме творчества и психологии личности(Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, А. Адлер)
Анализ практики показал, что данная тема является актуальна в наши дни, однако не рассмотрена в обширной и глубокой форме. По данной теме существует много вопросов, на которые нет ответов в наше время.
Практическая значимость исследования заключается в подборке методик по проблеме творческого мышления и разработке рекомендаций для студентов группы пл-211.
На защиту выносится:
-содержание понятия творческое мышление
-комплекс
методик, направленный на
-экспериментальная часть и анализ ее результатов
-разработанные
рекомендации